Текст: Поступь Ислама становится твердой повиновением перед Всевышним Аллахом и следованием шариату Его посланника, да благословит и приветствует его Аллах
Комментарий: Только тот человек, который повиновался указаниям Корана и Сунны, подтвердил их и подчинился им, не противился им своими желанием, сомнениями, мыслями и умом, будет твердым в истине Ислама и правильным в вере. Бухари передал от Ибн Шихаба аз-Зухри (да будет над ними милость Аллаха!), что он сказал: “Пророчество – от Аллаха. Довести до сведения – (задача) посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах. На нас же лежит обязательство подчиниться”.
40. فـَمَنْ رَامَ عِلـْمَ مَا حُظـِّرَ عَـنـْهُ عِلـْمُهُ، و لمْ يَـقـْنـَعْ بالتـَّسْلِيم فـَهْمُهُ، حَجَبَهُ مَرَامُهُ عَـنْ خـَالِص التـَّوْحِيدِ، و صَافِي المَعْرفـَةِ، و صَحِيح الإيمَان، فـَيَتـَذبْذبُ بَيْنَ الكُفـْر و الإيمَان، و التـَّصْدِيق و التـَّكْذِيب، و الإقـْرَار و الإنـْكَار، مُوَسْوَسًا تـَائِهًا، شَاكـّا، لا مُؤْمِنـًا مُصَدِّقـًا، و لا جَاحِدًا مُكَذبًا"
Текст: Тот, кто совершит намерение изучить запрещенное знание, чей разум не удовлетворится повиновением, его цель преградит его от истины тавхида, чистого знания и правильной веры. Тогда он потеряет путь, оставшись меж неверием и верой, подтверждением и отрицанием, признанием и отвержением, будет блуждать с навязчивыми мыслями и сомнением. Он – ни подтвердивший верующий, ни отрицающий неверующий.
Комментарий: Данный текст еще раз утверждает, что запрещено, не зная, говорить об основах религии и других вещах. Всевышний Аллах говорит:
} و لا تقف ما ليس لك به علم، إن السمع و البصر و الفؤاد كل أولئك كان عنه مسؤولا {الإسراء: 36
Смысл аята Табари, да смилуется над ним Аллах, комментирует следующим образом: “Не говори людям о том, о чем ты не знаешь. Несомненно, ухо, глаз и сердце – все они будут в ответе. Т.е., Всевышний Аллах спросит у этих органов, что совершал их хозяин. В Судный день ухо будет спрошено о том, что слышало, глаз – о том, что видел, а сердце – о том, во что верило.
(Под запрещенным знанием в данном тексте имеется ввиду "гайб" - потусторонние, скрытые знания. Их знает только Аллах. Некоторые из них Он сообщает тому посланнику, которому пожелает. Нельзя стараться овладеть сокрытым. Никто и не сможет овладеть им. Занятие философией тоже относится к этому.) Передается от Абу Юсуфа, который был самым лучшим учеником Абу Ханифы, да будет над ними милость Аллаха, он говорит: “Знать калам-философию - мракобесие. Отвернуться же от философии, считая ее неправильной, является знанием. Кто будет стремиться получить знания путем калама-философии, тот будет зындыком. (Зындык – тот, кто не верит в Судный день и не верит в единобожие Аллаха.)
41. وَ لا يَصِحّ الإيمَانُ بالرُؤْيَةِ لأهْـل دَار السَّلام لِمَنْ اعْـتـَبَرَهَا مِنـْهُمْ بوَهـْم، أو تـَأوَّلهَا بفـَهْم، إذ كَانَ تَـأويلُ الرُؤْيَةِ- و تـَأويل كُلّ مَعْنـًى يُضَافُ إلى الرّبُوبيَّةِ- بتـَرْكِ التـَّأويل، و لـُزُوم التـَّسْلِيم، و عـَلـَيْهِ دِينُ المُسْلِمِينَ
Текст: Не будет правильной вера человека в то, что обитатели рая увидят Аллаха, если он отнесется к этому предположением, (что они увидят Его таким-то и таким-то образом). Также неправильной будет вера человека в этом вопросе, если он интерпретирует его своими знаниями, ибо запрещено человеку представлять вопрос видения Аллаха своим разумом и предположениями. Вообще, запрещено измерять и понимать любое качество, присущее Аллаху, своим умом и предположениями. Нет другого пути, как подчиниться этим вопросам доктрины (которые непостижимы человеческим умом). На этом построена религия мусульман.
