Текст: Мы веруем в Хранимую Скрижаль, Перо (калам) и все, что в ней написано
Комментарий: Всевышний Аллах говорит:
}بل هو قرآن مجيد. في لوح محفوظ {البروج:21-22
«Это славный Коран, находящийся Хранимой Скрижали (Созвездия Зодиака-21-22)». Скрижаль ("Лавх"), в которой записаны судьбы созданий, называется "Лавх аль-Махфуз" – Хранимой Скрижалью.
А Перо ("калам") же создано Аллахом, и Аллах записал им судьбы созданий в Хранимой Скрижали. Наш пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал об этом: «Первое, что создал Аллах, - это Перо. После того, как Аллах создал его, Он сказал ему: «Пиши». Перо спросило: «О, мой Господь, что писать?» Аллах сказал: «Напиши судьбу всего, что произойдет до Судного дня» (Достоверный хадис, переданный Абу Давудом и Тирмизи).
(Мы веруем в Хранимую Скрижаль и Перо и не ломаем голову над тем, какими они являются.)
54. فـَلـَوْ اجْتـَمَعَ الخـَلقُ كُلـّهُمْ عَلى شَيءٍ كَتـَبَهُ اللهُ تعالى فيه أنـَّهُ كَائِنٌ، لِيَجْعَلوهُ غـَيْر كائِن – لم يَقـْدِرُوا عَليهِ. ولو اجْتـَمَعُوا كُلـّهُمْ على شَيْءٍ لـَمْ يَـكْتبْهُ اللهُ تعالى فِيه، لِيَجْعَلـُوهُ كَائِناً لـَمْ يَقدِرُوا عَليْهِ. جَفَّ القـَلـَمُ بمَا هُوَ كَائِن إلى يَوم القِيَامَةِ
Текст: Если все создания соберутся для того, чтобы не произошло того, что записал Всевышний Аллах в Хранимой Скрижали, что должно произойти, они не смогут этого сделать. Если все создания объединяться для того, чтобы свершилось то, чего Всевышний Аллах не записал в Хранимой Скрижали, они тоже не смогут этого сделать. Чернила Пера, написав то, что произойдет до Судного дня, уже высохли
Комментарий:
عن عبد الله بن عباس رضي الله عنهما قال:كنت خلف رسول الله صلى الله عليه وآله وسلم يوما فقال: ” يا غلام ألا أعلمك كلمات: احفظ الله يحفظك, احفظ الله تجده تجاهك, إذا سألت فاسأل الله ,وإذا استعنت فاستعن بالله, واعلم أن الأمة لو اجتمعوا على أن ينفعوك لم ينفعوك إلا بشيء كتبه الله لك, ولو اجتمعوا على أن يضروك لم يضروك إلا بشيء قد كتبه الله عليك, رفعت الأقلام وجفت الصحف” رواه الترمذي وقال حسن صحيح.
Передается от `Абдуллаха ибн `Аббаса, да будет доволен им Аллах, что он сказал: "Однажды я стоял позади посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах. Тогда он сказал: “Эй мальчик, не научить ли тебя нескольким словам-поучениям? Оберегай (соблюдай) границы Аллаха, тогда и Он будет тебя оберегать. Оберегай (соблюдай) границы Аллаха, тогда ты найдешь Его пред собой. Когда бы ты ни спросил, спрашивай у Аллаха. Когда бы ты ни просил помощи, проси ее у Аллаха. Знай, что если вся община соберется, для того чтобы принести тебе пользу, они принесут тебе только пользу, записанную Аллахом. Если они соберутся, для того чтобы принести тебе вред, они принесут тебе только вред, записанный Аллахом. Перы подняты, а страницы высохли”.
55. و مَا أخـْطـَأ العَبْدَ لـَمْ يَـكُنْ لِيُصِيبَهُ، ومَا أصَابَهُ لَمْ يَـكُنْ لِيُخـْطِئَهُ
Текст: То, что предопределено для раба Аллаха, обязательно постигнет его, не обойдя его стороной. То, что не постигло его, то не было записано в его судьбе. Оно и не должно было его постигнуть
Комментарий: Как было сказано выше, то, что предопределено в судьбе, обязательно свершится.
56. وعَلى العَبْدِ أنْ يَعْلمَ أنَّ اللهَ قـّدْ سَبَقَ عِلمُهُ فِي كُل كَائِن مِنْ خـَلقِهِ, فـَقـَدَّرَ ذلك تـَقدِيراً مُحْكَماً مُبْرَماً, لـَيْسَ فِيهِ نـَاقِضٌ، ولا مُعَقبٌ، وََ لا مُزيلٌ، ولا مُغـَيِّرٌ، ولا نـَاقِصٌ ولا زَائِدٌ مِنْ خـَلقِـهِ فِي سَمَاوَاتِهِ وَأرْضِهِ.
