Маркетинг как инструмент в рыночном поведении сми
Созданный в России информационный рынок средств массовой информации ориентирует журналистов на развитие предпринимательской инициативы, на умение вписаться в непривычные условия функционирования прессы. Участвуя в жесткой конкурентной борьбе за рынок сбыта, редакции обязаны теперь заботиться не только о качестве своей журналистской продукции, но и о том, как снизить расходы на ее производство и обеспечить оптимальное решение проблем, связанных с максимально возможной реализацией товара — тиража. Иначе говоря, речь идет о таком сложном деле, как сбыт произведенной продукции с удовлетворительным, как минимум, коммерческим итогом. А под силу это тем изданиям, которые уделяют самое серьезное внимание газетному маркетингу, задачей которого является всесторонний анализ и учет рыночных условий хозяйствования редакции, разра-
Глава 4
ботка путей и методов внедрения своего товара (газетно-журнальной продукции) на рынок и расширение объемов его реализации.
Чтобы в условиях конкуренции добиться заметного успеха, необходимо практическое комплексное освоение маркетинга как концепции рыночных отношений, управления и поведения на рынке. Уже несколько десятилетий в мире использует концепцию маркетинга вместо стихийной рыночной практики. Наука, практика и искусство работы в условиях рыночной экономики концентрируется в понятии маркетинга. В современной экономической литературе существует множество определений экономической категории маркетинга как системы экономических отношений, возникшей в связи с производством, распределением, продвижением и сбытом продукции и охватывающей всю совокупность экономических, правовых, этических и других отношений между производителем и потребителем. Назовем некоторые из них.
Маркетинг — это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена; это общественный процесс, в ходе которого потребители удовлетворяют свои потребности путем взаимообмена — продукта на стоимость; это система анализа, организации, планирования и контроля ресурсов, политики и деятельности фирмы, направленная на удовлетворение определенной группы потребителей; это рыночная концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью предприятий, направленная на изучение рынка и экономической конъюнктуры, конкретных запросов потребителей и ориентацию на них производства товаров и услуг; это деятельность по обеспечению наличия нужных товаров для нужной аудитории в нужное время по подходящей цене при осуществлении необходимых коммуникаций и мер по стимулированию сбыта. Концепция маркетинга выражена в лозунгах: «Отыщите потребности и удовлетворите их!», «Любите клиента, а не товар», «Червяк должен быть по вкусу рыбе, а не удильщику», «Производите то, что можете продать, вместо того чтобы попытаться продать то, что можете произвести».
Маркетинг действует при следующих условиях: 1) рынок насыщен товарами, предложение превышает спрос (рынок продавцов уступил место рынку покупателей); 2) существует конкуренция, борьба за внимание покупателя; 3) действуют свободные рыночные отношения, когда никто не ограничивает в выборе рынков сбыта и снабжения, установления цен, определении коммерческой политики и т.д.; 4) внутри предприятия администрация свободна а своих действиях относительно целей фирмы, управленческих структур, окладов сотрудников, премий, распределении средств по статьям бюджета.
Раньше, до развала социалистической системы, был Госплан, который централизованно каждому предприятию предписывал, какие товары и в каком количестве производить, и Госснаб, директивно распределяющий товары по всей стране. Этих учреждений ныне нет, каждое предприятие существует самостоятельно. И теперь предприятию важно выпускать только ту продукцию, которую непременно купит потенциальный покупатель. То есть следует освоить маркетинг как искусство движения товаров от производителя к потребителю, стратегию действий фирмы, превращающую нужды потребителя в доходы фирмы.
Исследователи переводят определения маркетинга в область СМИ, исходя из понимания того, что средства массовой информации, как предприятия, ставят те
СМИ как предприятие
же цели. Некоторые полагают, что маркетинг СМИ — вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена между средством массовой информации как юридическим лицом и потребителем.. Из этого определения не вытекает, что СМИ стремится не просто наиболее полно удовлетворить нужды и потребности потребителя, но и получить от этого максимальную прибыль. К тому же редакция СМИ может и не быть юридическим лицом (по закону есть даже такая форма как «предприниматель без образования юридического лица»). Более конкретным, на наш взгляд, могла бы стать такая дефиниция: Маркетинг СМИ — это искусство движения журналистской информации к массовой аудитории с целью удовлетворения ее нужд и потребностей и получения средством массовой информации максимально возможного дохода.
