Модели МК российской научной школы
Российский опыт построения моделей системы журналистики начинался в советское время и складывался из критического заимствования западных методик моделирования с привнесением социально-политических (идеологических) элементов и факторов, характерных для советской системы журналистики.
Социологическая модель А. Н. Алексеева
Достоинством этой модели является то, что она заостряет вопрос о социальных отношениях между коммуникатором и реципиентом. Коммуникатор предстает в ней не как источник и первопричина информации, а как посредник в общении людей. При этом на характер этого посредничества оказывает влияние множество социальных факторов, которые мы называем системоформирующими.
Социологическая модель М. Лауристин
М.Лауристин, прежде всего, обращает внимание на то, что процесс массовой коммуникации происходит внутри более широкой сети взаимосвязей между различными подсистемами общества:
Социально - психологическая модель Ю.В. Воронцова.
1.Источник информации. 2.Коммуникатор. 3.Сообщение. 4.Коммуникант. 5.Коммуникационный канал. 6.Экстралингвистический параметр сообщения. 7.Источник механических помех. 8.Источник семантических помех. 9. Классово-социальные фильтры. 10.Личностно-нидивидуальные фильтры. 11.Семантические поля. 12.Поля коммуникационной обстановки. 13.Потери информации. 14.Обратная связь «коммуникант-коммуникатор». 15.Обратная связь «коммуникант-источник информации».
Модель журналистики Е.П.Прохорова
Модель Е.П.Прохорова призвана дать представление о журналистике как массово-информационной деятельности, в которую включена совокупность «действующих сил» (компонентов системы), чьи взаимоотношения и взаимовлияния в реальных условиях определяют и характер функционирования журналистики.
РО – руководящие органы, К – канал, СИ – социальные институты,
У – учредители, Т – тексты, МА – массовая аудитория, Ж – журналисты,
Д – действительность.
Модель телевизионной коммуникации Э.Г.Багирова
ТК -телевизионный коммуникатор; ТП –телевизионная программа;
ТТ –телевизионная техника; ТР–телевизионный реципиент.
Модель Э.Г.Багирова вобрала в себя структуры личностных, социальных и коммуникативных зависимостей, предложенных Г.Малецке и Д. и М. Райли, и внесла существенные системоформирующие факторы социально-политической организации общества и его идеологии, не присутствовавшие ранее в других моделях системы журналистики.
У каждой из рассмотренных выше моделей есть свои сильные и слабые стороны, которые выявляются в зависимости от задач, поставленных исследователями при их построении, и возможностей достижения неких результатов при использовании той или иной модельной парадигмы. Однако, опираясь на логику моделирования социальных систем, в том числе и системы журналистики, на опыт предыдущих исследователей процессов массовой коммуникации, необходимо построить более унифицированную и универсальную модель системы журналистики, которая бы в равной степени была полезна и для научных, и для учебных целей.
Литература:
Алексеев А. Н. Опыт построения социологической модели массовой коммуникации // Семиотика средств массовой коммуникации. Ч. 1. М., 1973. С. 58-71.
Ахмадулин Е.В. Модели систем журналистики российской научной школы//Акценты: Новое в массовой коммуникации. 2004.№ 3-4.- С.17-26.
Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. М.,1978;
Батароев К.Б. Аналогии и модели в познании. Новосибирск, 1981.,С.159.
Воронцов Ю.В. К вопросу о структуре коммуникационного потока // Предмет семиотики. Теоретические и практические проблемы взаимодействия средств массовой коммуникации. М., 1975. С. 22-35.
Лауристин М. Некоторые проблемы управления потоком массовой информации // Предмет семиотики. Теоретические и практические проблемы взаимодействия средств массовых коммуникаций. М.,1975.С.88-107.
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.,2000;
Штоф В.А. Роль моделей в познании. М., 1963.
Тема 8. – 4 часа