Текст: Затем – Умара бин Хаттаба, да будет доволен им Аллах
Комментарий: Абу Бакр оставил `Умара ибн Хаттаба халифом после себя. Община тоже единогласна в этом. Его достоинства знамениты до такой степени, что их невозможно отрицать, и до того многочисленны, что трудно пересчитать их все.
101. ثم لعثمان رضي الله عنه.
101-текст: Затем - `Усмана ибн `Аффана, да будет доволен им Аллах
Комментарий: Мы удостоверяем, что затем халифат принадлежит обладателю двух светочей, женившемуся на двух (после смерти одной – на второй) дочерях посланника Аллаха да благословит и приветствует его Аллах - `Усману ибн `Аффану. О нем наш пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал следующее: “Неужели я не должен стыдиться того, кого стыдяются ангелы?” (Достоверный хадис.)
102. ثم لعلي بن أبي طالب رضي الله عنه.
102-текст: Затем - `Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах
Комментарий: Затем халифом является супруг дочери посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, Фатимы, да будет доволен ею Аллах, `Али ибн Абу Талиб. Если говорить о достоинствах этого человека, то одно из них передают Бухари и Муслим от Са`да ибн Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах. Он сказал: «Посланник Аллаха да благословит и приветствует его Аллах, сказал `Али так: “Узы между мной и тобой, подобны узам Мусы (Моисея) и Харуна (Аарона). Только после меня не будет пророка. (Харун, мир ему, был пророком)».
103. وهم الخلفاء الراشدون والأئمة المهتدون.
Текст: Они – халифы, указывающие верный путь, и предводители, находящиеся на правильном пути
Комментарий:
عن العرباض بن سارية قال وعظنا رسول الله صلى الله عليه و سلم موعظة بليغة، وذرفت منها العيون، وجلت منها القلوب، فقال قائل: يا رسول الله، كأنها هذه موعظة مودع، فما ذا تعهد إلينا؟ فقال: " أوصيكم بالسمع والطاعة، فإنه من يعش منكم بعدي فسيرى اختلافا كثيرا، فعليكم بسنتي وسنة الخلفاء الراشدين المهديين من بعدي، تمسكوا بها، و عضوا عليها بالنواجذ، وإياكم ومحدثات الأمور، فإن كل بدعة ضلالة، رواه أصحاب السنن و صححه الترمذي.
Передается от Ирбада ибн Саариййи, да будет доволен им Аллах, что он сказал: "Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сделал нам такое наставление, доходящее до душ, что от него глаза прослезились и сердца вздрогнули. Тогда один человек спросил: «О посланник Аллаха, это наставление похоже на прощальное. Что ты завещаешь нам?» Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Я завещаю вам слушаться и повиноваться вашим правителям. Ибо кто из вас будет жить после меня, скоро увидит много разногласий. Вам необходимо придерживаться моей Сунны и сунны халифов, находящихся на правильном пути после меня. Крепко держитесь ее и схватите ее коренными зубами. Остерегайтесь нововведений в религии. Ибо каждое нововведение - заблуждение”. Передали авторы Сунанов. Тирмизи сказал, что данный хадис достоверный.
104. وأن العشرة الذين سماهم رسول الله صلى الله عليه وسلم وبشرهم بالجنة، نشهد لهم بالجنة على ما شهد لهم رسول الله صلى الله عليه وسلم، وقوله الحق، وهم : أبو بكر ، وعمر، وعثمان، وعلي، و طلحة، و الزبير، و سعد، و سعيد، و عبد الرحمن بن عوف، و أبو عبيدة بن الجراح و هو أمين هذه الأمة، رضي الله عنهم أجمعين.
104-текст: Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, назвав по имени десяти сподвижников, предсказал им рай. По свидетельству посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, мы тоже свидетельствуем, что они попадут в рай. Его слова - истина. Они: Абу Бакр, `Умар, `Усман, `Али, Тальха, Зубайр, Са`д, Са`ийд, `Абдуррахман ибн `Авф и самый верный из этой общины - Абу `Убайда ибн аль-Джаррох. Да будет Аллах доволен всеми ими.
