Сотрудник СМИ: потенциал творческой личности
Неотъемлемой частью жизни каждого трудоспособного человека является работа. Многогранность феномена профессиональной деятельности признается экономистами, социологами, социальными психологами, однако представители различных научных дисциплин выделяют в его исследовании отдельные аспекты, не давая целостной картины.
То же самое мы видим и в области журналистских исследований. Выделяется следующий комплекс требований к журналисту: а) тщательный анализ совокупности фактов, относящихся к теме публичного выступления; б) соотнесение их с научно-материалистическими закономерностями общественного развития; оценка их с точки зрения интересов большинства трудящихся; в) единство слова и дела, публикаций и собственных общественных проявлений каждого публициста, обеспечивающее искреннюю эмоциональность творчества; г) объединение качеств глубинного и правдивого отображения событий с популярностью изложения, доступностью публицистических произведений. Здесь связываются личность журналиста и метод журналистики.
Проблему личности можно показать в виде схемы из ядра и концентрических окружностей. Ядро личности — это склонности, способности и социально-мировоззренческая позиция журналиста. Первый круг вокруг ядра — личностные качества (интеллектуальные, эмоционально-психологические, волевые и физические). Второй — система знаний: энциклопедизм, профессионально-журналистские, специальные. Третий — навыки и опыт, в горниле которых находят интегральное выражение качества, способности и знания журналиста. В практической деятельности одновременно проявляется и должна возрастать мера ответственности журналиста — гражданской, юридической, этической (четвертый круг схемы). Социальные психологи так классифицируют социальный имидж журналистов: а) по типу контакта — дружеский (ключевая характеристика — привлекательность), авторитарный (динамизм), экспертный (компетентность); б) по уровню близости — герой (идеальная личность), антигерой (простой человек, «один из нас»), мистическая личность (чужой нам, но необычный); в) по функции в процессе социализации —
Глава 12
учитель, вожак, кумир, мэтр, командир; г) по типу текста и парадигме мышления — миротворец, моралист, прагматик, игрок, психоаналитик.
Некоторые исследователи, полагая, что «все многообразие необходимых журналисту качеств не поддается описанию», делят их на несколько внутренне целостных подгрупп: идейно-нравственные, деловые (способность, интеллект, память, владение техническими средствами труда и т.д.), характерологические (отношение к делу, инициатива и ответственность), физические (здоровье и выносливость).
Широкий спектр параметров журналиста и связанные с этим проблемы (отношение к методам творчества, рейтинг жанров, этические вопросы и т.п.) раскрываются и в проводимых в последнее время социологических опросах как работников средств массовой информации, так и массовой аудитории.
Однако, на наш взгляд, исследования журналистского корпуса ведутся на макроуровне, когда журналист-личность рассматривается как частичка совокупности этого корпуса, и предлагаются качества, универсальные и необходимые для всех. Думается, следует переходить к анализу проблемы на микроуровне, исследуя разные типы журналистов: их социально-профессиональную жизнь, скорость и качество публицистического письма, адаптацию и комфортность в редакционном коллективе.
Правда, в последнее время делается попытка из совокупности журналистов вычленить такой социальный слой-страту, как элита. Но журналистская элита по численности составляет доли процента армии работников средств массовой информации. Среднестатистическому журналисту в силу объективных и субъективных причин не прорваться в элитный ряд.
Разного рода опросы показывают, что работа в общественном производстве потеряла престиж, перестала быть социально значимой ценностью. По данным сравнительного исследования, считают работу главным делом жизни в США 50 % населения, в Швеции — 45, в ФРГ — 25, а в пределах бывшего СССР — лишь 10 % [4]. Причины такого положения известны: с одной стороны, труд из-за недостаточных заработков не может обеспечить нормальный уровень жизни, с другой, у человека практически нет возможности свободного выбора места приложения труда, степени интенсивности работы, социальной и профессиональной мобильности. Похожая проблема не обошла и журналистику. Социологический опрос среди работников средств массовой информации, проведенный в 1995 г. в восьми регионах России, показал динамику падения престижа журналистской профессии. До перестройки он составлял 26,5 % (такова доля опрошенных, убежденных в его наличии), в первые годы гласности — престиж поднялся до 42 %, а в 1995-ом составлял всего... 14,5 % [5]. Иначе говоря, даже в застойные времена, когда не было свободы слова, свою профессию журналисты ценили значительно выше, чем в начальный рыночный период..
