Отдел в системе редакционного аппарата
Отделы являются сегодня основными творческими ячейками редакции и составляют в своей совокупности ее большую часть. Здесь непосредственнопланируются, организуются и пишутся литературные материалы по основным проблемно-тематическим направлениям газеты, осуществляется редактирование материалов, обеспечивается их точность, качество, действенность. Отдел ведет массовую работу, организует авторский актив, участвует в выпуске газетного номера. Он полностью отвечает за освещение проблем своего профиля. Через отдел редакция выясняет положение дел на любом участке хозяйства, культуры, общественной жизни своего региона. Не случайно большинство творческих работников сосредоточено именно в этих подразделениях.
Отделы редакции формируются в соответствии с целями и задачами издателя, которые он ставит перед газетой. В нашей стране существуют различные группы изданий, каждая из которых развивает свою проблематику, ориентируясь на собственную читательскую аудиторию. В зависимости от проблематики газеты, широты охвата ею окружающей действительности и создаются отделы редакции.
На характер и специфику отделов влияют многие факторы:
тип издания;
особенности экономического региона, в котором издается газета;
возрастные и социальные особенности аудитории;
конкретные задачи, стоящие перед газетой.
Отраслевые газеты создают у себя в редакциях отделы, отражающие различные стороны данной отрасли. Например, ведущие отделы редакции газеты «Лесная промышленность» — лесозаготовок, лесосплава и лесного хозяйства, целлюлозно-бумажной промышленности, деревообрабатывающей промышленности. Также специфичны и ведущие подразделения специализированных изданий.
Экономический профиль региона, в котором издается газета, непосредственно отражается в структуре ее редакции. Так, в Тюменской области, где ведутся большие разработки нефти и газа, редакция областной газеты ввела в свою структуру отдел нефти, газа, промышленности и геологии, редакция газеты «Тихоокеанская звезда» (Хабаровск) создала отдел лесной и рыбной промышленности. Они позволили газетам более глубоко анализировать проблемы данных отраслей экономики по сравнению с экономическими отделами, которые вели эти направления наряду с другими.
На образование творческих подразделений влияют также местные условия общественной жизни. В редакции «Вечерней Москвы», например, в отличие от многих редакций вечерних газет страны создали иностранный отдел. Его необходимость была продиктована обширными международными связями нашей столицы, их своевременным освещением. С учетом возрастных особенностей читательской аудитории формируется структура молодежных и детских газет.
Количество творческих подразделений в редакции определяется главным образом уровнем издания и его периодичностью. Чем шире обслуживаемый газетой регион, чем больше ее объем и сложнее задачи, тем больше отделов в редакции. Если в редакции районной газеты обычно не больше трех штатных отделов - политического, экономического, культуры и быта, - то в областных и краевых газетах, проблематика и аудитория которых значительно шире, функционируют семь - девять отделов: политики, экономики, социально-бытовых проблем, культуры и искусства, информации и спорта, писем, иллюстраций, собкоровской сети. Наибольшее количество творческих подразделений содержится в структуре федеральных газет.
Отделы редакций формируются на основе определенных принципов организации. Прежде всего, они должны соответствовать наиболее важным сферам жизни и деятельности читательской аудитории издания в целом (отдел промышленности, сельского хозяйства, культуры). Необходимо, чтобы творческие подразделения отвечали важным социально-политическим институтам общества (отделы политики, социальный, профсоюзной жизни). Дифференциация отделов осуществляется также по наиболее значительным читательским группам (отделы сельской молодежи, рабочей молодежи, студенческой молодежи, школьный отдел). Отделы могут выделяться по степени оперативного отражения действительности (отдел информации). В основу их организации может быть положен жанровый признак (отделы фельетона, очерка). Организуются отделы и по так называемому функциональному назначению (отделы писем, иллюстраций). Возможно образование творческих подразделений по региональному признаку (международные отделы стран Европы, стран Африки и Азии, стран Америки и т. д.). Создаются отделы и для освещения наиболее важны длительных политических, хозяйственных кампаний. Они носят временный характер. После окончания кампании эти отделы расформировывают.
Иногда к организации отделов подходят с точки зрения творческих сил, интересов отдельных журналистов. Было время, когда в «Комсомольской правде» старались подстраивать структуру редакции под сотрудников. Например, сотрудник А., работая в отделе пропаганды, проявил большой интерес к правовой тематике, написал несколько удачных материалов. Это достаточное основание, чтобы одно из не оправдавших себя подразделений превратить в отдел правового воспитания во главе с этим сотрудником. В основе такого подхода к формированию структуры редакции лежит случайность, когда личные интересы совпали с потребностью газеты. Однако к созданию жанровых отделов, на наш взгляд, следует подходить именно с позиции наличия соответствующих творческих сил, так как невозможно создать отдел фельетонов, если в редакции нет ни одного фельетониста.
