Текст: Нет ничего, подобного Аллаху.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Хвала и благодарность принадлежат Аллаху. Мы просим у Него помощи и прибегаем к его защите от зла нашей плоти и ошибок наших деяний. Никто не сможет ввести в заблуждение того, кого Аллах наставит на верный путь. Никто не сможет наставить на верный путь того, кого Аллах ввел в заблуждение. Я свидетельствую, что нет Бога, достойного поклонения, кроме Аллаха. У него нет сотоварищей. Я свидетельствую также, что Мухаммад – Его раб и посланник.
{يا أيها الذين آمنوا اتقوا الله حق تقاته ولا تموتن إلا وأنتم مسلمون}
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!»
}يا أيها الناس اتقوا ربكم الذي خلقكم من نفس واحدة وخلق منها زوجها وبث منهما رجالا كثيرا ونساء، و اتقوا الله الذي تساءلون به و الأرحام، إن الله كان عليكم رقيبا{
«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами».
}يا أيها الذين آمنوا اتقوا الله و قولوا قولا سديدا، يصلح لكم أعمالكم و يغفر لكم ذنوبكم، و من يطع الله و رسوله فقد فاز فوزا عظيما{
"О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его посланнику, тот уже достиг великого успеха".
Итак, самое верное из слов – Книга Аллаха, а самый хороший путь – это путь Мухаммада, да благословит и приветствует его Аллах. Самые плохие из деяний – нововведения (в религии). Каждое нововведение (в религии) является ересью (бид’а), каждая ересь – заблуждение, а каждое заблуждение - в аду.
Тексты этой книги, написанные для того, чтобы разъяснить убеждения приверженцев Сунны и единой общины, соответствуют школе ("мазхабу") великого имама Абу Ханифы, ученых Абу Юсуфа и Мухаммада ибн аль-Хасана (да будет над всеми ними милость Аллаха). Убеждение этих людей описывал в своей книге «Аль-`Акыда ат-Тахауия» имам Абу Джа`фар ат-Тахауи. Он был ведущим ученым-мухаддисом ханафитского мазхаба. Большинство ученых общины Мухаммада, да благословит и приветствует его Аллах, признали убеждения, описанные в этой книге. Имеется множество комментариев к текстам этой книги. Если одни из них соответствуют Сунне, то другие были разъяснены с помощью философии. Самым полезным из этих комментариев является комментарий, написанный имамом Ибн Абу аль-`Ийз аль-Ханафи (да будет доволен им Аллах).
Дорогие братья, если на то будет воля Аллаха, с Его помощью мы переведем полностью тексты убеждения ат-Тахави и вкратце переведем смысл вышеупомянутого комментария. Я прошу у Всевышнего Аллаха благополучия! Объяснения, заключенные в кавычки, перевод комментариев к аятам и хадисам принадлежат переводчику. Я прошу моего брата-читателя поправить меня, если он встретит ошибку в переводе этой книги! Я также молю Всевышнего Аллаха простить всех моих братьев, которые стремятся крепко придерживаться убеждений приверженцев Сунны и единой общины, и воскресить их в страшный Судный день в обществе посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, и Его сподвижников! Ибо Всевышний Аллах является самым милосердным из милосердных!
От переводчика.
1.نقول في توحيد الله معتقدين بتوفيق الله أن الله واحد لا شريك له
1-текст: Опираясь на руководство от Аллаха, мы рассуждаем о единобожии и говорим, что Аллах – Единый, и у Него нет сотоварищей.
Комментарий: (Тавхидом называется поклонение, "ибадат" только Всевышнему Аллаху и непридание ему сотоварищей. "Ширком" - многобожием - называется поклонение вместо Аллаха созданиям: ангелам, джиннам, святым, идолам, деревьям, огню и другим вещам.) Единобожие является началом призыва всех пророков, отправной точкой на пути (к раю) и первым делом раба, обращающегося к Аллаху.
