Особенности и основные этапы

РАЗВИТИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ В XX ВЕКЕ

Двадцатый век внес существенные перемены в содержание журналистики — к печатным масс-медиа присоединились электронные.

СОВРЕМЕННЫЕ СМИ РОССИИ

Буржуазно-демократическая революция 1905 г. вызвала острый интерес насе­ления к политическим темам и существенно изменила систему средств массовой информации. Царским Манифестом от 17 октября 1905 г. было объявлено о свободе слова, разрешена политическая полемика в газетах (конечно, при этом запрещены были призывы к ниспровержению государственного строя насильственным путем, а также разжигание религиозной, национальной вражды). С гласностью стали возни­кать политические партии, из подполья вышли социал-демократические, эсеровские газеты, были вновь созданы газеты и журналы партий народных социалистов, «на­родной свободы», «17 октября», трудовиков, промышленников, кадетов и т.д. Это были новые типы изданий: газеты-манифесты, газеты-призывы, дискуссионные ли­стки. Благодаря партийным, профсоюзным, молодежным, сатирическим газетам чис­ло периодических изданий с 1900 по 1906 гг. возросло с 1002 до 1797 [1].

Правда, уже через год, в 1907 г., количество изданий сократилось до 1542 — сказались меры правительства по стабилизации общества, введение судебной от­ветственности за подстрекание к разрушению государственности. Экстремистские партийные издания были запрещены.

Тем не менее, 1909-1913 годы были периодом цивилизованной гласности и расцвета российской прессы. В стране действовала Конституция, работал парла­мент, права цензуры ограничивались законом. Оппозиционные правительству партии имели право на издание легальных газет: большевистская фракция РСДРП в Госдуме издавала газеты «Звезда», «Невская звезда», «Рабочий», «Правда»; пра­вое крыло кадетской партии — газету «Речь», партия народных социалистов — журнал «Русское богатство» и т.д. К 1913 г. система российской прессы рассчиты­вала почти 3 тысячи названий, а к 1918 — почти 4 тысячи.

В то же время рост числа изданий обуславливается во многом стремлением получить приличные доходы. «Не подлежит сомнению, что издательская пред­приимчивость в области современной печати в настоящее время ничем не отлича­ется от прочих видов коммерческих предприятий», — считал тогдашний министр внутренних дел М. Л. Горемыкин [2].

К 1917 г. Россия обладала мощной для своего времени прессой. Различные периодические издания выходили более чем в 180 городах. Годовой тираж москов­ских газет превышал 450 миллионов экземпляров, в Петербурге выпускалось пол­торы сотни газет и более 400 журналов. По числу газет и журналов, а также по





Глава 2

структуре и организации печатного дела Россия не уступала старым газетным дер­жавам — Англии, Франции, Германии.

Февральская революция внесла коррективы в расстановку сил на информа­ционном рынке. Откровенно черносотенные издания вроде «Земщины» были за­крыты. Господствующее положение в буржуазной прессе получила кадетская пе­чать. Более 150 газет издавали мелкобуржуазные партии: меньшевики, эсеры, тру­довики, анархисты, в то время как большевики внутри страны в феврале 1917 г. не издавали ни одной газеты [3].

Поступательное развитие прессы было остановлено Октябрем 1917 г. Образо­вание на Втором съезде Советов новой государственной власти вызвало яростную критику со стороны оппозиционной прессы. Так, на другой день после большевис­тского переворота — 26 октября — эсеровское издание «День» публикует статью «Преступление совершилось», а газеты «Речь», «Народное дело», «Воля народа», «Утро России» оценили вооруженное восстание большевиков как плод «полити­ческого безумия и авантюризма». В ответ последовали экстренные меры: уже 26 ок­тября по постановлению Петроградского и Московского Военно-революционных комитетов 10 наиболее крупных буржуазных газет, в том числе «Речь», «День», «Биржевые ведомости», «Русское слово», «Утро России», были закрыты, однако некоторые из них возобновили свое издание под другими названиями. Чтобы меры, принимаемые против оппозиционной прессы, были более действенными, имели силу закона, Совет Народных Комиссаров, или Совнарком, 27 октября 1917 г. при­нял Декрет о печати, которым немедленному закрытию подлежали газеты и жур­налы, призывающие к открытому сопротивлению или неповиновению правитель­ству; сеющие смуту путем клеветнического извращения фактов; призывающие к деяниям уголовно наказуемого характера. Так как под эти формулировки можно было подвести любое неугодное власти резкое высказывание, любую критику дей­ствий правительства, то практически все издания были закрыты. Этому способ­ствовало создание 28 января 1918 г. Революционного трибунала печати. В стране осталась лишь печать, подотчетная большевистской партии.

