Особенности журналистского исследования-расследования
В энциклопедических словарях нет понятия «журналистское исследование». В них говорится лишь об исследовании научном, которое представляет собой процесс выработки нового научного знания, один из видов познавательной деятельности. Его основные компоненты: постановка задачи, анализ информации, формулирование и проверка гипотезы, эксперимент и т. д. [8]. Журналистское исследование роднит с научным общая методология познания социальных явлений — стержень методологической культуры журналиста; применяемые последним общенаучные методы: наблюдение, опрос, изучение документов, сравнение, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование. Однако другие сферы этой культуры достаточно специфичны. Речь идет о журналистской методологии: не только о научном обобщении, но и о художественном осмыслении информации, принципах изложения текста [9]. Фактическую документальность журналист соединяет с авторским мнением и комментарием, выраженным свободно, раскованно. Факт, проблема, концепция — важнейшие компоненты логической структуры текста [10]. При этом наибольшая эффективность достигается, если обеспечивается: а) близость журналистского произведения массовой аудитории; б) ситуацион-ность повествования, когда обсуждение проблем, ход аргументации, представление выводов и предложений «вращаются» вокруг конкретных жизненных ситуаций; в) драматизм повествования, неизбежный при анализе конфликтов, диалоге, искании истины [11]. В отличие от логической группы творческих факторов эффективности, связанных с содержанием произведения, психологические факторы призваны облегчить восприятие информации, добиться большего взаимодействия с аудиторией, привлечь и удержать ее внимание.
Панорама текущей жизни общества (событий, процессов, явлений, проблем, поступков, характеров и т. д.) может получить адекватное отражение именно в журналистском исследовании, особенно если рационально-понятийное автор сопрягает с эмоционально-образным.
В социальной действительности довольно часто противоречия обостряются настолько, что нерешаемость проблем ведет к предконфликтному напряжению, а затем и к конфликту. В этом случае журналист чаще всего ведет расследование. Согласно словарям русского языка глаголы «исследовать» и «расследовать» имеют по два значения. Исследовать — 1) подвергнуть научному изучению, рассмотрению; 2) осмотреть для выяснения, изучения чего-нибудь. Расследовать — 1) подвергнуть всестороннему изучению, рассмотрению (факты, обстоятельства, дело); 2) расследовать преступление, осуществить следствие. Как видим, смена глагола привела к потере эпитета «научный».
Факты и версии
Исследовательская работа, установление и разработка источников информации, способность распутывать и объяснять сложные материи, строить гипотезы (на основе подсказок или внимательного наблюдения) и проверять их на известных
Глава 6
фактах и мнениях — все это присуще исследованию и расследованию. Но в журналистском расследовании есть и дополнительное требование к его автору — раскрыть злоупотребления, выявить нарушения законов, установлений, норм поведения или даже правил приличия. Проблема, о которой говорится в аналитическом материале, в расследовательском — персонифицируется, когда устанавливаются виновники злоупотреблений [12].
Журналистское расследование непохоже на другие виды журналистской деятельности. Его основные особенности в том, что: журналисты зачастую работают с сырым материалом, проводя множество интервью, либо подбирая факты, цифры и сопоставляя их; а сама выбранная тема предположительно связана с сомнительными делами или халатностью, но доказательств этому нет, их надо найти; но кто-то пытается сохранить информацию в тайне.
Журналистское расследование отличается от того, что ведут правоохранительные органы. Выдвигая вначале несколько версий происшествия, следователи останавливаются затем на одной, и эта истинная, доказанная, по их мнению, версия становится основой обвинительного заключения. Журналист, строя вероятностные предположения о причинах и виновниках критической или криминальной ситуации, ничего не утверждает окончательно. Его цель — привлечь внимание аудитории к описываемому явлению или герою публикации, заставить читателя или телезрителя поразмышлять о случившемся.
