Кредитование. Государственные дотации средствам массовой информации

Редакция сталкивается с четырьмя фазами оборота финансовых средств.

1. Поступления (финансирование извне).

2. Использование полученных средства (расходы).

3. Высвобождение капитала (обратный поток капитала в виде платежных средств и образование нового капитала с прибылью).

4. Отток капитала (выплаты, убытки, погашение долгов).

При финансовом кругообороте всегда стоит проблема — где взять недостаю­щие деньги, куда вложить свободные? Здесь могут быть такие операции:

а) инвестирование — целенаправленное использование капитала для получения
прибыли (в балансовом смысле преобразование капитала в имущество);

б) финансирование — деятельность, направленная на обеспечение финансовы­
ми средствами производственных целей редакции (сбыт тиража, продажа рек­
ламной площади);

в) банковское кредитование — ссуда в денежной форме на условиях возврата
(заключается кредитный договор, в котором указываются сумма и срок кре­
дита, расчеты процентов и комиссионных вознаграждений банку за его рас­
ходы, связанные с выдачей кредита, вид обеспечения кредита);



Глава 4

г) дотирование («подпитка») — регулярная финансовая поддержка со стороны
властных, общественных, коммерческих структур в качестве платы за оказа­
ние этим структурам соответствующих информационных услуг;

д) спонсирование — нерегулярная, разовая денежная или другая материальная
поддержка медиа-предприятия со стороны спонсора;

е) лизинг — форма долгосрочной аренды, связанной с передачей в использова­
ние оборудования, транспортных средств и другого имущества.

Областная и районная печать дотируется из местного бюджета: доля субсидий в затратах всех 18 газет, выходящих в районных центрах Ленинградской области, составляла от 42,4 до 88 %, а в областной газете «Вести» достигает 92,5 % [35].

Субсидии выделяются адресно: редакция обращается в правительство или местную администрацию с просьбой выделить деньги. Просьбу рассматривает ко­миссия из представителей законодательной и исполнительной власти, которая и принимает решение о размере дотации или отказывает в помощи. Иногда редакция в приложенных к просьбе расчетах намеренно завышает тираж, а следовательно, и объем приобретаемой бумаги, и стоимость полиграфических услуг. В итоге она по­лучает сумму большую, чем может истратить на нужды, предусматриваемые схе­мой оказания дотаций (а схема предписывает, что субсидии могут быть использо­ваны только на закупку бумаги и оплату полиграфических услуг). Образовавшие­ся излишки средств редакторы порой направляют на премии и на доплату к заработной плате своим сотрудникам, в таком случае практически невозможно от­читаться в целевом использовании дотационной помощи.

Дотации от местной администрации порой позволяют ей не только контроли­ровать экономическую деятельность изданий, но и влиять на политику редакции. Так, районным газетам Ленинградской области сложно критиковать правительство области, поскольку правительство, видимо, по праву оказывающего субсидии, ста­ло соучредителем почти всех 18 «районок» региона (наряду с трудовыми коллек­тивами редакций и районными администрациями).

И государство по мере возможностей пытается помочь средствам массовой ин­формации. С1995 г. роль местного бюджета стала не столь выразительна, поскольку в ноябре того же года вступил в силу Закон Российской Федерации «Об экономичес­кой поддержке районных (городских) газет», по которому бремя оказания помощи этой прессе частично возлагается и на федеральный бюджет. Именно из последнего город­ским газетам, выходящим в городах-районных центрах, ныне вьщеляются средства на покрытие 50 % фактических затрат на оплату бумаги, полиграфических и почтовых услуг; для сельских районных газет дотация повышается до 70 % затрат. Для район­ных (городских) газет, издающихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, районах Дальнего Востока и горных районах Северного Кавказа, доля государственных субсидий повышается до 80 % оплаты полиграфических ус­луг и бумаги и до 90 % возмещения почтовых расходов.

