Правовые и этические нормы работы журналиста
В своей повседневной деятельности журналист постоянно сталкивается с нормами права, да и сама журналистская деятельность сегодня достаточно регламентирована, или, как говорят юристы, под нее подведена законодательная база.
В период партийного руководства СМИ, в условиях тоталитарного государства специального законодательства в области прессы попросту не существовало. Поскольку все издания и телеканалы выходили либо под эгидой партийного комитета (горкома, райокма, обкома, ЦК республики или ЦК КПСС), их основной идеологической задачей была пропаганда идей партии. В СССР царила жесткая цензура, осуществляемая организацией с загадочным названием Главлит и ее филиалами на местах, соответственно называвшимисяобллитами. Без разрешения цензора, удостоверенного печатью и особым номером, не могла печататься ни одна газета, не выходили в эфир теле- и радиопрограммы. Поэтому на отечественном телевидении на долгие годы утвердилась трансляция программ только в видеозаписи: в итоге на экране все было гладко, вылизано, что не всегда отражало реальную ситуацию.
Прорыв был сделан в 1990г., когда Верховный Совет СССР принял первый Закон О печати и других средствах массовой информации. После развала Советского Союза в 1991 году, ставшие самостоятельными государства в своем большинстве приняли законы об информации и о средствах массовой информации.
Главным принципом функционирования СМИ в правовом государстве является свобода массовой информации. Этот принцип заложен и в Конституции Российской Федерации, и в Коституции Украины. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. А каждому гражданину гарантируется свобода мысли и слова и право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Эти требования прописаны и в Законе ДНР «О средствах массовой информации», принятом в августе 2015 года. Первая статья этого Закона так и называется «Свобода массовой информации» и она устанавливает, что «поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям».
А ст.3 этого Закона устанавливает «Недопустимость цензуры», т.е. «требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей». Также в этой статье вводится запрет на создание и финансирование служб, осуществляющих цензуру.
В тоже время нужно понимать, что не может быть абсолютной свободы, в т.ч. и средств массовой информации. Есть виды информации, распространение которой может нанести вред государству или ее отдельным гражданам. Поэтому вводятся определенные ограничения на распространение такого рода сведений. Такие ограничения есть в законодательстве большинства государств.
Такого рода информацию можно условно разбить на три категории – та, которая угрожает безопасности государства, безопасности ее граждан и противоречит общепринятым морально-этическим нормам.
К первой категории можно отнести информацию, которая является государственной тайной, также это публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, насильственному свержению конституционного строя, нарушению территориальной целостности государства. Запрещена информация об организациях, деятельность которых запрещена судом.
Ко второй категории нужно отнести информацию о личности, информацию, оскорбляющую или унищающую честь и достоинство людей по половым, национальным, расовым, религиозным признакам, по отношению к той или иной идеологии. Запрещена к распространению информация о наркотиках.
К третьей категории следует отнести пропаганду и демонстрацию порнографических материалов, культ насилия и жестокости, содержащих нецензурную брань. В тоже время распространение эротических материалов не возбраняется, лишь накладываются определенные ограничения – радио- и телепрограммы обязательно должны быть закодированы, а печатные издания должны распространяться в запечатанных непрозрачных упаковках и в специально отведенных местах.
В то же время еще одно дополнение к Закону, которое представляется крайне актуальным и своевременным: запрещается использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.
Согласно законодательству ДНР, теле- и радиоканалы могут учреждаться только государственными структурами. Все иные СМИ могут учреждаться физическими лицами, их объединениями, организациями и органами власти. Их регистрацию проводит Министерство информации ДНР.
Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом. Основанием для судебного решения являются неоднократные нарушения редакцией определенных требований законодательства, в частности по распространению запрещенной информации.
Во второй главе Закона о СМИ определяется статус учредителя, издателя, редакции, порядок регистрации СМИ, оговариваются их права и обязанности, фиксируемые в редакционном уставе либо договоре, заключаемом между ними.
В третьей главе речь идет о распространении массовой информации. В частности, в ст. 30 перечисляются обязательные выходные данные любого печатного издания, радио- и телепрограммы. Для печатного СМИ обязательно необходимо указывать наименование, учредителя, главного редактора, № и дату выпуска, тираж, адрес редакции, издателя и типографии. Для телерадиокомпании необходимо обязательно указывать название (логотип).
