Организация процесса выпуска номера газеты


Редакционный процесс выпуска издания сегодня называют еще допечатным процессом или допечатной подготовкой. В нее включают обработку и подготовку текстов и иллюстраций, макетирование, верстку, корректуру, получение конечного редакционного продукта (оригинал-макет, пленка или электронная версия), с которого в типографии будет изготовлена печатная форма для тиражирования издания. С компьютеризацией редакций практически исчезли бумажные носители текстов на стадии читки, правки, корректуры. Вся обработка материалов происходит на экранах мониторов. На верстку тексты и иллюстрации поступают тоже в электронном виде. На бумаге будущая газета появляется только на заключительном этапе, когда сверстанные полосы выводятся на принтер для подписания их в печать.

Подготовка и публикация газетного текста представляет собой сложный многоэтапный процесс. В нем участвуют практически все работники редакции и типографии. Начинается подготовка публикации, как известно, в отделе редакции с выбора сотрудником той или иной запланированной темы. Часто выбранная тема сообща обсуждается в творческом подразделении. Заведующий и сотрудники отдела коллективно решают, как ее лучше подать на газетной полосе, какие аспекты осветить больше, в каком жанре написать. Имея уже определенное представление о том, как должен выглядеть материал, журналист приступает к отбору жизненных явлений, их анализу, написанию текста. Подготовленный материал оценивается руководителем отдела, в случае необходимости дорабатывается. Окончательный вариант поступает в секретариат. После работы над текстом в секретариате его просматривают заместитель главного редактора, главный редактор, которые также иногда вносят свои коррективы. Далее текст ставят на полосу, где он получает свою графическую конфигурацию. Сверстанные полосы выводят на пленки и направляют в типографию, где в процесс выпуска газеты включаются типографские работники, дежурная группа сотрудников редакции.

В крупных редакциях редактированием изданий занимаются ежедневно дежурные редакторы. Так, например, была построена работа в «Вечерней Москве», которая выходит шесть раз в неделю. За каждым номером недели закреплена дежурная бригада, состоящая из дежурного редактора и выпускающего редактора. Формированием номеров газеты занимается ответственный секретарь. Затем содержание каждого номера обсуждается на редакционной планерке, по мере готовности всех полос. После этого все организационные полномочия переходят к дежурному редактору, который вместе с выпускающим редактором имеет полную свободу на творческую инициативу. Главный редактор, его заместитель, ответственный секретарь при необходимости могут подкорректировать материалы номера, в которых выражается политическая позиция редакции.

С выходом номера газеты работа редакции над публикацией не закончена: журналисты ждут, какой отклик у читателей вызовет тот или иной материал, какая последует реакция организаций и учреждений, интересы которых затрагивает газета. Получив достаточную информацию о степени эффективности, действенности публикаций, они корректируют свою дальнейшую деятельность. Бывает и так, что по одной и той же теме приходится выступать несколько раз, чтобы добиться определенных результатов.

Едва ли не самым важным этапом в производстве газетного текста является подготовка и выпуск номера. Он представляет собой ту вершину, которая венчает всю разнообразную работу редакционного коллектив. Это и наиболее ответственный этап в работе газетчиков, жестко ограниченный временными рамками (типографский процесс осуществляется по строгому графику), требующий максимальной собранности и слаженности действий сотрудников. Руководит подготовкой и выпуском газетного номера секретариат редакции. Работа складывается из двух последовательных процессов – редакционного и типографского. Сотрудники секретариата отбирают уже подготовленные в отделах материалы, производят окончательную правку свежих материалов, подбирают иллюстрации, работают с заголовками, в соответствии с планом номера рисуют его макет, размечают графические средства выделения. После того, как макет утвержден на редакционной планерке, работа над номером переходит к компьютерным верстальщикам, графикам-дизайнерам, которые оформляют полосы в соответствии с композиционно-графической моделью газеты. Раньше эти процессы происходили уже в типографии, но сегодня они перенесены в редакцию, в отдел выпуска. Здесь полосы и номер в целом доводят до полной готовности, выводятся на пленки, с которых уже в типографии делают металлические формы, а затем печатают тираж газеты.