Всевышний Аллах говорит:
}لقد أرسلنا نوحا إلى قومه فقال يا قوم اعبدوا الله ما لكم من إله غيره {الأعراف: 59
(Сура «Преграды», 59-аят. Табари комментирует данный аят следующим образом: «Господь наш Всевышний Аллах напоминает тем, кто слышит, о том, что направил Нуха, мир ему, к его племени. Тогда Нух сказал: Поклоняйтесь Аллаху, Один лишь который достоин поклонения. Поклоняйтесь ему и держитесь перед ним смиренно. Оставьте поклонение идолам, поскольку для вас нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха». Комментарий Табари, 8-том, 213-страница.)
Всевышний Аллах в следующих аятах суры «Преграды» говорит о том, что и другие пророки, такие как Худ, Салих, Шу`айб, мир им, также призывали к тавхиду. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит:
}أمرت أن أقاتل الناس حتى يشهدوا أن لا إله إلا الله، و أن محمدا رسول الله { رواه البخاري: 25 و غيره
Смысл: «Мне было приказано бороться с людьми до тех пор, пока они не засвидетельствуют о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его посланник».
Таким образом, в первую очередь приводящее человека к Исламу, и то, с чем человек будет прощаться, уходя из этой жизни, должно быть тавхидом. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал так:
(من كان آخر كلامه لا إله إلا الله دخل الجنة (المستدرك على صحيحين:هذا حديث صحيح الإسناد ولم يخرجاه.
Смысл: «Тот, чье последнее слово будет "ля иляха иллаллах" ("Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха"), обязательно войдет в рай».
2. و لا شيء مثله
Текст: Всевышний Аллах имел свои качества изначально, еще до того, как Он сотворил создания. Ни одно из качеств, которых не было прежде, не прибавилось у Него из-за появления созданий. Он изначален со своими качествами, также как и вечен с ними
Комментарий: Всевышний Аллах изначально имеет совершенные качества в Своей сущности и в Своих деяниях. Нельзя иметь убеждения о том, что какого-либо качества Аллаха изначально не было, а потом оно появилось. Если сказать, что определенного качества Аллаха не существовало прежде, а после оно появилось, то это будет приданием Всевышнему Аллаху недостатка. Всевышний Аллах чист от недостатков и превыше всего.
Вышеуказанный текст является опровержением му`тазилитам, джахмитам и некоторым шиитам, являющимся их единомышленниками. По их утверждению, Аллах прежде не мог действовать и говорить. Он якобы смог действовать и говорить потом. (Подобное убеждение неверно. Всевышний Аллах чист от подобного недостатка.)
14. ليس بعد خَلق الخلق استفاد اسم "الخالق" و لا بإحداثه البرية استفاد اسم "الباري"
Текст: Всевышний Аллах будет «Воскрешающим мертвых» и после воскрешения созданий. Он был достоин этого имени еще до воскрешения созданий. Также, Аллах был достоин имени «Холик-Творец» еще до создания творений.
Комментарий: Данный текст также делает недействительным веру му`тазилитов и им подобных течений в данном вопросе. Как было сказано выше, они утверждали, якобы Аллах не мог действовать и говорить раньше, он смог это лишь потом. Приверженцы Сунны и единой общины говорят так: Всевышний Аллах может все, что Он пожелает и как Он пожелает.
17. ذلك بأنه على كل شيء قدير، و كلُ شيءٍ إليه فقير، و كل أمر عليه يسير، لا يحتاج إلى شيء، ليس كمثله شيء، و هو السميع البصير
17-текст: Всевышний Аллах имеет свои качества изначально благодаря тому, что Он – Всемогущ, все нуждается в Нем, все легко для Него, а Он не нуждается ни в чем. Ничто из творений Всевышнего Аллаха не похоже на Него и не может сравниться с Ним. Аллах слышит все звуки и видит все.
