Связи с общественностью в редакционной структуре.

Методы и направления политики коммуникации в редакции.

ПИАР в структуре коммуникации редакции.

Формы осуществления ПИАР в СМИ.

2 Рекомендации по изучению наиболее сложных разделов дисциплины

В процессе изучения дисциплины обратите внимание на взаимосвязь журналистики, теории коммуникаций, рекламы, экономики и связей с общественностью.

К числу наиболее сложных тем курса относятся:

- Журналистское произведение как текст – жанровые разновидности.

- СМИ как предприятие.

При изучении этих тем обратитесь к учебной литературе, рекомендованной в методических указаниях. Вспомните содержание обществоведческих и профессиональных дисциплин,изучавшихся Вами ранее. Осмыслите роль массовой информации в цивилизационных процессах. Изучите особенности и возможности знания основ массовой информации для преодоления национальных и международных противоречий, а также для собственного развития в профессиональном и личностном плане.

У студента заочной формы обучения время должно быть четко распланировано. Постарайтесь регулярно посещать лекции и практические занятия по расписанию. Это существенно облегчит Вам подготовку к зачету и экзамену. Ежедневно, хотя бы в течение четверти часа, посвящайте изучению материала по рекомендованной литературе и конспекту. Постарайтесь при подготовке к практическим занятиям, к зачетуи экзамену осмысливать проблемы, которые поднимаются в изучаемом Вами курсе, и встраивать их в ткань содержания занятий по другим дисциплинам.

3 Вопросы для самоконтроля по разделам дисциплины

Курс, 3 семестр

Раздел 1

1. Назовите сферы деятельности журналистики.

2. Определите действующие силы журналистики.

3. Опишите историю развития и современное состояние СМИ.

4. Дайте понятие массовой информации.

Литература: [1;3;5;8]

Раздел 2

1. Дайте определение информации и перечислите её виды.

2. Определите функции журналистики.

3. Что является объектом деятельности журналиста?

4. Дайте характеристику печатной периодике как типу СМИ.

Литература: [1;3;5;8]

Раздел 3

1. Дайте понятие и перечислите признаки информационного общества.

2. Какие существуют модели развития информационного общества?

3. Опишите историю возникновения и функции Интернет.

4. В чем состоит проблема защиты авторских прав в новых условиях?

Литература: [1;3;5;8]

Раздел 4

1. Опишите технические средства радио и телевидения.

2. Дайте характеристику радиовещанию как составляющей системы СМИ.

3. Дайте характеристику телевидению как составляющей системы СМИ.

4. Определите типы Интернет-ресурсов.

5. Литература: [1;2;3;5]

Раздел 5

1. Опишите цифровую печать и её преимущества.

2. Дайте характеристику электронным версиям современных газет.

3. В чем состоят функции веб-редакционной системы?

4. Литература: [1;3;5;6]

Курс, 4 семестр

Раздел 6

1. Определите место журналистики в системе форм человеческой деятельности.

2. Опишите основные этапы творческого процесса.

3. Назовите основные критерии создания заголовка.

4. Дайте характеристику журналистского творчества как профессиональной деятельности.

Литература: [1;3;5;8]

Раздел 7

1. Определите параметры типологии СМИ.

2. В чем состоит система и специфика СМИ?

3. Опишите парадигмы журналистского творчества и функции СМИ.

4. Дайте характеристику моделям взаимоотношений с аудиторией.

Литература: [1;3;5;7]

Раздел 8

1. Опишите основные принципы управления информацией.

2. Какие существуют способы формирования собственного информационного потока?

3. Определите критерии новостного характера информации.

4. Опишите приемы конструирования новостей.

Литература: [1;3;4;5]

Раздел 9

1. Опишите классификации источников информации.

2. Дайте историю и характеристику информационным агентствам.

3. Определите роль и значение информационного рынка в России.

Литература: [1;3;5;7;8]

Раздел 10

1. Опишите виды деятельности, профессиональные и личностные качества журналиста.

2. В чем суть профессиональной этики журналиста?

3. Определите права и обязанности журналиста.

Литература: [1;2;3;5;8]

Раздел 11

1. Опишите систему журналистских жанров.

2. Дайте характеристику следующим жанрам: отчет, интервью, корреспонденция, репортаж. Определите их атрибуцию как информационных и аналитических жанров.

3. Определите сущностные характеристики пиарменовским и рекламнымтекстам.

