Технические средства радио и телевидения
Из электронных средств массовой информации первым заявило о себе радио, зато процесс развития телевидения был более динамичным.
Техника радио
Радио — область техники, имеющая дело с применением электромагнитных волн (радиоволн), ее теперь называют радиоэлектроникой, так как технические ее средства базируются на широком использовании электронных компонентов. На начальном этапе радиосвязи считалось, что повысить дальность связи можно увеличени-
Технические средства массовой коммуникации
ем длины радиоволны и мощности передатчика. В результате мощность передающих устройств стала достигать десятков и сотен киловатт, а длина волны — сотен и тысяч метров. Лишь в 20-х гг. было обнаружено замечательное свойство коротких волн распространяться на огромные расстояния благодаря отражению от ионизированных слоев атмосферы. Это позволило существенно снизить мощность передатчика. Чтобы обеспечить нормальную работу все увеличивающегося числа передающих и приемных средств, надо было осваивать все новые высокие частотные диапазоны метровых (короче 10 метров) и более коротких волн.
Ныне радиоспектр чрезвычайно широк — от сверхдальних волн, измеряемых тысячами метров до миллиметровых и субмиллиметровых. Но частотный ресурс из-за технологических трудностей ограничен. Радиочастотный спектр уже много лет освоен радиоэлектронными средствами государственных структур, отвечающими не только за оборону страны и организацию правительственной связи, но и за обеспечение безопасности человека, например при авиаполетах, воздушных перевозках. Пути решения проблемы были сформулированы в «Концепции использования радиочастотного спектра в Российской Федерации», одобренной 25 апреля 1994 г. Государственной комиссией по радиочастотам при Министерстве связи РФ (ГКРЧ). В частности, средствам радиосвязи предлагается совместно использовать частотные полосы.
Что же касается оборудования радиостанций, то степень их насыщения зависит от запланированной зоны вещания. Так, для поселковой станции необходимы радиопередатчик, 50 метров многожильного медного провода для антенны, устройство антенной настройки, два микрофона на стойках, два проигрывателя для пластинок, две пары наушников, две кассетные деки, микшерный пульт на 5 каналов (микшер сводит источники звука во время передачи в прямом эфире и выводит сигнал на передатчик), аудио-кабели и электропроводка, а также некоторая мелочь типа индикатора включения (выключения) передатчика и т. п. Для станции, вещающей на современный город, список этот существенно расширяется, включая большой ассортимент устройств, связанных с источниками звука (микрофоны, магнитная пленка, кассеты, компакт-диски и т.д.), преобразователями сигнала (микшерные пульты, репродукторы, фильтры и т.д.), линиями связи студия-передатчик (коаксиальный кабель, радиосистема) и передающей системой (передатчик, фидерная линия для передачи выходного сигнала передатчика к антенне, антенна и мачта для ее установки и т. д.). Весьма полезно дополнительное студийное оборудование: фильтры низких частот, позволяющие уменьшить фоновый шум при записи интервью в аэропорту; фильтры высоких частот, улучшающие слышимость интервью, передаваемого по телефону; полосовые фильтры, пропускающие полосу средних частот, отсекая верхнюю и нижнюю части спектра; узкополосные ре-жекторные фильтры (фильтры-пробки), способные подавлять часть звукового спектра в очень узком диапазоне, отсекая гудение, свист и т.п.
Студийные магнитофоны подразделяются на три типа в зависимости от подачи пленки: на кассетах, компакт-кассетах или на открытых катушках. Пленка в магнитофонных кассетах может быть покрыта окисью железа или двуокисью хрома. В нервом варианте цена ее существенно снижается, во-втором — пленка дорогая, но позволяет уловить высокие частоты звукового спектра, что очень важно при
Глава 11
записи музыки. В компакт-кассетах или картриджах (картах) концы короткой, рассчитанной на минутную запись пленки на бобине склеены, и ее не надо ни перематывать, ни прокручивать. Картриджами пользуются для коротких и часто повторяющихся сообщений — таких, как регулярные объявления, позывные станций и передач, реклама, звуковые эффекты, и т.д. Магнитофоны третьего типа, работающие с открытой пленкой, намотанной на большие плоские бобины, используются только для производства и монтажа фонограммы (оператор находит нужное место записи, режет и склеивает пленку, переписывает фонограмму на кассету или картридж или сразу же пускает в эфир).