Комментарий: Тахави, да смилуется над ним Аллах, в этом тексте опровергает утверждение му`тазилитов и их единомышленников. Они отрицают видение Аллаха. Кроме того, этот текст опровергает утверждения групп, которые уподобляют Аллаха созданиям.
42. و مَنْ لـَمْ يَتـَوَقَّ النـَّفـْيَ و التـَّشْبيهَ، زَلَّ وَ لمْ يُصِبْ التـَّنـْزيهَ
Текст: Тот, кто не удержит себя от отрицания качеств Аллаха и других вопросов вероисповедания, а также от уподобления Его качеств качествам созданий, тот свернет с правильного пути и не сможет (в своем убеждении) считать Аллаха Пречистым от недостатков.
Комментарий: Отрицание и уподобление, упомянутые в тексте, являются болезнями души, ибо болезни души бывают двух видов: болезнь сомнения и болезнь похоти. Эти болезни упомянуты в Коране. Болезнь сомнения хуже болезни похоти, поскольку если похоть удовлетворена, есть надежда на излечение от этой болезни. Однако в случае болезни сомнения, если Аллах не смилостивится над больным, для него нет излечения. Отрицание или уподобление является болезнью сомнения.
} ليس كمثله شيء، و هو السميع البصير {الشورى: 11
(“Ничто из созданий Всевышнего Аллаха не похоже на Него и не может сравниться с Ним. Пусть это подобие будет в Его сущности, именах, качествах или действиях, ничто не подобно на Него. Из комментария Саади.)
43. فإنََّ رَبـَّنـَا جلّ و عَلا مَوصُوفٌ بـِصِفـَاتِ الوَحْدَانِـيَّةِ، مَـنـْعُوتٌ بنـُعُوتِ الفـَرْدَانِيَّةِ، ليْسَ فِي مَعْـنـَاهُ أحَدٌ مِنَ البَـريَّةِ
Текст: Ибо наш Всевышний Господь единственен в Своих качествах. Ни у кого из Его созданий нет Его качеств
Комментарий: Тахави, да смилуется над ним Аллах, взял данный текст из суры «Очищение веры». Смысл суры: “Cкaжи: "Oн - Aллax Единый. Aллax Самодостаточный (не нуждается в чем-либо). Он нe poдил и нe был poждeн, и нeт никого, равного Eмy!"
44. و تـَعَالـَى عَن الحُدُودِ وَ الغـَايَاتِ، وَ الأرْكَان وَ الأعْضَاءِ وَ الأدَوَاتِ، لا تحويه الجِهَاتُ السِّتُ كَسَائِر المُبْـتـَدَعَاتِ
Текст: Всевышний Аллах превыше границ, высот (высших границ), углов, органов, орудий труда – устройств, приносящих пользу и ограждающих от вреда. Шесть сторон не охватывают Его, как охватывают созданий
Комментарий: Наши предшественники единогласны в том, что человечество не знает границ Аллаха, а также не может ограничить какое-либо из Его качеств. Абу Давуд Таялуси, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Суфйан, Шу`ба, Хаммад бин Зайд, Хаммад бин Салама, Шарийк и Абу Авана (да смилостивится над ними Аллах!) не ограничивали, не уподобляли и не сравнивали Аллаха. Они передавали хадисы, не говоря: «Каким образом?» Когда им задавали вопрос, они отвечали хадисами”. Далее идет текст Тахави: «Всевышний Аллах сделал Свои создания неспособными охватить Его». Из этого становится ясно, что никто не может ограничить Аллаха. Аллах превыше этого. Всевышний Аллах отделен от созданий, вне их (не смешан с ними). Когда `Абдуллаха ибн Мубарака, да смилуется над ним Аллах, спросили: “Что мы знаем о нашем Господе?”, он ответил: «Всевышний Аллах находится над Троном, отделен от созданий».
Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах, в книге “Фикх аль-Акбар” говорит следующее: “Согласно тому, как Аллах описал Себя в Коране, у Него есть рука, лицо и нафс (Нафс - атрибут Аллаха, о котором упомянуто в Коране; см. «Трапеза-116»: "И вот сказал Аллах: "О Иса, сын Марйам! Говорил ли ты людям: "Примите меня и мою мать двумя богами кроме Аллаха?"'. Он сказал: "Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что не имею права? Если я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в Душе (фи нафсика). Воистину, Ты - Ведающий сокровенное".) Это – качества Аллаха, и создания не знают их истины. Неправильно говорить, что рука Аллаха – это Его могущество и благо, поскольку при этом происходит отрицание Его атрибута”.
