Сотрудник СМИ: потенциал творческой личности

Неотъемлемой частью жизни каждого трудоспособного человека является ра­бота. Многогранность феномена профессиональной деятельности признается эко­номистами, социологами, социальными психологами, однако представители раз­личных научных дисциплин выделяют в его исследовании отдельные аспекты, не давая целостной картины.

То же самое мы видим и в области журналистских исследований. Выделяется следующий комплекс требований к журналисту: а) тщательный анализ совокупно­сти фактов, относящихся к теме публичного выступления; б) соотнесение их с на­учно-материалистическими закономерностями общественного развития; оценка их с точки зрения интересов большинства трудящихся; в) единство слова и дела, пуб­ликаций и собственных общественных проявлений каждого публициста, обеспе­чивающее искреннюю эмоциональность творчества; г) объединение качеств глу­бинного и правдивого отображения событий с популярностью изложения, доступ­ностью публицистических произведений. Здесь связываются личность журналиста и метод журналистики.

Проблему личности можно показать в виде схемы из ядра и концентрических окружностей. Ядро личности — это склонности, способности и социально-миро­воззренческая позиция журналиста. Первый круг вокруг ядра — личностные каче­ства (интеллектуальные, эмоционально-психологические, волевые и физические). Второй — система знаний: энциклопедизм, профессионально-журналистские, спе­циальные. Третий — навыки и опыт, в горниле которых находят интегральное выра­жение качества, способности и знания журналиста. В практической деятельности одновременно проявляется и должна возрастать мера ответственности журналис­та — гражданской, юридической, этической (четвертый круг схемы). Социальные психологи так классифицируют социальный имидж журналистов: а) по типу кон­такта — дружеский (ключевая характеристика — привлекательность), авторитар­ный (динамизм), экспертный (компетентность); б) по уровню близости — герой (идеальная личность), антигерой (простой человек, «один из нас»), мистическая личность (чужой нам, но необычный); в) по функции в процессе социализации —



Глава 12

учитель, вожак, кумир, мэтр, командир; г) по типу текста и парадигме мышления — миротворец, моралист, прагматик, игрок, психоаналитик.

Некоторые исследователи, полагая, что «все многообразие необходимых жур­налисту качеств не поддается описанию», делят их на несколько внутренне целост­ных подгрупп: идейно-нравственные, деловые (способность, интеллект, память, владение техническими средствами труда и т.д.), характерологические (отноше­ние к делу, инициатива и ответственность), физические (здоровье и выносливость).

Широкий спектр параметров журналиста и связанные с этим проблемы (отно­шение к методам творчества, рейтинг жанров, этические вопросы и т.п.) раскрыва­ются и в проводимых в последнее время социологических опросах как работников средств массовой информации, так и массовой аудитории.

Однако, на наш взгляд, исследования журналистского корпуса ведутся на мак­роуровне, когда журналист-личность рассматривается как частичка совокупности этого корпуса, и предлагаются качества, универсальные и необходимые для всех. Думается, следует переходить к анализу проблемы на микроуровне, исследуя раз­ные типы журналистов: их социально-профессиональную жизнь, скорость и каче­ство публицистического письма, адаптацию и комфортность в редакционном кол­лективе.

Правда, в последнее время делается попытка из совокупности журналистов вычленить такой социальный слой-страту, как элита. Но журналистская элита по численности составляет доли процента армии работников средств массовой инфор­мации. Среднестатистическому журналисту в силу объективных и субъективных причин не прорваться в элитный ряд.

Разного рода опросы показывают, что работа в общественном производстве потеряла престиж, перестала быть социально значимой ценностью. По данным срав­нительного исследования, считают работу главным делом жизни в США 50 % на­селения, в Швеции — 45, в ФРГ — 25, а в пределах бывшего СССР — лишь 10 % [4]. Причины такого положения известны: с одной стороны, труд из-за недостаточных заработков не может обеспечить нормальный уровень жизни, с другой, у человека практически нет возможности свободного выбора места приложения труда, степе­ни интенсивности работы, социальной и профессиональной мобильности. Похожая проблема не обошла и журналистику. Социологический опрос среди работников средств массовой информации, проведенный в 1995 г. в восьми регионах России, показал динамику падения престижа журналистской профессии. До перестройки он составлял 26,5 % (такова доля опрошенных, убежденных в его наличии), в пер­вые годы гласности — престиж поднялся до 42 %, а в 1995-ом составлял всего... 14,5 % [5]. Иначе говоря, даже в застойные времена, когда не было свободы слова, свою профессию журналисты ценили значительно выше, чем в начальный рыноч­ный период..