Размышляя о перспективах радиовещания, инженеры, исследователи пишут о совершенствовании цифровой технологии, когда компьютер, снабженный звуковой картой, цифровым пультом, студийным микрофоном, комплектом дек для мини-и компакт-дисков преобразует аналоговый звук в цифровой и наоборот. При этом существенно возрастает качество звучания.
Эфирное телевидение
Телевидение, как и любое средство массовой информации (как печать — площадью газетного номера), ограничено временными рамками, структурой программ. Предварительный контур общей структуры телевидения называют сеткой вещания. Сетка, с которой соотносятся тематические планы, отражает уровень организационной деятельности телестудии и учитывает жанры, тематику и время выступлений, временную ритмичность, адресность, состав аудитории, координацию с другими телестудиями. Оперируя временем, телестудия верстает отдельные передачи. Программная телевизионная верстка — это важный метод организации вещания с целью воздействия на телезрителя. Планы телестудии реализуются в павильонных или натурных съемках.
Заглянем в павильон студии телевидения. Три стены павильона — глухие, без окон, в четвертой стене, примерно на половине ее высоты, прорезано большое, почти во всю длину стены, окно. Там, за окном — аппаратная. Пол павильона идеально гладкий; телевизионная камера катится прямо по полу, у нее особый штатив — на пневматических шинах. От каждой камеры (а их может быть от двух до пяти) тянется по полу толстый кабель и уходит куда-то в стену. Непременные принадлежности павильона — осветительные приборы и маленькая тележка, с установленным на ней «журавлем» — длинным рычагом, на конце которого висит микрофон.
Включение камеры происходит в аппаратной. Перед окном, выходящим в павильон, — пульт с контрольными мониторами, каждый из которых соединен проводами с одной из камер. Каждая пара «монитор-камера» пронумерована одинаковой цифрой. И только у одного монитора вместо цифры стоит буква «К»: изображение сюда поступает не с камеры, а с кинопроектора, т. е. с кинопленки. Есть и не помеченный ни цифрой ни буквой «эфирный», или «выходной» монитор (с несколько большим экраном) — на нем можно увидеть именно то изображение, которое в данный момент «выходит в эфир». Каждая из камер посылает на экран монитора свое изображение.
Сейчас начнется передача. Камера 1 направлена на заставку «Один на один»; на экране монитора 1 мы видим это изображение. Камера 2 направлена прямо на
Технические средства массовой коммуникации
ведущего-модератора, сидящего за столиком. На мониторе 2 мы видим анфас, его лицо крупным планом. Камера 3 стоит дальше от столика и чуть в стороне от камеры 2. Поэтому на мониторе 3 изображение ведущего уже не анфас, а сбоку и средним планом («поясной портрет»). Видим мы еще и двух человек, сидящих рядом с модератором — лидеров политических партий. Тележка с «журавлем» установлена так, что микрофон висит перед ними — достаточно высоко для того, чтобы не попасть в поле зрения камер 2 и 3, но достаточно низко для того, чтобы можно было говорить, ничуть не повышая голоса.
Экран монитора «К» пуст. Нет изображения и на экране «выходного» монитора: ни одна камера еще не «включена в эфир».
Наконец, отданы все необходимые распоряжения: прозвенели звонки, требующие тишины; в павильоне вспыхнуло табло: «микрофон включен». По знаку режиссера, ведущего передачу, его ассистент нажимает на пульте кнопку с цифрой «1». И в тот же миг на экране «выходного» монитора — с камеры 1 появляется заставка. Теперь мы видим одно и то же изображение на двух экранах сразу — на экране монитора 1 и экране эфирного, или «выходного». Это же изображение приняли на своих экранах миллионы телевизоров в стране, потому что передатчик телецентра «видит» только то изображение, которое передано на «выходной» монитор. Другими словами, сейчас «в эфир вышла» камера 1.