Частое появление журналистских версий обусловлено тем, что, во-первых, освобожденная от оков цензуры пресса может безболезненно вести речь о любых событиях и личностях; во-вторых, из-за ограниченного доступа к нужной информации журналист подчас не может оперативно и в то же время достоверно анализировать «кричащие» события, опираясь только на проверенные факты — ограничиваясь неполнотой сведений, он строит определенные предположения; в-третьих, версия весьма удобна в политической борьбе, когда, ничего не утверждая окончательно, можно бросить тень на противника, оппонента; в-четвертых, опубликованная версия побуждает героя выступить с репликой, опровержением, высветить свою позицию и тем самым пролить свет на новые факты, по мере накопления которых у журналиста появляется хороший повод для возвращения к затронутой теме [13]. Версия дает возможность привлечь внимание аудитории к важным явлениям жизни и отдельным персонам, предоставляет ей материал для размышлений, задает этим размышлениям определенное направление.
Конечно, чаще всего журналист прибегает к версиям из-за чинимых в ходе авторского поиска препятствий: осмысливая их причины, он пишет о своих догадках, оставляя выводы незавершенными. Однако причиной увлечения журналиста версиями может быть и его недостаточная компетентность в вопросах, о которых он решил написать. Конечно, бывают и масштабные события, истинные причины которых даже заинтересованным, должностным лицам сразу установить не удается. И здесь слово берет журналист со своими версиями. К примеру, когда в августе 2000 г. потерпела катастрофу атомная подводная лодка «Курск» и погиб весь экипаж (118 человек), газета «Известия» в номере от 23 августа (через два дня после прекращения спасательных работ) выдвинула одиннадцать версий причин гибели: «Курск» столкнулся с иностранной подводной лодкой; в результате столкновения
Журналистское расследование
с «подводным предметом» появилась течь в районе торпедных аппаратов, что привело к взрыву аккумуляторной ямы и детонации боезарядов; лодку протаранило крупнотоннажное судно — траулер, сухогруз, танкер, ледокол; в торпедном аппарате взорвалась торпеда; лодка подорвалась на мине-рогатке времен Второй мировой войны; «Курск» попал в район бомбометания в ходе учений (хотя последние завершились за день до катастрофы); при маневрировании лодка длиной 154 метра врезалась в твердый грунт; чеченский след — на лодке был мусульманин-камикадзе; диверсия (без чеченского следа) с целью заставить российское руководство отказаться от возобновления военно-морского присутствия в Средиземном море и Персидском заливе; конструкторский просчет, приведший к отказу техники и всех систем живучести корабля; затопление произошло в результате чьей-то ошибки.
Что же касается сбора и обработки фактов, то их методика в журналистском расследовании примерно такая же, как и при исследовании, хотя здесь могут быть свои особенности: анонимные источники информации, конфиденциальные сведения, более трудное общение с героями, препятствия на пути установления истины.
К итогам журналистского расследования следует отнести не только сенсационные, скандальные разоблачения, но и более скромные публикации о ситуациях в коллективах, переживающих коллизии. Поводом для подготовки всех этих материалов является конфликт. К примеру, газета пишет о коррупции, а это конфликт человека с законом.
Конфликты и их анализ
Конфликт — это предельный случай обострения противоречия. Возникновение, развертывание, созревание, обострение и разрешение противоречий проявляются в действиях людей, реализующих свои цели, интересы, потребности. На стадии обострения создается конфликтная ситуация. Возникший внутри нее какой-либо инцидент может трансформировать ситуацию в столкновение, или конфликт. В структуре конфликта следует различать субъекты — противостоящие социальные силы и объект — социальную сферу как предмет интереса этих сил.