Комментарий: Передается от `Абдуррахмана ибн `Авфа, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал следующее:
"أبو بكر في الجنة، و عمر في الجنة، و علي في الجنة، و عثمان في الجنة، و طلحة في الجنة، و الزبير بن العوام في الجنة، و عبد الرحمن بن عوف في الجنة، و سعيد بن زيد بن عمرو ابن نفيل في الجنة، و أبو عبيدة بن الجراح في الجنة". رواه الترمذي، صحيح.
“Абу Бакр – в раю, `Умар – в раю, `Али – в раю, `Усман – в раю, Тальха – в раю, Зубайр ибн `Аввам – в раю, `Абдуррахман ибн `Авф – в раю, Са`ийд ибн Зайд ибн `Амр ибн Нуфайль – в раю и Абу `Убайда ибн аль-Джаррох – в раю”. В версии Ахмада сначала был упомянут `Усман, а затем `Али. (Да будет Аллах доволен всеми ими.) В достоверном хадисе, переданном Абу Давудом, сказано: “Са`д ибн Малик – в раю”.
105. ومن أحسن القول في أصحاب رسول الله صلى الله عليه وسلم، وأزواجه الطاهرات من كل دنس، وذرياته المقدسين من كل رجس, فقد برئ من النفاق.
Текст: Тот, кто упомянет о сподвижниках посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, его супругах, чистых о всякой нечисти, свободных от всякой скверны потомков, тот, поистине, спасется от лицемерия
Комментарий: Было сказано «спасется от лицемерия», поскольку лица, подобные `Абдуллаху ибн Саба`, оскорбившие их и затронувшие их честь, являются лицемерами, показывающими себя мусульманами и намеревающимися хитростью и коварством разрушить Ислам.
106. وعلماء السلف من السابقين، ومن بعدهم من التابعين –أهل الخير والأثر، وأهل الفقه والنظر- لا يذكرون إلا بالجميل، ومن ذكرهم بسوء فهو على غير السبيل.
106-текст: Ученые-предшественники из числа ранних (мусульман) и последовавших за ними (таби`инов) –люди блага, преданий, фикха и разума. Они вспоминаются лишь прекрасными словами. Кто помянет их плохим словом, значит, он - не на правильном пути
Комментарий: Всевышний Аллах говорит в 115-ом аяте суры «Женщины»:
{و من يشاقق الرسول من بعد ما تبين له الهدى و يتبع غير سبيل المؤمنين نوله ما تولى و نصله جهنم و ساءت مصيرا} (النساء :115)
«А того, кто воспротивится посланнику, (да благословит и приветствует его Аллах,) после того, как аятами Корана и хадисами пророка ему стал ясен прямой путь и последует не путем верующих (сподвижников), Мы направим его туда, куда он обратился. (Мы унизим его и не наставим на верный путь, ибо он, зная, оставил истину.) В Последней же жизни Мы сожжем его в Геенне. Как же скверно это место прибытия!»
Каждый мусульманин обязан после любви к Аллаху и Его посланнику полюбить верующих. Это повелевает сделать Коран.
107. ولا نفضل أحداً من الأولياء على أحد من الأنبياء عليهم السلام، ونقول: نبي واحد أفضل من جميع الأولياء.
107-текст: Никого из угодников Аллаха мы не будем ставить выше даже одного пророка, (да будет над ними мир Аллаха). Мы говорим, что один пророк лучше всех угодников Аллаха
Комментарий: Данным текстом Тахави, да смилостивится над ним Аллах, опровергает приверженцев «Иттихадия» и невежественных суфиев. Эти лица ставят угодников Аллаха выше пророков. Люди, находящиеся на верном пути советуют следовать знаниям и шариату. Всевышний Аллах говорит в суре «Семейство Имрана»:
" قـل إن كنتم تحبون الله فاتبعوني يحببكم الله و يغفر لكم ذنوبكم و الله غفور رحيم" آل عمران: 31
Смысл: “О Мухаммад, скажи, если вы любите Аллаха, то следуйте за мной. Тогда Аллах будет любить вас. Аллах – Прощающий и Милосердный”.
Абу `Усман Нисабури говорит: «Кто словом и делом сделает Сунну руководителем для себя, тот будет высказывать мудрость. Кто сделает желания своим руководителем, тот будет высказывать нововведение».
108. ونؤمن بما جاء من كراماتهم، وصح عن الثقات من رواياتهم .