Но вот режиссер дал новый знак, и ассистент нажал вторую кнопку. Автоматически «от эфира отключилась» камера 1 и одновременно «включилась в эфир» камера 2. На экране «выходного» монитора (и монитора 2) и на экранах всех телевизоров крупный план ведущего, который предлагает вниманию телезрителей передачу — дискуссию двух политических лидеров, имеющих различные точки зрения на решение социальных проблем.
Включена камера 3: на «выходном» мониторе (и на экранах телевизоров) средний план: ведущий и его собеседники Ж и Н. Ведущий представляет их.
Когда называется имя Ж., средний план сменяется его крупным планом: камера 1, подчиняясь оператору, отъехала от заставки, стоящей в другом углу павильона, и бесшумно подкатилась к выступающим. Это произошло, пока «в эфире» были камеры 2 и 3. За это время оператор направил объектив камеры 1 на Ж., «взяв» его крупный план. Режиссер увидел на мониторе 1 изображение Ж. за несколько секунд до того, как ведущий произнес его имя. И в нужный момент ассистент «включил в эфир» камеру 1 — после среднего плана, показанного камерой 3.
Камера 2 тем временем направляется на Н. По знаку режиссера на «выходном» мониторе появляется крупный план Н. — в тот момент, когда модератор представляет его.
Голос ведущего звучит «из-за кадра», а видим мы сначала одного, затем другого лидера. Собеседники представлены. Ведущий задает им первый вопрос. И снова ассистент режиссера нажимает кнопку, включающую «в эфир» камеру 3, снова на экранах телевизоров — средний план: три человека, сидящие за столом.
После нескольких вопросов и ответов Н. просит показать кинокадры, заснятые на пленке. Ассистент нажимает соответствующую кнопку, и на мониторе «К» (и на «эфирном» мониторе) появляется новое изображение, получаемое уже не от телевизионной камеры, а от кинопроектора, с пленки, т.е. предварительно зафик-
Глава 11
сированное. Из-за кадра время от времени слышен голос невидимого сейчас Н., комментирующего кинокадры. В результате такого телевизионного монтажа изображений кадров телезрители видят на экране непрерывный их поток. В данном случае описана прямая («живая») телепередача, идущая в эфир «прямо», т.е. без предварительной фиксации.
Но есть и иная технология — видеомагнитная запись, ведущая по той же схеме монтажа, что и прямая передача, но вместо «выхода в эфир» изображение, подаваемое на «выходной» монитор, фиксируется (записывается) на магнитную ленту. Эта запись перед передачей в эфир, на домашние телевизоры, также может быть подвергнута монтажу (обычно — с целью сокращения объема передачи), но может быть передана и без всяких изменений. Первые шаги в освоении формы телепередачи, идущей в эфир не «прямо», т.е. не с телекамер, а с пленки, были сделаны еще в 1951 г., когда возникло производство телефильмов — художественных, публицистических или научных сообщений, зафиксированных на кинопленке, т.е. с помощью кинокамеры, и предназначенных исключительно для показа по телевидению. Но уже в 70-е гг. по мере совершенствования техники записи изображения и звука на ферромагнитной пленке — ВМЗ (видеомагнитная запись) кинотелефильм стал активно вытесняться видеофильмом — сообщением, полученным с помощью телекамер и зафиксированным видеомагнитофоном.
У создателей телепередачи, съемочной группы свой профессиональный язык, свои термины. Так, кадром называют, с одной стороны, изображение части пространства, заключенного в раму экрана, видимое в каждый момент, а с другой — часть фильма (телепередачи), снятую «одним взглядом» камеры, т.е. за время ее непрерывной работы; а масштаб изображения, содержащегося в кадре, обозначают термином план. Есть дальний план (человек и окружающая его обстановка), общий (человек во весь рост), средний (человек до колен), поясной (человек до пояса), крупный план (голова человека) и макроплан (деталь, например, глаза). Любой угол, образуемый оптической осью объектива и плоскостью предмета — это ракурс: обычный, если угол прямой, и необычный. Расставляя кадры в определенном порядке, выполняют операцию монтажа (фр. montage — «сборка»). Монтаж бывает техническим (склеивают куски ленты, снятые раздельно), представляющим часть монтажа конструктивного (когда после соединения кадров между ними возникает смысловая связь); художественным (когда эта связь — кинематографическая), параллельным (показывают кадры, изображающие одновременные действия), перекрестным (частный случай параллельного монтажа, когда одновременность двух или нескольких действий — условие обязательное), ассоциативным (параллельный монтаж, используемый для выявления внутренних, субъективных связей с целью вызвать у зрителя ассоциацию), внутрикадровым (изменения содержания кадра, крупности изображения, ракурса, получаемые при съемке с движения), между кадровым (монтаж изображений, снятых с подвижных и неподвижных точек зрения).