4. Дайте характеристику новым жанрам журналистики: журналистское расследование, исповедь, версия, беседа, пресс-релиз.

Литература: [1;3;5;6]

Раздел 12

1. Опишите экономические цели редакции СМИ и формы редакции СМИ.

2. Определите рынок современной прессы.

3. Расскажите о ценообразовании, себестоимости; оценке спроса, стимулированиисбыта.

4. Дайте характеристику связям с общественностью в редакционной структуре.

Литература: [1;3;5;7]

4 Перечень практических занятий по дисциплине

Раздел 6

Практическое занятие №1.Анализ заголовочного комплекса

Практическое занятие №2.Жанрообразующие факторы в печатных изданиях

Раздел 11

Практическое занятие № 3Журналистское произведение как текст – жанровые разновидности

5 Алгоритм выбора варианта контрольной работы

Номер варианта контрольной работы определяется по двум последним цифрам шифра зачетной книжки студента. Если две последние цифры превышают количество вариантов, то для определения варианта контрольной работы необходимо сложить две последние цифры шифра зачетной книжки студента.

6Требования к содержанию и оформлению контрольной работы

Контрольная работа по дисциплине «Теория и практика массовой информации» является одним из элементов допуска студента заочной формы обучения к зачету.

Целью написания контрольной работы является подробное изучение одного из вопросов дисциплины, самостоятельное исследование студентом журналистского феномена, исторической и культурной ситуации или конкретной проблемы.

Перед студентом стоят следующие задачи:

1.Изучить литературу по теме контрольной работы;

2. Изложить материал в наиболее оптимальной форме в виде структурно-логического текста;

3. Корректно оформить контрольную работу.

Структура контрольной работы:

1. Титульный лист.

2. Содержание, включающее следующие компоненты: введение, основную часть (разбить на пункты), заключение, словарь терминов по теме,список использованных источников.

3. Введение.

4. Основная часть, разделенная на пункты плана (2-3).

5. Заключение.

6. Словарь терминов по теме.

7. Список использованных источников.

Во введении к контрольной работе отображается актуальность темы, цели и задачи контрольной работы, дается краткий историографический обзор проблемы.

Основная часть состоит из пунктов плана, в каждом из которых раскрывается одна из проблем по теме и делается соответствующий вывод.

В заключении даются выводы по теме в целом.

В словаре терминов раскрывается суть основных понятий темы.

Список использованных источников оформляется в соответствии с правилами библиографического оформления литературы и источников.

Требования к оформлению и выполнению работы:

1.Контрольная работа выполняется в рукописном виде,в ученической тетради, объемом не менее 18 листов (согласно соответствующемупротоколу, принятому кафедрой Истории, политологии и социальных коммуникаций).

2. Тему и содержание работы указывают вначале текста.

3. Текст работы должен быть написан разборчиво, без грамматических и стилистических ошибок.

4. В контрольной работе должны быть пронумерованы страницы.

5. На обложке (титуле) студент указывает свою фамилию, имя, отчество, факультет, курс, шифр специальности (направления), наименование предмета и номер темы, по которому выполнена работа, шифр зачетной книжки.

6. Каждое выполняемое задание предваряется его формулировкой (название пунктов плана). В конце каждого пункта плана делается соответствующий вывод (2-3 предложения).

7. Излагаемые вопросы должны показывать, что студентом была проделана необходимая работа по изучению источников (не менее 3-х), произведен отбор материала, его систематизация, предложена своя логика представления материала. Все цитаты и ссылки должны быть оформлены в соответствии со стандартом.

8. Структурно-логическое изложение текстадолжно отражать умение студента создавать вторичные тексты на основе прочитанного за счет свертывания информации в целях сокращения объема текста.

9. Заключение содержит выводы по теме в целом

10. В конце работы оформляется библиографический список. Источники располагаются в алфавитном порядке. Каждый источник имеет свой порядковый номер.

11. Объем контрольной работы определяется полным и четким раскрытием темы и составляет около 18 листов.

12. Контрольная работа должна быть представлена для рецензирования на кафедру Истории, политологии и социальных коммуникаций (ул. Красная 135, ауд. К-160) не позднее 30 дней до начала экзаменационной сессии.

13.Критерии оценки выполнения контрольной работы:соответствие содержания задания его формулировке; полнота и степень раскрытия вопроса;логика изложения материала; наличие убедительной аргументации; круг источников информации, использованных при выполнении задания; языковые и стилистические достоинства текста; оформление; оригинальность.