Структура и функции отдела.Совместная работа объединяет разобщенных индивидов в одно целое — коллектив. Однако не любое объединение людей для общего труда можно назвать коллективом. Так, психолог А. Ковалев выделяет несколько признаков коллектива: единство целей, воли его членов, сотрудничество и взаимопомощь, руководство, демократизм и дисциплина. Общность целей объединяет людей, всякая совместная работа нуждается в координации и согласовании, а это можно осуществить только при помощи руководства и дисциплины. Добавим также, что цели коллектива не сводятся только к интересам его членов, наоборот, они должны иметь общественную значимость.
Редакционный коллектив соответствует всем перечисленным выше признакам. Общая цель, объединяющая всех без исключения журналистов, — выпуск газеты. Взаимопомощь и сотрудничество в редакционном коллективе, несмотря на то, что творчество журналиста — дело также и индивидуальное, присутствует постоянно, так как газетную работу можно сделать только коллективно. Редакция газеты представляет собой основной коллектив, который включает в себя относительно самостоятельные соподчиненные первичные коллективы - отделы. Под первичным подразумевается такой коллектив, в котором отдельные его члены оказываются в постоянном деловом, дружеском, бытовом и ином взаимодействии.
В отделах редакций газет различных типов трудится неодинаковое количество журналистов, но в главном все творческие подразделения похожи между собой - их сотрудники находятся в постоянном общении друг с другом. Коллектив отдела редакции отличается от других первичных коллективов, например производственных, своей малочисленностью. Это порождает, как во всех малых группах, высокую контактность сотрудников. Почти все отношения здесь носят форму межличностных, преобладает неформальное общение. Социологи и психологи склоняются к тому, что очень маленькие и очень большие коллективы делают трудным взаимодействие работников и усложняют руководство ими. В маленьком коллективе уменьшается возможность выбора наиболее «совместимых» людей, а большие распадаются на автономные группы, что снижает их управляемость. В маленьком коллективе могут сложиться слишком близкие дружеские отношения, которые мешают принимать принципиальные решения и предъявлять все возрастающие требования. Однако нельзя назвать абсолютную величину коллектива, так как объем группы зависит от особенностей производства, технической оснащенности труда, наличия кадров и т.п. Отсюда следует, что нужно говорить об относительно стабильной величине группы при учете сложившихся условий.
По мнению журналистов-практиков, отделом из 10-12 человек управлять сложно, особенно так, чтобы в полной мере раскрыть творческие возможности сотрудников. Здесь приходится обычно иметь кроме редактора еще и заместителей. Но и малочисленные отделы из трех-четырех человек в крупных газетах, как правило, редко себя оправдывают, поскольку большая часть времени их работников бывает занята дежурствами, оперативной «текучкой». Практика показывает, писал С.В. Цукасов, что оптимальная численность основных творческих звеньев редакции центральной газеты – 7-8 журналистов.
Отделы редакций областных и городских газет по численности значительно меньше - 2-4 человека. Если в центральных изданиях это не оправдывает себя, так как там отдел ежедневно выделяет одного сотрудника для дежурства по номеру, другой отдыхает после предыдущего дежурства и отдел фактически останется без работников, то в областных газетах журналисты отсутствуют только во время командировок. Дежурство по номеру здесь идет в общередакционном масштабе.
В настоящее время структура отдела, как и всей редакции, формируется руководством редакционного коллектива. Это позволяет своевременно группировать творческие силы, сообразуя их с задачами, стоящими перед газетой, укреплять, когда это необходимо, те или иные звенья редакции. Рыночные условия диктуют многим издателям для экономии средств создавать компактные редакционные коллективы, сокращать, где это можно, лишние должности, структурные подразделения, оставляя лишь тот минимум, который в состоянии обеспечить подготовку и выпуск газеты без снижения ее качества.
Функциональная подструктура творческого подразделения, как и редакции, строится по типу «звезды». Каждый сотрудник выполняет определенный объем работы независимо от других членов коллектива, подготовленный материал сдается заведующему отделом. Функциональная подструктура находится в непосредственной зависимости от того, к какой из групп принадлежит отдел — отраслевой, жанровой и т. д. В отраслевых отделах, например, функциональная подструктура строится в соответствии с проблемно-тематическими направлениями подразделения, со специализацией его сотрудников.
Родственные отделы в редакциях газет разных уровней, скажем промышленные, также имеют неодинаковую функциональную структуру. Чем выше уровень издания, тем сложнее задачи редакционного коллектива, тем конкретнее различаются между собой обязанности сотрудников, тем больше появляется журналистских специальностей.
Организационная подструктура творческого подразделения отражена в штатном расписании редакции, складывается из заведующего отделом и корреспондентов. В больших по численности отделах центральных газет существуют должности редактора по отделу, его заместителя, корреспондентов, технического секретаря. Такой состав сотрудников характерен для отраслевых, жанровых и некоторых функциональных отделов. В небольших редакциях отделы состоят только из заведующего и одного-двух журналистов.