Текст: Рабу Аллаха необходимо знать, что все, что происходит с созданиями Всевышнего Аллаха, было известно Ему заранее. Аллах записал это в предопределении прочно и неизменно. Никто из созданий на Его небесах и земле на задержит, на уничтожит, не изменит, не уменьшит и не увеличит это предопределение
Комментарий: Всевышний Аллах говорит:
}ألا يعلم من خلق و هو اللطيف الخبير {الملك: 14
(Саади, да смилостивится над ним Аллах, комментирует данный аят следующим образом: “Разве не знает Создатель-Аллах, сотворивший создания прекрасными и разноцветными? Как Он может не знать?! Аллах – Проницательный и Добрый ("Латыф") и Сведующий. Имя Аллаха "Латыф", означает, что Он знает все тайны, скрытые и очевидные вещи, а также, что Он милостив (добр) к своим верующим рабам.)
Пророк наш, да благословит и приветствует его Аллах, сказал:
قدّر الله مقاديرَ الخلق قبل أن يخلق السموات و الأرض بخمسين ألف سنة و كان عرشه على الماء رواه مسلم
«Всевышний Аллах определил судьбы созданий за пятьдесят тысяч лет до создания небес и земли. Тогда Его Трон был над водой».
Те из му`тазилитов, кто глубже погряз в болоте, стали отрицать то, что Аллах знает заранее. Они сказали: Аллах не знает деяния рабов, до тех пор, пока они не совершат их. Аллах превыше слов, которые они говорят, и Он – Велик.
57. وذلك مِن عَقـْدِ الإيمَان، وأصُول المَعْرفـَةِ, والاعْتِرَافُ بتـَوْحِيدِ اللهِ تعالى ورُبُوبـِيَّتِهِ، كَما قال تعالى في كِتـَابهِ} : وَ خـَلـَقَ كُلّ شَيْءٍ فـَقـَدَّرَهُ تـَقـْدِيرا{ً الفرقان:2. وقال تعالى}: وكَانَ أمْرُ اللهِ قـَدَراً مَقـْدُوراً{الأحزاب:38.
57-текст: Вера в предопределение вышеупомянутым образом является узлом веры, основами просвещения и признанием Единобожия Всевышнего Аллаха и Его Господства ("рубуубия"). Как сказал Аллах: “Он создал всякую вещь и придал ей соразмерную меру” (Различение-2). Он также сказал: “Веление Aллaxa является peшeниeм пpeдопределенным”. (Сонмы-38).
Комментарий:В данном тексте, так же как и ранее, есть указание на веру в предопределение и в то, что Всевышний Аллах знал заранее события, которые произойдут во Вселенной. Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, ответил на вопрос спрашивающего о вере (Джибрила, мир ему,) следующим образом:
}أن تؤمن بالله و ملائكته و كتبه و رسله و اليوم الآخر, و تؤمن بالقدر خيره و شره{رواه مسلم
Смысл: “Твое уверование в Аллаха, Его ангелов, Его книги, Его посланников, Судный день и судьбу, ее добро и зло”.
Выше было сказано, что вера в предопределение является «признанием Единобожия и Господства Всевышнего Аллаха». Т.е. пока нет веры в атрибуты Всевышнего Аллаха, вера в Единобожие не будет совершенным и не будет признания Господства Аллаха. Кто скажет, что есть иной создатель, кроме Аллаха, тот, несомненно, станет многобожником. Раз это так, так что же будет с тем, кто утверждает, что каждый создает свои деяния?! Поэтому кадариты являются огнепоклонниками этой общины.
و روى أبو داود عن ابن عمر, عن النبي صلى الله عليه و سلم, قال: "القدرية مجوس هذه الأمة, إن مرضوا فلا تعودوهم, و إن ماتوا فلا تشهدوهم". قال الألباني رحمه الله: إسناده ضعيف لكن له طرق يتقوى بها.
Абу Давуд передает от Ибн `Умара, а тот – от пророка, да благословит и приветствует его Аллах, что он сказал: «Кадариты являются огнепоклонниками этой общины. Если они заболеют, то не справляйтесь о них. Если они умрут, не участвуйте в похоронных молитвах для них».