Вспомнив о глушилках, перекрывавших ранее вещание таких радиостанций, как Голос Америки, Немецкая волна, Свободная Европа и т.п., обратите внимание, что в статье43 говорится о запрете на создание искусственных помех, препятствующих уверенному приему радио, телепрограмм. Если же слушать радио или смотреть телепрограммы вам мешают так называемые индустриальные помехи, возникающие при эксплуатации технических устройств в процессе хозяйственной деятельности, имейте в виду, что законом предусмотрено устранение таких помех за счет лиц, владеющих источником искусственных помех.
В главе IV, посвященной отношениям средств массовой информации с гражданамииорганизациями, следует отметить право физических и юридических лиц на получение информации о деятельности органов власти, их должностных лиц. Органы власти, в свою очередь, обязаны предоставлять информацию о своей деятельности, в том числе по запросу редакций СМИ.
Кроме того, физические и юридические лица имеют право на опровержение информации, которая не соответствует действительности, порочит их честь и достоинство. Если СМИ не имеет доказательств опубликованной информации, оно обязано разместить в том же месте тем же шрифтом текст опровержения. Телерадиокомпания должна обнародовать опровережение в той же программе, где была помещена информация. При этом объем опровержения не должен более чем вдвое превышать объем самой информации. Если стороны не приходят к согласию, вопрос рассматривается в суде.
Глава V посвящена правам и обязанностям журналистов. В соответствии с законом журналист имеет право:
ü искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
ü посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения либо их пресс-службы;
ü быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;
ü получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;
ü производить записи, в том числе с использованием аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;
ü посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение, присутствовать на митингах и демонстрациях;
ü проверять достоверность сообщаемой информации;
ü излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах за его подписью;
ü отказаться от подготовки за своей подписью материалов, противоречащих его убеждениям, либо снять свою подпись в том случае, если его мнение было искажено в процессе редакционной подготовки.
Наконец, закон напоминает, что вы можете обнародовать свои произведения, подписав их собственным именем, либо псевдонимом, либо вообще без подписи.
Закон о СМИ оговаривает также обязанности журналиста. Среди них:
ü соблюдать устав редакции;
ü проверять достоверность сообщаемой им информации;
ü указывать на источник информации либо сохранять его конфиденциальность в зависимости от пожелания людей, с которыми журналист сотрудничал;
ü получать согласие на распространение сведений о личной жизни (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов);
ü ставить в известность о проведении аудио- и видеозаписей, кино- и фотосъемок (ст. 50 называет несколько случаев скрытой записи, допускаемой законом);
ü при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию предъявить редакционное удостоверение.
Государство гарантирует журналисту защиту его чести и достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг. В то же время закон запрещает злоупотребление правами журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбор информации в пользу постороннего лица или организаций, не являющихся средством массовой информации. Запрещается распространение информации с целью опорочить кого-то исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.
Закон о СМИявляется правовой базой журналистской деятельности. Но кроме права есть еще и этика - свод неписаных законов, регламентирующих нормы человеческого поведения с учетом требований нравственности, морали и обычаев общества.
В конечном счете профессиональная этика журналиста есть общечеловеческая этика, но еще более строгая и взыскательная, прежде всего, к самому себе, потому что забвение этических принципов журналистом чревато подчас непредсказуемыми последствиями. Многие зарубежные органы массовой информации имеют собственные этические кодексы, преступить которые не дано никому из штатных сотрудников (нарушение влечет за собой немедленное увольнение без возможности обжалования) либо нештатных авторов (в противном случае с ними без предупреждения прерывают сотрудничество).
Журналист свободен в своем творчестве. Однако свобода, в данном случае профессиональная свобода журналистского творчества, предполагает высокую степень личной ответственности, нравственной ответственности перед:
обществом;
аудиторией читателями, слушателями, зрителями;
перед героями журналистских произведений;
журналистским коллективом, который представляет автор;
перед самим собой.
Таковы грани этических норм, предписывающих журналисту помнить о возможных социальных последствиях его творчества, о судьбах его героев, об авторитете представляемого им органа массовой информации, наконец, о собственном добром журналистском имени.