7 Варианты и планыконтрольных работ

Вариант 1.Сущность, предмет и задачи курса «теория и практика массовой информации»

План

1. Сферы деятельности журналистики.

2. Действующие силы журналистики.

3. История развития и современное состояние СМИ.

4. Понятие и особенности массовой информации.

Литература: [1;2;3;4;5;6]

Вариант 2 Массовая информация и ее роль в современном мире

План

1. Информация и её виды: потенциальная, принятая и реальная информация,массовая, специальная, индивидуально-личностная информация.

2. Структура массово-информационной деятельности.

3. Функции журналистики. Функции и объекты деятельности журналиста.

4. Печатная периодика как тип СМИ.

Литература: [1;2;3;4;5;6;7]

Вариант 3 Глобализация информационных процессов в современном мире

План

1. Понятие и признаки информационного общества.

2. Модели развития информационного общества.

3. Развитие новых информационно-коммуникационных технологий как база становления информационного общества.

4. История возникновения и функции Интернет.

Литература: [1;2;3;4;5;6;8]

Вариант 4 Технические средства массовой коммуникации

План

1. Технические средства радио и телевидения.

2. Радиовещание как составляющая системы СМИ.

3. Телевидение как составляющая системы СМИ.

4. Кабельное и эфирное телевидение. Спутниковое телевидение.

Литература: [1;2;3;4;8]

Вариант 5 Компьютерная техника в производстве современной прессы, в работе редакций

План

1. Цифровая печать и её преимущества.

2. Электронные версии современных газет.

3. Функции веб-редакционной системы

Литература: [1;2;3;4;5;6]

Вариант 6 Журналистика в системе форм человеческой деятельности

План

1. Творческий процесс создания произведения.

2. Побудительные мотивы творчества в журналистике.

3. Интуиция в журналистском творчестве.

4. Личность создателя произведения.

Литература: [1;2;3;4;5;7]

Вариант 7 Основные этапы творческого процесса

План

1. Замысел произведения. Этап подготовки и переваривания информации. Этап «инкубатизации». Этап «озарения».

2. Постановка творческих задач. Творческая стратегия в журналистской редакции. Определение аудитории произведения.

3. Создание заголовка.

4. Выбор структуры сообщения. Композиционное решение произведения.

Литература: [1;2;3;4;5;6]

Вариант 8 Журналистское творчество как профессиональная деятельность

План

1. Текстовая деятельность как составляющая журналистской практики.

2. Тексты СМИ в парадигме культуры.

3. Цитатное письмо. Интерстилевое тонирование.

4. Игровые стратегии в медиа-тексте.

Литература: [1;2;3;4;5;6;8]

Вариант 9 Типология и система СМИ

План

1. Параметры типологии СМИ: регион распространения, учредители, аудитория СМИ, легитимность издания.

2. Система и специфика СМИ: печатная пресса, аудиовизуальные СМИ, информационные службы, интернет.

3. Парадигмы журналистского творчества и функции СМИ.

4. Модели взаимоотношений с аудиторией. Формы обратной связи.

Литература: [1;2;3;4;5;6;7]

Вариант 10 Управление массовой информацией

План

1. Основные принципы управления информацией.

2. Формирование собственного информационного потока.

3. Сегментирование информационного потока, манипулирование информацией.

4. Новостной характер информации. Приемы конструирования новостей.

Литература: [1;2;3;4;5]

Вариант 11 Источники информации

План

1. Классификация источников информации.

2. Информационные агентства. Функции информационных агентств.

3. Информационный рынок. Становление информационного рынка в России.

Литература: [1;2;3;4;5;6;8]

Вариант 12 Профессия журналист

План

1. Виды деятельности и профессиональные качества журналиста. Личностные качества. Навыки. Опыт. Ответственность.

2. Профессиональная этика журналиста. Кодекс профессиональной этики журналиста.

3. Права и обязанности журналиста. Источники права. Формы ответственности.

Литература: [1;2;3;4]

Вариант 13 Система журналистских жанров: общетеоретические аспекты

План

1. Определение жанра. Жанр как гносеологическая категория. Жанр как морфологическая категория. Жанр как аксиологическая категория. Жанр как творчески-созидательная категория.

2. Процесс размывания жанров в современной журналистике. Последствия «пересмотра» жанровых границ.

