Рождение газеты в Древнем Риме
Очень долгое время и греки, и римляне довольствовались устной формой передачи информации: выступлениями ораторов, распространением известий с помощью глашатаев. Впоследствии появляются надписи и афиши. До нашего времени дошло более 120000 образцов надписей времен римской эпохи, то есть тех, возраст которых превышает две тысячи лет. Информация, размещенная в этих образцах, носит самый разнообразный характер. Публиковались официальные документы, и постановления сената; законы, памятные даты… Но в то же время здесь можно найти рекламные объявления услуг астрологов, врачей, которые предлагают чудодейственные лекарства; или объявление вдовы, желающей продать дом; афишу группы гимнастов, прибывших в Рим и т.д. В зависимости от важности сообщаемого и материального достатка заказчика надписи делались на мраморе, меди, досках, беленых стенах. Одна из таких стен, Regia – стена дома, где жил верховный понтифик – сыграла значительную роль в римской истории. На этой стене помещалась специальная доска album, открывающаяся именами консулов и судей, на которую по приказу официальных властей вносились краткие записи о наиболее значительных и ярких событиях, происходивших в Риме и провинциях. Позднее, по окончании года, доски стали переносить в хранилище – архив, откуда и началась писаная история римского государства. Не случайно, все историки, пользовавшиеся Великими летописями, начинали свое повествование о каком-либо годе словами: «В консульство такого-то и такого-то…». Таким образом, Regia сыграла огромную роль не только в распространении информации, но и в ее сохранении.
Большое значение придавали древние распространению информации и в своей мифологии. Считалось, что информацию разносит среди людей богиня Молва (Fama), у которой сто глаз и сто ушей. Днем она держится на крышах зданий, чтобы все видеть, а ночью пробегает по небу, дабы все рассказать. Молва никогда не дремлет и разглашает и ложь, и истину. О ней упоминают в своих произведениях Гомер, Софокл, Вергилий.
Перечисленные способы распространения информации устраивали тех, кто постоянно находился в Риме, но по многим делам известные политики и государственные деятели вынуждены были уезжать в далекие провинции, и тогда связь со столицей поддерживалась через письма. Люди, занимавшиеся политической деятельностью, очень нуждались в переписке.
Для того чтобы не оторваться от событий римской жизни, состоятельные люди нанимали подобие репортеров, (так называемые operarii – ремесленники), людей образованных, но без определенных занятий, или же эти функции исполняли образованные рабы. Многие из этих корреспондентов были греками, приехавшими в Рим в поисках интеллектуальных заработков (их часто называли «голодные греки»). В обязанности этих людей входило собирание любой информации о происшествиях, скандалах, несчастных случаях и тому подобных событиях. Они описывали в донесениях патронам гладиаторские состязания, богатые похоронные процессии, свадьбы и т.д. Был, например, такой корреспондент у Цицерона, звали его Хрест. Все новости, сообщаемые этими репортерами, были занимательными, но мало информативными с политической точки зрения, поскольку таких людей не пускали в знатные дома и они были далеки от элиты общества, осуществляющей управление государством. Хотя опытный политик мог по самым незначительным происшествиям уловить настроения римского народа.
Другую группу корреспондентов составляли лица более осведомленные в хитросплетениях римской политики – друзья и близкие, люди из сенаторского сословия. Они были вхожи к первым лицам государства и были в курсе всего происходившего. Особенно ценились письма людей мыслящих, аналитиков, способных представить целостную картину римских событий, обладающих юмором и хорошим литературным стилем. К таким корреспондентам относился, например, Цицерон.
В жизни Рима письма играли важную роль: с помощью письма можно было не только сообщить важные сведения какому-либо политическому лицу, но и выразить ему свою симпатию или недовольство. Например, Цезарь как опытный политик нередко сам писал письма, чтобы привлечь на свою сторону известных людей или сделать общим достоянием свои подвиги.
Эпистолярное творчество римлян во многом заменяло им современную газету. Письма выдающихся людей, в которых они высказывали свои чувства и взгляды, читались, комментировались и переписывались. Посредством таких писем государственный человек защищал себя перед людьми, уважением которых он дорожил. Письма, в которых содержалась какая-либо значительная новость, переходили из рук в руки и становились общественным достоянием. Существовал и обычай открытых писем, текст которых размножали и развешивали на стенах в публичных местах. Эпистола обладала одной существенной особенностью – субъективностью изложения материала, поскольку письмо было явлением частной жизни граждан, и, следовательно, как форма идеологического воздействия не подлежало контролю со стороны государства.
[11] Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. М., 1998. С. 151.
верховный понтифик– (в переводе с латинского «великий строитель мостов») – высшая жреческая должность в Древнем Риме, была пожизненной. В 753 – 712 годах до н. э. должность занимали цари.