Принятие «Декрета о печати» вызвало бурю протеста даже со стороны социалисти­ческих изданий. 26 ноября 1917 г. Союзом русских писателей была издана однодневная «Газета-протест». В числе ее авторов В. Короленко, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, а также В. Засулич, А. Потресов. О характере опубликованных в газете мате­риалов свидетельствуют их заглавия: «Слова не убить», «Осквернение идеала», «На­сильникам», «Красная стена», «Протесты против насилия над печатью». Аналогично позицию по отношению к декрету занимал А. М. Горький. Называя отношение к сво­боде слова со стороны большевиков «позорным», 20 ноября он писал в «Новой жиз­ни»: «Чем отличается отношение Ленина к свободе слова от такого же отношения Столыпиных, Плеве и других полулюдей? Не так ли же Ленинская власть хватает и тащит в тюрьму всех несогласномыслящих, как это делала власть Романовых?»

Декретом было обещано, что «как только новый порядок упрочится, то для печати будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед су­дом...» [4]. Ждать этого пришлось 73 года.

Главную задачу в сфере журналистской работы большевики видели в разъяс­нении населению преимуществ нового политического строя. «Нам надо... позабо-

Особенности и основные этапы развития журналистики в XX веке______________________ 59

титься о том, — писал В. И. Ленин в первоначальном варианте статьи «Очередные задачи советской власти» в марте 1918 г. — чтобы масса необыкновенно ценного ма­териала, который имеется налицо в виде опыта новой организации производства в отдельных городах, в отдельных предприятиях, в отдельных деревенских общинах, — чтобы этот опыт стал достоянием масс» [5]. Налаживание в короткий срок большой сети периодических печатных изданий помогло решению этой задачи. Уже в начале 1918 г. в стране на смену дореволюционным СМИ пришли 884 газет и 753 журнала, а год спустя общее число газет достигло почти 1000 наименований [6]. Это происхо­дило в нелегких условиях становления печати, издательского дела, острой нехватки журналистских кадров, недостатка опыта повседневной редакционной работы.

Вслед за партийными, комсомольскими, советскими и профсоюзными издани­ями появляются крестьянская, военная, экономическая печать, издания на нацио­нальных языках, женская периодика, литературно-художественные и сатирические издания. Начали выходить такие центральные газеты, как «Красная звезда» (1924 г.), «Комсомольская правда» (1925 г.), «Пионерская правда» (1925г.). В начале трид­цатых годов на смену социально-классовому принципу дифференциации печати (закрепленному в названиях газет «Рабочий и пахарь», «Серп и молот», «Беднота» и т.д.) приходит территориально-отраслевой как стремление общества к социаль­ной однородности; развивается система районных и многотиражных газет, учреж­даются отраслевые средства массовой информации:«Сельскохозяйственная газета», «За пищевую индустрию», «Легкая индустрия» и др.

В годы Великой Отечественной войны, несмотря на сокращение количества периодических изданий, пресса сыграла огромную роль в борьбе с врагом. Фрон­товые, армейские, дивизионные и другие военные газеты вселяли в бойцов веру в победу, звали на боевые подвиги. Большое значение имели партизанские и под­польные газеты и листовки, выпускавшиеся в оккупированных врагом районах.

Но и после войны в содержательном плане печать прославляла руководящую роль большевистской партии в жизни общества, показывала нового героя, готово­го принести себя в жертву ради коммунистического будущего, рассказывала о че­ловеке, чьи действия и помыслы направлены на процветание страны.

Журналистика формировалась в условиях тоталитаризма, основанного на иде­ях о принципиальной одномерности политической, экономической, социальной и духовной жизни общества, что предполагало существование лишь двух цветов — «черного» и «белого», наличие идейного врага и непременной веры в светлое «зав­тра». На тридцатые годы в СССР пришелся пик репрессий и террора, шли процес­сы над «врагами народа». Средства массовой информации не только рассказывали о ходе судебных заседаний, но и не скрывали своих оценок по поводу происходя­щего и людей, оказавшихся на скамье подсудимых. Читая обличительные коррес­понденции, советские люди задолго до вынесения судебного приговора уже не со­мневались в «преступном замысле» обвиняемых.

В период оттепели, наступившей после смерти И. В. Сталина в 1953 г., содержа­ние прессы заметно изменилось: больше стало материалов с мест, появились новые темы, связанные с экономикой, преобразованием сельского хозяйства (освоением целинных и залежных земель), с жилищным строительством, журналисты анализи­ровали и жизненные ситуации, злободневные проблемы стали обсуждаться за «круг-



Глава 2

лым столом» редакции, на «деловом клубе» газеты. Начала преодолеваться инфор­мационная оторванность СМИ друг от друга после того, как созданный в 1957 г. Союз журналистов СССР стал проводить семинары по обмену опытом.