Маркетинг прессы
Рассмотрим подробнее особенности маркетингового механизма на примере периодической печати. Редакция газеты, с одной стороны, добивается роста доходов в результате роста популярности издания (а он возможен в случае удовлетворения читательских потребностей), с другой — пытается снизить издательские и редакционные расходы..
Успех приходит к тем, кто применяет в газетном деле определенную стратегию. Во-первых, прежде чем предлагать рынку издание, нужно исследовать читательский рынок (установить его потенциальную емкость, характер и размеры спроса на газету) и взвесить Собственные возможности производства и сбыта (каковы у редакции ресурсы — финансовые, материальные, технические, творческие; каков начальный, стартовый капитал). Во-вторых, исследовав рынок, редакция должна найти в нем нишу, в которой продаст газету с меньшими трудностями. Сегментирование рынка — это разбивка его на четкие группы читателей, для которых могут потребоваться отдельные издания. В-третьих, весьма важно в найденном сегменте, рыночной нише «застолбить» товар-газету, укрепить позиции издания, тем более, что в той же нише нечто похожее продают и конкурирующие издания. В-четвертых, редакция должна гибко реагировать на требования изменчивого читательского спроса. Тираж ленинградской областной газеты «Вести» за полгода снизился 140 тыс. до 45 тыс. экз. Это был повод для тревоги, в производство и распространение издания были внесены коррективы. Редакции удалось это сделать, и уже через несколько месяцев тираж превысил 100 тыс. В-пятых, нельзя забывать об инновации, постоянном обновлении и совершенствовании содержания и оформления газеты, технологии и организации ее производства, ибо в противном случае можно потерпеть неудачу с позиционированием издания на рынке. В-шестых, следует планировать стратегию риска, чтобы смягчить остроту рыночной конкуренции.
Все перечисленное выше и является шестью важнейшими принципами маркетинга. Опираясь на их реализацию, редакция оперирует так называемым комплексом маркетинга. Первый и главный элемент комплекса — это товар-газета, ее репутация, содержание, оформление. Второй элемент — цена экземпляра издания (для подписчиков и розничной продажи может быть разной). Она находится между верхним пределом (выше которого читателю покупать газету становится накладно) и ниж-
Глава 4
ним (когда выпускать издание для редакции убыточно). Оптимальный номинал устанавливается с учетом возможного восприятия читателями, конкурентами, на основе ощущаемой ценности газетного издания. Некоторые редакции применяют такой психологический прием: продают газету не за 5 рублей, а за 4 рубля 95 копеек, и она раскупается быстрее. Третий элемент — каналы распространения газеты: подписка, розница. Дороговизна услуг монополистов — Министерства связи и Роспечати вынуждает редакции искать альтернативные, но более дешевые пути. Их находят и в центре и на периферии. Наконец, последняя, четвертая составляющая маркетингового комплекса — продвижение (реклама, пабликрилейшнз, методы стимулирования сбыта). На решение этой проблемы нацелены различные редакционные акции: конкурсы, лотереи, читательские конференции, страхование каждого десятого подписчика и т.п. Наиболее доходные издания прибегают и к спонсорству. Петербургский издательский дом «Калейдоскоп», месячный тираж газет которого несколько лет тому назад превышал 0,5 млн экземпляров, выделял немалые деньги благотворительным фондам «Диабет» и «Святого Пантелеймона», международному «Фестивалю фестивалей», различным спортивным организациям, оказывал информационную поддержку (не менее ценную, чем финансовая) музыкальным и развлекательным мероприятиям, проводимым в городе.
Конечно, следует эффективнее использовать все составляющие комплекса маркетинга. Покажем это на примере начального этапа функционирования независимой региональной бизнес-газеты «Деловой Петербург», выходящей с 1993 г.
Товар. Реализуя девиз газеты «За 15 минут вы узнаете все о деловой жизни Петербурга», редакция применяет краткий и четкий стиль публикаций, основная мысль или идея статьи обязательно содержится в заголовке или расшифровывается в лиде, в результате читатель уже при первом беглом просмотре газеты видит то, что ему необходимо или интересно; для издания используется цветная бумага, обозначаемая в каталоге под цветом pink, воспринимаемая многими как желтая; отличается газета от черно-белых и яркой товарной маркой (алый прямоугольник с вписанным в него логотипом издания, последний ставится еще и у фамилии каждого автора).
Цена. Себестоимость одного экземпляра газеты была тогда — 90 коп., однако оптовая цена — 40 коп.; убыток покрывается доходом от публикации объявлений рекламодателей; розничная цена с учетом надбавок продавцов — от 0,6 до 1,3 руб., подписная цена выше — 1,8 руб. В 2006 г. розничная цена экземпляра газеты возросла до 11 рублей.