Работа над номером в редакции. Газета – это периодическое издание и ее номер представляет собой лишь одно звено в бесконечной цепи подобных звеньев. Следовательно, он несет в себе те основные черты, которыми обладали вышедшие до него номера газеты и которыми будут наделены последующие выпуски: главные тематические направления издания, его жанровая палитра, язык и стиль, графические особенности. Номер газеты создается с учетом, с одной стороны, запросов аудитории и, с другой стороны, - задач, которые ставит перед редакцией газеты ее издатель. Исследователи печати предлагают рассматривать номер газеты как систему составляющих его материалов и как единство его страниц. Действительно, наиболее удачны те номера газеты, в которых строго продумано содержание, четко видны тематические линии, жанровые особенности. И наоборот, довольно бесцветна та газета, на страницах которой публикуются случайные материалы, однообразные по форме и содержанию. Здесь проглядывает бессистемность, непродуманность в планировании номеров.

Номер газеты содержит в себе два вида публикаций – текстовые и иллюстрационные. В зависимости от типа издания в нем может преобладать текст (общеполитические, литературные, отраслевые, деловые издания) или иллюстрации (иллюстрированные, информационно-развлекательные, рекламные издания). Текстовые материалы, в свою очередь подразделяются на несколько групп. Основную часть газетной площади в большинстве изданий занимают собственно журналистские материалы, представленные во всех жанрах. Наряду с ними в номере отводится место рекламным, справочным материалам, официальным документам. На количество таких публикаций оказывает непосредственное влияние тип и уровень газеты (общеполитическая, отраслевая, информационно-коммерческая, специализированная и т.д.; федеральная, региональная, местная). Издания, которые живут за счет публикации рекламы, соответственно отводят ей половину или даже больше газетной площади. Причем, сначала ставят рекламу, а уже на оставшееся место – журналистские материалы.

Каждая полоса газетного номера имеет собственные функции, определенное содержание. Так, традиционно на первой полосе публикуются наиболее важные сообщения, оперативная актуальная информация. Разворот (2 и 3 страницы) четырехполосной общеполитической газеты заполняется основными проблемными, аналитическими материалами, охватывающими ведущие темы газеты, международную проблематику. Последняя полоса отдается более информативным и менее объемным публикациям – на темы культуры, спорта, справочным, рекламным материалам. Многолетняя газетная практика выработала различные формы подачи материалов на полосах. Помимо наиболее распространенных индивидуальных публикаций существуют следующие:


  • подборка – объединение нескольких материалов по какому-либо общему признаку в одну группу, под один общий заголовок. Существуюттематическая (когда материалы объединяет общая тема) и жанровая подборка (основа объединения – общий жанр всех материалов, например, заметка, хроникальное сообщение);

  • тематическая страница – та же подборка, занимающая всю полосу, посвященная какой-то одной актуальной теме. Дает возможность подробно и глубоко, с различных точек зрения осветить тему. Как правило, состоит из одного или нескольких крупных, главных материалов, вокруг которых группируются все остальные. Сюда же можно отнести и специальные выпуски, ориентированные на определенные читательские группы;

  • разворот – тематическая подборка, занимающая две внутренних страницы газеты, посвященная важной, актуальной теме;

  • газета в газете – специальный выпуск для определенной читательской группы, например, в молодежной газете спецвыпуск для детей, школьников или студентов. Имеет свое название, может отличаться по верстке, графическому оформлению;

  • страница-плакат – разновидность тематической страницы. Служит для конкретных целей (предвыборная агитация, например). Оформляется броско, подобно плакату, иногда печатается в несколько красок, относительно самостоятельна в общем единстве страниц номера, может вывешиваться отдельно от номера газеты;

  • сменная страница – одна из полос номера печатается в нескольких вариантах, каждый из которых предназначен для отдельного региона (в федеральных изданиях), отдельного района (в региональных изданиях);

  • обменная страница – редакции двух газет по взаимной договоренности готовят тематические страницы, рассказывающие о жизни в собственных регионах, затем обмениваются ими и публикуют в своих газетах;