Журналист не вправе что-либо скрыть от своих читателей, теле- и радиоаудитории. Но он должен ясно представлять ту черту, после которой сообщаемая им информация приобретает негативную окраску и вызывает нежелательные последствия. Например, сообщая о готовящихся общественных беспорядках и сообщая их время и место, не выступает ли журналист этаким подстрекателем, который подталкивает неустойчивую часть людей к участию в этих беспорядках?
Мы не ведем речь о сокрытии общественно значимой информации, мы говорим о социальной ответственности журналиста, понимаемой им как ответственность этическая.
Неэтично распространять слухи (что еще довольно часто встречается в отечественных СМИ), неэтично чье-то, а тем более собственное мнение выдавать за объективный факт, неэтично на радио и ТВ использовать инсценировку как средство воссоздания реальных событий. Согласитесь: все эти нормы профессиональной этики имеют прямое отношение к вопросам профессионального мастерства. И это не случайно: хороший человек не может быть безнравственным, квалифицированный журналист не преступает этические нормы профессии.
А сколько такта требуется журналисту, освещающему этнические конфликты, религиозные разногласия, политическое противостояние! Как легко здесь обидеть большие группы людей, и сколь непоправимыми могут быть в этом случае журналистские ошибки. И хотя негативная информация имеет право на существование изакон ее не запрещает, но лишь этические нормы и чисто человеческая совесть журналиста-профессионала подскажут, как решить это противоречие.
Если вы цитируете чье-то мнение, неэтично не назвать источник информации, автора высказывания. Неэтично вмешиваться в личную (частную) жизнь героев журналистских произведений. Даже добровольное согласие героев на такое вмешательство (не ведают, что творят) не всегда дает журналисту моральное право рыться в чужом белье.
Журналист должен заботиться о репутации своих героев и своей собственной. Писать надо так, чтобы на следующий день после публикации вашего материала было не стыдно встретиться с героями. Всегда старайтесь поставить себя на место героя вашей публикации, взвешивайте: хотите ли вы, чтобы о вас сказали (написали) так же и то же.
Как видим, правовые и этические нормы, а также слагаемые профессионального мастерства перекликаются, пересекаются, а нередко полностью совпадают. Таковы особенности журналистской деятельности. В этом сложность и сила и благородство нашей профессии.
Единого списка не существует, но практически каждый список включает в себя следующие пункты:
1) Исходить из фактов!
Это первое — и самое главное правило, основа основ журналистской этики. Суть работы журналиста в том, чтобы сообщать читателям факты — и на этом фундаменте он должен строить свои материалы. Автор может анализировать, выдвигать гипотезы, полемизировать, призывать к тем или иным действиям — но все это опирается на факты. Грубо говоря, журналисту не позволено иметь собственного мнения, если он не может подкрепить его фактами. Иначе это просто не журналистика. Если автор любит придумывать истории, пусть пишет фантастику. Если автор любит убеждать людей, воздействуя на их эмоции, он может заняться рекламой или PR. Журналист работает в первую очередь с фактами.
2) Работа над статьей должна быть честным поиском правды.
Собирая материал для статьи, журналист не должен стараться любой ценой доказать или опровергнуть какую-то определенную точку зрения. Это вовсе не значит, что автор не может начать сбор фактов, чтобы попытаться доказать какую-то свою гипотезу. Но если факты, которые ему удалось собрать, противоречат его гипотезе, журналист должен отказаться от этой точки зрения, не пытаясь «доработать напильником» собранную информацию, чтобы подогнать факты под свою теорию.
3) Нельзя получать информацию обманным путем.
Этот пункт, вероятно, наиболее спорный. Очевидно, что информация, которую журналист получит, сообщив о том, что он готовит материал для газеты, скорее всего будет отличаться от той информации, которую он получит, представившись кем-нибудь другим. С одной стороны, если человек говорит с журналистом свободно, как с любым другим человеком с улицы, он вряд ли будет следить за документальной точностью и корректностью своих слов, где-то приврет, что-то скроет… одним словом, полученная от него информация будет не вполне достоверной. С другой стороны, есть вещи, которые человек никогда не скажет (или не сделает), если будет знать, что имеет дело с журналистом. Так, если журналист хочет проверить, правда ли, что в каком-то баре регулярно обсчитывают клиентов и заменяют дорогие спиртные напитки на более дешевые, вряд ли с его стороны будет разумно с порога представиться журналистом и спросить в лоб: «А правда, что вы обсчитываете клиентов?»