Комментарий: Всевышний Аллах сказал в суре «Корова» следующее:
}و الله على كل شيء قدير{البقرة: 284
Смысл: “Аллах способен на всякую вещь”. Заблудшее течение му`тазилитов стало утверждать: «Аллах может то, на что Он способен. Он не всемогущ над действиями своих рабов». Все что происходит в этом мире, происходит согласно желанию Всевышнего Аллаха. Вера в это является самым важным условием веры в рубубият Аллаха (признание единственности Аллаха в обладании атрибутами господства, ибо только Он является Творцом, Царём, Правителем Воспитывающим, Дарующим удел и т. д.). Каждая вещь в этой Вселенной нуждается в Аллахе. Она нуждается в Нем для своего появления и для своего существования. Всякое дело легко для Всевышнего Аллаха. Он сказал в Коране: “Воистину, это для Аллаха легко” (Железо-22). Сам Аллах не нуждается в чем-либо — Он чист от недостатков, Велик. Наоборот, все само по себе нуждается в Нем. То, что все нуждается во Всевышнем Аллахе является доказанной и подтвержденной истиной. Это не изменится: вещь не может в одно время нуждаться в Аллахе, а в другое время – нет, или же – нуждаться в одном месте и не нуждаться в другом. (В комментарии имеются слова Хумаййиса, да хранит его Аллах.)
Всевышний Аллах говорит:
}ليس كمثله شيء، و هو السميع البصير{ الشورى: 11
(«Ничто из созданий Аллаха не похоже на Него и не может сравниться с Ним. Ничто не подобно Ему, будет это подобие в сущности, именах, качествах или деяниях. Ибо все Его имена прекрасны, все Его качества совершенны и величественны, а Его действия являются сотворением огромных созданий без помощи сотоварищей. В общем, нигде нет чего-либо, что могло бы сравниться с Ним. Он - Единственный. Всевышний Аллах слышит все звуки, несмотря на наличие множества языков и различия спрашиваемых нужд. Он видит след черного муравья, ползущего по черному камню в темную ночь, а также все остальное. На основе комментария к Корану Саади, да смилуется над ним Аллах.)
18. خلق الخلق بعلمه
Текст: Всевышний Аллах Своей милостью наставляет на истинный путь того из своих рабов, кого Он пожелал, оберегает его от заблуждения и смуты. Аллах Своей справедливостью вводит в заблуждение того из своих рабов, которого Он пожелал, не оберегает его от сомнений и низвергает его в пучину смут (испытаний).
Комментарий: Эти слова опровергают убеждение течения му`тазилитов. Они сказали: Наставление на путь истины ("хидая") со стороны Аллаха означает разъяснение истинного пути. (Это понятие неверно. Ученые приверженцев Сунны делят два вида наставления на путь истины: 1. "Хидая-тавфик" - наставление на правильный путь. 2. Разъяснение истинного пути. Когда Всевышний Аллах дарует Своему рабу веру, то говорится, что Он наставил его на верный путь. Это и есть первый вид наставления ("тавфик"). Подобное наставление возможно только со стороны Аллаха. Никто, даже пророк и ангел не могут дать веру и наставить кого-либо по своему усмотрению. Второй вид наставления – разъяснение правильного пути – могут совершать пророки и ученые.) Ибо наш пророк, да благословит и приветствует его Аллах, разъяснял истинный путь людям, которых он любил и которых он не любил. Всевышний Аллах говорит в 56-аяте суры "Рассказ":
}إنك لا تـَهدِي مَن أحبَبْتَ و لكنَّ الله يَهدي مَن يـَشاء {القصص: 56
(Саади, да смилуется над ним Аллах, комментирует этот аят следующим образом. «О Мухаммад, ты не сможешь наставить на прямой путь кого-либо, даже если он будет твоим самым любимым человеком. Поскольку создания не способны наставить на путь истинный ("хидая-тавфик"), дать сердцу веру. Это только в руках Аллаха. Он наставляет на верный путь того из Своих рабов, кого Он пожелает. Только Аллах знает, кто достоин, способен к наставлению на прямой путь. Поэтому только Он знаючи наставляет на правильный путь. Того же из Его рабов, кто не способен, не достоин наставления на путь истины, Он оставляет в заблуждении”.)