  • объединенная страница – над ней совместно работают две редакции и одновременно печатают на своих полосах. Такие страницы приурочены к общим праздникам, политическим визитам глав правительств, другим важным событиям;

  • тематический номер – полностью посвящен определенной актуальной теме. Требует специальной длительной подготовки, обычно приурочен к общенародным праздникам, датам, событиям (новогодний номер, номер, посвященный Дню 8 марта и т.д.);

  • несколько выпусков одного номера – делают редакции крупных газет. Каждый из них предназначен для определенных регионов страны. Соответственно этому корректируется и содержание номера. В московском и петербургском выпуске «Известий», например, больше материалов, освещающих жизнь обеих столиц, чем в выпусках, предназначенных для других регионов России.


План текущего номера составляется на основе уже имеющихся материалов, поступивших из отделов. Обычно заранее подготавливают крупные неоперативные материалы, которые заполняют значительную часть номера. Первую же полосу, международную страницу, место для спорта, последних новостей оставляют для свежего материала.

В ходе выпуска номера многое текстовые материалы подвергаются правке. Их правят в отделах, секретариате, в ходе корректуры и т.д.

Виды правки. В редакционной практике встречаются несколько видов правки материалов:


  • правка-обработка – наиболее распространенный вид правки, цель которой – повысить литературный уровень текста. Редактор (журналист, редактирующий текст) выправляет стилистические, орфографические, пунктуационные ошибки автора, добивается последовательности раскрытия темы, логичности ее изложения. Вместе с тем, редактор должен стараться сохранить особенности авторского стиля;

  • правка-сокращение – применяется тогда, когда следует уменьшить объем материала. Здесь важно, сокращая текст, не исказить мысли автора, следить, чтобы материал не потерял существенных фактов;

  • правка-переделка – важна в том случае, когда автор из-за неопытности не смог хорошо разработать тему, литературно оформить ее. Редактор часто перегруппировывает фактический материал, опускает лишнее, добавляет новые факты, изменяет в связи с этим жанр, т.е. производит коренную перестройку материала;

  • правка-вычитка – обычно производится перед сдачей материала. Внимательно прочитывая «чистый» текст, редактор следит за тем, нет ли в материале смысловых недочетов, фактических искажений, опечаток, обращает внимание на правильность дат, цифр, фамилий, географических названий и т.д.


Корректура. Это процесс исправления ошибок, возникающих в ходе работы над номером. Во многих редакциях корректорская служба читает, правит и корректирует тексты, сданные отделами, в экранном режиме. Для избежания ошибок к читке привлекаются и другие сотрудники. После того, как полосы сверстаны, их выводят на принтере для редактората, секретариата, корректоров, бюро проверки и тех отделов, чьи материалы стоят в полосах. В установленный графиком выпуска номера срок полосы возвращаются к дежурной бригаде, где вся правка сводится в один экземпляр, с которым работают верстальщики. После внесения правки полосы выводятся заново и начинается сверка того, насколько полно и точно внесены в них поправки, сделанные при первой читке.

Подготовка иллюстраций.Иллюстративные материалы включают в себя фотографии, рисунки, схемы, графики, карты, таблицы, диаграммы, шаржи, карикатуры и прочие изобразительные публикации, которые образуют в издании определенный визуальный ряд и играют большую роль, как информационно-содержательную, так и оформительскую. Как пишет В.В. Тулупов, они:


  • акцентируют внимание читателя (снимок, рисунок нередко играют роль зрительного центра полосы. В композиционном плане они как бы замыкают на себе остальные публикации и являются исходной точкой в знакомстве с содержанием материалов полос. Для фотографии, фотоблока, плаката, карикатуры определяется центральное место на полосе, а вся полоса монтируется вокруг нее – такую верстку иногда называют мельницей);

  • ориентируют читателя (заставочная фотография. Рисованная заставка, фотомонтаж, коллаж могут сразу подсказать читателю тему публикации; заставки-символы выступают в качестве постоянной, разовой рубрики);

  • служат средством художественного оформления печатных полос.