58. فوَيْلٌ لِمَنْ صَارَ لِلّهِ تعالى في القـَدَر خـَصِيمًا, وأحْضَرَ لِلنـَّظـَر فِيهِ قـَلـْباً سَقِيماً, لـَقـَدْ الـْتـَمَسَ بـِوَهْمِهِ فِي فـَحْص الغـَيْبِ سِرّاً كَـتِـيماً, وعَادَ بمَا قال فِيهِ أفـَّاكاً أثـِيما.ً
Текст: Да будет гибель тому, кто спорит с Всевышним Аллахом о предопределении, тому, кто подготовил свое больное сердце для того, чтобы взглянуть на него (на предопределение). Он стал искать своим предположением сокровенное и, высказавшись о ней, возвратилась, став большим лжецом и грешником.
Комментарий: У души есть жизнь и смерть, болезнь и излечение. Эти вещи бывают тяжелее, чем у тела. Когда перед живым и здоровым сердцем ставятся ложные и мерзкие вещи, оно от природы своей начинает презирать их, ненавидеть их и не оказывает им внимания. Мертвая же душа является противоположной этому, ибо она не может отделить добро от зла. По этому поводу было сказано следующее: «Погиб тот, чья душа не может узнать добро и зло».
Различают два вида болезни души: болезнь сомнения и болезнь желаний (страстей). Болезнь сомнения бывает хуже болезни похоти. Самое плохое сомнение – это сомнение в вопросе предопределения. Иногда душа заболевает, и ее болезнь ухудшается, однако ее хозяин не замечает этого. Ибо эта личность, оставив знание, необходимое для здоровья ее души, занимает себя другими вещами. Душа даже умирает, однако ее хозяин не чувствует ее смерти. Признаками этого являются то, что рана от мерзких деяний не мучает его, а также то, что он не болеет из-за своего неведения истины и ложности своих убеждений. Если в душе человека есть жизнь, она будет болеть из-за совершения плохого деяния, а также по мере ее жизни будет мучиться из-за злых людей. Этот человек будет чувствовать, что его душа болеет, однако для такого человека будет тяжела горечь лечения и терпения. Ибо лечение души бывает против желаний и страстей.
Когда терпеливый и верный (верующий следует по пути рая), и его душа чувствует, что он является спутником самой первой великой общины, малочисленность его товарищей или их отсутствие не будет бросать его в ужас безнадежности. Всевышний Аллах рассказал в 69-аяте суры «Женщины» о том, кто является первой великой общиной, следующим образом:
{الذين أنعم الله عليهم من النبيين و الصديقين و الشهداء و الصالحين و حسن أولئك رفيقا{ النساء: 69.
«Они – пpopoки, (которых Аллах возвысил над другими, дав им благо откровения,) пpaвдивые мужи ("сыддыки" – в прекрасном виде подтвердившие путь, с которым явились пророки), павшие мученики (убитые в бою за возвышение слова Аллаха), праведники (чей внутренний мир и внешность достойны, а деяния благи), кoторых Aллax oблагодетельствовaл. Как же пpeкpacны эти спутники!» (На основе комментария Саади.)
Абу Шома, да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Ал-хавадису вал-бидаа» говорит: «В шариате приказано держаться общины. Целью этого является придерживание истины и следование ей, несмотря на то, что ее приверженцев мало, а противящихся ей много. Ибо истина – это путь, по которому шла самая первая община во времена нашего пророка, да благословит и приветствует его Аллах, и его сподвижников. Мы не обращаем внимания на то, что много тех, кто после них последовал ложным убеждениям. Аль-Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Аллах, сказал:
}السنة - و الذي لا إله إلا هو- بين الغالي والجافي, فاصبروا عليها رحمكم الله, فإن أهل السنة كانوا أقل الناس فيما مضى, وهم أقل الناس فيما بقي, الذين لم يذهبوا مع أهل الإتراف في إترافهم, ولا مع أهل البدع في بدعتهم, وصبروا على سنتهم حتى لقوا ربهم فكذلك فكونوا{
«Клянусь Аллахом, кроме которого нет божества, достойного поклонения, Сунна стоит между впаданием в болото крайности и полным оставлением. Терпите на пути Сунны, да смилостивится над вами Аллах, поскольку и в прежние времена приверженцев Сунны было мало. И после этого их будет мало. Они - те, кто не пошел к роскоши с ее приверженцами и не окунулся в новшества ("бид’а", ересь) вместе с еретиками. Они терпели на пути Сунны до тех пор, пока не встретились со своим Господом. И вы будьте такими».
59. والعرش والكرسي حق.
