Анализ программы криминальной направленности
1. Цель программы (информационная, просветительская, развлекательная и т.п.)
2. Тематическое наполнение программы, характеристика сюжетов.
3. Структура программы.
4. Жанровая разновидность программы (криминальная хроника, журналистское расследование, судебное шоу, «дорожные войны» и др.)
5. Соотношение вербальных элементов и видеоряда.
6. Реализация принципов достоверности и документализма.
7. Место и роль постановочных элементов в программе.
8. Характер воздействия на аудиторию.
9. Приемы манипулирования общественным сознанием.
10. Причины популярности программ криминальной направленности.
«Криминально-правовые программы -это телевизионная продукция, содержание всего выпуска которой составляет информация криминального характера – об уголовных преступлениях, злодеяниях или других событиях, имеющих отношение к процессу нарушения закона теми или иными способами, а также правовая, обеспечивающая толкование норм российского законодательства и, возможно, способствующая повышению уровня знаний населения в системе различных норм права»[19].
Виды программ криминальной направленности:
- «дорожные войны» - программы, посвященные анализу дорожно-транспортных происшествий как ситуаций, связанных с нарушением правил дорожного движения - «Дорожные войны» («Перец»), «Главная дорога» (НТВ).
- криминальная хроника –сообщения о последних событиях в преступном мире, поимке и задержании преступников - «Вести. Дежурная часть» («России 1»), «Чрезвычайное происшествие» (НТВ»), «Место происшествия» («Пятый канале»), «Экстренный вызов» («РЕН»).
- судебное шоу –программа, в которой профессиональные судьи рассматривают гражданские и уголовные дела, при этом зрителю предлагается стать свидетелем судебного заседания, аналогичного реальному процессу - «Право на защиту» («Первый»), «Суд присяжных» («НТВ»), «Час суда» («РЕН»).
- журналистское расследование –программа, в которой следственная группа, состоящая из журналистов, собирает первичную информацию, работает с документами, ищет и опрашивает свидетелей и очевидцев, отрабатывает различные версии преступления, ищет доказательства и опровержения - «Честный детектив» на канале («Россия 1»).
Вопросы для самопроверки
1. Перечислите основные тенденции, связанные с развитием телевидения на современном этапе.
2. Чем, на ваш взгляд, обусловлена популярность такого телевизионного жанра, как шоу?
3. Докажите, что массовая культура оказывает непосредственное влияние на формирование современного телевизионного контента. Приведите примеры.
4. Какие функции выполняет аудитория в студии в телевизионных программах разной направленности. Свой ответ аргументируйте.
5. Разнообразие телевизионных каналов на российском телевидении – это проявление тенденции массовизации или тенденции демассификации. Почему?
6. Как реализуется тенденция интерактивности в различных телевизионных программах российского телевидения?
7. В новостных программах российского телевидения важное структурно-содержательное значение приобретает: визуальный ряд; вербальный компонент; образ (имидж) ведущих? Почему?
8. Развлекательное шоу / ток-шоу: сходство и различие жанровых форм.
9. «Псевдособытие», «псевдодискуссия», «псевдосенсация» на российском телевидении.
10. Характеризуя современную телевизионную аудиторию, можно назвать следующие признаки… Свой ответ аргументируйте.
11. Понятия «формат», «жанр», «программа» имеют, по вашему мнению, разное или синонимичное наполнение содержания? Поясните на конкретных примерах.
12. Существует ли жанр журналистского расследования в современных криминальных программах? Почему?
13. Какие телевизионные жанры, не свойственные печатным СМИ, вам известны? Аргументируйте свой ответ.
14. «Маски» и роли современных телевизионных ведущих.
15. Современное шоу – инвариантная жанровая форма («модное» шоу, «криминальное» шоу, «кулинарное» шоу, «романтическое» шоу, «ледовое» шоу и т.д.). Сохраняет ли этот жанр при всем многообразии форм свои специфические признаки? Какие?
16. Основные характеристики современного медиапроекта.
17. Назовите предпосылки трансформации системы жанров отечественного телевидения.
18. Как вы понимаете афоризм: «ничто не существует реально, пока это не показали по телевидению» (Д.Бурстин)?
19. Как вы понимаете термин «виртуализация реальности» (С.Ильченко)? Приведите примеры виртуализации современных информационных потоков.
20. Какие приемы «виртуализации реальности», реализуемой российским телевидением вам известны? Приведите примеры из телевизионного контента.
21. Современное телевидение – это… Свой ответ аргументируйте.
22. В чем проявляется игровая природа телевидения как особого вида человеческой деятельности? Свой ответ обоснуйте.
23. Как вы понимаете термин «шоу-цивилизация» (С.Ильченко)?