Фотография в периодической печати выполняет несколько функций. Она может быть самостоятельной публикацией (фоторепортаж, фотоочерк, фотопортрет, фотоэтюд и т.д.), дополнительной иллюстрацией к текстовому материалу, оформительским фоном в виде подложки, по которому идет текст, цветовым или графическим пятном, украшающим композицию полосы. На место и роль фотографии в издании влияют несколько фигур: редактор, ответственный секретарь, фотокорреспондент и бильдредактор. Значение последнего особенно велико в фотоагентствах.

Существую определенные принципы иллюстрирования периодических изданий. Как пишет Н.И. Ворон, это прежде всего:


  • ориентир на аудиторию, ее возрастные, профессиональные, социальные и другие особенности;

  • принцип организованности и целостности, когда при взгляде на полосу читатель испытывает чувство эстетического удовлетворения;

  • принцип жанрового разнообразия фотожурналистики;

  • оптимальность изобразительно материала на странице и в номере в целом;

  • выразительность фотопубликаций, которая достигается на разных стадиях: непосредственно при съемке объекта и при воспроизведении фотоснимка в печати;

  • принцип единства стиля, проявляется в предпочтении той или иной функциональной разновидности фотопубликации (самостоятельные фотографии, снимки-иллюстрации к текстам и т.д.).


Компьютерная технология выпуска газет и журналов дала возможность более широкого использования информационной графики (инфографики) – чертежей, схем, карт, таблиц, диаграмм, - которые нередко сопровождают текстовые материалы. Компьютерная обработка иллюстрации включает в себя:


  • сканирование – перевод графического изображения в цифровое на планшетных или барабанных сканерах;

  • конвертацию электронных версий (перевод в электронный формат, которым пользуются в редакции или компьютерном центре);

  • собственно обработку: ретушь, уменьшение или увеличение контраста, монтаж, обтравку (убирается фон), применение спецэффектов и др.

  • цветокоррекцию и цветоделение для многокрасочных изображений.


Компьютерная технология позволяет использовать многочисленные приемы расположения иллюстраций на полосе. Весьма популярны приемы обтекания фотографий текстом, размещение их под углом, наложение снимков друг на друга, наложение заголовка или текста на фотографию. Активно используются приемы фотомонтажа и коллажа. К снимкам заставочного характера применяют спецэффекты (эффект линзы, соляризация, штриховка, сдвиг, рельеф, пикселизация, негатив, мозаика и др.).


Лекция №20

Дизайн периодического издания


Сегодня оформление газеты получило новый термин – дизайн, художественное конструирование графического лица газеты или журнала с помощью вышеназванных средств – иллюстраций, заголовков, видов верстки, цвета и т.д. Главное в дизайне, пишет В.В. Тулупов, порядок, систем. Подлинный дизайнер призван объединить эстетичность и функциональность. Автор выделяет несколько принципов газетного дизайна:


  • подчиненность содержанию – все элементы формы, приемы оформления должны быть направлены на выявление актуальности, особенностей публикаций, их значимости (идея, тема, проблема, жанр и т.д.);

  • единство стиля – оформление, основанное на ограниченном подборе элементов и приемов, гармонично сочетающихся друг с другом;

  • контрастность – сочетание большого и малого, широкого и узкого, длинного и короткого, черного и белого, прямого и наклонного, прямоугольного и ступенчатого, овального помогают не только привлечению внимания. Но и его удержанию;

  • пропорциональность в элементах дизайна («бруски» текста, заголовочного комплекса, иллюстраций, подложек, текстовые и титульные шрифты, пробельные и разделительные средства), в модульной системе;

  • направленность – последовательное восприятие дизайна, акцентированное оформление «ведет» читателя по газетным полосам и внутри полос (шрифтовые и композиционные выделения в тексте, использование разделительных средств, маркеров, иллюстраций и др.);

  • экономность и сдержанность – сознательное ограничение в подборе тех или иных средств выделения. Дизайн должен быть изящным, но при этом простым, удобным и понятным;

  • экспериментальность – постоянная нацеленность дизайнера на творчество, поиск нового, импровизация в рамках композиционно-графической модели.