Роль основателя мировой прессы принадлежит Гаю Юлию Цезарю. В год своего первого консульства (59г. до н.э.) Юлий Цезарь начал издавать знаменитые «Acta diurna senatus ac populi» («Ежедневные протоколы сената и римского народа»). До появления «газеты» Цезаря в Риме существовали «acta senatus» (протоколы сената), которые никогда публично не выставлялись и шли в архив. Они были доступны самим сенаторам и временами несколько более широкому кругу лиц, занимающихся государственными делами. Велись они издавна и представляли собой протокольную службу римского сената. Вначале эти протоколы содержали только итоговые постановления сената, но в том же 59г. до н.э. Цезарь распорядился включить туда и сентенции и замечания отдельных сенаторов. Велись эти протоколы вплоть до 5в. н.э. Газетой или «предгазетой» они не являлись.
Что касается газеты Цезаря, то это был ежедневный листок, который содержал протоколы заседаний сената и прений в народных собраниях; изложение громких судебных дел, разбирающихся на форуме, и, кроме того, описание происходивших общественных церемоний и разных атмосферных явлений. Информация об атмосферных явлениях была связана с тем, что языческая религия римлян запрещала принятие важных политических решений и начало битв в дни неблагоприятных небесных знамений.
«Ежедневные ведомости» Цезаря носили политический характер, были шагом в угоду народу. Задумывая издание, Цезарь более всего заботился об объективности информации, доходившей до граждан в различных уголках римской республики. В основе газеты лежал жанр отчета о постановлениях, принятых в сенате. Создание официальной газеты – одно из наиболее демократических деяний Цезаря. Предоставляя гражданам объективную информацию, он поступает как демократический политик, рационалист, отнимающий монополию на знание истинного положения дел у сенаторов и апеллирующий к общественному мнению.
Любопытно, что со временем газета Цезаря получила некоторый антисенатский характер из-за гласности о происходившем в сенате и государстве. Действительно, трудно было народу сохранить уважение к некоторым сенаторам, когда стало очевидным из их выступлений, сколько интриг, личных интересов сталкивается в собрании под видом общего блага.
Хотя в целом римляне не придавали большого идеологического значения «Ежедневным ведомостям» Цезаря, прежде всего из-за отсутствия оперативности в распространении и доставке информации. Дело в том, что рукописные экземпляры газеты вначале вывешивались в Риме в публичных местах, в дальнейшем граждане читали и переписывали их в силу желания и потребности. Те же, кто находился за пределами Рима, пользовались услугами наемных переписчиков и специальных рабов-почтальонов (talellarii), и в связи с этим «Ежедневные ведомости» запаздывали минимум на две-три недели.
Таким образом, журналистики в нашем смысле слова у римлян не было, но это не означает, что они недооценивали роли публичного слова. Для Рима была характерна изначальная культурная привязанность к устному политическому слову, привычка борьбы на форуме и недооценка общественного мнения в провинции. Время публичной газеты еще не наступило.
При императоре Августе изменилось название газеты. Она стала называться «Acta senatus et populi» («Ведомости сената и народа»). Идея цезаревых ведомостей была основательно изменена, поскольку новый император не считал нужным просвещать народ относительно положения в государстве и своих планов. Подробные отчеты в газете заменили краткими отредактированными сообщениями, уменьшился объем официальной информации, зато значительно расширился отдел происшествий. В последнем публиковались самые разнообразные, вплоть до невероятных, истории. Например, о том, что когда Милон обращался к толпе во время своего выступления с приветственной речью, с неба обрушился каменный дождь. Здесь же публиковалось много сообщений из раздела, как мы сегодня бы сказали, светской хроники: о знатных свадьбах, рождениях и смертях, о разводах (в Риме, как пишет Е.Н.Корнилова, ежедневно происходило по крайней мере по одному разводу).
В последующие годы в газете все более расширяется именно отдел светской хроники – добавляется описание различных церемоний при дворе, публикуются списки людей, принимаемых императором. Что касается официальных обращений императоров, то теперь газета приводит их выступления полностью и даже упоминает об аплодисментах, которыми эти речи сопровождались. С точки зрения занимательности правительственное издание становится гораздо интереснее, но при этом утрачивает правдивость и объективность. Так как при Цезаре, который рассчитывал на добрую волю и разум римских граждан, давалась подробная информация о том, что происходит в государстве. И это давало возможность гражданам составить собственное представление о событиях в стране. «Acta senatus…» же страдали мелкотемьем, «пустяками» (как говорили о подобных публикациях сами римляне), и часто становились предметом насмешек образованных людей. Но и в таком виде газета оказывала влияние на политику в стране, в том числе и в провинциях.
Таким образом, Древний Рим создал прототип такого СМИ, как газета. Более того, уже в первых изданиях просматриваются зачатки будущих качественных («Ежедневные ведомости сената и римского народа» Юлия Цезаря) и массовых («Ведомости сената и народа») газет, содержание которых определялось задачами, поставленными перед ними властью, императорами. Само же понятие diurnalis (ежедневный) легло впоследствии в основу французского понятия journal и, следовательно, от него ведет свое название журналистика.
Милон- Тит Анний Милон (ок. 95 года до н. э. – 48 год до н. э.), древнеримский политик, народный трибун 57 год до н. э. и претор 54 год до н. э. Наиболее известен тем, что по согласованию с Гнеем Помпеем вернул из изгнания Цицерона.