Всевышний Аллах говорит в 13-аяте суры «Земной поклон»:
}و لو شِئنا لآتـَينا كلَّ نـَفس هُداها{ السجدة: 13
(Смысл этого аята Саади комментирует так: “Всевышний Аллах говорит: Если бы Мы захотели, то направили бы на истинный путь всех. Однако мудрость Аллаха воспротивилась тому, чтобы все были на верном пути.)
Он говорит в 31-аяте суры “Завернувшийся” следующее:
}يضل الله من يشاء و يهدي من يشاء{ المدثر:31
(Смысл: “Аллах вводит в заблуждение того из Своих рабов, кого пожелает, и ведет на прямой путь того из Своих рабов, кого пожелает”.)
25. و كلـُّهُم يـَتـَقـَلـََّبُون فِي مـَشِيئتِه، بَينَ فـَضلِه و عَدلِه
Текст: Несомненно Коран – слово Аллаха. Оно явилось (истинным, а не метафорическим) словом от Него, и нам неясно, как оно явилось. Всевышний Аллах ниспослал его Своему посланнику в качестве откровения. Верующие признали его истиной. Вера в то, что Коран действительно является словом Всевышнего Аллаха, укрепилась в их сердцах. Коран не был создан, как созданы слова творений. Кто, услышав его, станет утверждать, что это – слово человека, несомненно, станет неверным. Аллах осудил подобного человека, обвинил его и уготовил ему Ад. Аллах сказал следующее: “Скоро я водворю в Преисподнюю того, кто сказал, что Коран - не слово Аллаха, а слова людей” (“Завернувшийся”: 25-26). После того, как нам стало ясно, что Всевышний Аллах уготовил такому человеку Преисподнюю, мы, несомненно, узнали, что Коран является словом Создателя человечества, не похожим на слова людей, и в нашем сердце укрепилась вера.
Комментарий: Данный текст считается великим правилом и одним из самых важных основ религии. Многие группы людей попали в заблуждение в этом вопросе. Текст, приведенный Тахави, является истиной. Всевышний Аллах говорит, и это, несомненно. Мы признаем и веруем в то, что у Него есть качество речи. Мы не знаем, как говорит наш Господь, Пречистый от недостатков и Великий. Эти слова делают недействительными утверждения му`тазилитов, согласно которым Коран – это не слово Аллаха, а творение. Следующее и многие другие доказательства отвергают их убеждение. Всевышний Аллах говорит:
}و كلم الله موسى تكليما {النساء: 164
Смысл: (“Аллах сказал Мусе” означает, что Он обратился к нему Своими словами. Из комментария Табари.)
37. و مَنْ وَصَفَ اللهَ بمَعْنـًى مِنْ مَعَانِي البَـشر، فـَقـَدْ كَـفـرَ. مَنْ أبْصَرَ هذا اعْـتـَبَرَ. وَ عَنْ مثل قـَوْل الكُفـَّار انـْزَجَرَ. عَـلِمَ أنـَّهُ بصِفـَاتِهِ ليسَ كَالبَشَر
37-текст: Кто придаст Аллаху одно из качеств, присущих человечеству, несомненно, станет неверным. Кто обратит на подобного человека внимание, тому это будет примером: он будет удерживаться от слов, подобных словам этих неверных, и будет знать, что Всевышний Аллах в своих совершенных качествах не похож на людей
Комментарий: Тахави, да смилуется над ним Аллах, после текста о том, что Коран является истинным словом Аллаха, напоминает, что Всевышний Аллах в своих качествах не подобен человеку. Аллах говорит, но не подобно человеку. Ничто не похоже на Аллаха, и ничто не может сравниться с Ним. Ничто никак не похоже на Аллаха ни в Его сущности, ни в Его именах, ни в Его качествах и ни в Его действиях. Он является Слышащим все звуки и Всевидящим.
