Данная и новая информация в тексте
Данная и новая информация текста относятся к элементам развития мысли и связности речи. Данная информация текста (данное – Д) – это исходная информация, от которой начинается развитие мысли. Она содержится в предложении, передающем коммуникативную задачу текста. Данное передается словом или словосочетанием, которое наиболее точно отражает коммуникативную задачу. Оно способствует развитию текста. Новым текста (новое – Н) называется неизвестная, новая информация текста, которую необходимо узнать.
Данная информация текста обычно имеет обобщенное значение (характеризуется в общих чертах). Новая информация текста раскрывает, конкретизирует данное, влияет на развитие смысла в тексте. Количество новой информации в одной микротеме может быть разным в зависимости от содержания текста
Способы развития информации тексте
Роль предложение в тексте
Это прогрессия текста. Прогрессия текста увеличение его объема и качества информации. Функцию обеспечения прогрессии текста вполняет предложение, в котором заявлено коммуникативное задание всего текста или одной из его частей. Такое предложение помогает настроить читателя на восприятие текста. Информация его развивается в последующих микротемах с целью раскрытия КЗТ. Текстообразующие функции предложения:
· прогрессия текста увелечение объема новой информации
· обеспечение связности текста логичская последовательность развития информации
· обоения текста логическое завершение изложения мысли
Цепная связь
Цепная связь отражает последовательное движение, развитие мысли в связной речи. В большинстве предложений мысль говорящего движется от известного, «данного» к ядру высказывания, к «новому». Но движение, развитие мысли на этом не прекращается и, как правило, не исчерпывается одним предложением. Обычно та часть предшествующего предложения, которая содержала «новое», становится в следующем предложении уже «данным», исходным содержанием, которое, в свою очередь, требует «нового» распространения. Таким образом идет плавное, последовательное развитие мысли
При цепном способе связи предложения связываются между собой
1.путём повтора ключевого слова
2.заменой синонимами (в том числе контекстными)
3.повтором членов предложения.
Параллельная связь
Параллельная связь между предложениями в составе строфы заключается также в определенной соотнесенности соединяемых предложений, но имеет иной характер, чем связь цепная. Параллельная связь выражается в одинаковом или сходном построении предложений: предложения однотипны по грамматической структуре, имеют одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами и т.д. Предложения, соединенные в сложное синтаксическое целое посредством параллельной связи, относительно самостоятельны по содержанию, меньше зависят от контекста, чем при цепной связи. Благодаря синтаксической однотипности могут создавать интересный ритмический рисунок текста, служить основой для многих стилистических фигур
План
План – самый короткий вид записи. План отражает порядок, последовательность в изложении научного текста, статьи, речи. Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного текста, для развития навыков четкого формулирования мыслей.
Удачно составленный план помогает понять и запомнить прочитанный материал, говорит об умении анализировать текст – его содержание и композицию, поскольку план всегда отражает структуру текста и вскрывает структурные отношения между частями текста. Восстановление содержания текста по плану является еще и средством самоконтроля и самооценки.
19.Виды планов
План делится на 2 виды:
Простое:состоит из перечня основных пунктов в виде заглавий
Сложное:при составлен сложного плана текста делится на композиционные части:вводную, основную и заключительную. Такой план дополняет основную мысль текста, делит на подпункты, раскрывает их содержания более пдробно
20.Типа планов
Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный,
Простой план (назывной) –план, состоящий из основных пунктов. Формулировки этих пунктов даны в назывной форме.
Сложный план –состоит из основных пунктов и делится на подпункты.
Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему... и т. д., но не Есть ли..., Пришел ли... и т. п.).
Тезисный план - план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим).
Тезис - это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада, записанное в виде предложения.
Назывной план - план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков).
Компрессия научного текста
Компрессия – это основной вид переработки текста. На основе определенных операций с текстом-источником можно построить тексты новых жанров – конспекты, аннотации, тезисы, рефераты, резюме. Компрессия(сжатие)основана на рааскрытия смысловой структуры текста-первоисточника и выделении в чем основной информации. Текст созданный в результате компрессам по отношению тексту называется-вторичным. При исключение необходимо
· выделить главное
· объединит существованное
· составить новый текст
При общении необходимо
· вычленить едиичные факты
· подобрать языковые средства их обобщеноой передачи
· составить новый текст
При упрощение
· замена придаточного определительного синоничным определением
· замена придаточного обстоятельтвенного деепричастным оборотом
Вторичные научные тексты
Вторичные научные тексты – это представленный в языковой форме результат восприятия одного или нескольких первичных научных текстов.Вторичные тексты создаются на основе других текстов и отражают умение автора воспринимать чужой текст и сжимать (компрессировать) его.