Продвижение. Во время подписной кампании проводятся лотереи и конкурсы (в 1995 г. главным призом был автомобиль); в 1996 г. редакция участвовала в 16 выставках, где, используя приемы скидок и подарков и систему купонов, приобрела сотни подписчиков; эффективными были и другие акции — объявления типа «Только до 1 апреля цена на подписку на 20 % меньше»; поздравления с праздниками, которые предлагалось опубликовать бесплатно всем желающим; выраженная редакцией готовность помочь фирмам в их развитии: «Мы поможем вам закрепиться на рынках Балтии»; разного рода презентации и семинары: так, в 1996 г. «Деловой Петербург» провел семинар «Реклама банковской деятельности и финансовых услуг», на котором было почти 100 участников. Чтобы привлечь потенциальных покупателей на газетных киосках, в вестибюлях метрополитена на стендах крепятся анонсы главных новостей каждого номера.
СМИ как предприятие
Однако и сегодня уже стало традицией снижать на 300 руб. стоимость подписки для первых 500 подписчиков. Но в практику вносятся коррективы. Так, все подписавшиеся в январе 2004 года получили сувениры (ручку, календарь и футболку с логотипом газеты), среди подписчиков была разыграны две путевки в Грецию. Интересен и такой прием, как завтрак с «Деловым Петербургом» в кафе «Идеальная чашка», когда посетителей ставят перед альтернативой: газета без завтрака продается здесь по номинальной цене, а с завтраком — на 5 рублей меньше.
Однако в комплексе маркетинга особо интересна такая составляющая, как распространение издания.
4.2.1.1. Распространение издания
Распространение периодического издания как бы итожит работу коллектива редакции и преследует цель полностью реализовать весь тираж издания и получить наибольший доход. Это стратегия распространения, а тактика — выбор методов распространения и определение в связи с этим структуры тиража. Существуют пять методов — подписка, розница, оптовая продажа, бесплатная доставка издания, распространение через Интернет. Большинство изданий пользуются услугами монополистов — Роспечати и Роспочты. Но обращаются и к альтернативным организациям. В Санкт-Петербурге, например, коммерческая фирма «Петербург-экспресс» занята распространением (подпиской и доставкой) семи ведущих газет города. Кстати, эта служба проводит и персональную подписку — на каждом экземпляре газеты указано имя человека, которому он будет доставлен. Что же касается «Делового Петербурга», то его редакция бесплатно подписывает на свою газету 900 организаций, которые сотрудничают с изданием: это пресс-службы властных структур, крупные фирмы, ньюсмейкеры и т. д. А в розницу газета продается в киосках «Роспечати» и на лотках «Союза печатников и распространителей», только за аренду рекламных козырьков на трех киосках на Невском проспекте редакция платит немалые деньга.
Стал хрестоматийным опыт распространения газеты в городе Глазове (Удмуртия). Редакция местной газеты «Красное знамя» открыла для продажи в розницу ларьки и киоски, создала собственную службу доставки газеты подписчикам. Город поделен на 50 участков, каждый из которых обслуживается внештатным помощником редакции, взявшим на себя функции почтальона.
Многие редакции прибегают к помощи уличных распространителей-«ручников»: полученные по оптовой цене газеты они продают у станций метро по договорной, делая свой маленький бизнес. Так, заплатив редакции за экземпляр газеты «На дне» 4 руб., «ручник» выручает от его реализации 10 руб.
Любопытно, что в России в конце XIX в. была официально разрешена продажа газет уличными разносчиками, но при этом обязательным было наличие нагрудной бляхи — номерного знака. Известно «дело» 13-летнего мальчика Ефремова, отданного под суд за незаконную торговлю в Петербурге газетами. В 1872 г. полиция задержала мальчика Егора Яковлева, подвергнув его штрафу в 25 копеек, а крестьянский мальчик Павел Голубин, 12 лет, был освобожден от наказания по малолетству. В 1877 г. было оштрафовано 58 разносчиков, а в мае 1878 г. для упорядочения уличной торговли была учреждена первая Петербургская артель газетных разносчиков, организован «Общий склад для разносной торговли произведениями печати [33].
Глава 4
Итак, комплекс маркетинга — это набор поддающихся контролю со стороны редакции переменных факторов, совокупность которых следует использовать, чтобы вызвать ответную положительную реакцию со стороны читателя.