Модели МК российской научной школы

Российский опыт построения моделей системы журналистики начинался в советское время и складывался из критического заимствования западных методик моделирования с привнесением социально-политических (идеологических) элементов и факторов, характерных для советской системы журналистики.

Социологическая модель А. Н. Алексеева

Модели МК российской научной школы - student2.ru

Достоинством этой модели является то, что она заостряет вопрос о социальных отношениях между коммуникатором и реципиентом. Коммуникатор предстает в ней не как источник и первопричина информации, а как посредник в общении людей. При этом на характер этого посредничества оказывает влияние множество социальных факторов, которые мы называем системоформирующими.

Социологическая модель М. Лауристин

Модели МК российской научной школы - student2.ru

М.Лауристин, прежде всего, обращает внимание на то, что процесс массовой коммуникации происходит внутри более широкой сети взаимосвязей между различными подсистемами общества:

Социально - психологическая модель Ю.В. Воронцова.

Модели МК российской научной школы - student2.ru

1.Источник информации. 2.Коммуникатор. 3.Сообщение. 4.Коммуникант. 5.Коммуникационный канал. 6.Экстралингвистический параметр сообщения. 7.Источник механических помех. 8.Источник семантических помех. 9. Классово-социальные фильтры. 10.Личностно-нидивидуальные фильтры. 11.Семантические поля. 12.Поля коммуникационной обстановки. 13.Потери информации. 14.Обратная связь «коммуникант-коммуникатор». 15.Обратная связь «коммуникант-источник информации».

Модель журналистики Е.П.Прохорова

Модель Е.П.Прохорова призвана дать представление о журналистике как массово-информационной деятельности, в которую включена совокупность «действующих сил» (компонентов системы), чьи взаимоотношения и взаимовлияния в реальных условиях определяют и характер функционирования журналистики.

Модели МК российской научной школы - student2.ru

РО – руководящие органы, К – канал, СИ – социальные институты,

У – учредители, Т – тексты, МА – массовая аудитория, Ж – журналисты,

Д – действительность.

Модель телевизионной коммуникации Э.Г.Багирова

Модели МК российской научной школы - student2.ru

ТК -телевизионный коммуникатор; ТП –телевизионная программа;

ТТ –телевизионная техника; ТР–телевизионный реципиент.

Модель Э.Г.Багирова вобрала в себя структуры личностных, социальных и коммуникативных зависимостей, предложенных Г.Малецке и Д. и М. Райли, и внесла существенные системоформирующие факторы социально-политической организации общества и его идеологии, не присутствовавшие ранее в других моделях системы журналистики.

У каждой из рассмотренных выше моделей есть свои сильные и слабые стороны, которые выявляются в зависимости от задач, поставленных исследователями при их построении, и возможностей достижения неких результатов при использовании той или иной модельной парадигмы. Однако, опираясь на логику моделирования социальных систем, в том числе и системы журналистики, на опыт предыдущих исследователей процессов массовой коммуникации, необходимо построить более унифицированную и универсальную модель системы журналистики, которая бы в равной степени была полезна и для научных, и для учебных целей.

Литература:

Алексеев А. Н. Опыт построения социологической модели массовой коммуникации // Семиотика средств массовой коммуникации. Ч. 1. М., 1973. С. 58-71.

Ахмадулин Е.В. Модели систем журналистики российской научной школы//Акценты: Новое в массовой коммуникации. 2004.№ 3-4.- С.17-26.

Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. М.,1978;

Батароев К.Б. Аналогии и модели в познании. Новосибирск, 1981.,С.159.

Воронцов Ю.В. К вопросу о структуре коммуникационного потока // Предмет семиотики. Теоретические и практические проблемы взаимодействия средств массовой коммуникации. М., 1975. С. 22-35.

Лауристин М. Некоторые проблемы управления потоком массовой информации // Предмет семиотики. Теоретические и практические проблемы взаимодействия средств массовых коммуникаций. М.,1975.С.88-107.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.,2000;

Штоф В.А. Роль моделей в познании. М., 1963.

Тема 8. – 4 часа

Наши рекомендации