Без постоянного обращения к Гуру писания будут истолкованы превратно
«Катха Упанишад» объясняет (1.2.7), что духовные вопросы настолько сложны для понимания, что люди заблуждаются относительно них, поскольку очень трудно найти истинного духовного учителя.
ш́раван̣а̄йа̄пи бахубхирйо на лабхйах̣
шр̣нванто'пи бахаво йам на видйух̣
ашчарйо вакта кушало'сйа лабдхва̄-
а̄шчарйо джн̃а̄та̄ куш́ала̄нуш́иштах̣
Мало кому посчастливится услышать истину о душе, но, даже узнав о ней, немногие понимают её, потому что трудно найти настоящего гуру, способного видеть истину. Истинный гуру — удивительная душа, какие встречаются очень редко. Однако постичь истину может лишь тот ученик, кто, совершенствуясь в науке о Боге, следует всем наставлениям боговдохновенного гуру. Такие ученики тоже необычайно редки. Потому осознать истину о душе могут лишь единицы.
Шрила Б.С. Говинда Махарадж пишет:
Толковать «Шримад Бхагаватам» или любое другое писание должен человек сведущий. Только он сможет явить нам истинный смысл святых книг. Наши знания очень ограниченны. Никто не может утверждать, что знает все. Даже Шрила Гуру Махарадж говорил о себе: «Я ученик. Вы считаете себя учителями? Я считаю себя студентом, и вас тоже. Никто не может сказать о себе, что он учитель».
Шрила Гуру Махарадж считал, что все мы ученики. Это значит, что роль мудрого, сведущего учителя очень велика. Он должен знать те науки, которые нам необходимо пройти, тогда мы легко усвоим их. Иначе возникнут трудности. Не понимая истинного смысла писаний, мы будем превратно истолковывать их, обманывая самих себя. Поэтому необходимо слушать, как объясняет «Шримад Бхагаватам» мудрый наставник, представитель Кришны — такой, как Шрила Гуру Махарадж.
В писаниях сказано очень многое и, несомненно, очень много хорошего. В них заключен глубокий смысл, но из-за ограниченности нашего знания очень легко истолковать их превратно. Поэтому нужно обсуждать писания с садху (святым человеком), чтобы знать, правильно ли мы их понимаем.
сата̄м̇ прасан̇га̄н мама вӣрйа-сам̇видо
бхаванти хр̣т-карн̣а-раса̄йана̄х̣ катха̄х̣
тадж-джош̣ан̣а̄д а̄ш́в апаварга-вартмани
ш́раддха̄ ратир бхактир анукрамиш̣йати
(«Ш́рӣмад-Бха̄гаватам», 3.25.25)
Сам Господь говорит в «Шримад Бхагаватам»: «Беседы обо Мне, услышанные из уст Моих чистых преданных, исполнены духовной силы, питающей слух и сердце и наполняющей душу восторгом. Только тот, кто избрал своим духовным проводником Моего преданного, обретет настоящую шраддху, веру, рати, привязанность, и бхакти, преданность».
Поэтому то, что написано в книгах, и то, что говорят садху, — совершенно разные вещи! Прочитанное или услышанное вне круга общения с садху не будет хр̣т-карн̣а-раса̄йана̄х̣ катха̄х̣ — нектарным повествованием, воодушевляющим сердце и душу. Только от садху приходит знание из верного источника, знание, нисходящее с Голоки Вриндаваны через сердца учителей нашей гуру-парампары. Именно это совершенное знание необходимо для нашей духовной жизни. Только в чистой преемственности, в наставлениях садху происходит передача силы, раскрывающей в сердце смысл писаний. Лишь по милости садху нам дается доступ к пониманию услышанного.
тарко ’пратиш̣т̣хах̣ ш́рутайо вибхинна̄
на̄са̄в р̣ш̣ир йасйа матам̇ на бхиннам
дхармасйа таттвам̇ нихитам̇ гуха̄йа̄м̇
маха̄джано йена гатах̣ са пантха̄х̣
(«Маха̄бха̄рата», Вана-парва, 313.117)
«Размышления никогда не приводят к окончательному выводу, а священные писания разнообразны. Стать риши, великим мудрецом, может лишь тот, чье учение отличается от других. Таким образом, путь истинной дхармы скрыт и запечатан. Поэтому истинный путь — это следование по стопам великих душ».
Комментарий Шрилы Б.С. Говинды Махараджа:
Юдхиштхира Махарадж сказал: «Нельзя понимать советы Вед буквально. Наши познания очень скудны, а знание Вед необъятно. Оно объясняет и пратьякша-гьяну, чувственное знание, и парокша-гьяну, коллективное знание, и апарокша-гьяну, бессознательное знание, и адхокшаджа-гьяну, трансцендентное знание, и многое другое. Кроме того, риши, описывающие ведическое знание, толкуют его по-разному и не всегда верно. Парашара Риши говорит одно, Васиштха Риши — другое, Чьявана Риши — третье, а сколько еще других! Как тут дживам не сбиться с пути, если истину не найти ни в писаниях, ни в толкованиях риши, ни в собственном сознании. Ведь она не там, она живет в сердцах махаджанов — великих душ, и, чтобы найти ее, нужно следовать их пути».