Конфликты бывают: по масштабу распространения — глобальными, национальными, локальными (региональными) и частными; по сферам проявления — экономическими, политическими, экологическими, межнациональными, вооруженными, бытовыми; по характеру проявления — обостряющимися, затухающими, затяжными, разрастающимися. Довольно часто журналисты сталкиваются с затяжными конфликтами настолько острыми и бесконечными, что средствам массовой информации остается лишь вести летопись, хронику нескончаемых противоречий. Среди них можно назвать конфликты между обществом и преступниками, коррупционерами: властью и политическими партиями; коллизии, возникающие из-за невыплаты в срок зарплаты, пенсий и т.д. Журналист может расследовать конфликты социальные, трудовые, моральные, межличностные и внутриличностные. Социальные, экономические, духовные противоречия в ходе общественного развития могут отражаться в журналистском произведении как через показ социально обусловленных столкновений (межличностный конфликт), через рассказ о процессе становления личности (внутриличностный конфликт), так и через прямое, публицистическое истолкование автором драматического момента, его открытый анализ,
Глава 6
«вторгающийся» в повествование. Журналисту, пишущему о социальных конфликтах, важно овладеть методикой социологического анализа как инструментом прогнозирования ситуаций. Но ему необходимо быть и психологом, если он анализирует трудовой и особенно моральный конфликт. Стремясь осознать конфликт, нужно выделить главное противоречие, приведшее к столкновению, а на стадии его созревания — заранее распознать «детонаторы» взрыва.
Особенность социального конфликта в нынешних условиях в том, что он протекает в ситуации тотального кризиса, охватившего все сферы общественного бытия и сознания, что обусловливает чрезвычайную остроту столкновения, преобладание стихийных форм социального недовольства. Рынок усиливает социальное неравенство в обществе, характерное для этапа первоначального накопления капитала, обостряет противоречия между порожденными процессом демократизации социальными ожиданиями (они отражаются в психологическом настроении, экономических и политических требованиях населения) и ухудшением реальной экономической ситуации. Здесь уместно вспомнить известный в социологической литературе эффект французского философа Алексиса де Токвиля: «Зло, которое переносилось терпеливо, как нечто неизбежное, кажется непереносимым при мысли, что от него можно избавиться».
Социальный конфликт проходит ряд стадий.
1. Норма.
2. Скрытая, невидимая стадия нарастания напряженности, выше нормы, но еще не осознанная участниками событий.
3. Стадия проявления напряженности, роста недовольства и осознания конфликтной ситуации, выработки требований.
4. Инцидент, или критическая стадия перехода социальной напряженности в острый конфликт.
5. Стадия ускоренного развития социального конфликта.
6. Пик, кульминация конфликта.
7. Спад социальной напряженности [14].
Сюжет публикации о социальном конфликте можно строить по-разному. Вариант первый: начать с описания первых стадий развития напряженности, а закончить рассказом об инциденте. Второй вариант: описание столкновения дать в начале материала, после чего проанализировать, что предшествовало переходу нормы в конфликтную ситуацию, а затем и в конфликт. Третий вариант: короткое начало, информация о конфликте, затем неоднозначные, порой взаимоисключающие трактовки ситуации, предлагаемые представителями противоборствующих сил, а в конце — комментарий социолога, политолога или редакции.
Иногда редакция, публикуя острый материал на внутренней полосе, выносит на первую обращение к социальным институтам. Анонсируя статью о том, что в г. Ленинск-Кузнецке стал мэром руководитель преступной группировки, «Известия» опубликовала следующий текст: «Вопрос к законодателю: намерена ли Государственная Дума в срочном порядке латать дыры в законодательстве, позволяющем ныне лицам с преступным прошлым легально проникать на любые государственные должности? Вопрос к Совету безопасности РФ, в чью компетенцию входит
Журналистское расследование
обеспечение безопасности личности, общества и государства: какие меры он намерен предпринять для выполнения этой своей главной функции? Вопрос к правоохранительным органам — ФСБ, МВД, Прокуратуре: способны ли они преодолеть паралич перед напором наглеющей организованной преступности вообще и что будет сделано для наведения порядка в конкретно взятом населенном пункте? Вопрос Президенту: кто, если не гарант Конституции, должен объединить усилия по предотвращению криминализации власти?» [15].
Первым на публикацию отреагировал тогдашний президент России Б.Н. Ельцин. Уже через два дня он дал письменное поручение генеральному прокурору, министру внутренних дел, директору ФСБЮ создать совместную следственную группу для расследования ситуации [16].