Но в Федеральный реестр на дотацию включается лишь одна из газет, выходя­щих в районе или городе-райцентре. Скажем, в Выборге и Всеволожске Ленинг­радской области выходят по несколько районных газет. Получит субсидию побе­дительница конкурса: выбирается то издание, которое имеет наибольший тираж, большую читательскую поддержку и более широкую территорию распростране-




СМИ как предприятие



ния. В Реестр не могут быть включены районные (городские) газеты политических партий и движений, специализированные, справочные, развлекательные, реклам­ные, эротического характера, а также издания-дайджесты.

4.3.2. Ценообразование, себестоимость

Как предприятие редакция располагает запасами: имуществом и капиталом. Имущество — производственный потенциал - это основные и оборотные фонды (их денежный эквивалент называют основными и оборотными средствами), а ка­питал — это стоимостное выражение совокупности материальных и финансовых средств редакции. В бухгалтерском балансе, который составляет каждая редакция, имущество (его еще называют связанным капиталом) показывается в активе ба­ланса как основные и оборотные средства, а капитал (собственный и заемный, т.е. взятые редакцией долгосрочные и краткосрочные кредиты) — в его пассиве. При­чем в рублях актив всегда равен пассиву, это равенство называют основным балан­совым уравнением. Баланс нам всегда покажет, какова у редакции ликвидность — способность предприятия в любой момент платить по своим обязательствам. До­пустим, на короткое время была взята ссуда в полмиллиона рублей (запись — в пассиве), а в кассе редакции и на ее расчетном счете в банке оказалась точно такая сумма, то есть наличность точно совпала с возвратом долга, по которому наступил срок. Это нижний предел ликвидности, и состояние, при котором он достигнут, на­зывается финансовым равновесием. Равновесие редакции как предприятия опреде­ляется ликвидностью в кратковременном периоде,, но в долговременном оно зави­сит от уровня рентабельности производства. Годовую балансовую прибыль (не очи­щенную от налога) делят на среднегодовую стоимость основных и оборотных средств. В повседневных расчетах обращаются к иному показателю —рентабельности про­дукции. Это отношение чистой (без налога) прибыли к себестоимости. В конце гла­вы показаны вариант расчета этого показателя.

Как видим, в редакционной экономической жизни все взаимоувязано. И мно­гое зависит от цены.

В каждой редакции цену продукции определяют с учетом следующих факторов: а) издержки производства; б) спрос как возможность читателя купить газету; в) конку­ренция (есть она или нет), при наличии конкурентов цена выше; г) цена смежников, компаньонов (почта, Роспечать и т. д.); д) наличие у редакции источников прибыли, не связанных с выпуском газеты; ж) политическая и экономическая ситуация, сезон; ожи­дание перемен, связанных с тарифами, налогами, ценами на сырье и т. д.

Основой ценообразования является калькуляция, показывающая величину себестоимости. Задается тираж и делаются расчеты по общим расходам и расхо­дам, включенным в каталожную цену. После сравнения с рыночной ситуацией уста­навливается цена.

Методы ценообразования:

1. Средние издержки плюс прибыль (25 %), при этом спрос не учитывается. К та­кому методу прибегают чаще всего еженедельники.

2. На основе безубыточности и целевой прибыли. Чертят кривые спроса и пред­ложения, составляют карту финансового прогноза. Редакции не делают став­ку на тираж, газеты существуют долгое время.



Глава 4

3. Метод ощущаемой ценности: исследуется поведение потребителей. Исполь­зуют начинающие редакции.

4. Метод уровня текущих цен. Его используют редакции, обладающие достаточ­ным капиталом.

А цены, которые рассчитываются, такие:

а) оптовая;

б) каталожная — для подписчиков (см. табл. 4.3);

в) розничная (оптовая плюс надбавка продавца);

г) с учетом полных затрат (рассчитывается для того, чтобы имеет представле­
ние о пределах уступок, потерь и'потребностей в дотациях).

Наши рекомендации