Вот некоторые примеры монтажа из истории кино. Перекрестный монтаж — психическая атака из «Чапаева»: мы видим то строй каппелевцев, идущих в атаку, то красных пулеметчиков, готовящихся к бою, то штаб Чапаева, снова белых, стреляющий пулемет, падающих каппелевцев и т.д. Ассоциативный — в фильме «Конец Санкт-Петербурга» кадры атаки и гибели солдат на фронте и ажиотажа
Технические средства массовой коммуникации
спекулянтов на петербургской бирже выражают определенную идею и вызывают ассоциации.
Важно также различать виды съемки движущейся камерой. Если камера, оставаясь на месте, лишь поворачивается вверх или вниз, вправо или влево, то мы имеет дело с панорамированием (при репортаже с футбольного матча, камера, оставаясь в одной точке, панорамирует в горизонтальной плоскости, следя за мячом). Когда угол между оптической осью объектива и плоскостью снимаемого предмета остается неизменным, то такую съемку называют проездом, или тревеллингом (от англ. travelling — «путешествующий», «передвигающийся»): проезд камеры вдоль улицы (горизонтальный тревеллинг), от земли до крыши дома (вертикальный тре-веллинг), движение камеры рядом с движущимся автомобилем, отъезд и наезд (тревеллинг назад и тревеллинг вперед). Различные сочетания тревеллинга с панорамированием — это уже траекторная съемка, для осуществления которой применяются операторские краны с выносными стрелами, способные одновременно подниматься, поворачиваться и передвигаться в любую сторону, и другие, иногда очень сложные механизмы и приспособления. Камера в течение минуты снимает кадры, двигаясь сначала по крыше дома, затем, спускаясь вниз, показывает человека в толпе возле плавательного бассейна, потом следует за пловцом, уходя под воду и т.д.
С технической точки зрения в основе телевизионной передачи лежат три физических процесса: преобразование световой энергии в электрические сигналы, радиопередача и прием (запись) электрических сигналов, преобразование последних в световые импульсы. И все три указанные проблемы решены в России. Первая — профессором Московского университета А. Г. Столетовым, который в 1888-1890 гг. установил закономерности фотоэффекта, вторая преподавателем Крон-штадских минных классов А. С. Поповым, открывшим в 1895 г. беспроволочный телеграф, третья — профессором Санкт-Петербургского технологического института Б. Л. Розингом. Уже первые два открытия вдохновили лучшие технические умы на творческие поиски. В 1899 г. российский изобретатель — преподаватель Казанского промышленного училища А. Полумордвинов разработал оптико-механическую систему... цветного телевидения, основанную на теории трехкомпонент-ного цветного зрения (цвета передаются с помощью вращающихся дисков со светофильтрами). Систему с одновременной передачей цветов предложил и инженер И. Адамян (1907 г.). Противником механической системы (использовались провода, призмы, зеркала, диски и т.п.) стал Б. Л. Розинг. Стремясь преобразовать электромагнитные колебания в световые, он в 1907 г. создан катодную (электроннолучевую) трубку для воспроизведения движущихся изображений: поток электронов (катодные лучи), вызванный фотоэффектом, бомбардирует торец трубки, покрытый слоем вещества, способного под воздействием катодного луча светиться. Ученик Розинга В. Зворыкин в 1933 г. завершил в США свои работы по реализации электронной системы телевидения. Считается, что электронное многострочное телевидение начали внедрять на 15 лет позже радиовещания — в 1936 г. в США и Великобритании, а 1938 г. во Франции и СССР.