В условиях жестко централизованной политики и отсутствия гласности, сво­боды печати журналисты были ограничены идеологическими рамками творчества, игнорировались их индивидуальные качества, личностное «инакомыслие» подав­лялось требованиями партийной организации. Поэтому сегодня весьма актуаль­ным становится поиск средств максимального раскрытия творческих способностей журналиста, формирования у него навыков самоконтроля и саморегулирования.

Журналистский корпус



Задача осложняется из-за парадокса нашего времени. С одной стороны, нет цензу­ры — пиши, что хочешь; с другой — рынок, экономические трудности отбросили многие средства массовой информации за грань нищеты, и журналисты начали искать какие-то пути, чтобы выжить.

Бывший министр печати и информации Российской Федерации М.Федотов замечал по этому поводу: «Сейчас мы наблюдаем очень прискорбный процесс, ког­да профессиональные журналисты уходят из редакций газет и редакций радио и телевидения в другие сферы экономики и в рекламный бизнес, поскольку те день­ги, которые они зарабатывают, не позволяют им содержать семью. А те, кто остает­ся, к сожалению, не настолько профессиональны, чтобы соблюдать даже элемен­тарные нормы не только журналистской, но и общечеловеческой этики». Сказан­ное несколько лет тому назад и сегодня сохраняет силу. Но, к счастью, оставшихся профессионалов все же подавляющее большинство, и то, что они готовят к печати, к показу на телевидении и в радиоэфире, часто привлекает живостью, раскованно­стью, оперативностью. Но прав и ветеран журналистики Александр Бовин (оста­вив дипломатическую службу, он в 1997 г. вернулся в «Известия»), который ут­верждал, что интеллектуальный, духовный уровень многих газетных и телевизи­онных материалов заметно снизился. «За ориентир принимается низшая планка читательских интересов... Кто-то полагает, что в России теперь время других газет­чиков: не морализующих, а просто информирующих... Я знаю многих журналистов мирового класса. И главный критерий их «классности» как раз не объем информа­ции, а прежде всего анализ, рассуждения, выводы. Нерассуждающая журналисти­ка — это нонсенс, это просто не журналистика». И в самом деле, именно аналитич­ностью и страстной публицистикой привлекали читателей Анатолий Аграновский, Юрий Щекочихин, Юрий Рост, Александр Левиков, тот же Бовин — газетные «звез­ды» 80-х гг. прошлого века. Сегодня популярны ведущие телевизионных развлека­тельных передач, а кумиров газетной публицистики вспоминаешь с трудом. В кад­ровом «раскладе» наиболее ярких газет, и особенно журналов выделяются всем известные имена — «последние могикане» отечественной журналистики в окруже­нии молодых политологов, экономистов, юристов, литераторов. Это не означает предубеждений редакций, отрицания существующей системы подготовки журна­листских кадров, но сигнализирует о некотором неблагополучии в этой системе, нацеленной преимущественно на подготовку журналистов для массовой прессы, для рекламы и PR. Редакторы таких изданий, переманивая журналистов с безуслов­ным авторитетом, просто не могут опереться на новое поколение журналистов и с тревогой об этом говорят. В системе профессионального образования пока не в пол­ной мере учитывается факт существования «разноуровневой» журналистики, тре­бования к кадрам для качественной прессы. Иное положение в развлекательной прессе с ее легкостью изложения и отсутствием глубины в разработке социальных, политических и экономических тем. Используя интервью, информационные замет­ки, корреспонденции, редакции подобных газет и журналов стремятся развлечь читателей, заполнить их досуг. Здесь у начинающего журналиста больше шансов добиться успехов, чем в ежедневных городских газетах: в основу текста ложится факт, и, используя его, журналист строит собственные предположения и гипотезы всегда с оттенком скандальности или сенсационности. Журналисту не только ре-



Глава 12

комендуется — он даже обязан делать самые смелые предположения, порой оскор­бляющие героев публикаций. Незначительный факт при умелой подаче становит­ся скандальным событием и тем привлекает внимание читателей. Однако эта прак­тика может сослужить журналисту и печальную службу: вольная трактовка фак­тов, поверхностное отношение к публикуемой информации часто приводят к судебным разбирательствам.

