Текст: Раб Аллаха не выйдет из веры до тех пор, пока он не будет отрицать то, что ввело его в веру
Комментарий: Данным текстом Тахави да смилуется над ним Аллах опровергает вероубеждение хариджитов и му`тазилитов. По их убеждению человек вследствие совершения греха выходит из веры. Это убеждение неверно.
(Верующий покинет веру только совершением деяния, нарушающего ее. Например, зная, отрицанием того, без чего невозможно представить себе веру – молитву, закят, пост. Мусульманин будет оставаться грешником до тех пор, пока он не раскаится. Его вера будет уменьшаться в зависимости от количества грехов. Вера полностью не покинет его до тех пор, пока он не совершит деяние, нарушающее его веру. С уменьшением сама вера не теряется, а ослабляется. Из комментария Хомийса.)
70. والإيمان: هو الإقرار باللسان، والتصديق بالجنان, وجميع ما صح عن رسول الله صلى الله عليه وسلم من الشرع والبيان كله حق. والإيمان واحد, وأهله في أصله سواء، والتفاضل بينهم بالخشية والتقى، ومخالفة الهوى، وملازمة الأولى.
70-текст: Ийман (вера) – это признание словами и утверждение в сердце. Все достоверные хадисы, переданные от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и описывающие шариат и дела религии, являются истиной. Вера – одна. В основе веры верующие равны. Лучшие среди них – те, кто (больше) боится (Аллаха), праведные, не поддавшиеся страстям и совершающие благие деяния
Комментарий: По определению веры люди высказали различные мнения. Малик, Шафии, Ахмад, Авзаи, Исхак ибн Рохавайх, другие ахль аль-хадис, жители Медины (да будет над всеми ними милость Аллаха!), а также захириты и одна группа философов сказали: “Вера – утверждение в сердце, признание на словах и соблюдение столпов (шариата типа молитвы и закята)”. Многие наши ученые (т.е. ученые ханафитского мазхаба) высказали слова, упомянутые Тахави, да смилуется над ним Аллах. Т.е. вера – признание на словах и утверждение в сердце.
Есть еще одно определение веры. В нем говорится: «Слово состоит из двух частей. Первое – это слово сердца, и его называют убеждением. Второе – слово языка. А это – произнесение свидетельства Ислама. Деяние тоже подразделяется на две части. Первое – деяние сердца. В него входят намерение и искренность. Второе – это деяние органов (типа рук и ног). Если пропадут вот эти четыре качества, то вера пропадет полностью. Если не будет утверждения сердца, то от других частей не будет пользы. Если же останется утверждение сердца, а других частей не будет, вот это - поле для противоречий (то есть, здесь возникли противоречия между людьми)».
Имеется много доказательств из Корана, Сунны и жизни и слов предшественников о том, что вера увеличивается и уменьшается. Всевышний Аллах говорит:
} وإذا تليت عليهم آياته زادتهم إيمانا {الأنفال: 2
“Когда верующим читаются аяты Аллаха, их вера увеличивается”.
("Все достоверные хадисы посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, описывающие шариат и дела религии, являются истиной" вне зависимости от того, будут они "мутаватыр" – переданными большим числом передатчиков или "ахад". Ибо подобное разделение, то есть, не принятие хадисов ахад для убеждения и внедрения в практику, является либо ересью, либо философией, внедренной в Ислам и противорчащей пути предшественников и имамов-муджтахидов.)
71. والمؤمنون كلهم أولياء الرحمن
Текст: Все верующие являются угодниками Рахмана
Комментарий: Всевышний Аллах говорит:
}ألا إن أولياء الله لا خوف عليهم و لا هم يحزنون. الذين آمنوا و كانوا يتقون {يونس:62-63.
Куртуби, да смилуется над ним Аллах, разъясняет смысл этого аята следующим образом: “Знайте, поистине для угодников Аллаха в Последней жизни не будет никакого страха, а также они не будут огорчены от потери этой жизни. Они – уверовавшие и богобоязненные”.
72. وأكرمهم عند الله أطوعهم وأتبعهم للقرآن.
Текст: Самые почитаемые из верующих перед Аллахом – это больше всех повинующиеся Аллаху, а также больше всех следующие Корану
Комментарий: Всевышний Аллах говорит:
} إن أكرمكم عند الله أتقاكم{ الحجرات:13
Смысл: “Самые почитаемый из вас пред Аллахом – наиболее богобоязненный” (Комнаты-13).
(В словах Тахави, да смилуется над ним Аллах, "самые почитаемые из вас пред Аллахом – наиболее следующие Корану" имеется тонкое указание на опровержение тем, кто ставит следование мнениям людей вқше следования Корану и Сунне. Ибо в словах людей есть противоречия, а в Коране противоречий нет. Всевышний Аллах сказал в 82-аяте суры "Женщины": "Ведь если бы Коран был не от Аллаха, они нашли бы в нем много противоречий". Насколько мусульманин будет больше следовать Корану, настолько он будет больше почитаем пред Аллахом. Тахави, да смилуется над ним Аллах, сказал: "Только фанатик или невежда слепо следует (мнениям людей)". Эти слова шейха привел ученый ханафитского мазхаба Ибн Абидин в книге "Расм аль-муфти" 1/32.)
73. والإيمان: هو الإيمان بالله، وملائكته، ورسله، واليوم الآخر، والقدر: خيره وشره، وحلوه ومره، من الله تعالى.