Данный текст делает недействительным убеждение секты "мушаббиха". Они утверждают, что Аллах состоит из тела, частей и органов. Всевышний Аллах Превыше подобных недостатков.
(Всевышний Аллах чист и превыше границ и высот (высших границ, точек). У Него нет какой-либо границы, ограничивающей его, и какой-либо высшей точки, имеющей конец. Однако это не означает, что Всевышний Аллах смешан с созданиями. На самом деле, Он отделен от них и находится вне них. Также Аллах не имеет таких недостатков, как органы, не имеет орудий труда, какими пользуются Его рабы, орудий, используемых для получения пользы и устранения вреда. Он превыше этих недостатков. Шесть сторон не охватывают Всевышнего Аллаха, как они охватывают созданий. Он чист от подобных недостатков. Мы веруем во все Его имена и качества, но не знаем их истины. На основе слов Хумаййиса, да хранит его Аллах.)
45. و المِعْرَاجُ حَقٌ، وَ قـَدْ أسْريَ بالنـَّبيِّ صلى الله عليه و سلم و عُرجَ بشـَخـْصِهِ فِي اليَقـْظةِ إلـَى السَّمَاءِ، ثـُمَّ إلـَى حَيْث شَاءَ الله مِنَ العُلا و أكْرَمَهُ اللهُ بمَا شَاءَ، و أوْحَى إلـَيْهِ مَا أوْحَى، مَا كَذبَ الفؤَادُ مَا رَأى، فـَصلى الله عليه و سلم فِي الآخِرَةِ و الأوْلـَى
45-текст: Событие "мираджа" (вознесения) – истина. Поистине, личность пророка, да благословит и приветствует его Аллах, была перенесена и поднята на небеса в (его) бодрствующем состоянии. Затем он был поднят до тех высот, каких пожелал Аллах. Аллах оказал ему те почести, которые пожелал. Он внушил ему откровение. Сердце Мухаммада, да благословит и приветствует его Аллах, не солгало о том, что он увидел, а наоборот, подтвердило это. Да будет мир и благословение нашему пророку в этом и Последнем мирах
Комментарий: Орудие, при помощи которого взбираются наверх, называется "мираджем", т.е. лестницей. Однако истина этого "мираджа" неизвестна нам. К нему тоже применяются правила, которые применяются к знаниям сокровенного: мы веруем в них, но не ломаем голову над тем, каковы они.
Всевышний Аллах говорит:
} سبحان الذي أسرى بعبده ليلا من المسجد الحرام إلى المسجد الأقصى {الإسراء: 1
Смысл: «Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он – Слышащий, Видящий».
В хадисе "ночного переноса" говорится: "Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, был перенесен телом в бодрствующем состоянии из Заповедной мечети, находящейся в Мекке, в мечеть аль-Акса, находящуюся в Куддусе (Иерусалиме), на животном по имени Бурак вместе с Джабраилом, мир ему. Там он возглавил молитву для пророков. Бурака же пророк, да благословит его Аллах и приветствует, привязал к двери мечети. Затем в ту же ночь он поднялся из Байт аль-Макдис в первое небо. Джабраил попросил, чтобы для него открылись врата неба. Врата открылись для пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Там он увидел праотца человечества Адама ... Он побывал даже в Дальнем Лотусе ("Сидротуль-Мунтаха"), рядом с которым находится место мучеников в раю. (Лотус - "сидротун" – это плодовое дерево. Некоторые ученые сказали, что место, где заканчиваюся знания каждого ученого, называется "сидротуль-мунтаха", т.е. дальше этого не знает никто, кроме Аллаха.) Всевышний Аллах оказал ему почести теми благами, которые пожелал, и разговаривал с ним непосредственно. Он поднял пророка до такого уровня, которого прежде никто не достигал. Сам Всевышний тайно разговаривал с ним, показал состояния рая и ада, ниспослал откровение, внес в законы шариата пятикратную ежедневную молитву. Сердце пророка, да благословит и приветствует его Аллах, не солгало о том, что он увидел. Наоборот, все, что видели его глаза, является истиной. Эти блага, величие пророка, удостаивание его боَльшими почестями, чем других пророков являются указанием на то, что его положение выше положения всех людей. Все достоверные хадисы, переданные от пророка об этой благословенной ночи, являются истиной.
В нескольких местах хадиса о вознесении для разумных людей есть доказательства о качестве Высочества Аллаха. (Т.е. доказывается то, что Аллах вознесся над Троном, выше всех созданий, Высокий.)