В условиях жестко централизованной политики и отсутствия гласности, свободы печати журналисты были ограничены идеологическими рамками творчества, игнорировались их индивидуальные качества, личностное «инакомыслие» подавлялось требованиями партийной организации. Поэтому сегодня весьма актуальным становится поиск средств максимального раскрытия творческих способностей журналиста, формирования у него навыков самоконтроля и саморегулирования.
Журналистский корпус
Задача осложняется из-за парадокса нашего времени. С одной стороны, нет цензуры — пиши, что хочешь; с другой — рынок, экономические трудности отбросили многие средства массовой информации за грань нищеты, и журналисты начали искать какие-то пути, чтобы выжить.
Бывший министр печати и информации Российской Федерации М.Федотов замечал по этому поводу: «Сейчас мы наблюдаем очень прискорбный процесс, когда профессиональные журналисты уходят из редакций газет и редакций радио и телевидения в другие сферы экономики и в рекламный бизнес, поскольку те деньги, которые они зарабатывают, не позволяют им содержать семью. А те, кто остается, к сожалению, не настолько профессиональны, чтобы соблюдать даже элементарные нормы не только журналистской, но и общечеловеческой этики». Сказанное несколько лет тому назад и сегодня сохраняет силу. Но, к счастью, оставшихся профессионалов все же подавляющее большинство, и то, что они готовят к печати, к показу на телевидении и в радиоэфире, часто привлекает живостью, раскованностью, оперативностью. Но прав и ветеран журналистики Александр Бовин (оставив дипломатическую службу, он в 1997 г. вернулся в «Известия»), который утверждал, что интеллектуальный, духовный уровень многих газетных и телевизионных материалов заметно снизился. «За ориентир принимается низшая планка читательских интересов... Кто-то полагает, что в России теперь время других газетчиков: не морализующих, а просто информирующих... Я знаю многих журналистов мирового класса. И главный критерий их «классности» как раз не объем информации, а прежде всего анализ, рассуждения, выводы. Нерассуждающая журналистика — это нонсенс, это просто не журналистика». И в самом деле, именно аналитичностью и страстной публицистикой привлекали читателей Анатолий Аграновский, Юрий Щекочихин, Юрий Рост, Александр Левиков, тот же Бовин — газетные «звезды» 80-х гг. прошлого века. Сегодня популярны ведущие телевизионных развлекательных передач, а кумиров газетной публицистики вспоминаешь с трудом. В кадровом «раскладе» наиболее ярких газет, и особенно журналов выделяются всем известные имена — «последние могикане» отечественной журналистики в окружении молодых политологов, экономистов, юристов, литераторов. Это не означает предубеждений редакций, отрицания существующей системы подготовки журналистских кадров, но сигнализирует о некотором неблагополучии в этой системе, нацеленной преимущественно на подготовку журналистов для массовой прессы, для рекламы и PR. Редакторы таких изданий, переманивая журналистов с безусловным авторитетом, просто не могут опереться на новое поколение журналистов и с тревогой об этом говорят. В системе профессионального образования пока не в полной мере учитывается факт существования «разноуровневой» журналистики, требования к кадрам для качественной прессы. Иное положение в развлекательной прессе с ее легкостью изложения и отсутствием глубины в разработке социальных, политических и экономических тем. Используя интервью, информационные заметки, корреспонденции, редакции подобных газет и журналов стремятся развлечь читателей, заполнить их досуг. Здесь у начинающего журналиста больше шансов добиться успехов, чем в ежедневных городских газетах: в основу текста ложится факт, и, используя его, журналист строит собственные предположения и гипотезы всегда с оттенком скандальности или сенсационности. Журналисту не только ре-
Глава 12
комендуется — он даже обязан делать самые смелые предположения, порой оскорбляющие героев публикаций. Незначительный факт при умелой подаче становится скандальным событием и тем привлекает внимание читателей. Однако эта практика может сослужить журналисту и печальную службу: вольная трактовка фактов, поверхностное отношение к публикуемой информации часто приводят к судебным разбирательствам.