Многогранности расследования можно добиться, показывая социальный конфликт не в стадиально-хронологическом, а в пространственном разрезе. В середине девяностых годов социальную напряженность в обществе вызвало крушение финансовых пирамид — таких как МММ, Хопер, Русская недвижимость и т. д., когда миллионы вкладчиков потеряли свои деньги. Анализом краха одной из таких пирамид — Русского дома «Селенга» — решила заняться «Общая газета», при этом она наметила выяснить, возвращается ли изъятая у финансовых аферистов наличность вкладчикам или перекочевывает в казну государства. Расследование корреспондент провел в трех городах, соответственно и публикация состоит из трех главок.
Нижний Новгород: вооруженные автоматами налоговые полицейские в масках ворвались в филиал компании, вскрыли автогеном двери хранилища и забрали все деньги вкладчиков -" 5,7 млрд рублей (в ценах 1996 г. — В. В.)
Иркутск: налоговая полиция захватила самолет компании, выгрузив 28 мешков с деньгами.
Волгоград: налоговая инспекция взыскала штраф — 13 млрд рублей, суд арестовал самолет компании и пустил с молотка 48 ее автомобилей.
В результате этих акций выплаты денег были прекращены [17].
Как правило, журналисты начинают расследовать конфликт на стадии его кульминации. Но весьма важной была бы превентивная роль публицистики, когда СМИ на основе анализа противоречий заранее предупреждали бы о нежелательном развитии конфликтных ситуаций.
Одним из источников социальной напряженности является сфера общественного производства, порождающая такую форму производственных отношений, как трудовой конфликт. Его причинами могут быть низкий уровень труда и управления, изношенность техники, неприспособленность помещений к нормальной работе, низкая квалификация работников, необоснованные нормы выработки, наконец, личная неприязнь людей в коллективе из-за несовпадения ценностей, установок, интересов. Возможны и такие причины, как ограниченность ресурсов, плохие коммуникации, неудовлетворительные социальные условия на предприятии. Это могут быть конфликты между рядовыми работниками и администрацией, рабочими и инженерно-техническими работниками, работниками различной социально-профессиональной принадлежности, профсоюзом и советом трудового коллектива, рабочими и предпринимателями.
При анализе трудового конфликта как социального феномена журналисту важно учитывать психологический аспект, связанный с неоднозначностью поведения
Глава 6
людей в кризисных ситуациях; политическую составляющую, которая рассматривает сферу взаимоотношений рабочего класса, политических партий и государства; наконец, правовую компоненту, показывающую, не нарушают ли участники конфликта действующие законы. Такой конфликт — неизбежный этап в развитии трудового коллектива, важное средство, обеспечивающее баланс противоположных интересов. С одной стороны, он — прямой вызов внутреннему порядку и стабильности в коллективе: его разрушительное воздействие на первых порах очевидно. С другой, очевидна и позитивная роль трудового конфликта: он вынуждает администрацию предприятия реорганизовывать производство, проводить реформу, в коллективе возрастает роль самоуправления.
Немало ожесточенных споров возникло в ходе приватизации собственности и акционирования предприятий (кстати, по этой причине не избежали столкновений и коллективы многих редакций СМИ). По тревожному сигналу спецкор «Известий» А. Пушкарь подготовил публикацию о «приватизационном» конфликте. Рабочим тульской швейной фабрики при акционировании досталось по одной-две акции, а директор и его заместители приобрели по солидному пакету, да еще и со скидкой в цене. «Безропотные ранее швеи» возмутились и отправили в «Известия» коллективное письмо (800 подписей!). Приехав в Тулу, журналист попросил провести собрание коллектива, но руководители всячески оттягивали его начало. И все-таки оно состоялось. Журналист рассказывает о возникшей на нем полемике, приводит высказывания почти дюжины выступивших, дает слово и защитникам директора. Отталкиваясь от конкретной проблемы, А. Пушкарь подчеркивает не только социальный, но и нравственный аспект проблемы: «Что — мы не видим, как на окраинах наших дремлющих губернских городов бурно растут трехэтажные особняки промышленных тузов и чиновников? Не знаем, что под предлогом коммерческой тайны директора держат в секрете свои заплаты и доходы?... И застревает в голове фраза, сказанная одной из швей: "Правды не было и не будет!"» [18].