46. و الحوض- الذي أكرمه الله تعالى به غياثا لأمته- حق
46-текст: Водоем ("Хавз"), которым Всевышний Аллах облагодетельствовал общину Мухаммада, да благословит и приветствует его Аллах, для того, чтобы спасти ее (от тяжелой жажды Судного дня), является истиной
Комментарий: Хадисы, переданные от нашего пророка, да благословит и приветствует его Аллах, о Водоеме достигли степени "мутаватыр". Тридцать с лишним сподвижников передали хадис о нем.
Передается имамом Ахмадом от Анаса бин Малика, тот сказал:
أغْـفِيَ رَسولُ الله صلى الله عليه و سلم إغْـفاءَة، فرَفـَعَ رَأسَهُ مُبْـتـَسِمًا، إمَّا قالَ لـَهُمْ، و إمَّا قالوا لـَهُ: لِمَ ضَحِكْتَ؟ فـَقال رَسُولُ الله صلى الله عليه و سلم :إنـَّهُ أنـْزلـَتْ عليَّ آنِفا سُورَة، فـَقـَرَأ} : بسم الله الرحمن الرحيم. إنا أعطيناك الكوثر{ الكوثر:1 ، حَتـَّى خـَتـَمَهَا، ثـُمَّ قالَ لـَهُمْ: هَلْ تـَدْرُونَ مَا الكوثر؟ قـَالـُوا: الله و رَسولـُهُ أعْـلـَمُ، قال: هُوَ نـَهْرٌ أعْطانِـيهِ رَبِّي عَزَّ و جَلَّ فِي الجَنـَّةِ، عَليْهِ خـَيْرٌ كـَثِيرٌ، تـَردُ عَليّ أمَّـتِي يَوْمَ القِيَامَةِ, آنِيَتـُهُ عَدَدَ الكـَوَاكِـبِ, يُخْتـَلـَجُ العَبْدُ مِنْهُمْ, فـَأقـُولُ: يَا رَبِّي إنـَّهُ مِنْ أمَّـتِي, فـَيـُقالُ لِي: إنـَّكَ لا تـّدْري ما أحْدَثـُوا بَعْدَكَ" صحيح, صَحّحَهُ الألباني رحمه الله.
Смысл: Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, задремав на мгновенье, с улыбкой поднял голову. Когда сподвижники спросили: «Почему ты засмеялся?» Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Только что мне была ниспослана одна сура» и прочитал до конца следующую суру:
} بسم الله الرحمن الرحيم. إنا أعطيناك الكوثر{
"Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного. Поистине, Мы даровали тебе Кавсар-Изобилие". Затем он спросил сподвижников: “Знаете ли вы, что такое Кавсар?” Они ответили: «Аллах и Его посланник знают лучше». Тогда он сам сказал: «Это - река. Господь мой, Всемогущ Он и Велик, одарит меня ею в раю. В ней много благ. Когда в Судный день я буду стоять у нее, моя община подойдет ко мне и будет пить из нее. Число ее сосудов подобно числу звезд. Когда моя община будет идти, для того чтобы испить воды из нее, один раб Аллаха будет вытащен оттуда. Тогда я скажу: «О, мой Господь, он тоже из моей общины». Мне будет сказано: «Ты не знаешь, какие новшества они привнесли (в религию) после вас».
Обобщение хадисов, переданных об атрибутах этого Водоема, следующее: Это огромный Водоем, в который вливается река Кавсар, являющаяся напитком рая. Его вода белее молока, прохладнее снега, слаще меда и приятнее по запаху, чем мускуc. Его ширина и длина равны между собой. Расстояние от одного его угла до другого равняется одному месяцу. Согласно некоторым хадисам, вода в этом Водоеме будет увеличиваться, и он будет расширяться по мере того, как она будет из него испиваться. Ибо Аллах Пречист от недостатков. Ничто не сможет сделать его немощным. Кувшины Водоема подобны звездам небес. Тот, кто испьет из него раз, никогда не будет чувствовать жажды. Это самый большой и самый вкусный Водоем, пьющих из которого в Судный день будет больше всего. Он является милостью Аллаха для Мухаммада, да благословит и приветствует его Аллах, и помощью его общине от жажды Судного дня. Пусть Всевышний Аллах Своей милостью и щедростью даст испить и нам из этого Водоема!
47. و الشـَّفـَاعَة الـَّتِي ادَّخـَرَهَا لـَهُمْ حَقٌ، كَمَا رُويَ فِي الأخـْبَار