Все эти принципы газетного дизайна направлены на передачу смысла каждой публикации, осознание логической связи между отдельными разделами и установлением границ между ними, удобочитаемость. Последнее является одним из главных условий продуктивности чтения. Удобочитаемостьотносительно дизайна газеты, считает В.В. Тулупов, выражается в следующем:


  • в качестве основного текстового шрифта предпочтительнее использовать шрифт латинской группы, шрифт с засечками (например, новая газетная гарнитура); это правило сохраняется и при переходе к более мелким шрифтам – от петита к нонпарели и т.д.

  • при коммуникации на менее квалифицированного читателя очень важно сохранять гарнитурные особенности текстового шрифта, поскольку их влияние на специфическую аудиторию (дети, молодежь, сельские читатели) достаточно велико;

  • малоэффективно чтение чрезмерно коротких и чрезмерно длинных строк (в газетах предпочтительны форматы от 2,5 до 4 квадратов; нестандартные не должны превышать 6 квадратов);

  • быстроте чтения (шире – восприятия) способствуют короткие заголовки;

  • в заголовочном комплексе важна последовательная смена кеглей.


Шрифт в системе печатного дизайна играет решающую роль. Ведь все тексты в газете или журнале набраны конкретным шрифтом, который может быть приятен и комфортен для глаза читателя, а может, и наоборот, вызывать неприятные ощущения. Во втором случае публикация просто может быть не прочитана, и все достоинства материала и мастерство его автора не дойдут до сознания аудитории. Шрифт представляет собой комплект литер, необходимых для воспроизведения всех букв, цифр и знаков какого-либо языка. Шрифты различаются между собой не только по алфавиту, который они воспроизводят, но и по ряду других признаков: по рисунку, по кеглям, плотности, насыщенности и наклону букв. В печати используются: бриллиант (3 пункта), диамант (4 п.), перл (5 п.), нонпарель (6 п.), миньон (7 п.), петит (8 п.), боргес (9 п.), корпус (10 п.), цицеро (12 п.), миттель (14 п.), терция (16 п.). Первые три – очень мелкие для газет и журналов, их применяют в сувенирных книгах-малютках. От нонпарели до корпуса используют в текстовых шрифтах, а начиная с цицеро, миттеля и далее – в заголовочных шрифтах периодических изданий. Нонпарелью обычно набирают программы телепередач, объявления. Наиболее распространенный размер шрифта для журналистских материалов – петит.

Буквы шрифтов состоят из комбинаций графических элементов – штрихов. Различаются основные штрихи и соединительные, а также концевые элементы –засечки (или их отсутствие). Например, буква Н или П состоит из двух вертикальных штрихов (основных) и одного горизонтального (соединительного). На концах основных штрихов сверху и снизу существуют дополнительные горизонтальные детали, штрихи (засечки), благодаря которым и определяется графический облик – рисунок шрифта. Засечки могут быть едва заметными утолщениями на концах основных штрихов, а могут быть и очень крупными дополнительными штрихами. Кроме того, на рисунок шрифта влияет контраст, соотношение толщины основных и дополнительных штрихов. Шрифты, рисунки которых близки по контрасту и форме засечек, объединяются в группы. Внутри группы шрифты разделяются на гарнитуры.

Гарнитура представляет собой комплект шрифтов одного рисунка, но различных начертаний (по плотности, насыщенности, наклону, заполненности) и кеглей (размеров).

Плотность (емкость) шрифта подразумевает расстояние между основными штрихами буквы. Чем оно больше (т.е. шире соединительный штрих), тем меньше букв помещается в одной строке текста и наоборот. При одном и том же кегле шрифт может быть узким (плотным) и широким. Различаются нормальные, узкие и широкие шрифты.

Насыщенность шрифта выражается в толщине основных штрихов буквы. Чем они толще, тем насыщеннее, чернее или жирнее шрифт (наблюдаютсясветлые, полужирные и жирные шрифты).

Наклон основных штрихов буквы разделяет шрифты на прямые, у которых основные штрихи строго вертикально, и курсивные, у которых основные штрихи имеют наклон вправо.

По заполненности основных штрихов шрифты делятся на оттеночные (имеют контурное построение штрихов и за их пределами – тень, как бы отбрасываемую буквой, что создает впечатление объемности шрифта), контурные (основные штрихи букв образуют контур с просветом) и штрихованные(основные штрихи заполнены штриховкой различного рисунка и направления).