Тот, кто отрицает качества Аллаха, становится поклоняющим несуществующей вещи. Тот, кто уподобляет Его качества качествам созданий, становится поклоняющимся идолу.
38. و الرُؤْيَة حَـقٌ لأهْـل الجَـنَّةِ، بغـَيْر إحَاطةٍ و لا كيْفيَّةٍ، كَمَا نـَطقَ بهِ كِتابُ رَبِّـنـَا}: وُجُوهُ يَومَئِذٍ نـَاضِرَة إلى رَبِّهَا نـَاظِرَة{ القيامة:22-23. و تـَفـْسِيرُهُ عَـلى مَا أرَادَ اللهُ تعالى و عـَلِمَهُ، و كُلّ مَا جَاءَ فِي ذلك مِنْ الحَدِيثِ الصَحِيح عَـنْ رَسول اللهِ صلى الله عليه و سلم فـَهُوَ كَمَا قالَ، و مَعْـنـَاهُ عَـلى مَا أرَادَ، لا نـَدْخـُلُ فِي ذلك مُتـَأوِّلِـينَ بآرَائِنـَا و لا مُتَوَهِّمِـيـنَ بأهْوَائِنا، فإنـَّهُ مَا سَـلِمَ فِي دِينِهِ إلا مَنْ سَـلـَّمَ لِلّهِ عَـزَّ و جَـلَّ و لِـرَسُولِهِ صلى الله عليه و سلم. و رَدَّ عِلـْمَ مَا اشْـتـَبَهَ عَـلـَيهِ إلى عَالِمِهِ
Текст: Тот, кто совершит намерение изучить запрещенное знание, чей разум не удовлетворится повиновением, его цель преградит его от истины тавхида, чистого знания и правильной веры. Тогда он потеряет путь, оставшись меж неверием и верой, подтверждением и отрицанием, признанием и отвержением, будет блуждать с навязчивыми мыслями и сомнением. Он – ни подтвердивший верующий, ни отрицающий неверующий.
Комментарий: Данный текст еще раз утверждает, что запрещено, не зная, говорить об основах религии и других вещах. Всевышний Аллах говорит:
} و لا تقف ما ليس لك به علم، إن السمع و البصر و الفؤاد كل أولئك كان عنه مسؤولا {الإسراء: 36
Смысл аята Табари, да смилуется над ним Аллах, комментирует следующим образом: “Не говори людям о том, о чем ты не знаешь. Несомненно, ухо, глаз и сердце – все они будут в ответе. Т.е., Всевышний Аллах спросит у этих органов, что совершал их хозяин. В Судный день ухо будет спрошено о том, что слышало, глаз – о том, что видел, а сердце – о том, во что верило.
(Под запрещенным знанием в данном тексте имеется ввиду "гайб" - потусторонние, скрытые знания. Их знает только Аллах. Некоторые из них Он сообщает тому посланнику, которому пожелает. Нельзя стараться овладеть сокрытым. Никто и не сможет овладеть им. Занятие философией тоже относится к этому.) Передается от Абу Юсуфа, который был самым лучшим учеником Абу Ханифы, да будет над ними милость Аллаха, он говорит: “Знать калам-философию - мракобесие. Отвернуться же от философии, считая ее неправильной, является знанием. Кто будет стремиться получить знания путем калама-философии, тот будет зындыком. (Зындык – тот, кто не верит в Судный день и не верит в единобожие Аллаха.)