59-текст: Трон ("Арш") и Престол ("Курсий") - истинны
Комментарий: Всевышний Аллах в 54-аяте суры «Ограды» сказал:
إن ربكم الله الذي خلق السماوات والأرض في ستة أيام ثم استوى على العرش يغشي الليل النهار يطلبه حثيثا والشمس والقمر والنجوم مسخرات بأمره ألا له الخلق والأمر تبارك الله رب العالمين. الأعراف: 54
Табари да смилуется над ним Аллах комментирует смысл данного аята следующим образом: “О люди, Ваш Господь-Хозяин и Тот, кто исправляет ваши дела - это Аллах, который достоин того, чтобы все поклонялись Ему. Он создал небеса и землю за шесть дней. Эти дни – воскресенье, понедельник, вторник, среда, четверг и пятница. Затем Он возвысился на Трон, достойно Своему Величию. Он покрывает ночью день, который поспешно за ней следует. Когда приходит день, уходит ночь. Также Он создал солнце, луну и звезды, покорными Себе. Знайте же: создание и повеление принадлежат только Ему. Аллах, Господь всех миров, является Великим и Благословенным”. Всевышний Аллах в других аятах также упоминает Трон.
Трон является чрезвычайно огромным созданием, и никто, кроме Аллаха, не объемлет его. Несколько великих ангелов поддерживают его. Трон является крышей рая Фирдавс. Все это есть в достоверных хадисах пророка, да благословит и приветствует его Аллах. В «Сахих аль-Бухари» передается от нашего пророка, да благословит и приветствует его Аллах, он сказал:
}إذا سألتم الله الجنة فاسألوه الفردوس، فإنه أوسط الجنة,و فوقه عرش الرحمن{
“Когда вы просите у Аллаха рай, просите рай Фирдавс, поскольку он является центром (вершиной) рая. Над ним находится Трон Милостивого”.
То, что у Трона есть опоры, является истиной. Нельзя предполагать, что это - ангелы. Некоторые философы предположили, что Трон является небом, охватывающим мир со всех сторон. Это неверно. Словарное значение "арш" – трон царей. Слова тех, кто считает Трон властью ("мулк"), также являются недействительными.
Престол ("Курсий") также является истиной. Те, кто говорит, что Престол является Аршем, неправы. Это является местом двух ступней. Его также не сможет охватить никто, кроме Аллаха. Всевышний Аллах в 255-аяте суры «Корова» сказал (смысл): «Его Престол объемлет небеса и землю». Неверно также называть Престол знанием Аллаха.
(Трон и Престол также входят в число сокровенных знаний. Каковы они – знает лишь Аллах).
60. وهو مستغن عن العرش وما دونه, محيط بكل شيء وفوقه, وقد أعجز عن الإحاطة خلقه
60-текст: Всевышний Аллах не нуждается в Троне и других вещах. Он объемлет все и находится выше всего. Всевышний Аллах сделал создания бессильными объемлеть Его. (Создания не могут узнать Всевышнего Аллаха)
Комментарий: Всевышний Аллах говорит в 6-аяте суры «Паук»:
} إن الله لغني عن العالمين {العنكبوت: 6
“Воистину, Аллах не нуждается в мирах”.
Тахави, да смилуется над ним Аллах, после слов о Троне и Престоле, упомянул о том, что Всевышний Аллах не нуждается в Троне и остальных вещах. Ибо Он создал Трон для того, чтобы возвыситься над ним, а не потому что Он нуждается в нем. Здесь заключена мудрость Аллаха, согласно которой Аллах возысился над Троном. Необязательно, чтобы каждое нижележащее овладело, охватило и поддерживало каждое вышележащее над ним. Кроме того, необязательно, чтобы все, что находится наверху, нуждалось в том, что находится внизу. Посмотрите на небо – оно находится над Землей, однако оно не нуждается в ней. А пример же Аллаха велик и превыше всего. Наоборот, те, что внизу, нуждаются в Нем. Аллах не нуждается в том, что находится внизу. Трон же нуждается в Аллахе. Всевышний Аллах объемлет Трон. Трон же не может охватить Его.
Выше было сказано: “Он объемлет все и находится выше всего”. Если бы те, кто отрицает величие Аллаха, разъясняли бы качества Аллаха так тщательно, как было описано выше, они бы нашли верный путь, а также пошли бы путем доказательств. Однако же они отошли от доказательств и свернули с правильного пути. Когда Имама Малика, да смилуется над ним Аллах, спросили об аяте:
} ثم استوى على العرش{
(Затем Он возвысился над Троном): “Как возвысился?”, он ответил: «Ясно, что Он возвысился, а как - неясно».