Творческая личность в журналистике может быть изначально ориентирована не на виртуозное владение приемами, а на творческое самовыражение, в каких бы жанрах журналист не выступал. Сегодняшний автор — «золотое перо» редакции — пишет уже не столько портретные или научно-популярные очерки (свидетельства качества издания), сколько обзоры, культурологические статьи, рецензии, комментарии, насыщенные иронией, владеет экономическими и политологическими знаниями, развитым мыслительным аппаратом. Издания, связанные с высокоинтеллектуальным слоем читателей, требуют элитных журналистских кадров.
Макс Вебер в противовес концепции одномерного расслоения К.Маркса первым провел различие между классами и статусам групп. Он выделил три критерия расслоения общества: экономика, власть и престиж, а в соответствии с этим три единицы стратификации: класс, партия и статусная группа [6]. Свою статусную группу, или страту, образуют и журналисты, объединенные одинаковым престижем, находящиеся в одинаковом положении общественного признания.
В философской литературе так трактуются формы бытия человека: потенциальный человек — еще не индивидуум; индивидуум — человек, идентичный другим; индивидуальность — социально неповторимый человек: личность — индивидуум, влияющий на общественный прогресс. Последняя фаза (форма) часто так и остается неоконченной: причастность к статусу личности человек доказывает до конца своего жизненного пути, утверждая свое лидерство прежде всего работой, творчеством.
12.2.2. Самомаркетинг как условие становления журналиста
Для журналиста, если он обладает уникальными качествами (талантом, глубоким аналитическим умом, творческой оперативностью, настойчивостью и волей и т.д.), к тому же если он работает в авторитетном средстве массовой информации, которое пользуется популярностью у массовой аудитории, открывается путь к вершинам журналистской карьеры.
Она начинается, конечно же, не с надежды на везение, удачу, счастливый случай: при пассивном ее ожидании она так и останется надеждой. Для активного карьерного продвижения журналисту, на наш взгляд, следует использовать определенный механизм.
Как известно, на Западе наряду с маркетингом товаров, услуг и организаций существует и маркетинг отдельных лиц. Имеется в виду деятельность, предпринимаемая для создания, поддержания или изменения позиции или поведения по отношению к конкретным лицам. Две наиболее распространенные формы этой деятельности — маркетинг знаменитостей и маркетинг политических кандидатов.
Для поддержания и возвышения своего «звездного» образа знаменитые актеры нанимают пресс-секретарей, менеджеров. А политическая кампания включает
Журналистский корпус
в себя посещение кандидатом политического рынка избирателей и использование маркетинговых исследований и коммерческой рекламы для обеспечения максимального уровня «покупки» кандидата избирателями. Интерес к маркетинговым аспектам выборов подогрет стремительным ростом политической рекламы, распространением научных методов изучения общественного мнения, компьютерного анализа распределения голосов избирателей.
Что же касается журналиста, работающего в средствах массовой информации, то о повышении своего рейтинга, привлекательности своего образа он должен позаботиться сам, в лучшем случае — с помощью социолога и психолога (заметим, что телевизионные студии имеют штатных специалистов этого профиля, газетные редакции — пока нет), т.е. речь, на наш взгляд, может идти о самомаркетинге журналиста. Это важнейший инструмент, который помог бы молодому работнику телевидения, радио или газеты добиваться успехов, ускорил бы развитие журналистской карьеры, наряду с талантом, трудолюбием, настойчивостью. Для этого он должен следовать принципам маркетинга, которые применимы не только к товару, фирме, организации, но и к конкретному лицу. Если мы говорим о сегментировании рынка труда, то подразумеваем специализацию журналиста, где лучше ему бы работалось — в газете, или на телевидении, радио, в каких изданиях, на каких каналах, по какой тематике. Позиционирование в выбранном сегменте предполагает, что если журналист специализируется по проблемам культуры, то его произведения не должны затеряться среди «культурных» публикаций коллег-соперников, а, наоборот, выделяться глубиной и яркостью показа и анализа проблем. Что же касается инновации, то она выражается в постоянной работе журналиста над собой, в росте его квалификации. Наконец, важно гибко реагировать на колебания зрительского или читательского спроса (регулярные социологические замеры позволяют узнать, в какой тематике и глубине разработки проблем нуждается массовая аудитория).
Но прежде всего нужно знать ситуацию на рынке журналистского труда.
