Публицистика американской революции
События, происходившие в Англии в середине 17 столетия, оказали огромное влияние на развитие общественной мысли в других европейских государствах, а также на американском континенте. Американская революция была в известном смысле продолжением английской, поскольку речь идет об английских колониях, заселенных выходцами из Европы, в том числе и из Англии. Но эта революция имела свой неповторимый характер. Ее особенность заключалась в том, что она развивалась в двух направлениях. Первое – антиколониальная освободительная борьба с метрополией за национальную независимость. Второе – борьба между местными аристократами и демократическими слоями населения. Оба эти направления развивались параллельно, делая практически всех американцев на первом этапе (1775-1783) единомышленниками и – противниками на втором (1783-1787)
Война за независимость в Серной Америке продолжалась с 1775 года (первое столкновение колонистов с английскими войсками у Конкорда и Лексингтона) по 1783 год (подписание парижского мирного договора). Она стала прямым следствием противоречий между метрополией и колониями. Колонии быстро набирали силу, стремясь к экономической и политической самостоятельности, метрополия же продолжала видеть в них только источник сырья и огромных доходов.
Движение протеста против колониального господства Англии началось в 1765 году. Тогда в Нью-Йорке было создано нелегальное общество «Сыны свободы», которое возглавляли радикально настроенные мелкие торговцы. Они выступили за бойкот английских товаров, а также поставили под сомнение привилегии местной элиты. Революция, таким образом, начиналась в низах, ее развивали простые американцы, и именно они были главной действующей силой на первом, наиболее важном, этапе революции. Позиция так называемых «умеренных» американцев, главным образом крупных землевладельцев, вначале была проанглийской. Многие из них опасались восстания «черни». Однако наиболее дальновидные представители элиты довольно быстро взяли под свой контроль революционное движение.
Расстановка политических сил в американской революции нашла свое отражение в журналистике этого периода. Политический памфлет, получивший небывалое развитие в эпоху английской революции, оставался одной из ведущих форм журналистского творчества, но и газета во времена войны за независимость в США становится на один уровень с памфлетом [21].
В период с 1763 по 1783 гг. число американских типографий достигает двухсот. И за этот период ими было выпущено в свет девять тысяч названий печатных изданий – газет, книг, плакатов. Все эти издания были полем боя в политических дискуссиях, в которых принимали участие многие лидера американской революции. Особого внимания заслуживает публицистика Томаса Джефферсона, Томаса Пейна и Александра Гамильтона.
Томас Джефферсон (1743-1826 гг.) – один из «отцов-основателей» нации, видный политический деятель, публицист и президент США – известен в истории этой страны не только как один из лидеров американской революции, но, прежде всего как создатель знаменитой Декларации независимости («Декларация представителей США, собравшихся на общий конгресс» 1776г.). Это произведение Джефферсона аккумулировало в себе лучшие идеи английского, американского и французского Просвещения. В нем нашла выражение идея построения справедливого демократического общества, основанного на доверии к человеку, его разуму. Автор Декларации вступает как сторонник теории «естественного права».
В соответствии с идеями Просвещения Джефферсон внес в Декларацию пункт, предусматривающий уничтожение рабства, но богатые плантаторы и арендаторы, представленные большинством в Конгрессе, добились исключения его из окончательного текста Декларации. Таки образом, в молодом свободном государстве, еще только что отстаивающем свою независимость, сохранялось рабство. Но в целом для своего времени, когда почти во всем мире господствовал феодальный строй с его сословным неравенством, политическим бесправием и средневековой косностью, Декларация независимости была весьма прогрессивным документом. В ней провозглашались высокие принципы права каждого на «жизнь, свободу и стремление к счастью».
Томас Джефферсон был лидером противников сильной власти и создания централизованного государства в США. Он вел активную полемику по этому вопросу с Александром Гамильтоном.
[21] Л.Н.Золотуха. Возникновение и развитие журналистики в эпоху становления капитализма. М., 1987. С. 54.
КАДР
Томас Пейн – английский ремесленник, самоучка, убежденный гуманист и сторонник теории «естественного права». Он прибыл в Америку накануне революции и сразу же стал ее активным участником, более того – вдохновителем американцев. Еще до отплытия в Америку Пейн познакомился с известным просветителем Бенджамином Франклином, который и дал ему свои рекомендации в Филадельфию.