Первая разработка по цветному телевидению была завершена в США в годы Второй мировой войны: на приемной стороне перед кинескопом с большой скоростью вращался диск со светофильтрами; при этом изображение получалось слишком мало-
Глава 11
го размера да и принимать его нельзя было на обычном телевизоре. Эти проблемы были устранены только к 1953 г., одна из электронных систем была выбрана в качестве стандартной для США. Она известна как НТСЦ (NTSC) по названию Национального комитета телевизионных систем. А в СССР первые передачи цветного телевидения состоялись в 1952 г. в Ленинграде, и завод имени Козицкого выпустил тогда небольшую партию цветных телевизоров «Радуга» с кинескопом диаметром 18 см и вращающимся трехцветным диском. Работы по созданию системы цветного телевидения по типу НТСЦ велись на кафедре телевидения Ленинградского электротехнического университета связи под руководством П. Шмакова и во Всесоюзном НИИ телевидения (В.Крейзер). Вскоре были выявлены недостатки, показавшие нецелесообразность введения в стране системы НТСЦ.
Тем временем французский инженер Анри де Франс создал систему СЕКАМ (Seguence de Couleur Avec Memoir — «поочередность цветов с памятью»), а немецкий специалист В. Брух — систему ПАЛ (Phase Alternation Line — «перемена фазы по строкам»). СССР, а также ряд европейских, африканских и азиатских стран присоединились к системе СЕКАМ, другая группа государств выбрала ПАЛ. Телевизионные центры советских городов были оснащены соответствующим оборудованием, по радиорелейным и спутниковым линиям связи программы цветного телевидения стали подаваться сначала по 6 часов в неделю (1968 г.), затем по 12 (1969 г.), а в 1970 г. — уже по 20 часов в неделю. Но до конца 70-х гг. существование трех различных систем цветного телевещания было причиной возникновения сложных проблем. Только потом были созданы телекамеры, приемники и видеомагнитофоны, способные передавать, принимать и записывать цветное изображение, сформированное по любому из трех стандартов.
Уже давно российские телезрители, как и телезрители во всем мире, смотрят практически все передачи в цвете.
В истории отечественного телевидения самым знаменательным оказался 1967 г. В октябре начали передаваться цветные телепрограммы по системе СЕКАМ, а 7 ноября впервые с Красной площади в Москве состоялась внестудийная (в цвете) передача военного парада и демонстрации с помощью экспериментальной передвижной телевизионной станции цветного телевидения. 24 октября вступила в строй Останкинская общесоюзная радиотелефонная передающая станция, размещенная в уникальной свободностоящей башне из предварительно напряженного монолитного железобетона (железобетонный ствол башни заканчивается на высоте 386 метров, а далее его продолжают трубчатые металлические конструкции, на которых размещены антенные сооружения. Все радиотехническое (телевизионное и радийное) оборудование станции расположено внутри ствола башни. Подобное сооружение не имело равных в мировой строительной практике. На башне устроена смотровая площадка и знаменитый трехэтажный ресторан «Седьмое небо» с вращающимся полом. 4 ноября начал работать крупнейший в Европе Общесоюзный телевизионный центр, а 2 ноября — сеть наземных станций «Орбита» для приема телевизионных передач, которые транслировались через спутник «Молния-1». Аудитория телевидения увеличилась сразу на 20 миллионов человек. Сегодня «Орбита», а также системы «Экран», «Москва» базируются на космических аппаратах «Горизонт», «Экран-М», «Экспресс», позволяют осуществлять вещание программ по пяти вре-
Технические средства массовой коммуникации
менным зонам. Система «Москва-глобальная» передает российские программы почти во все страны мира. В ряде регионов (Европейская части России, Урал, Сибирь) распространяются программы ТРК «Петербург», НТВ и ТВ-6. На базе спутникового непосредственного вещания «Галс» с 1996 г. начались передачи четырех программ «НТВ-плюс». В стране к 1997 г. была создана уникальная распределительная сеть: 10 спутников связи, свыше 100 тысяч километров наземных радиорелейных линий связи, 12 тысяч телевизионных и 1600 радиовещательных передатчиков. С помощью такой сети осуществляется пятизонное вещание — доведение теле-и радиопрограмм, формируемых в Москве, до любого из 10 часовых поясов в удобное для населения время. Благодаря такому техническому комплексу 98 % населения устойчиво принимают одну программу телевидения, 94 % — две программы и 36 % — три и более программ. В конце 1999 г. в Останкине была введена в строй уникальная студия (№ 11), площадью тысяча кв. метров, создан сложнейший технический комплекс. С его помощью НТВ как заказчик создает как камерные программы (участвуют несколько человек), так и передачи развлекательного характера, ток-шоу, публицистические и аналитические программы с участием большой аудитории.