Литература: [1;2;3;4]

Вариант 14 Система журналистских жанров: информационные, аналитические, пиарменовские и рекламные тексты

План

1. Отчет, интервью, корреспонденция, репортаж, их атрибуция как информационных и аналитических жанров.

2. Пиарменовские и рекламные тексты.

3. Новые жанры журналистики: журналистское расследование, исповедь, версия, беседа, пресс-релиз.

Литература: [1;2;3;4;5;6]

Вариант 15 Жанровая классификация публицистических текстов.

План

1. Оперативно-новостные тексты.

2. Информационные видео-сюжеты в PR. Этапы эволюции информационных видео-сюжетов в PR.

3. Спутниковая пресс-конференция

Литература: [1;2;3;4;5;6;7]

Вариант 16 Исследовательско-новостные тексты

План

1. Исследовательские тексты в PR.

2. Статья, письмо, обозрения,корреспонденция, комментарий

и др.

Литература: [1;2;3;4;5;6]

Вариант 17 Жанровые признаки статьи

План

1. Исследовательско-образные тексты в PR.

2. Статья,очерк, фельетон и др.

Литература: [1;2;3;4]

Вариант 18 Экономические цели редакции СМИ

План

1.Формы редакции СМИ.

2.Капитал, фонды и средства редакции (канала).

3.Финансовые процессы и потоки в редакции.

4.Основы управления прибылью и финансами редакции

Литература: [1;2;5;6;7]

Вариант 19 Рынок современной прессы: позиционирование изданияПлан

1. Сущность и характерные черты маркетинга продукции СМИ. Общие задачи и направления маркетинговой деятельности. Внутренний маркетинг редакции. Количественный и качественный маркетинг СМИ.

2. Основные фазы развития рынка.

3. Рынки СМИ: массовый, маркетинг, ориентированный на товар, целевой маркетинг.

Литература: [1;2;3;4;5;6]

Вариант 20 Связи с общественностью в редакционной структуре

План

1. Методы и направления политики коммуникации в редакции.

2. ПИАР в структуре коммуникации редакции.

3. Формы осуществления ПИАР в СМИ.

Литература: [1;2;3;5;6;8]

8 Перечень лабораторных работ по дисциплине

Лабораторная работа №1Технические средства массовой коммуникации

Лабораторная работа №2Технические средства в процессе журналистского творчества.

Лабораторная работа №3Компьютерная техника в производстве современной прессы, в работе редакций. Работа с электронными СМИ. Анализ электронных выпусков газет и журналов.

Лабораторная работа №4Интернет и его использование журналистом.

Лабораторная работа №5Кабельное и эфирное телевидение. Спутниковое телевидение.

Лабораторная работа №6Полиграфическая техника и полиграфические процессы.Макетирование газеты. Макетирование журнала.

Лабораторная работа №7Верстка и печать

Лабораторная работа №8Фотография, техника фотосъемки

Лабораторная работа №9Связи с общественностью в редакционной структуре. Дизайн полиграфических изданий

Лабораторная работа №10Основные технологические схемы выпуска газетно-журнальной продукции

Список литературы

1. Гордиенко, Т.В. Журналистика и редактирование [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т.В. Гордиенко.-М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М., 2013.- 176 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=375895

2. Евдокимов, В.А. Массмедиа в социокультурном пространстве: [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.А. Евдокимов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 224 с.- Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=415337

3. Кузнецов, И.В. История отечественной журналистики (1917–2000) [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И. В. Кузнецов. - 4-е изд., стер. - М.: Флинта, 2012. - 640 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=490268

4. Лозовский, Б. Журналистика и средства массовой информации [Электронный ресурс] / Борис Лозовский. - Екатеринбург: Урал. гос. ун-т, 2014. - 306 с. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=370912

5. Марков А.А. Теория и практика массовой информации [Электронный ресурс]: учебник / А.А. Марков, О.И. Молчанова, Н.В. Полякова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 252 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=544650

6. Махонина, С.Я. История русской журналистики начала XX века [Электронный ресурс] : учеб. пособие / С. Я. Махонина. - 5-е изд., стереотип. - М. : Флинта : Наука, 2011. - 240 с. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=406295

7. Стровский, Д. Л. Отечественная журналистика новейшего периода [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика» / Д. Л. Стровский. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 359.- Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=377072

8. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://pravo.gov.ru/

9. 9. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 03.07.2016) "О средствах массовой информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)//СПС КонсультантПлюс.- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/

Наши рекомендации