108-текст: По достоверным преданиям надежных людей, стойких в религии, мы верим в сообщения о "карамат" (сверхъестественных событиях) угодников Аллаха
Комментарий: Мы верим в достоверные сообщения о "карамат" (сверхъестественных событиях), произошедших со святыми – друзьями Аллаха. Всевышний Аллах говорит об этом: «Каждый раз, когда Закария входил в молельню к Марьям, он находил возле нее пропитание. Он сказал: «О, Марьям, откуда у тебя это?» Марьям ответила: «Это – от Аллаха». (Семейство Имрана-37).
Заблудшие му`тазилиты отвергли карамат святых. Это утверждение недействительно.
Сообщения об угодниках Аллаха касаются людей веры и поклонения. Неестественные состояния, происходящие с некоторыми угодниками Сатаны, не называются караматом.
109. ونؤمن بأشراط الساعة: من خروج الدجال, ونزول عيسى ابن مريم عليه السلام من السماء, ونؤمن بطلوع الشمس من مغربها, وخروج دابة الأرض من موضعها.
109-текст: Мы верим в признаки приближения Судного дня: выход Даджаля, снисхождение с неба `Исы ибн Марьям, да будет над ним мир Аллаха, восход солнца с запада и выход "Доббатул-арз" (животного из земли)
Комментарий: Несомненно, имеются признаки Судного дня. Они появляются при приближении Судного дня. Мы верим в это. Эти признаки были упомянуты пророком, да благословит и приветствует его Аллах, в его хадисах. В хадисе, переданном Муслимом, он сказал: “Судный день не наступит до тех пор, пока вы не увидите десять его признаков…» и упомянул Даджаля, Добба (животное земли), восход солнца с запада, нисхождение с неба `Исы ибн Марьям. Это – большие признаки Судного дня. Имеются другие, малые признаки (многие из них появились в наше время).
110. ولا نصدق كاهناً ولا عرافاً. ولا من يدعي شيئاً يخالف الكتاب والسنة وإجماع الأمة.
110-текст: Мы не признаем (правильным) никого из предсказателей ("кахин" и "арроф"), а также того, кто утверждает то, что противоречит Корану, Сунне и единогласному решению общиныКомментарий: ("Кахином" называют того, кто утверждает, что знает сокровенное. Того же, кто утверждает, что знает состояние людей по положению звезд, называют "аррофом").
Всевышний Аллах говорит (смысл): «Ни одна душа не сможет узнать, что будет делать завтра» (Лукман-34). В 65-ом же аяте суры «Муравьи» он говорит следующее: «Скажи: «Никто ни на небе, ни на Земле не знает сокровенного, кроме Аллаха». Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, говорит: «Кто пойдет к `аррофу или кахину и подтвердит то, что он скажет, несомненно, станет неверным по отношению к шариату, ниспосланному Мухаммаду». (Передали Тирмизи и аль-Хаким).
111. ونرى الجماعة حقاً وصواباً، والفرقة زيغاً وعذاباً.
111-матн: Мы считаем единую общину ("джамаат") истиной и правдой, а разобщение – заблуждением и мучением
Комментарий: Всевышний Аллах говорит в 103-аяте суры «Семейство Имрана»:
و اعتصموا بحبل الله جميعا و لا تفرقوا. آل عمران: 103.
Табари да смилуется над ним Аллах комментирует смысл данного аята следующим образом: «Крепко держитесь религии Аллаха все вместе! Аллах повелел вам делать это. Также крепко привяжитесь к вашему обещанию, данному Аллаху и упомянутому в Коране. Дружба, объединение вокруг слова истины и повиновение Аллаху – в числе этого обещания. `Абдуллах ибн Мас`уд, да будет доволен им Аллах, комментировал данный аят, так: «Крепко держитесь общины все вместе». Смысл "و لا تفرقوا": «Не распадайтесь на группы, отделившись от религии Аллаха и обещания, данному Ему».Также Он говорит:
{و لا تكونوا كالذين تفرقوا و اختلفوا من بعد ما جاءهم البينات، و اولئك لهم عذاب عظيم } آل عمران: 105
Табари, комментируя и этот аят, говорит: «О, община тех, кто уверовал! Не походите на разделившихся на разные группы людей Писания! После того, как к ним явились ясные знамения от Аллаха, у них появились разногласия в религии Аллаха, Его повелениях и запретах, и они разделились. Они, зная об истине, выбрали то, что противоречит ей. Они выступили против воли Аллаха. Нарушили обещание, данное Ему, осмелившись выступить против Него. Для таких вот лиц у Аллаха есть тяжкие мучения».
Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал:
"إن أهل الكتابين افترقوا في دينهم على ثنتين و سبعين ملة، وإن هذه الأمة ستفترق على ثلاث و سبعين ملة، يعني الأهواء، كلها في النار إلا واحدة و هي الجماعة". صحيح، رواه أبو داود و غيره.
“Христиане и иудеи разделились в своей религии на семьдесят две группы. Эта община скоро разделится на семьдесят три группы. Т.е. повинуется желанию. Все они – в аду. Только одна из них будет спасена. Это – община”. В другой версии сказано: "Та, которая придерживается моего пути и пути моих сподвижников".
Община — это спасенная группа. Это – путь посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах. Другие же течения - свернувшие с верного пути, заблудшие и встретившие муки в этой и Последней жизни. Всевышний Аллах сказал в 153-м аяте суры «Скот»:
{ وأن هذا صراطي مستقيما فاتبعوه, ولا تتبعوا السبل فتفرقَ بكم عن سبيله ذلكم وصَّاكم به لعلكم تتقون} الأنعام: 153.
«Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедал вам это, - быть может вы устрашитесь».
112. ودين الله في الأرض والسماء واحد، وهو دين الإسلام. قال الله تعالى: {إن الدين عند الله الإسلام} آل عمران:19. وقال تعالى: {ورضيت لكم الإسلام ديناً}المائدة: 3. وهو بين [الغلو]والتقصير , وبين التشبيه والتعطيل, وبين الجبر والقدر, وبين الأمن والإياس.
Текст: Религия Аллаха на Земле и на небе - Единая. Это — религия Ислама. Всевышний Аллах говорит: «Воистину, религией у Аллаха является Ислам» (Семейство Имрана-19.) Еще Всевышний Аллах говорит: «Я одобрил для вас в качестве религии Ислам». (Трапеза-3.) Ислам – между чрезмерностью и упущением. Между уподоблением качеств Аллаха качествам творений и их отрицанием. Между вероубеждением джабаритов и кадаритов. А также между спокойствием от макра (хитрости и кары) Аллаха и потерей надежды на Его милость
Религия Аллаха - одна. Это – Ислам. В Коране Аллах сказал: «От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (Семейство Имрана-85).Смысл Ислама – не поклоняться никому, кроме Аллаха, и поклоняться так, как повелел Он в шариате. Каждый пророк был направлен лишь с Исламом. В Коране много доказательств тому.
113. فهذا دينناً واعتقادناً ظاهراً وباطناً, ونحن براء إلى الله من كل من خالف الذي ذكرناه وبيناه, ونسأل الله تعالى أن يثبتنا على الإيمان، ويختم لنا به, ويعصمنا من الأهواء المختلفة، والآراء المتفرقة. والمذاهب الردية, مثل المشبهة, والمعتزلة، و الجهمية, و الجبرية, والقدرية, وغيرهم، من الذين خالفوا السنة والجماعة، وحالفوا الضلالة, ونحن منهم براء، وهم عندنا ضلال و أردياء, وبالله العصمة والتوفيق.
113-текст: Это (вопросы вероубеждения от начала данной книги и до конца) — наша внешние и внутренние религия и вероубеждение. Мы отрекаемся от каждого, кто противостоит вероубеждению, упомянутому и описанному в этой книге, и прибегаем к Аллаху. Мы просим у Всевышнего Аллаха, чтобы Он сделал нас стойкими в вере и закончил нашу жизнь в вере. Мы просим также, чтобы Он сохранил нас от разных прихотей, разобщающих идей, течений типа мушаббиха, му`тазила, джахмия, джабрия, кадария и других порочных мазхабов, противостоящих Сунне и общине, а также поклявшихся на заблуждении. Мы отвергли эти течения. Они, по нашему мнению, заблудшие и имеющие порочное верование. Только Аллах - хранит и наставляет на верный путь.
Мы просим здравия и спокойствия у Всевышнего Аллаха!
С помощью Всевышнего Аллаха, Пречистого от недостатков, перевод этой книги достиг своего конца.
سبحان ربك رب العزة عما يصفون.
و سلام على المرسلين.
و الحمد لله رب العلمين.