Интересно сравнить российский рынок с американским. Как пишут ученые факультета журналистики Московского университета, в ходе российско-американского исследования были «сконструированы» условные среднестатистические портреты. Типичный российский журналист — это мужчина лет сорока, русский, с журналистским образованием, женат, имеет одного или двоих детей, работает журналистом примерно 16 лет и привержен этой профессии, беспартийный, умеренных, центристских ориентации. Среднестатистический американский журналист представлен мужчиной, имеющим степень бакалавра, полученную в общественном колледже, женатым, 38 лет, зарабатывающим около 31 тыс. долларов в год, имеющим журналистский стаж 14 лет и намеренным работать в журналистике дальше. Исследователи не показывают доход российского журналиста, Очевидно потому, что в условиях нынешней социально-экономической ситуации он несопоставим с заработком американского [7].
Важно знать и потенциальные возможности среднестатистического российского журналиста. По данным другого опроса журналистов газет, они не испытывают затруднений при самостоятельном выборе темы (76,6 % опрошенных), общении с людьми (71,8 %), но возникают проблемы при изучении документов (затруднений не испытывают лишь 42,7 % опрошенных), целенаправленном наблюдении
Глава 12
(31,6 %), анализе и осмыслении фактов (44,1 %), поиске решения проблемы (19,1 %), подборе аргументов (29 %), поиске композиции текста (39,1 %), саморедактировании (44,5 % опрошенных) [8].При подготовке публикации журналисты региональной прессы учитывают политическую целесообразность (от 44 до 52 % в зависимости от стажа), позицию главного редактора (от 21,5 до 40,5 %), интересы учредителя (от 16,5 до 36,5 %), интересы властей (от 18 до 28,5 %), интересы спонсоров и рекламодателей (от 16 до 41 % опрошенных).
Среднемесячная зарплата журналистов региональных СМИ составляет треть от средней зарплаты по стране, и до падения рубля в августе 1998 г. 40 % из них получали от 50 до 100 долларов в месяц. «Властители дум», «Буревестники перестройки» оказались, особенно в провинции, полностью зависимыми от своих работодателей. Это привело к диктату главных редакторов. Так, в 1995 г. тогдашний главный редактор «Известий» уволил в полном составе всю редакцию еженедельника «Неделя» — 36 журналистов, работавших там с момента создания приложения в 1960 г., и набрал новую команду [15].
Что же касается выбора газетного жанра, то журналисты как центральных, так и региональных изданий положительно относятся к интервью (79,7 % опрошенных), очерку (72,2 %), репортажу (66,4 %), статье (65,1 %), корреспонденции (53,2 %), но их мало привлекают отчет (положительно высказались лишь 14,1 % опрошенных), обзор печати (22,4 %) и, как ни странно, фельетон (46,5 %) [9].
В самомаркетинге журналисту важно учитывать лучшие показатели творческого почерка среднестатистического газетчика, телерадиожурналиста и стремиться превзойти их. Конечно, необходимо следить и за настроением массовой аудитории, знать ее потребности.
Посмотрим с этих позиций на основные амплуа журналистов, работающих на центральном телевидении, которых московский ученый Г.Кузнецов образно называет «гномами от журналистики». Репортер стремится оказаться со съемочной техникой и группой там и тогда, где и когда происходит что-то интересное; он умеет выбрать, отснять кадры, сопроводить их текстом для вскрытия подоплеки события. Ежедневный добытчик новостей, динамичный и достаточно молодой человек. И достаточно смелый — он всегда в горячих точках. Не успела Елена Масюк вырваться из чеченского плена, как НТВ послало ее в Боснию, а затем в Афганистан, раздираемые вооруженными конфликтами. Комментатор рассуждает, критикует, прогнозирует, обладает аналитическим умом и способностью к обобщению — этим запомнились Евгений Киселев в «Итогах» и Николай Сванидзе в «Зеркале». Обозреватель умеет просто рассказать о сложном, он энциклопедист (не обязательно имеет диплом журналиста — вспомним Николая Дроздова из передачи «В мире животных»); находясь в стороне от политических пристрастий, он обычно уходит от острых выступлений и потому, быть может, менее заметен. Интервьюер стремится задавать острые, нелицеприятные для собеседника вопросы, к большому интервью готовится как к сражению: таковы, например, Андрей Караулов в передаче «Момент истины» на ТВ-центр и более мягкая Светлана Сорокина в «Основном инстинкте» на Первом канале. Модератор сидит в центре между «правыми» и «левыми», ведет теледебаты, предвыборные беседы претендентов на высокий пост, пресекает непарламентское поведение. Должен быть хладнокровен, каким, скажем,
Журналистский корпус
был Александр Любимов в передаче «Один на один», когда участники беседы в пылу полемики нарушали порой этические нормы общения. Шоумен в отличие от хладнокровного, спокойного модератора - талантливый массовик-затейник, готовый пошутить на самую серьезную тему, находится внутри собравшейся компании. У каждого шоумена свой почерк. Волевой, наделенный чувством юмора Леонид Якубович в «Поле чудес», «Колесе истории» или эрудированный в песенном репертуаре, тактичный и доброжелательный, увлекающийся жестикуляцией Вал-дис Пельш в передаче «Угадай мелодию». Престиж ведущего новостей обеспечивается ежедневным появлением на экране с актуальной информацией, журналист держится уверенно, демократично, политических пристрастий, как и модератор, не показывает. Популярны телеведущие Татьяна Миткова, Александр Шашков, Нелли Петкова, Анна Прохорова, Михаил Осокин и др.