При подготовке подобных публикаций важно заранее знать возможную реакцию администрации на конфликт. Журналистская практика выявила различные варианты такой реакции:
• не замечать напряженности в коллективе, пока она не поднимется до определенного порога;
• беззаботное решение с расчетом на «авось»;
• слишком позднее обращение за помощью со стороны;
• обращение к среднему (подчиненному) руководителю с просьбой заняться разрешением коллизии;
• бескомпромиссное решение об исчерпанности конфликта;
• проведение собраний;
• заигрывание с рабочими;
• не докапываться до сути конфликта;
• раскол в среде руководителей в связи с их неоднозначным отношением к ситуации (за и против).
В статье, корреспонденции или актуальном комментарии о конфликтной ситуации в коллективе журналисту важно призывать руководителей видеть людей
Журналистское расследование
за технологическими цепочками, своевременно ставить диагноз возникающей напряженности, вести профилактическую работу по предупреждению коллизий. Однако «терапевтический» эффект публикации может быть достигнут, если газета вмешается в развитие конфликтной ситуации до инцидента — на скрытой или первой открытой стадии социальной напряженности. Этого можно добиться при условии четко налаженной обратной связи (читатель-газета) или в случае, когда журналист отлично осведомлен о тенденциях развития обстановки на том или ином предприятии. Для местной (например, районной) прессы поддержание таких связей является относительно простой задачей. В областной печати с этой целью неплохо было бы вводить специализацию корреспондентов не только по проблематике, но и по группам предприятий. Если за журналистом будут закреплены не более 15-20 предприятий города или области, то он будет лучше знать обстановку и держать руку на пульсе производственной жизни. Аналогичные методы применяются при расследовании трудового конфликта и в разного рода учреждениях и организациях.
В жизни любого человека значительное место занимают его взаимоотношения в семье, с коллегами на работе, товарищами вне работы. Это общение порой приводит к моральному, или нравственному конфликту. В его основе лежат «различного рода реальные и иллюзорные, объективные и субъективные и в разной степени осознанные противоречия между общающимися личностями при наличии попыток их разрешения на фоне эмоциональных состояний» [19]. Чтобы четко определить суть нравственного конфликта и адекватно отразить его, журналисту следует позаботиться об открытом и искреннем общении с конфликтующими сторонами. А это не так просто, поскольку участники конфликта часто подозрительно относятся к визиту прессы в расколотый коллектив. Корреспонденту-расследователю помогло бы знание психологии морального конфликта. В частности, участники столкновения иногда неправильно воспринимают собственные действия, намерения и позиции, как и позиции и поступки своих оппонентов. К типичным искажениям восприятия можно отнести следующие:
• «иллюзии собственного благородства», когда человек считает себя жертвой противника, чьи моральные принципы, по его мнению, сомнительны;
• «поиск соломинки в глазу другого», при котором каждый их противников видит недостатки другого, но не осознает таких же недостатков у себя;
• «двойная этика», когда противники понимают, что совершают одинаковые поступки по отношению друг к другу, но независимо от этого собственные действия считают допустимыми и законными, а действия оппонента — нечестными и непозволительными;
• «все ясно», когда каждый из партнеров чрезмерно упрощает конфликтную ситуацию, оценивая свои действия как правильные, а действия партнера — наоборот [20].
Особый интерес для публициста представляет подготовка очерка о герое, который переживает нравственный внутриличностный конфликт. Он не менее важен и впечатляющ, чем прямое столкновение хорошего и дурного, консервативного и передового. Ведь самая трудная победа человека — это победа над собой, над обстоятельствами, над судьбой. Жизнь человека по самой своей сути проблематич-
Глава 6
на, даже трагична. Нередко жизненные проблемы требуют предельного напряжения сил, а иногда они и вовсе неразрешимы, и перед человеком даже может встать вопрос, который, по мнению Альбера Камю, является главным философским вопросом: стоит ли жизнь того, чтобы жить [21].