24. Ценностные и псевдоценностные ориентиры современного телевидения.
25. Какие функции реализует современное телевидение? Свой ответ аргументируйте.
26. Предложите «жизнеспособную», на ваш взгляд, классификацию жанров отечественного телевидения. Свой ответ обоснуйте.
27. В каких программах, на ваш взгляд, наиболее полно реализуется социальная миссия телевидения?
28. Плюсы и минусы современного развлекательного телевидения.
29. Современное телевидение и проблема автора.
30. Телеигра как способ имитации реальности.
31. Телевидение как «зрелище безобразного». Согласны ли вы с этой формулировкой? Ответ обоснуйте.
32. Этические проблемы современного телевидения.
Рекомендуемая литература
1. Акинфиев С.Н. Жанровая структура российского развлекательного телевидения: Автореф. дисс…канд. филол. н. М., 2008.
2. Акинфиев С.Н. Жанрово-тематическая структура российского развлекательного телевидения // XIII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов 2006». М., 2006.
3. Акинфиев С. Н. Развлекательное телевидение: определение, классификация, жанры // Вестник Московского Университета. Серия 10. Журналистика. 2008. № 6.
4. Бережная М.А. Телевизионный репортаж: эффекты «присутствия» и «неприсутствия» // Средства массовой информации в современном мире: тезисы научно-практ. конференции. СПб., 2007.
5. Борецкий Р.А. Осторожно, телевидение. М., 2002.
6. Борецкий Р.А.Телевизионная журналистика. М., 2002.
7. Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции. М., 1998. С.36.
8. Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: на телевизионных подмостках. М., 2003.
9. Вартанов А. Пусть тонут?: [О современном телевидении] // Журналист. 2002. N 4. С. 37-38.
10. Вронская Е. Мифы ТВ в режиме online // Журналист. 2004. N 12. С. 44-45.
11. Гегелова Н. Язык и стиль телевизионных программ в аспекте культурно-просветительской миссии ТВ // Меди@льманах. 2011. № 3.
12. Гудяков Р.В. Драматизация информации на телевидении как проявление кризиса идентичности в обществе // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 2009. № 4.
13. Дзялошинский И.М. Как нами манипулируют? //Право знать: история, теория, практика. 2004. № 3–4.
14. Дондурей Д. Телевидение массового психоза и медийная реальность // Телерадиоэфир: история и современность. М., 2008.
15. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / Под ред. А.Г. Качкаевой. М., 2010.
16. Засурский Я. Н. Журналистика и вызовы XXI века // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2009. № 5.
17. Засурский Я.Н. Система средств массовой информации. М., 2001.
18. Захаров В.В. Жанры радио- и тележурналистики. М., 2006.
19. Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации: Англо-русский толковый словарь концепций и терминов. М., 2004.
20. Ильченко С.Н. Проблема типологической идентичности жанровой системы вещания // Трансформация систем СМИ в современном мире: Материалы международной научно-практической конференции «Журналистика 2009». М., 2010.
21. Ильченко С.Н. Трансформация жанровой структуры современного отечественного телеконтента: актуализация игровой природы телевидения: автореферат диссертации… д. филол.н. М., 2012.
22. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2000.
23. Качкаева А.Г. Жанры и форматы современного телевидения. Последствия трасформации //Вестник Московского университета. Сер.10. Журналистика. 2010. №6.
24. Кихтан В.В. Информационные технологии в журналистике. М., 2004.
25. Кройчик Л.Е.Актуальные проблемы теории публицистики (российский извод): Полемические заметки // Современные проблемы журналистской науки. Воронеж, 2007.
26. Кузнецов Г.В. Ток-шоу: неизвестный жанр? //Журналист. 1998. №11. С.59.
27. Лазутина Г.В. Жанр и формат в терминологии современной журналистики // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2010. № 6.
28. Лащук О.Р. Термин «формат» в массовой коммуникации // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2010. № 6.
29. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2000.
30. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Актуальные проблемы современности и журналистика. СПб., 2008.
31. Могилевская Э. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приемы манипулирования. М., 2006.
32. Муратов С.А. Телевидение в поисках телевидения. М., 2001.
33. Муратов С.А. Человек как объект теленовостей // Вестник Московского университета. 2003.
34. Науменко Т.В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию // Вопросы психологии. 2003. №6.
35. Новикова А.А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. М., 2008.
36. Поберезникова Е.В. Телевидение взаимодействия: интерактивное поле общения. М., 2004;
37. Почепцов Г.Г. Психологические войны. М., 2000.
38. Прошкин Т.А. Организация телевизионного ток-шоу. М., 2006.
39. Российское телевидение: между спросом и предложением: В 2-х т. М., 2007.