Определяя портрет тележурналиста, московские социологи опросили 149 человек — четвертую часть работников Центрального телевидения. Любопытно, что на первое место опрошенные поставили общечеловеческие качества: ответственность, принципиальность., т.е. социальные и психические свойства личности как фундамент профессии. Второе место было отведено когнитивным (знаниевым) качествам, таким как компетентность, эрудиция, широкий кругозор, образование. На третьем оказались специфические профессиональные способности: талант, оперативность, коммуникабельность, искусство импровизации, чувство телевизионного времени, умение работать в кадре, выступать публично, ориентироваться в обстановке, артистизм. То есть нравственные и когнитивные свойства журналистов в оценке последних преобладают над волевыми, а общечеловеческие — над профессиональными. Что же касается ведущих новостей, то к списку качеств были добавлены еще и такие, как телегеничность, простота и естественное поведение на экране. «Трудно найти того, кто обладал бы всеми этими качествами, — пишут исследователи — один хорошо знает предмет, но не телегеничен, другой обаятелен, но не глубок, третий — с плохой дикцией, четвертый — тугодум».
Петербургский исследователь В. В. Маринович провел опрос музыкальных ведущих и редакторов коммерческих радиостанций, чтобы выявить их мнение о том, какова роль ведущего современных санкт-петербургских радиостанций. Она видится следующим образом: ведущий должен быть автором вещания — 70 % опрошенных, звукорежиссером— 69, создателем настроения— 60, актером-- 30, журналистом— 10, другом —10, диктором — 10, импровизатором — 5, интеллигентом — 5, исполнителем — 5 % от числа респондентов. Руководители радиостанций предъявляют к современным ведущим такие требования: (в процентах от общего числа опрошенных): коммуникабельность — 90, эмоциональность — 90, приятный голос (баритон) — 80, творческий подход — 60, знание музыки — 50, правильная речь — 50, интересная личность — 50, артистизм — 30, находчивость и реакция — 30, профессионализм — 10, умение работать с микрофоном — 10, интеллектуальный уровень — 10, кураж — 5, вкус — 5, уровень культуры — 5, образование — 5. Обращает на себя внимание две крайние позиции — коммуникабельность (с максимальным значением — 90 %) и образование — 5 %. Они свидетельствуют прежде всего о подсознательном или осознанном неверии в возможность обучиться профессии «ди-джея». Однако многие радиоведущие имеют театральное или журналистское образование [10].