Подняться во весь рост, вопреки трудностям и невзгодам утвердить себя, раскрыть свое дарование — это и есть проявление высокой нравственности человека — хозяина своей судьбы. Вот что пишет «Комсомольская правда» о современниках: Николай Космин учился в двух вузах, играл за сборную России; ему было 28, когда по доносу товарища его арестовали в 1981 г. за слишком вольные разговоры о Ленине и советской власти. В тюрьме после девятой голодовки он пережил трехминутную клиническую смерть. После «смерти» стал другим человеком — писателем, опубликовавшем две повести, роман, пьесы, рассказы [22]. Художник Федор Конюхов за 70 суток в одиночку дошел до Северного полюса, за 224 дня совершил кругосветку. В публикации раскрывается конфликт «человек-природа», через анализ внутриличностного конфликта показываются возможности личности. Убедителен и дневник, который Конюхов вел в ходе плавания [23].
Конечно, показать испытание человека повседневностью, преодоление им будничности своего труда, своих слабостей, воспитание привычки, стремления требовать от себя постоянно больше, чем от других, значительно сложнее, чем описать самоотверженный труд, порыв героя или перипетии конфликта в коллективе. К примеру, авторы порой рассказывают, как в том или ином коллективе человек вступает в конфликт с руководителем, не соблюдающим общепринятых норм. Человека незаконно увольняют с работы, и проходит немало времени, прежде чем справедливость будет восстановлена, а порок наказан. Но ведь в этих коллективах есть люди, у которых проявляются и характер, и принципиальность, однако часто они остаются пассивными созерцателями практических действий своего товарища, не решаясь поступить также. Что их сдерживает? Иной человек осознал необходимость действия, но эмоции, некогда придававшие ему силу, угасли, пропал интерес, понизился уровень психической напряженности, и способности кажутся утерянными. В подобных случаях говорят о необходимости сделать волевое усилие, но оно должно иметь какой-то психический механизм, которым личность обязана владеть. Этот механизм можно представить себе как поиск и привлечение личностью других мотивов, которые бы усиливали, дополняли или полностью замещали действие мотива угасающего [24]. Журналисту важно помочь найти такие мотивы.
Раскрыть личность, диалектику поступков героя лучше всего через психологический анализ, применяемый как инструмент, помогающий создать рельефный образ современника, отобразить сложный социально-нравственный мир человека. Приемы анализа следующие: 1) действия, мысли, чувства героя показываются в их непрерывности и последовательности; 2) внутренний мир человека раскрывается изменяющимся под воздействием окружающей действительности: он либо совершенствуется с улучшением социальной среды, либо, наоборот, личность утрачивает свои положительные качества; 3) средствами очерка исследуется профессиональная психология человека; 4) рисуется влияние на характер личности внутренних противоречий; 5) дается анализ выбора героем цели, решения, поступка и т.д. [25].
Столкновение двух противоположных начал, драматизм ситуаций, заключающий в себе остроту конфликта социального, трудового или морального — публика-
Журналистское расследование
ции об этом призваны стать украшением газетных полос. Понимание механизма столкновений, умение разобраться в них в значительной мере определяют уровень компетентности журналиста. При этом он должен владеть инструментарием — искусством общения, сбора и использования информации, чтобы подготовить аргументированную публикацию, безупречную в логическом и эмоциональном плане.
Источники информации, к которым обращается журналист-расследователь — индивидуальный (человек) и коллективный желательно дополнить еще одним, самым надежным с точки зрения доказательности — документом. Им может быть оригинал или копия деловой бумаги, магнитофонная пленка или видеокассета, фотография или публикация из подшивки вчерашних газет.