Творческая личность в журналистике может быть изначально ориентирована не на виртуозное владение приемами, а на творческое самовыражение, в каких бы жанрах журналист не выступал. Сегодняшний автор — «золотое перо» редакции — пишет уже не столько портретные или научно-популярные очерки (свидетельства качества издания), сколько обзоры, культурологические статьи, рецензии, коммен­тарии, насыщенные иронией, владеет экономическими и политологическими зна­ниями, развитым мыслительным аппаратом. Издания, связанные с высокоинтел­лектуальным слоем читателей, требуют элитных журналистских кадров.

Макс Вебер в противовес концепции одномерного расслоения К.Маркса пер­вым провел различие между классами и статусам групп. Он выделил три критерия расслоения общества: экономика, власть и престиж, а в соответствии с этим три единицы стратификации: класс, партия и статусная группа [6]. Свою статусную группу, или страту, образуют и журналисты, объединенные одинаковым прести­жем, находящиеся в одинаковом положении общественного признания.

В философской литературе так трактуются формы бытия человека: потенци­альный человек — еще не индивидуум; индивидуум — человек, идентичный другим; индивидуальность — социально неповторимый человек: личность — индивидуум, влияющий на общественный прогресс. Последняя фаза (форма) часто так и остается неоконченной: причастность к статусу личности человек доказывает до конца своего жизненного пути, утверждая свое лидерство прежде всего работой, творчеством.

12.2.2. Самомаркетинг как условие становления журналиста

Для журналиста, если он обладает уникальными качествами (талантом, глу­боким аналитическим умом, творческой оперативностью, настойчивостью и волей и т.д.), к тому же если он работает в авторитетном средстве массовой информации, которое пользуется популярностью у массовой аудитории, открывается путь к вер­шинам журналистской карьеры.

Она начинается, конечно же, не с надежды на везение, удачу, счастливый слу­чай: при пассивном ее ожидании она так и останется надеждой. Для активного ка­рьерного продвижения журналисту, на наш взгляд, следует использовать опреде­ленный механизм.

Как известно, на Западе наряду с маркетингом товаров, услуг и организаций существует и маркетинг отдельных лиц. Имеется в виду деятельность, предприни­маемая для создания, поддержания или изменения позиции или поведения по от­ношению к конкретным лицам. Две наиболее распространенные формы этой дея­тельности — маркетинг знаменитостей и маркетинг политических кандидатов.

Для поддержания и возвышения своего «звездного» образа знаменитые акте­ры нанимают пресс-секретарей, менеджеров. А политическая кампания включает

Журналистский корпус



в себя посещение кандидатом политического рынка избирателей и использование маркетинговых исследований и коммерческой рекламы для обеспечения максималь­ного уровня «покупки» кандидата избирателями. Интерес к маркетинговым аспек­там выборов подогрет стремительным ростом политической рекламы, распростра­нением научных методов изучения общественного мнения, компьютерного анали­за распределения голосов избирателей.

Что же касается журналиста, работающего в средствах массовой информации, то о повышении своего рейтинга, привлекательности своего образа он должен по­заботиться сам, в лучшем случае — с помощью социолога и психолога (заметим, что телевизионные студии имеют штатных специалистов этого профиля, газетные редакции — пока нет), т.е. речь, на наш взгляд, может идти о самомаркетинге жур­налиста. Это важнейший инструмент, который помог бы молодому работнику те­левидения, радио или газеты добиваться успехов, ускорил бы развитие журналист­ской карьеры, наряду с талантом, трудолюбием, настойчивостью. Для этого он дол­жен следовать принципам маркетинга, которые применимы не только к товару, фирме, организации, но и к конкретному лицу. Если мы говорим о сегментирова­нии рынка труда, то подразумеваем специализацию журналиста, где лучше ему бы работалось — в газете, или на телевидении, радио, в каких изданиях, на каких кана­лах, по какой тематике. Позиционирование в выбранном сегменте предполагает, что если журналист специализируется по проблемам культуры, то его произведения не должны затеряться среди «культурных» публикаций коллег-соперников, а, наобо­рот, выделяться глубиной и яркостью показа и анализа проблем. Что же касается инновации, то она выражается в постоянной работе журналиста над собой, в росте его квалификации. Наконец, важно гибко реагировать на колебания зрительского или читательского спроса (регулярные социологические замеры позволяют узнать, в ка­кой тематике и глубине разработки проблем нуждается массовая аудитория).

Но прежде всего нужно знать ситуацию на рынке журналистского труда.