Для телевидения сначала были выделено 12 каналов в метровом диапазоне, но вскоре этот частотный спектр был исчерпан и потребовалось освоение дециметровых волн, без чего невозможно увеличение числа передаваемых программ. А тем временем возникло и продолжают возникать немало негосударственных телекомпаний. Предоставить каждой из них канал становится все более сложной задачей. Проблему стали решать с помощью сетей кабельного телевидения и спутниковых систем непосредственного вещания.
И вновь вернемся к разговору о волоконно-оптических линиях связи. До последнего времени, чтобы одновременно передать несколько программ телевидения (а попутно и огромный поток телефонных сообщений), использовали в основном коаксиальные, радиорелейные и спутниковые линия связи. Теснота в эфире, помехи, необходимость через каждые пять километров коаксиального кабеля организовывать регенерационные участки потребовали создания новой системы передачи информации. Так родились линии, в которых световые, кварцевые (кстати, дешевые) жилы заменили медные, и электрокабель уступил место световоду. Волоконно-оптическая система связи органично вписывается в систему мультимедиа — объединение компьютером в едином комплексе зрительной и звуковой информации, что позволяет обеспечивать диалоговый (интерактивный) режим работы, при этом оптический диск CD-ROM способен хранить объем информации, эквивалентный 50 томам формата Энциклопедии. В начале 90-х гг. появился телевизор, принимающий цифровой сигнал, что стирает грань между компьютером и телевизором. А с 1994 г. фирма «Coni» уже выпускает телекомпъютер «Telemac».
Кабельное телевидение
Неустойчивое получение телевизионных сигналов в отдаленных районах, а в городах — в «тени» больших зданий натолкнуло в начале 50-х гг. XX в. на мысль распространять эти сигналы по кабелю. На самом высоком месте устанавливалась эффективная антенна, на нее принимались сигналы из эфира и распространялись
Глава 11
по кабелю на целый дом или группу домов. Качество трансляции резко улучшилось, кроме того, появилась возможность принимать большое количество программ.
В конце 60-х годов стали использовать как ретрансляторы большого радиуса действия космические спутники. Первые годы спутниковая связь стала вытеснять кабель: параболическая антенна на крыше позволяла принимать на телеприемники сигналы с орбитальных спутников связи. Однако высокая цена антенны и зависимость от погоды привели к победе кабеля. Но метод передачи сигнала стал иной: сочетание лазера и сверхтонких селиконовых волокон, способных служить световодами (один грамм световода заменил десть килограммов меди).
Кабельное телевидение большое распространение получило в Европе. В США, где практически отсутствует государственное телевещание и где сильны общенациональные частные сети Эй-би-си, Эн-би-си, Си-би-эс, более половины семей являются абонентами кабельного телевидения. Примером успеха кабельного ТВ служит транснациональная телекомпания Тэда Тернера Си-эн-эн, чья популярная программа круглосуточно передается по волоконно-оптическим линиям и через спутники во многие уголки Земли.
В Петербурге программы студий кабельного телевидения верстаются следующим образом: диктор открывает программу, объявляет все материалы программы, читает городские и районные новости, объявляет мультфильм или фильм для детей, затем идет обычно идет один или несколько собственно студийных или проблемных материалов других студий, музыкальная программа, видеофильм. Затем диктор прощается, и программа закончена.