Барьеры на пути к журналистским расследованиям связаны, в основном, с доступом к информации (сложно получить письменные документы, найти людей, которые будут говорить о злоупотреблениях открыто или оставаясь в тени); незнанием существа предмета (действующих лиц, принятых норм, способов их нарушения и т.д.); юридическими проблемами (постоянными угрозами судебного преследования за вторжение в частую жизнь, пасквиль, клевету, а публикация опровержения роняет авторитет автора и издания).
Наедине с листом бумаги
Как только собрано достаточное количество фактов, журналист, полный впечатлений от увиденного и услышанного, садится за письменный стол. Настало время задать себе вопрос: «Что же я обнаружил? Что будет стержнем, квинтэссенцией моей статьи, корреспонденции, очерка?» Нужно отсортировать основные факты от второстепенных, лишних и выстроить сюжет так, чтобы показать читателям главное направление мысли. Тезис (идея), который автор выдвигает при анализе проблемы, расследовании конфликта, должен отличаться логической определенностью, ясностью, точностью и быть неизменным на протяжении всего публицистического произведения. Если, сформулировав основную мысль, журналист переходит к другой проблеме, а затем — часто по ассоциации — затрагивает третью, от нее переходит к четвертому положению, то тем самым совершает ошибку, которую можно назвать потерей тезиса. Попытка аргументировать каждую идею не спасает публикацию: она получается многотемной, малоубедительной.
Иногда публицист видоизменяет первоначальный тезис: усиливает или расширяет для облегчения критики. Происходит частичная подмена тезиса, смещение акцентов в освещении проблемы. К примеру, журналист, услышав на собрании, как руководитель коллектива верно говорит о необходимости укрепления дисциплины, пишет не об этой актуальной проблеме, а изображает директора любителем «закручивания гаек», жестким администратором.
В газетной практике применяются разные способы доказательства истинности тезиса. Среди них — прямое, когда конкретную проблему оценивают, ссылаясь на теоретическое положение или общепринятую норму оценки (норму права или нравственности и т.д.). Цепь рассуждений обычно начинается с аргументов и с логической необходимостью приводит к обоснованию правоты журналиста. Так, анализируя социально-политическую обстановку России, публицист ссылается на расстановку властных и оппозиционных структур, борьбу партий, состояние производства,
Глава 6
финансов, межнациональные отношения и т.д. При другом способе — косвенном — истинность тезиса доказывается через ложность противоречащего ему высказывания — антитезиса. При разделительном способе дискутируются несколько несовместимых предложений, касающихся одного и того же вопроса. В этом случае рассуждают по методу исключения: показывают несостоятельность положений каждого из оппонентов, что само по себе служит подтверждением правильности оставшегося тезиса.
В критических публикациях журналист часто прибегает к операции опровержения тезиса противника, которое бывает также прямым и косвенным. При прямом опровержении условно допускают, что положение, выдвинутое противной стороной, является истинным. Затем выводят следствия, вытекающие из этого, и сравнивают с уже известными утверждениями: фактами, нормами и также заявлениями, публикациями, автором которых был оппонент ранее. Обнаруженное противоречие между следствиями и утверждениями позволяет заключить, что условное допущение оказалось неверным, как и сам тезис. При косвенном опровержении тезиса противника журналист все внимание уделяет тщательному и всестороннему обоснованию собственного положения. Если он докажет его правильность, то из этого становится очевидным ложность тезиса противника. Этот способ применим тогда, когда тезис и антитезис регулируются принципом tertium non datur «третьего не дано». Если журналист в своем выступлении сочетает доказательство и опровержение, то этот прием называется комплексным [26].