В большинстве изданий тексты набираются светлым, прямым, нормальным по плотности шрифтом 8-9 кеглей. Именно он наиболее привычен для глаза читателя. Отечественная практика за долгие годы выработала шесть основных групп шрифтов, которыми пользуются в газетах и журналах.

1. Группа рубленых шрифтов. Имеют одинаковую толщину основных и дополнительных штрихов, засечки отсутствуют. Буквы четкие и отличаются хорошей удобочитаемостью. Широко используются в заголовках материалов.

2. Группа шрифтов с едва наметившимися засечками. Имеют примерно равную толщину основных и соединительных штрихов с засечками в виде небольшого утолщения концов вертикальных штрихов.

3. Группа медиевальных шрифтов. Характеризуются умеренным контрастом основных и соединительных штрихов, с засечками в виде плавного утолщения концов основных штрихов и наклонным расположением оси симметрии округлых букв.

4. Группа обыкновенных шрифтов. Гарнитура с контрастными штрихами. С длинными тонкими засечками, соединяющимися с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением; оси округлых букв вертикальные.

5. Группа брусковых шрифтов. С неконтрастными или малоконтрастными штрихами. С длинными утолщенными засечками, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением.

6. Группа новых малоконтрастных шрифтов. С малым контрастом штрихов и длинными утолщенными засечками с округленными концами, засечки соединены с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением.

Компьютеризация издательского дела позволяет сегодня художникам и дизайнерам создавать массу новых гарнитур, сохраняя старые традиции. Здесь также наблюдаются рубленные шрифты, шрифты с разнообразными засечками, контрастными и малоконтрастными основными штрихами. Это изобилие шрифтов часто мешает начинающим дизайнерам и оформителям, которые стараются использовать в газете их как можно больше. Чтобы сохранить и индивидуализировать свой оформительский стиль, в редакции должна существовать собственная шрифтовая политика. Специалисты считают, что лучше всего выбрать и использовать в тексте один основной и один дополнительный шрифт, а в заголовках – два-три универсальных шрифта, схожих по начертанию, варьировать их кегль, угол между основными штрихами и воображаемой линией, на которых они стоят (прямые – курсивные), соотношение между шириной буквы и ее высотой (нормальные – широкие – узкие), добиваясь того, чтобы все виды заголовков (элементы заголовочного комплекса) гармонировали и на полосе, и в номере.

График выпуска номера. Чтобы издание вышло точно в срок и своевременно попало к читателям, редакция разрабатывает график поэтапной работы над выпуском номера. В него входят:


  • порядок и время сдачи материалов для текущего номера в секретариат или редактору (главному, ведущему, дежурному);

  • последний срок сдачи материалов в номер;

  • график сдачи макетов на верстку;

  • время начала и окончания верстки по полосам;

  • чтение сверстанных полос, внесение редакторской и корректорской правки;

  • время подписания полос для вывода на бумажные или пленочные носители (запись электронной версии) и передача в типографию.


Лекция №21

Макетирование номера газеты


Макетирование номера. Имея план номера, сотрудники секретариата приступают к составлению его макета – графическому рисунку будущей газеты. Цель макетирования – расположить текстовые и иллюстрационные материалы на полосах так, чтобы газета имела привлекательный внешний вид, читатели легко находили интересующие их публикации. Графический макет представляет собой лист бумаги (или такой же «лист» на экране монитора компьютера), на котором вертикальные линии обозначают количество текстовых колонок на полосе, а горизонтальные (или просто деления на боковых вертикалях) каждые десять строк текста конкретного шрифта. Эти линии облегчают работникам секретариата распределять место для текстов и иллюстраций. Полоса может иметь разное количество колонок: в больших газетах (А-2) от 6 до 10, в изданиях формата А-3 – от 4 до 6. Каждая редакция выбирает определенное количество колонок в своей газете и придерживается его. Макет номера составляется по полосам. Сначала рисуются внутренние, затем – внешние полосы. Такой порядок диктуется тем, что на первой полосе, как правило, ставятся наиболее свежие новости, получаемые редакцией иногда уже в ходе верстки номера. При выходе номера несколькими выпусками часто производится замена информационных материалов – последние выпуски отличаются новыми заметками, хроникальными сообщениями.

