Деловая пресса и ее типологические характеристики.
Деловая пресса— это особая информационная система, функции которой состоят в обеспечении бизнес-коммуникации, с единым категориальным признаком — деловой проблематикой, раскрывающей экономическую природу анализируемого предмета. Структурно-функциональная специфика деловой журналистики обусловлена тремя группами факторов: объектно-предметным наполнением; методом; характером аудиторий, с которыми она реализует коммуникативные отношения. Читатели деловых журналов - руководители и собственники компаний, промышленных предприятий, менеджеры среднего звена, представители органов власти, люди, желающие начать свой бизнес. В массе своей издания заявляют именно такую аудиторию: социально активная часть общества, имеющая стабильно высокий доход, преимущественно мужчины 35-50 лет. Издания имеют подзаголовки «журнал для деловой элиты», «для первых лиц», «для состоятельных людей», «журнал представительского класса». Встречаются примеры обращения к руководителям и специалистам предприятий и номинирующие себя как «популярный деловой» журнал. Несмотря на значительный рост экономической деятельности в стране, реальная аудитория деловых изданий России за последние годы практически не выросла и по-прежнему составляет около 2% от всей читательской аудитории страны. В Европе эта цифра составляет 50%. По оценкам экспертов еженедельники «Эксперт», «Деньги», «Власть» «Профиль» читают в Москве 12% населения, а в России в целом - 9%.
Например, газета «Коммерсантъ» Аудитория: мужчины 35-55 лет; жанр: аналитический; периодичность: 6 раз в неделю; тираж: 125 000.
5. Типологические характеристики изданий для женщин
По характеру изложения и типу аудитории женские издания делятся на:
- элитарные ("Женский клуб");
- массово-популярные ("Работница", "Крестьянка");
- литературно-художественные (газета "Берегиня");
По объему на:
- "тонкие" ("Работница");
- "толстые" ("Славянка");
По формату - на:
- журналы большого формата ("Женский клуб");
- уменьшенного ("Мир женщины").
В основе следующего деления женских изданий лежит целевое назначение, которое находит свое выражение в их тематике и структуре. По этому параметру женские издания можно разделить на:
- издания социальной направленности (журнал "Работница", газеты "Москвичка" и "Дочки-матери");
- внеполитичные издания, обращенные главным образом к душе человека ("Сударушка");
- познавательно-информационные издания коммерческого характера (дайджесты);
- проблемно-информационные издания, снабжающие читателей деловой и другой важной для него информацией ("Вы и мы");
- газеты и журналы гуманитарно-образовательной направленности ("Женский клуб");
- издания по проблемам семьи ("Очаг");
- журналы мод ("Московский стиль").
Характер аудитории:
- международные издания, которые обращены к женской аудитории многих стран ("Домашний очаг", Cosmopolitan);
- общенациональные издания, адресуемые женщинам всех регионов страны ("Работница", "Крестьянка");
- издания для этнических женских сообществ ("Женщина Дагестана", "Женщина", Казань);
- региональные издания, предназначенные для различных территориальных общностей женщин ("Яблоко", Саратов; "Женские игры");
- издания, предназначенные различным возрастным группам (для подростков и молодых девушек - журнал "Маруся", для женщин среднего возраста - Cosmopolitan);
- издания для женщин, готовящихся стать матерями, родивших детей, ухаживающих за детьми; издания для женщин с достатком (Vogue, ELLE, Harper`sBazaar).
По характеру информации выделяются следующие типы женских изданий:
- универсальные, вбирающие в свое содержание весь круг тем, интересующих данную женскую аудиторию ("Работница", "Крестьянка", "Домашний очаг");
- издания, посвященные здоровью женщины ("Женское здоровье");
- журналы мод ("Журнал мод", Оffiziel);
— женские издания, главным объектом которых является внешность уход за внешностью, модные прически, украшения, правилрьное питание ("Красота").
6. Типологические характеристики издания для молодежи(15-24лет)
Собственно молодёжная пресса представляет собой специфический сегмент медиарынка. Этот тип периодики выполняет несколько иные задачи по сравнению со всеми остальными типами СМИ.Рассматривая функциональные особенности молодёжных медиа, нужно отметить, что в силу возрастных и социально-психологических особенностей молодёжной аудитории главной становится социализаторская функция СМИ. Её суть заключается в представлении аудитории и распространении различных моделей поведения. Вместе с тем СМИ о молодёжи и для неё выполняют целый ряд других задач. Как и остальные медиа, молодёжная периодика информирует, развлекает. Важной становится функция организации и поддержания общественного диалога (а молодёжной аудитории, как никакой другой, необходима площадка для обмена мнениями)
По характеру аудитории и периодику можно разделить на следующие группы:
* общероссийские (журналы «ОМ», «Техника — молодёжи»);
* межрегиональные (журнал «Птючconnection»);
* международные (журнал «Ровесник»);
* городские (данная группа в силу объективных обстоятельств состоит в основном из газет, одна из них — «ВУЗовские известия»);
* для социальных групп (журналы «Student’slife», «STUDENTOZ», «Student» (Санкт-Петербург) — для студентов; «ОМ» и «Птючconnection» — для богемы);
* издания для студентов различных вузов (это, как правило, газеты: например, «Московский университет» — МГУ им. М. В. Ломоносова; «Вышка» — ГУ-ВШЭ; «От винта» — МАИ; «Менделеевец» — РХТУ им. Д. И. Менделеева);
* для юношей (журналы «Хулиган», «Круто», «ОМ») и девушек (журналы «JALOUSE», «Штучка», «Маруся», «S e v e n t e e n»);
* для разных возрастных групп (для юношей — «Хулиган», для молодых мужчин — «ОМ», для выпускников школ — «Проходной балл», для выпускников вузов — «Гид молодого специалиста»).
По характеру информации молодёжная пресса подразделяется на универсально тематическую, где освещаются разные сферы жизнедеятельности молодых людей, и монотематическую, материалы которой рассказывают об определённых жизненных проблемах или конкретных областях знаний. К первой группе относятся журналы «Ровесник», «OOPS!», «Yes!». Во вторую входят издания:
* о студенческой жизни («Студенческий меридиан», «Student’slife», «Студсовет.ru», «Студенческая правда»);
* о межличностных отношениях (журнал «Ромео и Джульетта»);
* о компьютерах («Хакер», «Игромания», «Страна игр», «Officialplaystation»)
По целевому назначению молодёжные издания делятся на четыре основные группы:
* информационно-публицистические, содержащие сообщения об окружающем мире, дающие определённую оценку событиям и ориентирующие молодых людей в жизни (журнал «Ровесник»);
* научно-популярные, знакомящие аудиторию с областями научной деятельности, расширяющие кругозор (журнал «Техника — молодёжи»);
* литературно-художественные, осуществляющие эстетическое воспитание, знакомящие читателей с образцами литературного творчества российских писателей и поэтов, современной публицистикой (журналы «Новая юность», «Студенческий меридиан»);
* развлекательные, способствующие отдыху и разрядке (журналы «ОМ», «Ровесник», «JALOUSE», «Cool», «Bravo»).
Обычной для молодёжных СМИ стала ежемесячная периодичность (журналы «ОМ», «JALOUSE», «Студенческий меридиан», «Ромео и Джульетта», «Бумеранг», «Маруся», «Штучка», «Хакер»).