В жизни творческого подразделения превалируют неофициальные, товарищеские и дружеские отношения. Для хорошей сработанности членов коллектива важно, чтобы его неформальная, социально-психологическая подструктура приближалась формальной, организационной. Опытных журналистов, превосходящих своих коллег в мастерстве, пользующихся авторитетом и уважением, следует выдвигать на руководящие должности, поручать участки работы, соответствующие их деловым и другим качествам.
С точки зрения социально-демографической подструктуры коллектив отдела часто однороден и состоит из одних мужчин или женщин. В этом случае равновесие восстанавливается в масштабах всей редакции, в общении с сотрудниками других отделов.
Отдел редакции газеты представляет собой социальную систему, занимающую определенное место в цепи систем более высокого и низкого порядка. Он является элементом вышестоящей системы — редакции, элементами же отдела выступают его сотрудники, подтверждая тот факт, как подчеркивал В.Г. Афанасьев, что «основными компонента; любой социальной системы всегда выступает человек как социальное существо».
Являясь первичным трудовым коллективом, отдел выступает в качестве организатора своей жизнедеятельности, т. е. он самостоятельно решает многие вопросы своего внутреннего функционирования, чтобы достичь поставленных перед ним целей и получить при этом наивысшие результаты. В то же время отдел как один из объединения некоторого числа первичных коллективов выступает и в качестве объекта управления. Для него определяются цели и планируются участки совместной деятельности с другими отделами, рассчитываются производственные ресурсы для достижения планируемого задания, вводятся общередакционные материальные и моральные стимулы.
Любая социальная система активна, деятельна, что проявляется в ее функциях. В свою очередь, функции системы есть интегрированный результат функционирования образующих компонентов. Сотрудники отдела, выполняя каждый собственную функцию, обеспечивают в общей сложности функционирование подразделения как элемента в системе редакции.
В число общередакционных функций отдела входят:
отражение актуальных для аудитории издания проблем, связанных с профилем творческого подразделения;
их оценка, квалифицированное обсуждение;
работа с письмами читателей, с авторским активом;
подготовка критико-библиографических материалов по тематике отдела;
контроль за действенностью своих материалов;
подготовка информационных заметок по профилю отдела.
Следя за действенностью опубликованных материалов, каждый отдел обязан не выпускать из поля зрения не только критические выступления, но и положительные публикации, в которых вскрываются дополнительные резервы производства, популяризируются новые приемы и методы организации труда, внедрения и рационального использования новой техники, пути повышения производительности труда, снижения себестоимости и улучшения качества продукции.
Работа с письмами — важная функция любого творческого подразделения, а не только отдела писем, ибо первое и главнейшее условие для правильной постановки газеты - это наличие постоянной связи между редакцией и аудиторией. Многие газеты, особенно новые, появившиеся в годы реформ, сегодня пренебрегают работой с письмами, пишут в выходных данных, что редакция в переписку с читателями не вступает и на их письма не отвечает. Редакции считают это неинтересной, рутинной работой, отрывающей их от основных дел. Однако опыт показывает, что те редакционные коллективы, которые оставили в своих структурах отделы писем, постоянно имеют приток свежей, актуальной информации от своих читателей. Подборки читательских писем и откликов, тематические обзоры редакционной почты отражают самые важные жизненные проблемы народа, находят живой отклик у аудитории, повышают тиражи и популярность изданий.
Каждый отдел получает из общей редакционной почты письма, относящиеся к его тематике. Это делает работу газеты с читательской почтой продуктивной и оперативной, так как одному отделу писем не по силам быть в компетенции вопросов отраслевых подразделений редакции. Практика показала, что работа каждого отдела с письмами ведет к более глубокой разработке отраслевых проблем. Журналисты непосредственно из писем черпают многие злободневные темы для выступлений, постоянно находятся в кругу интересов читательской аудитории.
Подготовка критико-библиографических материалов тоже забыта многими изданиями. А ведь они помогают читателям ориентироваться в необозримом книжном море, экономить свое время, читать наиболее значимые художественные, научные, научно-популярные произведения, отраслевую литературу. В этом отношении можно поставить в пример «Независимую газету», которая и с данной стороны подтверждает свою качественность. На протяжении многих лет она выпускает специальное приложение «Ex Libris», посвященное обзору последних новинок книжного и журнального рынков.
Подготовка отделом информации по своему профилю также стала общередакционной функцией отдела. Она была вызвана к жизни тем, что отдел информации, на который возложена основная обязанность в поставке новостей на полосу, в силу объективных причин (ограниченное число сотрудников, многообразие общественной жизни) не в состоянии уследить за всеми событиями, происходящими в различных сферах. Об этом гораздо лучше бывают осведомлены отраслевые, функциональные отделы. Несколько информационных заметок в день по силам выполнить коллективу любого творческого подразделения. Свежая, актуальная, разнообразная информация повышает интерес читателей к газете.