Самым вышестоящим созданием является Трон, а Аллах возвысился над ним, и Он – Всеобъемлющий. Доказательством тому, что Он является Всеобъемлющим, является 54-аят суры «Разъяснены»:
} ألا إنه بكل شيء محيط{ حم السجدة: 54
Смысл: “Знайте: Аллах объемлет всякую вещь”. `Абдуллах ибн `Аббас да будет доволен им Аллахма сказал:
ما السموات السبع و الأرضون السبع و ما فيهن و ما بينهن في يد الرحمن-إلا كخردلة في يد أحدكم.
Смысл: “Семь небес, семь земель, все, что расположено в них и между ними, находятся в руке Рохмана так же, как и в руке кого-нибудь из вас находится горчичное зерно”.
То, что пример Аллаха является самым великим - несомненно. Если в руке у одного из нас будет горчичное зерно, он схватит его, если пожелает. Тогда его рука охватит это семя. Если он захочет – поставит его под себя. В обоих случаях человек будет отделен от горчичного зерна и будет над ним и превыше него. Раз это так, то каков же пример Аллаха?! Ничто не может объемлеть Его. Если Он пожелает, то сегодня же схватит небеса и землю, как в Судный день.
18-й и 61-й аяты суры “Скот” являются доказательством тому, что Всевышний Аллах находится над созданиями:
} و هو القاهر فوق عباده { الأنعام:18.61
Смысл: “Он – Одолевающий и находится над Своими рабами”. В 50-ом же аяте суры «Пчелы» сказано:
} يخافون ربهم من فوقهم{ النحل: 50.
Смысл: «Создания боятся своего Господа, Который над ними».
Передается от Абу Хурайры да будет доволен им Аллах, пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал следующее:
} لما قضى الله الخلق كتب في كتاب فهو عنده فوق العرش: أن رحمتي سبقت غضبي{ متفق عليه.
Смысл: “После того, как Всевышний Аллах решил судьбы созданий, Он написал в книге, находящейся у Него над Троном: «Моя милость превысила мой гнев» (Бухари, Муслим).
(Также наш пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал следующее:
}يتعاقبون فيكم ملائكة بالليل و ملائكة بالنهار و يجتمعون في صلاة الفجر و صلاة العصر، ثم يعرج الذين باتوا فيكم فيسألهم –و هو أعلم بهم-: كيف تركتم عبادي؟ فيقولون: تركناهم و هم يصلون و أتيناهم و هم يصلون) {رواه البخاري: 555(
«Среди вас есть ангелы, наблюдающие за вами. Если одна их группа наблюдает за вами ночью, то другая наблюдает за вами днем. Ангелы собираются для смены во время послеполуденной и утренней молитв. Те ангелы, которые ночевали с вами, сдают смену второй группе и поднимаются на небо, к своему Господу. Тогда их Господь – Всевышний Аллах – хотя Он и знает лучше состояние своих рабов, задает о них следующий вопрос: «В каком состоянии вы оставили Моих рабов?» Ангелы отвечают: «Когда мы их оставляли, они молились, когда мы к ним пришли, они тоже молились» (Бухари №555). («Удел распределяется после утренней молитвы. Кто будет в это время в поклонении, его удел и деяния будет благословенны», - говорит Ибн Хаджар аль-Aскалани, да смилуется над ним Аллах)
Тот, кто прислушается к хадисам посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, и словам наших ученых-предшественников, тот найдет бесчисленное количество доказательств тому, что Аллах находится наверху.
Муты` аль-Балхи сказал: "Когда я задал Абу Ханифе, да смилуется над ним Аллах, вопрос: "Каково подожение того, кто скажет: "Я не знаю: находится мой Господь на небе или на земле?" Он ответил: "Несомненно, он станет неверным. Ибо Всевышний Аллах говорит:
(الرحمن على العرش استوى) طه: 5.
"Милостивый вознесся на Трон" (Та Ха-5). А Его Трон находится над семью небесами". Я (Муты`) сказал: "А если он скажет: "Аллах – над Троном, но я не знаю, на небе находится Трон или на земле?" (Абу Ханифа) ответил: "Он – неверующий. Ибо он отрицает то, что Трон находится на небе. Тот, кто отрицает нахождение Трона на небе, станет неверным". Не следует обращать внимания на то, что отрицающие нахождение Аллаха над Троном, относят себя к мазхабу Абу Ханифы. Иногда му`тазилиты и другие тоже относят себя к мазхабу Абу Ханифы. Такие люди противоречат многим убеждениям Абу Ханифы.
.61ونقول: إن الله اتخذ إبراهيم خليلاً، وكلم الله موسى تكليماً، إيماناً وتصديقاً وتسليماً