Макетирование полос удобнее начинать с крупных материалов – тематических подборок, статей, очерков, корреспонденций, затем размещать иллюстрации, а оставшуюся площадь распределять между мелкими заметками. Ими, как кирпичиками, можно плотно и точно заполнить все пустые места. Обычно работники секретариата рисуют несколько вариантов макета, добиваясь наиболее оптимального. Особое внимание уделяют первой полосе – лицу номера. На ней часто начинаются наиболее важные материалы, продолжение которых переносится на внутренние полосы. Здесь же публикуются так называемые передовые статьи, выражающие мнение редакции по тому или иному общественно значимому вопросу.

Первое, на что обращает внимание читатель, развернув газету, - это заголовок. На ярком по смыслу, шрифтовому и графическому оформлению он остановится, а скучный, серый – пропустит. Массовые газеты пестрят и кричат своими огромными заголовками, стараясь привлечь внимание. Эту броскость оформления вызывает конкуренция между изданиями за сбыт. Иногда журналисты используют названия материалов для прямого комментирования текста с позиций издателя. Часто материалы имеют не один, а несколько заголовков и подзаголовков, даже тексты разбиваются на части, каждая из которых получает свое название, чтобы подогреть интерес читателя к содержанию. Для усиления впечатления от крупных заголовков их верстают как бы в «пространстве», оставляя вокруг много свободного места, чтобы они резче бросались в глаза. В современных газетах нередко применяется заголовочный комплекс: вместе с заголовком монтируются клишированная рубрика, небольшой снимок. Все вместе они уже представляют графическое пятно, уравновешивающее эту часть полосы с другой, на которой расположено фото, рисунок. К разряду заголовков относятся и «шапки» – общие заглавия ко всей странице или подборке материалов. Они набираются гораздо крупнее, чем обычные заголовки.

Различаются несколько видов верстки заголовков:


  • открытая - заглавие ставится над всеми колонками текста;

  • полуоткрытая – заглавие ставят над текстом и сдвигают вправо или влево, чтобы с одной стороны оно было закрыто текстом;

  • закрытая – заголовок стоит над материалом в центре, но как бы утопленный в текст, с двух сторон закрытый колонками;

  • глухая – заголовок верстается внутри текста, это применяется к крупным по объему материалам;

  • полуглухая – текст окружает заголовок с трех сторон.


При макетировании нужно следить, чтобы два открытых заголовка, стоящих рядом материалов, не сливались и не читались, как один. В такой ситуации какой-то из них можно оставить открытым, а другой сделать полуоткрытым, разделив заголовки колонкой текста. В макетировании газетной полосы используются различные приемы. В числе наиболее употребляемых С.И. Галкин называет:


  • планово-композиционный прием (размещение материалов в той последовательности, которая обозначена в плане каждой полосы);

  • традиционный прием(постановка в «чердаке» и «подвале» наиболее крупных материалов, которые по диагонали уравновешивают полосу);

  • гвоздевой прием (постановка самой важной, «гвоздевой» публикации в зрительном центре полосы в окружении более мелких материалов.


Газетная практика выработала многочисленные виды верстки полосы, которые характеризуются различной конфигурацией материалов:


  • прямая (материалы имеют четырехугольную форму, все колонки одинаковы по высоте);

  • ломаная (преобладание публикаций ступенчатой формы, колонки разновелики по высоте);

  • смешанная (сочетание прямой и ломаной верстки),


а также расположением текстов по вертикали и горизонтали относительно центра полосы:


  • вертикальная верстка (материалы на полосах вытянуты сверху вниз);

  • горизонтальная верстка (публикации «растянуты» в ширину),

  • смешанная (состоящая из комбинации двух предыдущих).


Вертикальная верстка более экономична, чем остальные, при ней расходуется меньше места на заголовки материалов, благодаря чему на полосе помещается больше текста.


Лекция №22.

Наши рекомендации