По прибытию в 1775 году Томас Пейн становится редактором ежемесячного «Пенсильванского журнала», который издавался Робертом Эйткином. За три месяца работы Пейна в журнале число его подписчиков увеличилось с 600 до 1500. Пейн был великолепным журналистом. Его публикации отличались простотой и ясностью изложения, точностью и яркостью языка. Он писал легко, быстро, почти не правил свои рукописи. В журнале Пейн использовал псевдонимы «Эзоп», «Атлантикус», «Голос народа». Уже в первых публикациях ему удалось отразить главные вопросы, волновавшие всех американцев. Об этом говорят статьи «Африканское рабство в Америке» (1775) и «Серьезная мысль» (1775), посвященная антиколониальной борьбе.
В январе 1776 года в Филадельфии вышла в свет маленькая книжка под названием «Здравый смысл». Это был памфлет Пейна, который всколыхнул всю Америку. Он стал знаменем борцов за независимость. Тираж памфлета достиг 120000 экз. Он буквально завладел умами американцев и обратил всех в сторонников независимости.
В памфлете дано обоснование естественного права американского народа на борьбу за независимость. Сила произведения Пейна заключалась в том, что он сделал идеи мыслителей эпохи близкими и понятными простым американцам, изложил теорию «естественного права и общественного договора» на языке народа убедительно и страстно. Пейн аргументировано объясняет необходимость создания конституции нового государства. Критикует английскую монархию: «Для Бога и общества один честный человек нужнее, чем все коронованные разбойники мира, когда-либо жившие на земле» [22].
После выхода в свет «Здравого смысла» Томас Пейн становится одним из лидеров движения за независимость. Он принимает активное участие в военных действиях (сражается вместе с колонистами и ведет разъяснительную работу среди солдат), продолжает писать. В «Пенсильванском журнале» в течение семи лет печатает серию из 13 статей под общим названием «Американский кризис». В этих публикациях он затрагивает самые актуальные темы военных лет: финансовый хаос, проблемы управления рождающимся государством, необходимость национального единства, проблему шпионажа в пользу Англии и т.д. Именно в одной из статей этого цикла впервые прозвучало название будущей страны – Соединенные Штаты Америки.
После подписания Парижского мирного договора, когда молодое государство вступает в период законодательного устройства, Пейн выступает против сторонников «сильной власти». Он становится членом «Общества политических исследований», созданного Франклином. Выступает в защиту автономии штатов. В 1786 году выходит его трактат «Рассуждение о государстве, банках и бумажных денег», в котором он выступает за ликвидацию бумажных денег, выпущенных в огромном количестве в тяжелые времена войны, и за сохранение банка. Но, в отличие от Александра Гамильтона и его сторонников, Пейн предполагает, что банк будет служить всем социальным слоям, станет поддержкой и беднякам.
В 1787 году он отправляется во Францию с надеждой реализовать в Европе свой проект постройки моста (мост по проекту Пейна был построен в Англии в 1790 году и прослужил до 1929 года, оставаясь в хорошем состоянии) и оказывается в Париже накануне Великой французской революции.
В революции Пейн принимает активное участие. В 1791 году он издавал в Париже вместе с Кондорсе газету «Республиканец». Пейн выступал как активный пропагандист идей этой революции и ее защитник. В 1790 году в Англии вышел памфлет известного политического деятеля Эдмунда Берка «Размышления о французской революции», критиковавший идеи и лидеров этой революции. В ответ на памфлет Берка Томас Пейн пишет памфлет «Права человека», в котором дает объяснение и оценку Великой французской революции. Он пишет о том, что французская революция достигла качественно более высокого уровня, в своем социальном развитии она пошла дальше американской. Но противоречия классов, вылившиеся в США в дискуссию законодателей, во Франции нашли свое выражение в кровопролитных битвах. Томас Пейн не поддержал якобинцев и остался на стороне жирондистов. Он высказался против казни короля, его испугал террор.