Отстаивая свою идею, журналист оперирует доводами, которые могут быть сильными, слабыми и несостоятельными. К числу сильных, которые невозможно опровергнуть, относятся суждения на основе точно установленных фактов, положения законов, уставов, других нормативных документов, выводы, подтвержденные экспериментальной проверкой, заключения экспертов, мнения признанных авторитетов, показания свидетелей и очевидцев событий, статистические сообщения и т.д. Слабые аргументы уязвимы для критики, легко опровергаемы. Среди них можно указать на выводы из недостаточных данных статистики, ссылки на малоизвестные читателям авторитеты, версии, тенденциозно подобранные отступления, софистические уловки и суждения, построенные на алогизмах. А к несостоятельным (поддающимся критике с полным разоблачением журналистского обмана и дискредитацией издания, опубликовавшего материал) следует отнести суждения на основе подтасовки фактов, ссылки на сомнительные, непроверенные источники, потерявшие силу решения, домыслы, догадки, предположения, демагогические увертки, измышления, выдержки из фиктивных документов, ложные заявления и показания, выдаваемые авансом обещания и посулы, расчет на невежество и предрассудки, подлоги, фальсификацию.
Итак, в конкретной публикации в качестве аргумента можно использовать лишь достоверно установленные доводы, истинность которых не вызывает сомнений, причем достоверность их устанавливается автономно по отношению к тезису; аргументы не должны противоречить друг другу, и, наконец, в совокупности их должно быть достаточно для обоснования тезиса. Нарушение этих правил приводит к логическим ошибкам. Если в качестве аргумента использован ложный факт, указания на несуществующих очевидцев, ссылка на событие, которого не было, то воз-
Журналистское расследование
никает основное заблуждение: подрывается основа, главный принцип доказательства — убедить в правильности такого тезиса, который покоится на твердом фундаменте из достоверно установленных положений.
Порой журналист не собрал достаточного количества аргументов, тогда он вынужден их не доказывать, а как бы предвосхищает истинность своего тезиса (ошибка, называемая «предвосхищением основания»)', если истинность аргументов не будет установлена независимо от тезиса, то есть автономно, то возникает другая ошибка — «круг в обосновании»: истинность тезиса обосновывается ссылкой на соответствующие аргументы, а достоверность последних явно или неявно выводится из тезиса. Порой журналист, действуя по принципу «чем больше, тем лучше», включает в число аргументов несовместимые или явно противоречащие друг другу положения, совершая тем самым логическую ошибку «чрезмерного доказательства».
Логика аргументации нарушается и в том случае, когда из малочисленных доводов пытаются вывести широкие обобщения, которые логически из них не следуют. Причина такой ошибки кроется чаще всего в поверхностном анализе материала, когда не умеют или не затрудняют себя тем, чтобы из многих положений отобрать достоверные, наиболее очевидно связанные с основной идеей публикации. Оптимальным является правило — лучше меньше, да лучше. Все относящиеся к тезису факты и положения должны быть тщательно взвешены, чтобы получить не простое их множество, а надежную и убедительную систему доводов. Не случайно говорят, что изолированный факт в отдельности может весить как перышко, а несколько взаимосвязанных фактов давят с тяжестью жернова. Систему гармонически взаимосвязанных и переплетающихся аргументов можно сравнить с туго сплетенным из множества волокон канатом, который во много раз прочнее каждого волокна в отдельности или какого-то их пучка.
Достоверность, автономное обоснование, непротиворечивость, достаточность — таковы требования к аргументам, только в этом случае публикация будет убедительной. И конечно, важно, выясняя истину, избегать личных выпадов в адрес героев публикаций, сохранять достоинство, соблюдать этические требования.
Но как логически перейти от аргументов к тезису? С помощью демонстрации, которая представляет собой способ доказательства, внутреннюю структуру рассуждения. Продемонстрировать — значит доказать, что тезис логически следует или вытекает из принятых аргументов. При этом журналист прибегает к одной из следующих форм умозаключений: дедукции, индукции или аналогии.
Дедукция (от лат. выведение) — логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам. Дедуктивный метод — способ исследования, при котором частные положения логически выводятся из общих положений — например, из аксиом, постулатов, правил, законов.
В отличие от дедукции индуктивное рассуждение строится, опирается не на общие положения и аксиомы, а на конкретные эмпирические данные с целью обобщения, установления причин или правильной их оценки. То есть индукция (от лат. наведение, побуждение) — логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям. Индуктивный метод — способ исследования, изложения, при помощи которого от наблюдения частных фактов и явлений переходят к установлению общих