41. وَ لا يَصِحّ الإيمَانُ بالرُؤْيَةِ لأهْـل دَار السَّلام لِمَنْ اعْـتـَبَرَهَا مِنـْهُمْ بوَهـْم، أو تـَأوَّلهَا بفـَهْم، إذ كَانَ تَـأويلُ الرُؤْيَةِ- و تـَأويل كُلّ مَعْنـًى يُضَافُ إلى الرّبُوبيَّةِ- بتـَرْكِ التـَّأويل، و لـُزُوم التـَّسْلِيم، و عـَلـَيْهِ دِينُ المُسْلِمِينَ
Текст: Не будет правильной вера человека в то, что обитатели рая увидят Аллаха, если он отнесется к этому предположением, (что они увидят Его таким-то и таким-то образом). Также неправильной будет вера человека в этом вопросе, если он интерпретирует его своими знаниями, ибо запрещено человеку представлять вопрос видения Аллаха своим разумом и предположениями. Вообще, запрещено измерять и понимать любое качество, присущее Аллаху, своим умом и предположениями. Нет другого пути, как подчиниться этим вопросам доктрины (которые непостижимы человеческим умом). На этом построена религия мусульман.
Комментарий: Тахави, да смилуется над ним Аллах, в этом тексте опровергает утверждение му`тазилитов и их единомышленников. Они отрицают видение Аллаха. Кроме того, этот текст опровергает утверждения групп, которые уподобляют Аллаха созданиям.
42. و مَنْ لـَمْ يَتـَوَقَّ النـَّفـْيَ و التـَّشْبيهَ، زَلَّ وَ لمْ يُصِبْ التـَّنـْزيهَ
Текст: Тот, кто не удержит себя от отрицания качеств Аллаха и других вопросов вероисповедания, а также от уподобления Его качеств качествам созданий, тот свернет с правильного пути и не сможет (в своем убеждении) считать Аллаха Пречистым от недостатков.
Комментарий: Отрицание и уподобление, упомянутые в тексте, являются болезнями души, ибо болезни души бывают двух видов: болезнь сомнения и болезнь похоти. Эти болезни упомянуты в Коране. Болезнь сомнения хуже болезни похоти, поскольку если похоть удовлетворена, есть надежда на излечение от этой болезни. Однако в случае болезни сомнения, если Аллах не смилостивится над больным, для него нет излечения. Отрицание или уподобление является болезнью сомнения.
} ليس كمثله شيء، و هو السميع البصير {الشورى: 11
(“Ничто из созданий Всевышнего Аллаха не похоже на Него и не может сравниться с Ним. Пусть это подобие будет в Его сущности, именах, качествах или действиях, ничто не подобно на Него. Из комментария Саади.)
43. فإنََّ رَبـَّنـَا جلّ و عَلا مَوصُوفٌ بـِصِفـَاتِ الوَحْدَانِـيَّةِ، مَـنـْعُوتٌ بنـُعُوتِ الفـَرْدَانِيَّةِ، ليْسَ فِي مَعْـنـَاهُ أحَدٌ مِنَ البَـريَّةِ
Текст: Всевышний Аллах превыше границ, высот (высших границ), углов, органов, орудий труда – устройств, приносящих пользу и ограждающих от вреда. Шесть сторон не охватывают Его, как охватывают созданий
Комментарий: Наши предшественники единогласны в том, что человечество не знает границ Аллаха, а также не может ограничить какое-либо из Его качеств. Абу Давуд Таялуси, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Суфйан, Шу`ба, Хаммад бин Зайд, Хаммад бин Салама, Шарийк и Абу Авана (да смилостивится над ними Аллах!) не ограничивали, не уподобляли и не сравнивали Аллаха. Они передавали хадисы, не говоря: «Каким образом?» Когда им задавали вопрос, они отвечали хадисами”. Далее идет текст Тахави: «Всевышний Аллах сделал Свои создания неспособными охватить Его». Из этого становится ясно, что никто не может ограничить Аллаха. Аллах превыше этого. Всевышний Аллах отделен от созданий, вне их (не смешан с ними). Когда `Абдуллаха ибн Мубарака, да смилуется над ним Аллах, спросили: “Что мы знаем о нашем Господе?”, он ответил: «Всевышний Аллах находится над Троном, отделен от созданий».
Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах, в книге “Фикх аль-Акбар” говорит следующее: “Согласно тому, как Аллах описал Себя в Коране, у Него есть рука, лицо и нафс (Нафс - атрибут Аллаха, о котором упомянуто в Коране; см. «Трапеза-116»: "И вот сказал Аллах: "О Иса, сын Марйам! Говорил ли ты людям: "Примите меня и мою мать двумя богами кроме Аллаха?"'. Он сказал: "Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что не имею права? Если я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в Душе (фи нафсика). Воистину, Ты - Ведающий сокровенное".) Это – качества Аллаха, и создания не знают их истины. Неправильно говорить, что рука Аллаха – это Его могущество и благо, поскольку при этом происходит отрицание Его атрибута”.
Данный текст делает недействительным убеждение секты "мушаббиха". Они утверждают, что Аллах состоит из тела, частей и органов. Всевышний Аллах Превыше подобных недостатков.
(Всевышний Аллах чист и превыше границ и высот (высших границ, точек). У Него нет какой-либо границы, ограничивающей его, и какой-либо высшей точки, имеющей конец. Однако это не означает, что Всевышний Аллах смешан с созданиями. На самом деле, Он отделен от них и находится вне них. Также Аллах не имеет таких недостатков, как органы, не имеет орудий труда, какими пользуются Его рабы, орудий, используемых для получения пользы и устранения вреда. Он превыше этих недостатков. Шесть сторон не охватывают Всевышнего Аллаха, как они охватывают созданий. Он чист от подобных недостатков. Мы веруем во все Его имена и качества, но не знаем их истины. На основе слов Хумаййиса, да хранит его Аллах.)
45. و المِعْرَاجُ حَقٌ، وَ قـَدْ أسْريَ بالنـَّبيِّ صلى الله عليه و سلم و عُرجَ بشـَخـْصِهِ فِي اليَقـْظةِ إلـَى السَّمَاءِ، ثـُمَّ إلـَى حَيْث شَاءَ الله مِنَ العُلا و أكْرَمَهُ اللهُ بمَا شَاءَ، و أوْحَى إلـَيْهِ مَا أوْحَى، مَا كَذبَ الفؤَادُ مَا رَأى، فـَصلى الله عليه و سلم فِي الآخِرَةِ و الأوْلـَى
45-текст: Событие "мираджа" (вознесения) – истина. Поистине, личность пророка, да благословит и приветствует его Аллах, была перенесена и поднята на небеса в (его) бодрствующем состоянии. Затем он был поднят до тех высот, каких пожелал Аллах. Аллах оказал ему те почести, которые пожелал. Он внушил ему откровение. Сердце Мухаммада, да благословит и приветствует его Аллах, не солгало о том, что он увидел, а наоборот, подтвердило это. Да будет мир и благословение нашему пророку в этом и Последнем мирах
Комментарий: Орудие, при помощи которого взбираются наверх, называется "мираджем", т.е. лестницей. Однако истина этого "мираджа" неизвестна нам. К нему тоже применяются правила, которые применяются к знаниям сокровенного: мы веруем в них, но не ломаем голову над тем, каковы они.
Всевышний Аллах говорит:
} سبحان الذي أسرى بعبده ليلا من المسجد الحرام إلى المسجد الأقصى {الإسراء: 1
Смысл: «Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он – Слышащий, Видящий».