Глава 12
Телевизионные журналисты особенно нуждаются в оперативной информации о динамике своей популярности у зрители. Учитывая это, пресса регулярно публикует рейтинги популярных телеведущих. Так, «Независимая газета» 7октября 1995 г. обнародовала результаты всероссийского опроса, проведенного службой Yox Populi. Картина в баллах выглядела так: А. Любимов — 12,8 балла; В. Познер — 11,0; Е. Киселев - 9,1; Т. Миткова - 6,2; В. Молчанов - 6,0; С.Сорокина - 5,9; С. Доренко - 4,4; Н. Сванидзе — 3,0; Л. Якубович — 2,0; А. Караулов - 1,6 балла. А. Любимов был популярен среди телезрителей всех возрастных групп, Т. Миткова — среди лиц со средним специальным образованием, С. Сорокина — среди тех, у кого высшее образование. Опрос проводился в 50 городских и 25 сельских точках 25 регионов страны. Он был открытым: 1765 участникам было предложено самим назвать трех лучших тележурналистов, кто больше других нравится и кому больше всего доверяют. Такой регулярный замер сравнительной оценки общественного мнения о ведущих тележурналистах формирует в итоге их престиж. А роль последнего велика. Престиж профессии - в одном ряду с такими понятиями, как привлекательность, авторитет, уважение, мода. Он свидетельствует о положении в обществе, является средством удовлетворения профессиональной, личностной, социальной потребности журналиста в общественном признании, служит регулятором и стимулом его творческой деятельности.
Подобного пристального внимания социологов, к сожалению, лишены журналисты газет. Престиж газетчика определяется в совокупности, по динамике тиража издания: растет тираж или падает. В то же время имена отдельных журналистов широко известны. Можно вспомнить всезнающего Максима Соколова из «Известий», скандального Александра Минкина из «Московского комсомольца», экономиста и политолога Отто Лациса из «Новых Известий», нестареющих Ольгу Куч-кину и Василия Пескова из «Комсомольской правды».
Изменения в настроениях массовой аудитории происходят довольно быстро, да и журналистская среда не статична, однако социологические опросы ведутся редко, особенно в регионах. Так, крупное исследование прессы и аудитории Северо-Запада проводилось факультетом журналистики Санкт-Петербургского университета лишь в 1990-1991 гг. Для сравнения: рейтинг влиятельных политических деятелей России «Независимая газета» и Служба общественного мнения Yox populi определяют ежемесячно.
Глубокий анализ массовой аудитории и журналистского рынка помог бы работнику газеты, радио, телевидения четче определиться с перспективой творческого роста, правильно проводить операцию сегментирования. Удача этой операции предопределит и другой успех — позиционирование: каким образом выступление журналиста сделать ярким, заметным, привлекающим не сенсацией и скандальностью, а глубиной анализа, актуальностью, новым подходом к решению социальных явлений и концепций.
Рассматривая жизненные циклы знаменитостей, Филип Котлер пишет о шести видах карьеры: 1) средний успех, 2) устойчивый подъем до уровня суперзвезды, 3) головокружительная карьера-вспышка, 4) изменчивая карьера, 5) резкое падение в безвестность с последующим возвращением популярности, 6) запоздалое признание.. В журналистской практике чаще всего встречаются первые два вида
Журналистский корпус__________________________________________________ 465
карьеры: средний успех и устойчивый подъем. Одни журналисты растут по вертикали, переходя из одного издания в другое, большего ранга, другие — по горизонтали — сменяя должность на более высокую в пределах одной газеты. Вот несколько судеб тех, кто работал или работает в редакции «Санкт-Петербургских ведомостей» (бывшей «Ленинградской правды»). Василий Захарько в начале 60-х, будучи экскаваторщиком, строил ленинградский Дом прессы, затем стал работать в нем корреспондентом газеты «Строительный рабочий», потом перешел в «Вечерку», после окончания заочного отделения факультета журналистики был приглашен в «Ленинградскую правду»,через несколько лет стал корреспондентом «Известий», потом был избран главным редактором этой газеты, а в 1998 г. после «приватизации» издания ОНЕКСИМбанком остался членом редколлегии. В те же 60-е в «Ленинградской правде» начал репортерскую деятельность Игорь Чурин, два десятилетия возглавлял здесь отдел информации, был ответственным секретарем, заместителем главного редактора.
Университетская подготовка работников средств массовой информации базируется на трех взаимосвязанных циклах дисциплин: гуманитарных (теория и история литературы и искусства, русский и иностранные языки, культурология), социально-экономических (экономика, философия, политология, история) и журналистских. Но далее выпускника ждет строгий учитель — практика. А жизнь богаче учебника. И успех придет к тем, кто верно определится в своих функциях, роли, статусе, перспективах, сфере деятельности и будет энергичен и настойчив в реализации своих целей, опираясь на инструмент самомаркетинга, который представляет собой творческую деятельность журналиста, предпринимаемую для создания, поддержания и (или) изменения поведения по отношению к массовой аудитории.