Позицию его объясняют его размышления о революциях в это время. Анализируя происходящие события, Пейн говорит о том, что «революции могут возникать из двух различных причин: одни, чтобы избежать или освободиться от бедствия, другие, чтобы получить большее и положительное благо; обе они могут различаться по названиям на активные и пассивные революции. В тех, которые происходят по первой причине, характер становится гневным и раздраженным, а исправление положения… слишком часто омрачается местью. Но в тех, которые происходят по второй причине… Разум и дискуссия, убеждение становятся оружием в споре» [23].
Возвратившись в Америку в 1802 году, Томас Пейн продолжал заниматься журналистикой. В республиканской газете «Национальный информатор» было опубликовано восемь его писем «К гражданам Соединенных Штатов», в которых он поддерживал политику Джефферсона и продолжал борьбу против федералистов.
Одним из ярких лидеров федералистов был Александр Гамильтон, журналистское творчество которого приняло особо активные формы на втором этапе американской революции (1783-17987 гг.), когда независимость была завоевана, и решался вопрос о формах государственного устройства США. Этот этап характеризовался яростными столкновениями сторонников демократии и сильного централизованного государства.
Особенно ярко это столкновение отразилось в дискуссии, которую вели А.Гамильтон с Т. Джефферсоном.
Позиция Гамильтона была схожа с позицией английского философа Томаса Гоббса. Он всегда призывал к подчинению личных интересов интересам национальным. В этом он видел высшую добродетель. Самым же безупречным блюстителем национальных интересов он считал монарха или губернатора, то есть представителя сильной власти, так как, по его мнению, республика не допускает решительного правления, в котором и состоит все достоинство государства.
Александр Гамильтон принимал активное участие в войне за независимость (был адъютантом и личным секретарем Д.Вашингтона). После окончания войны он завершает юридическое образование и активно включался в общественную жизнь США. Одной из форм этой активности была журналистика.
В 1781-1782 гг. Гамильтон публикует в газете «Нью-Йорк пакет» шесть больших статей под псевдонимом «Континенталист». Эти публикации представляли собой концепцию сторонников сильного централизованного государства – федералистов. Гамильтон призывает сосредоточить власть в стране в руках единого континентального конгресса, который бы определял политику государства. По сути дела, речь шла о передаче власти в руках богатых американцев. Известен афоризм одного из лидеров федералистов Дж. Джея – «Те, кто владеет страной, должны и править ею». Гамильтон отдал много сил и созданию первого американского национального банка – экономическому фундаменту будущего государства (был первым министром финансов США).
27 октября 1787 года в нью-йоркской газете «Индепендент джорнэл» вышла первая статья в защиту только что принятой Конституции США (1787). Впоследствии на протяжении 1787-1788 гг. в этом же издании, а так же в ряде других газет Нью-Йорка была опубликована серия из 85 статей, написанных Гамильтоном (53), Мэдисоном (27) и Джем (5) за подписью «Публий». Весной 1788 года вышел двухтомный сборник, объединивший все эти публикации под названием «Федералист», который и по сей день считают «самым уникальным вкладом американского политического гения в науку о государстве» [24]. Гамильтон в этих публикациях выполнял функцию разоблачителя республиканцев и пропагандиста «сильной президентской власти». Последнему вопросу он посвятил 12 статей. Гамильтон писал о том, что поскольку народ оказал доверие президенту, то нет причин ограничивать его власть, тем более, что конституция наделяет народ суверенитетом, превращая государство в его слугу. И уже поэтому оно не может ущемить права народа. «Наш народ никому не отдавал своей власти, а потому сам сохраняет ее во всей полноте и не нуждается в каких-либо ее ограничениях».
В 1791 году Конгресс принял 10 поправок к Конституции, вошедших в историю под названием «Билль о правах». Эти поправки провозглашали свободу слова, собраний, печати, неприкосновенности личности и т.д. «Билль о правах» вводил в молодой республике основы буржуазной демократии.
[22] Пейн Т. Избранные сочинения. М.,1959. С. 46.
[23] Гольдберг Н. Томас Пейн. М., 1969. С.81.
[24] Печатнов В.О. Гамильтон и Джефферсон. М., 1984. С.79
Кондорсе- Мари Жан Антуан Николя де Карита, маркиз де Кондорсе (1743-1794) – французский писатель, ученый-математик и политический деятель.
КАДР