Интересно сравнить российский рынок с американским. Как пишут ученые факультета журналистики Московского университета, в ходе российско-американ­ского исследования были «сконструированы» условные среднестатистические пор­треты. Типичный российский журналист — это мужчина лет сорока, русский, с журналистским образованием, женат, имеет одного или двоих детей, работает жур­налистом примерно 16 лет и привержен этой профессии, беспартийный, умерен­ных, центристских ориентации. Среднестатистический американский журналист представлен мужчиной, имеющим степень бакалавра, полученную в общественном колледже, женатым, 38 лет, зарабатывающим около 31 тыс. долларов в год, имею­щим журналистский стаж 14 лет и намеренным работать в журналистике дальше. Исследователи не показывают доход российского журналиста, Очевидно потому, что в условиях нынешней социально-экономической ситуации он несопоставим с заработком американского [7].

Важно знать и потенциальные возможности среднестатистического россий­ского журналиста. По данным другого опроса журналистов газет, они не испыты­вают затруднений при самостоятельном выборе темы (76,6 % опрошенных), обще­нии с людьми (71,8 %), но возникают проблемы при изучении документов (затруд­нений не испытывают лишь 42,7 % опрошенных), целенаправленном наблюдении



Глава 12

(31,6 %), анализе и осмыслении фактов (44,1 %), поиске решения проблемы (19,1 %), подборе аргументов (29 %), поиске композиции текста (39,1 %), саморедактирова­нии (44,5 % опрошенных) [8].При подготовке публикации журналисты региональ­ной прессы учитывают политическую целесообразность (от 44 до 52 % в зависимо­сти от стажа), позицию главного редактора (от 21,5 до 40,5 %), интересы учредите­ля (от 16,5 до 36,5 %), интересы властей (от 18 до 28,5 %), интересы спонсоров и рекламодателей (от 16 до 41 % опрошенных).

Среднемесячная зарплата журналистов региональных СМИ составляет треть от средней зарплаты по стране, и до падения рубля в августе 1998 г. 40 % из них получали от 50 до 100 долларов в месяц. «Властители дум», «Буревестники пере­стройки» оказались, особенно в провинции, полностью зависимыми от своих рабо­тодателей. Это привело к диктату главных редакторов. Так, в 1995 г. тогдашний главный редактор «Известий» уволил в полном составе всю редакцию еженедель­ника «Неделя» — 36 журналистов, работавших там с момента создания приложе­ния в 1960 г., и набрал новую команду [15].

Что же касается выбора газетного жанра, то журналисты как центральных, так и региональных изданий положительно относятся к интервью (79,7 % опрошен­ных), очерку (72,2 %), репортажу (66,4 %), статье (65,1 %), корреспонденции (53,2 %), но их мало привлекают отчет (положительно высказались лишь 14,1 % опрошенных), обзор печати (22,4 %) и, как ни странно, фельетон (46,5 %) [9].

В самомаркетинге журналисту важно учитывать лучшие показатели творчес­кого почерка среднестатистического газетчика, телерадиожурналиста и стремить­ся превзойти их. Конечно, необходимо следить и за настроением массовой аудито­рии, знать ее потребности.

Посмотрим с этих позиций на основные амплуа журналистов, работающих на центральном телевидении, которых московский ученый Г.Кузнецов образно назы­вает «гномами от журналистики». Репортер стремится оказаться со съемочной тех­никой и группой там и тогда, где и когда происходит что-то интересное; он умеет выбрать, отснять кадры, сопроводить их текстом для вскрытия подоплеки собы­тия. Ежедневный добытчик новостей, динамичный и достаточно молодой человек. И достаточно смелый — он всегда в горячих точках. Не успела Елена Масюк выр­ваться из чеченского плена, как НТВ послало ее в Боснию, а затем в Афганистан, раздираемые вооруженными конфликтами. Комментатор рассуждает, критикует, прогнозирует, обладает аналитическим умом и способностью к обобщению — этим запомнились Евгений Киселев в «Итогах» и Николай Сванидзе в «Зеркале». Обо­зреватель умеет просто рассказать о сложном, он энциклопедист (не обязательно имеет диплом журналиста — вспомним Николая Дроздова из передачи «В мире животных»); находясь в стороне от политических пристрастий, он обычно уходит от острых выступлений и потому, быть может, менее заметен. Интервьюер стре­мится задавать острые, нелицеприятные для собеседника вопросы, к большому интервью готовится как к сражению: таковы, например, Андрей Караулов в пере­даче «Момент истины» на ТВ-центр и более мягкая Светлана Сорокина в «Основ­ном инстинкте» на Первом канале. Модератор сидит в центре между «правыми» и «левыми», ведет теледебаты, предвыборные беседы претендентов на высокий пост, пресекает непарламентское поведение. Должен быть хладнокровен, каким, скажем,