Достоинства кабельного ТВ — не только в устойчивости и высоком качестве телеприёма, но и в своеобразной обратной связи со зрителем. За счет многоканальное™ можно делать программы, рассчитанные на ограниченную категорию зрителей: преподаватель может отвечать на вопросы зрителей, канал для домохозяек, бизнесменов, спортивный канал и т.д. Хотя на Западе кабельные студии сами программы не делают (дорого, невыгодно) и предпочитают покупать их у коммерческих телесетей, особенно после изобретения видеокассет и видеомагнитофонов.
Многоканальность кабельного телевидения дает зрителю практически неограниченную возможность выбора, что весьма важно в условиях жесткой конкуренции СМИ.
Спутниковое телевидение
В 1962 году запущенный в США коммуникационный спутник позволил начать прямые телетрансляции между Америкой и Европой. Для приема передач требовались громоздкие и дорогостоящие наземные комплексы. К тому же они были ненадежны. Вскоре было изобретено компактное приемное устройство, но оно нуждалось в усовершенствовании. И только в середине 1980-х гг. начинается период массового распространения глобального спутникового телевещания: появились недорогие индивидуальные приемные устройства, оснащенные параболическими антеннами — «тарелками». Компания Тэда Тернера CNN, транслировавшая по кабельным сетям спутниковые передачи, из убыточной стала прибыльной службой новостей, стала вещать круглосуточно и существенно расширила зону приема: в 1997 г. передачи CNN смотрели 170 млн семей в 210 странах мира [5].
Технические средства массовой коммуникации
С ноября 1996 года в России стало вещать «НТВ плюс» — первое спутниковое телевидение (пять каналов). В 1998 г. с мыса Канаверал в США был выведен на орбиту спутник «Бонум-1 / Мост-1», который обеспечил трансляцию уже 18 телеканалов. Затем холдингом «Медиа-Мост» были закуплены еще три спутника стоимостью в десятки миллионов долларов. В России, однако, спутниковое телевидение пока не стало привычным. А в дальнем, да и в ближнем Зарубежье оно оказалось модным и популярным. В качестве примера можно привести сеть спутниковой связи «Ямал», созданной в 1992 г. открытым акционерным обществом «Газпром» совместно с ракетно-космической корпорацией «Энергия» им. С. П. Королева. Система «Ямал» использует геостационарный космический аппарат «Горизонт», дающий возможность распространения от одной до четырех телевизионных программ в одном стволе спутникового ретранслятора. В системе используется цифровое кодирование и уплотнение телевизионных сигналов с высокой степенью сжатия.
Масштабы развития сети спутниковой связи «Ямал» таковы: в 1997 г. охват — 10 млн жителей Сибири и Крайнего Севера; в 1998 г. — расширение зоны охвата до 45 млн телезрителей; в 1999 г. охват 70 % территории Российской Федерации и СНГ. А в 2000 г. началась полномасштабная реализация системы распространения, включая территории стран Балтии, Центрально и Западной Европы (Польши, Венгрии, Чехии, Австрии, Германии, Франции и др.) [6]. Города Европы буквально увешаны приемными спутниковыми антеннами.
С1990 года наземная сеть телевидения сократилась, есть прогноз, что к 2010 г. принимать наземное вещание будет всего 8 % телевизоров. Однако на орбите не хватает места для размещения новых спутников из-за возможных помех между спутниковыми сетями. Дефицит каналов, а также необходимость использования антенны, отсутствие мобильного приема, ограниченность в трансляции программ — все это побуждает искать иные способы телевещания. Самым эффективным из них является цифровое телевидение, когда выделяемый спутниковыми и наземными системами спектр может быть использован более эффективно благодаря применению метода сжатия сигнала. Цифровой видеосигнал подвергается компрессии, что позволяет передать через спутник или по кабельному каналу вместо одной телевизионной программы до десяти цифровых. При этом на телеэкране достигается очень высокая четкость изображения. Даже кабельная сеть станет многопрограммной и начнет передавать огромные массивы информации.
Некоторые страны заявили о намерении полностью отказаться от аналогового телевидения; так, в Германии переход к цифровому вещанию намечен на 2008-2010 гг. Одна из первых цифровых телевизионных передач состоялась здесь 26 июня 1996 г. на гоночной трассе — в тот день шла прямая трансляция с мировых автогонок «Формулы 1» в цифровом формате.