В хадисе "ночного переноса" говорится: "Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, был перенесен телом в бодрствующем состоянии из Заповедной мечети, находящейся в Мекке, в мечеть аль-Акса, находящуюся в Куддусе (Иерусалиме), на животном по имени Бурак вместе с Джабраилом, мир ему. Там он возглавил молитву для пророков. Бурака же пророк, да благословит его Аллах и приветствует, привязал к двери мечети. Затем в ту же ночь он поднялся из Байт аль-Макдис в первое небо. Джабраил попросил, чтобы для него открылись врата неба. Врата открылись для пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Там он увидел праотца человечества Адама ... Он побывал даже в Дальнем Лотусе ("Сидротуль-Мунтаха"), рядом с которым находится место мучеников в раю. (Лотус - "сидротун" – это плодовое дерево. Некоторые ученые сказали, что место, где заканчиваюся знания каждого ученого, называется "сидротуль-мунтаха", т.е. дальше этого не знает никто, кроме Аллаха.) Всевышний Аллах оказал ему почести теми благами, которые пожелал, и разговаривал с ним непосредственно. Он поднял пророка до такого уровня, которого прежде никто не достигал. Сам Всевышний тайно разговаривал с ним, показал состояния рая и ада, ниспослал откровение, внес в законы шариата пятикратную ежедневную молитву. Сердце пророка, да благословит и приветствует его Аллах, не солгало о том, что он увидел. Наоборот, все, что видели его глаза, является истиной. Эти блага, величие пророка, удостаивание его боَльшими почестями, чем других пророков являются указанием на то, что его положение выше положения всех людей. Все достоверные хадисы, переданные от пророка об этой благословенной ночи, являются истиной.
В нескольких местах хадиса о вознесении для разумных людей есть доказательства о качестве Высочества Аллаха. (Т.е. доказывается то, что Аллах вознесся над Троном, выше всех созданий, Высокий.)
46. و الحوض- الذي أكرمه الله تعالى به غياثا لأمته- حق
46-текст: Водоем ("Хавз"), которым Всевышний Аллах облагодетельствовал общину Мухаммада, да благословит и приветствует его Аллах, для того, чтобы спасти ее (от тяжелой жажды Судного дня), является истиной
Комментарий: Хадисы, переданные от нашего пророка, да благословит и приветствует его Аллах, о Водоеме достигли степени "мутаватыр". Тридцать с лишним сподвижников передали хадис о нем.
Передается имамом Ахмадом от Анаса бин Малика, тот сказал:
أغْـفِيَ رَسولُ الله صلى الله عليه و سلم إغْـفاءَة، فرَفـَعَ رَأسَهُ مُبْـتـَسِمًا، إمَّا قالَ لـَهُمْ، و إمَّا قالوا لـَهُ: لِمَ ضَحِكْتَ؟ فـَقال رَسُولُ الله صلى الله عليه و سلم :إنـَّهُ أنـْزلـَتْ عليَّ آنِفا سُورَة، فـَقـَرَأ} : بسم الله الرحمن الرحيم. إنا أعطيناك الكوثر{ الكوثر:1 ، حَتـَّى خـَتـَمَهَا، ثـُمَّ قالَ لـَهُمْ: هَلْ تـَدْرُونَ مَا الكوثر؟ قـَالـُوا: الله و رَسولـُهُ أعْـلـَمُ، قال: هُوَ نـَهْرٌ أعْطانِـيهِ رَبِّي عَزَّ و جَلَّ فِي الجَنـَّةِ، عَليْهِ خـَيْرٌ كـَثِيرٌ، تـَردُ عَليّ أمَّـتِي يَوْمَ القِيَامَةِ, آنِيَتـُهُ عَدَدَ الكـَوَاكِـبِ, يُخْتـَلـَجُ العَبْدُ مِنْهُمْ, فـَأقـُولُ: يَا رَبِّي إنـَّهُ مِنْ أمَّـتِي, فـَيـُقالُ لِي: إنـَّكَ لا تـّدْري ما أحْدَثـُوا بَعْدَكَ" صحيح, صَحّحَهُ الألباني رحمه الله.
Смысл: Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, задремав на мгновенье, с улыбкой поднял голову. Когда сподвижники спрос