Д. Журналистика Австралии и Океании

Австралия — пятый континент — занимает одно из ведущих мест в мире по количеству периодических изданий на душу населения. В стране насчитывается свыше пятисот национальных городских и провинциальных газет. Одноразовый



Глава 2

тираж ежедневных воскресных газет, а также журналов с оставляет свыше 12,5 млн экземпляров — это много для страны с населением в 15,7 млн человек.

Крупнейшими ежедневными общенациональными газетами являются «Ост-рэлиан» (The Australian — «Австралиец», 1964 г. основания), мельбурнский «Эйдж» (The Age — «Век», 1854), авторитетный среди австралийской интеллигенции; «Сид­ней морнинг геральд» (The Sydney Morning Herald — «Сиднейский утренний вест­ник», 1831) и «Геральд (The Herald — «Вестник», 1840).

В Австралии один из самых высоких в мире уровень концентрации прессы. Все крупные газеты принадлежат четырем концернам, ведущим между собой ост­рую конкурентную борьбу: «Геральд энд уикли тайме» (Мельбурн), «Джон Фэйр-факс лимитед» (Сидней), «Консолидейтед пресс холдинге» (Сидней) и «Ньюс Корпорейшн» Руперта Мэрдока (Сидней), который заметно выделяется своей ак­тивностью.

Характерной особенностью австралийской печати является большой объем изданий. Так, в номере газеты «Сидней морнинг геральд» 144, а в номере «Эйджа» 130 страниц. Значительны и тиражи многих газет. «Сан ньюс-пикториал» («Ил­люстрированные новости») издается тиражом почти миллион экземпляров, а «Ост-рэлиан» одновременно печатается в пяти городах.

В Австралии широко распространена так называемая провинциальная и «при­городная» печать: 343 провинциальных газеты. 37 из которых — ежедневные. Боль­шинство маленьких городков с населением 10 тысяч и более человек имеют соб­ственные издания. Местная пресса обычно играет важную роль в жизни данного района или городка страны. Однако есть и исключения. «Ньюкастл морнинг геральд» является крупнейшей провинциальной газетой и издается тиражом в десятки тысяч экземпляров. В стране имеется 50 пригородных газет: как и провинциальная пресса, они концентрируют свое внимание на вопросах, представляющих интерес для мест­ного населения. Помимо этого выпускается также 85 газет на 30 иностранных язы­ках — итальянском, греческом и других языках эмигрантов. Их периодичность — в основном 1-2 раза в месяц.

В молодых республиках Океании— этого обширного региона Тихого океана — печать переживает период своего становления. Ежедневных газет практически нет в большинстве стран, получивших независимость 10-15 лет тому назад.

Исключение составляет пресса Папуа-Новой Гвинеи(3,3 млн человек), Фиджи(680 тысяч человек) и особенно Новой Зеландии.Одна из ежедневных газет Фид­жи — «Фиджи тайме» основана в 1869 г. выходит на английском языке тиражом 27 тыс. В Новой Зеландиииздается около 150 газет, Несмотря на малые размеры на­селения (3,4 млн человек), в этой стране издается 28 ежедневных газет, восемь из кото­рых —утренние, а двадцать — вечерние [53]. Крупнейшие из них «Нью-Зиленд геральд» («Новозеландский вестник», 1863); «Ивнинг пост» («Вечерняя почта», 1865). Как и в соседней Австралии, новозеландская пресса характеризуется высоким уровнем моно­полизации и отражает взгляды правящих кругов страны.

Радиовещательная компания, начавшая вещание в Новой Зеландии с 1925 г., была сначала частной и лишь в 1932 г. куплена государством [54]. А в 1988 г. вмес­то одной государственной Вещательной корпорации (Эн-зе-би-си) были созданы две компании: «Телевижи Нью Зиленд лимитед» («Телевидение Новой Зеландии»)

Особенности и основные этапы развития журналистики в XX веке_______________________ 79

и «Рэйдио Нью Зиленд лимитэд» («Радио Новой Зеландии»), которые хотя и ос­тались государственными, но обладают большей независимостью в действиях. Финансирование их идет преимущественно за счет доходов от рекламы.

Согласно исследованию Всемирной газетной ассоциации (WAN), в 2000 г. во многих странах сохранялась тенденция роста газетных продаж. Газеты отвое­вывают утраченные было рыночные позиции. Газеты совершенствуют свою фор­му и содержанию, агрессивно осваивают новые способы распространения информа­ции, открываемые Интернетом. Тиражи ежедневных газет выросли в 25 из 46 стран, а их число возросло в 1999 г. в 22 странах и сократилось -в 13. Для сравнения, в 1996 г. количество ежедневок выросло только в 14 странах, а сократилось в 16. В России начали проводить частичный аудит газетных тиражей. В 1999 г. здесь отмечен их рост (4,4 %) — запущено 45 новых изданий. Теперь в стране почти три тысячи наименований ежедневных газет, что делает Россию крупнейшим рынком «ежед­невок» в мире.

В США продолжается сокращение тиражей, хотя в 1999 г. оно было вдвое мень­ше, нежели в предшествующем (0,4 %). Во многих странах продолжается существен­ный рост рекламных доходов. Совокупный рекламный доход газет в Европе, Се­верной Америке и Азиатско-Тихоокеанском регион вырос в 2000 г. на 20 % по срав­нению с 1987 г. В то же время слабые позиции на национальных рекламных рынках занимают газеты в России и Венгрии (15 %), в Мексике (14 %), на Кипре, в Колум­бии, Перу и Польше (11 %). А газеты в Японии и США за пять лет (1995-1999 гг.) уступили по 2 % своей рыночной доли и по 1 % с 1998 г. [55].

Наши рекомендации