Журналистский корпус



был Александр Любимов в передаче «Один на один», когда участники беседы в пылу полемики нарушали порой этические нормы общения. Шоумен в отличие от хладнокровного, спокойного модератора - талантливый массовик-затейник, гото­вый пошутить на самую серьезную тему, находится внутри собравшейся компа­нии. У каждого шоумена свой почерк. Волевой, наделенный чувством юмора Лео­нид Якубович в «Поле чудес», «Колесе истории» или эрудированный в песенном репертуаре, тактичный и доброжелательный, увлекающийся жестикуляцией Вал-дис Пельш в передаче «Угадай мелодию». Престиж ведущего новостей обеспечива­ется ежедневным появлением на экране с актуальной информацией, журналист держится уверенно, демократично, политических пристрастий, как и модератор, не показывает. Популярны телеведущие Татьяна Миткова, Александр Шашков, Нелли Петкова, Анна Прохорова, Михаил Осокин и др.

Определяя портрет тележурналиста, московские социологи опросили 149 че­ловек — четвертую часть работников Центрального телевидения. Любопытно, что на первое место опрошенные поставили общечеловеческие качества: ответствен­ность, принципиальность., т.е. социальные и психические свойства личности как фундамент профессии. Второе место было отведено когнитивным (знаниевым) качествам, таким как компетентность, эрудиция, широкий кругозор, образование. На третьем оказались специфические профессиональные способности: талант, опе­ративность, коммуникабельность, искусство импровизации, чувство телевизион­ного времени, умение работать в кадре, выступать публично, ориентироваться в обстановке, артистизм. То есть нравственные и когнитивные свойства журналис­тов в оценке последних преобладают над волевыми, а общечеловеческие — над про­фессиональными. Что же касается ведущих новостей, то к списку качеств были добавлены еще и такие, как телегеничность, простота и естественное поведение на экране. «Трудно найти того, кто обладал бы всеми этими качествами, — пишут ис­следователи — один хорошо знает предмет, но не телегеничен, другой обаятелен, но не глубок, третий — с плохой дикцией, четвертый — тугодум».

Петербургский исследователь В. В. Маринович провел опрос музыкальных веду­щих и редакторов коммерческих радиостанций, чтобы выявить их мнение о том, како­ва роль ведущего современных санкт-петербургских радиостанций. Она видится сле­дующим образом: ведущий должен быть автором вещания — 70 % опрошенных, звуко­режиссером— 69, создателем настроения— 60, актером-- 30, журналистом— 10, другом —10, диктором — 10, импровизатором — 5, интеллигентом — 5, исполнителем — 5 % от числа респондентов. Руководители радиостанций предъявляют к современным ведущим такие требования: (в процентах от общего числа опрошенных): коммуника­бельность — 90, эмоциональность — 90, приятный голос (баритон) — 80, творческий подход — 60, знание музыки — 50, правильная речь — 50, интересная личность — 50, артистизм — 30, находчивость и реакция — 30, профессионализм — 10, умение рабо­тать с микрофоном — 10, интеллектуальный уровень — 10, кураж — 5, вкус — 5, уро­вень культуры — 5, образование — 5. Обращает на себя внимание две крайние пози­ции — коммуникабельность (с максимальным значением — 90 %) и образование — 5 %. Они свидетельствуют прежде всего о подсознательном или осознанном неверии в воз­можность обучиться профессии «ди-джея». Однако многие радиоведущие имеют те­атральное или журналистское образование [10].