Большинство серьезных журналистов решают для себя этот вопрос следующим образом: они всегда представляются и объясняют, что собирают материал для статей, за исключением случаев, когда они ведут журналистское расследование деятельности какого-либо человека или организации. Но даже в этом случае информация, полученная от введенного в заблуждение собеседника, обычно используется лишь как зацепка для дальнейшей работы, а не как материал для печати (исключение составляют документы).
4) Следует исправлять свои ошибки.
Если журналист все же допустил ошибку, исказил факты, поторопился с выводами и т.п. — он должен сам написать об этом и восстановить истину, не дожидаясь, пока это сделает кто-то другой. Конечно, возможность или невозможность напечатать опровержение обычно зависит от политики газеты и от позиции редактора, но журналист должен, по меньшей мере, попытаться это сделать.
5) Нельзя нарушать соглашения с источниками информации.
Если в процессе сбора информации журналист договорился о чем-то с человеком, предоставившим ему информацию, эта договоренность должна соблюдаться любой ценой. Если журналист пообещал человеку не называть его имени, он не имеет права это сделать. Если в разговоре было сказано, что передаваемая информация не предназначена для печати, ее публикация будет грубым нарушением журналистской этики. Если была достигнута какая-то другая договоренность (например, о сроках публикации), ее тоже следует неукоснительно придерживаться.
6) Нельзя использовать свое положение как оружие.
В случае какого-либо конфликта с каким-то деятелем или организацией, журналист порой испытывает искушение воспользоваться своей профессией как оружием устрашения: «Или ты…, или я про тебя ТАКОЕ напишу!» Однако поступать так нельзя ни в коем случае, каким бы сильным не было это искушение. Что шантаж уголовно наказуем. Если событие действительно заслуживает написания статьи, надо не угрожать, а сесть и подготовить материал. Если же дело яйца выеденного не стоит, журналист таким поведение просто дискредитирует себя, свое издание и свою профессию.
7) Любое утверждение, способное причинить кому-либо вред, должно подкрепляться фактами.
Не важно, пишете ли Вы предвыборную статью о кандидате в мэры крупного города, разоблачаете мошенническую фирму или же сравниваете принтеры «Epson» и «HP». Любая критика в чей-либо адрес, любое высказывание, способное повредить чьей-либо репутации, должно подкрепляться фактами. Впрочем, точно так же должна подкрепляться фактами и любая положительная оценка — чтобы не причинить ущерб читателям, введя их в заблуждение.
Все факты обязательно должны быть приведены в тексте статьи.
8) Писать «правду, всю правду, и ничего, кроме правды».
Как гласит известный анекдот, существует пять степеней лжи — обычная ложь, наглая ложь, сверхнаглая ложь, статистика и цитирование. «Полуправда» зачастую является большей ложью, нежели домысел или клевета. Существует множество демагогических приемов, позволяющих «лгать правдой». Это и собственно полуправда, и «избранное цитирование», и «ad absurdum», и фокусирование на второстепенном, и наклеивание ярлыка с последующей его критикой, и переход на личности и другие приемы.
9) Нельзя искажать истину ради получения выгоды.
Вопрос «Может ли журналист получать от своей работы какую-то материальную выгоду, помимо гонораров?» — один из наиболее спорных в журналистской этике.
Уже упомянутые крупные газеты, в своем стремлении сохранить абсолютно безупречную репутацию, запрещают своим сотрудникам получать даже малейшую выгоду от своей работы: журналист не может получать деньги и принимать подарки (вплоть до букета цветов или бутылки спиртного), не может принять приглашение на обед в ресторане, не имеет права покупать или продавать акции тех фирм, о которых он писал в течение прошедших 6—12 месяцев или собирается писать в обозримом будущем и т.п.
Противоположная — в рамках этического кодекса — точка зрения заключается в том, что если герой материала (человек или организация) хочет каким-то образом «премировать» журналиста за благожелательную статью о нем или же кто-то предлагает написать заказную статью о его фирме, продукте и т.п., нет никакой причины от этого отказываться, при условии, что для получения вознаграждения не придется лгать или умалчивать.
Однако обе точки зрения сходятся в одном: ради получения выгоды нельзя искажать истину, нельзя врать читателю, нельзя хвалить то, что не достойно похвалы, нельзя умалчивать о вещах, заслуживающих критики и т.п.
Вместо послесловия