Глава 12

Телевизионные журналисты особенно нуждаются в оперативной информации о динамике своей популярности у зрители. Учитывая это, пресса регулярно публи­кует рейтинги популярных телеведущих. Так, «Независимая газета» 7октября 1995 г. обнародовала результаты всероссийского опроса, проведенного службой Yox Populi. Картина в баллах выглядела так: А. Любимов — 12,8 балла; В. Познер — 11,0; Е. Киселев - 9,1; Т. Миткова - 6,2; В. Молчанов - 6,0; С.Сорокина - 5,9; С. Доренко - 4,4; Н. Сванидзе — 3,0; Л. Якубович — 2,0; А. Караулов - 1,6 балла. А. Любимов был популярен среди телезрителей всех возрастных групп, Т. Митко­ва — среди лиц со средним специальным образованием, С. Сорокина — среди тех, у кого высшее образование. Опрос проводился в 50 городских и 25 сельских точках 25 регионов страны. Он был открытым: 1765 участникам было предложено самим назвать трех лучших тележурналистов, кто больше других нравится и кому боль­ше всего доверяют. Такой регулярный замер сравнительной оценки общественно­го мнения о ведущих тележурналистах формирует в итоге их престиж. А роль по­следнего велика. Престиж профессии - в одном ряду с такими понятиями, как при­влекательность, авторитет, уважение, мода. Он свидетельствует о положении в обществе, является средством удовлетворения профессиональной, личностной, со­циальной потребности журналиста в общественном признании, служит регулято­ром и стимулом его творческой деятельности.

Подобного пристального внимания социологов, к сожалению, лишены журна­листы газет. Престиж газетчика определяется в совокупности, по динамике тира­жа издания: растет тираж или падает. В то же время имена отдельных журналистов широко известны. Можно вспомнить всезнающего Максима Соколова из «Извес­тий», скандального Александра Минкина из «Московского комсомольца», эконо­миста и политолога Отто Лациса из «Новых Известий», нестареющих Ольгу Куч-кину и Василия Пескова из «Комсомольской правды».

Изменения в настроениях массовой аудитории происходят довольно быстро, да и журналистская среда не статична, однако социологические опросы ведутся редко, особенно в регионах. Так, крупное исследование прессы и аудитории Севе­ро-Запада проводилось факультетом журналистики Санкт-Петербургского универ­ситета лишь в 1990-1991 гг. Для сравнения: рейтинг влиятельных политических деятелей России «Независимая газета» и Служба общественного мнения Yox populi определяют ежемесячно.

Глубокий анализ массовой аудитории и журналистского рынка помог бы ра­ботнику газеты, радио, телевидения четче определиться с перспективой творческо­го роста, правильно проводить операцию сегментирования. Удача этой операции предопределит и другой успех — позиционирование: каким образом выступление журналиста сделать ярким, заметным, привлекающим не сенсацией и скандально­стью, а глубиной анализа, актуальностью, новым подходом к решению социальных явлений и концепций.

Рассматривая жизненные циклы знаменитостей, Филип Котлер пишет о шес­ти видах карьеры: 1) средний успех, 2) устойчивый подъем до уровня суперзвезды, 3) головокружительная карьера-вспышка, 4) изменчивая карьера, 5) резкое паде­ние в безвестность с последующим возвращением популярности, 6) запоздалое признание.. В журналистской практике чаще всего встречаются первые два вида

Журналистский корпус__________________________________________________ 465

карьеры: средний успех и устойчивый подъем. Одни журналисты растут по верти­кали, переходя из одного издания в другое, большего ранга, другие — по горизонта­ли — сменяя должность на более высокую в пределах одной газеты. Вот несколько судеб тех, кто работал или работает в редакции «Санкт-Петербургских ведомос­тей» (бывшей «Ленинградской правды»). Василий Захарько в начале 60-х, будучи экскаваторщиком, строил ленинградский Дом прессы, затем стал работать в нем корреспондентом газеты «Строительный рабочий», потом перешел в «Вечерку», после окончания заочного отделения факультета журналистики был приглашен в «Ленинградскую правду»,через несколько лет стал корреспондентом «Известий», потом был избран главным редактором этой газеты, а в 1998 г. после «приватиза­ции» издания ОНЕКСИМбанком остался членом редколлегии. В те же 60-е в «Ле­нинградской правде» начал репортерскую деятельность Игорь Чурин, два десяти­летия возглавлял здесь отдел информации, был ответственным секретарем, замес­тителем главного редактора.

Университетская подготовка работников средств массовой информации бази­руется на трех взаимосвязанных циклах дисциплин: гуманитарных (теория и исто­рия литературы и искусства, русский и иностранные языки, культурология), соци­ально-экономических (экономика, философия, политология, история) и журнали­стских. Но далее выпускника ждет строгий учитель — практика. А жизнь богаче учебника. И успех придет к тем, кто верно определится в своих функциях, роли, статусе, перспективах, сфере деятельности и будет энергичен и настойчив в реали­зации своих целей, опираясь на инструмент самомаркетинга, который представля­ет собой творческую деятельность журналиста, предпринимаемую для создания, поддержания и (или) изменения поведения по отношению к массовой аудитории.

Наши рекомендации