Семидесятые-восьмидесятые годы вошли в историю журналистики не только глубокими материалами публицистов, ставших известными всей стране (А. Агранов­ский, А. Ваксберг, В. Селюнин, О. Чайковская, Ю. Рост и др.), но и блестящей плеядой ученых, разрабатывающих различные аспекты теории и практики СМИ (А. Ф. Береж­ной, Е. А.Блажнов, В. М. Горохов, С. М. Гуревич, Я. Н. Засурский, В. И. Здоровега, В. Д.Пельт, Е. П. Прохоров, В. М. Теплюк, В. В. Ученова, М. С. Черепахов, В. А. Шанд-ра, Ю. А. Шерковин, Ю. А. Шкондин и др.).

В условиях авторитаризма и однопартийности были установлены жесткий контроль над печатным словом, журналистскими кадрами и непререкаемая иерар­хия: подчиненность редакций средств массовой информации партийным комите­там, отделам пропаганды Обкома или ЦК КПСС.

В СССР функционировало ограниченное число центральных газет и телера­диокомпаний. Для выпуска центральных отраслевых газет, таких как «Социалисти­ческая индустрия», «Сельская жизнь», «Советская культура», потребовались ре­шения политбюро ЦК КПСС. В 70-е годы в Ленинграде выходили 90 фабрично-заводских и 22 вузовские многотиражки, В то же время пятимиллионный город издавал лишь три ежедневные газеты — «Ленинградскую правду», молодежную «Смену», «Вечерний Ленинград», а также «Ленинские искры» (для пионеров, триж­ды в неделю). В 80-е годы к ним добавился еженедельник «Строительный рабо­чий». XX век — век электроники. Но в городе многие годы были только одна теле­студия и одна радиостанция — Ленинградское радио. Правда, широкое распрост­ранение получило местное радио — редакции радиовещания были организованы в каждом районе, на каждом крупном предприятии.

Жизнь советских (российских) средств массовой информации, долгое время зажатых в тисках жесткой политической цензуры, стала меняться с началом поли­тической гласности. На первом этапе ее развития (1985-1987 гг.) возросло значе­ние внутриполитических тем, что привело к росту политизированных публикаций. Появился особый тип журналистики, который отличался нетерпимостью к суще­ствующим порядкам и активной поддержкой новых политических и экономичес­ких движений. В то же время организационные основы и структуры собственности средств массовой информации еще не были затронуты.

На втором этапе изменений (1988-1989 гг.) на улицах стали продаваться много­численные полуофициальные газеты «Народный фронт», «Набат», «Позиция», «Демок­ратическая Россия» и др. Как правило, подобные издания существовали недолго, но их возникновение позволило множеству запретных тем выйти из подполья. Этот относи­тельно недолгий период стал своего рода «звездным часом» самиздатовской прессы.

Изменившиеся общественные условия и внедрение частных форм собствен­ности в экономике вызвали к жизни новые периодические издания.

Газеты стали первыми очагами рыночной экономики, если не считать полуку­старных кооперативов, возникших на заре перестройки. Они одни из первых полу­чили свободу в ценообразовании, возможность распоряжаться большей частью прибыли, пользоваться альтернативными методами сбыта газетной продукции.

Особенности и основные этапы развития журналистики в XX веке



В 1990-1991 гг. {третий этап) появились первые арендные, совместные пред­приятия и акционерные общества. Одновременно и средства массовой информа­ции стали юридическими лицами и начали вести хозяйственную деятельность; в штатах многих редакций возникли должности коммерческого директора, реклам­ного агента, маркетолога.

Но правовую основу издания газет, журналов, радиостанций, независимых телекомпаний, информационных агентств заложил принятый 27 декабря 1991 г. закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», законодательно закрепивший недопустимость цензуры и установивший регистрационный (а не разрешительный) принцип организации средств массовой информации.

Еще 7 мая 1895 г. петербургский профессор А. С. Попов продемонстрировал созданным им прибор — первую в мире радиостанцию. В конце января 1920 г. ра­диотелефонный передатчик мощностью 300 ватт, сконструированный в нижего­родской лаборатории, впервые передал, а Москва приняла по радио человеческую речь. В 1921 г. из Казани были доставлены в столицу изготовленные радиоспециа­листами усилительные установки, громкоговоритель с рупором установили на бал­коне здания Моссовета, и первая речь, произнесенная у микрофона внутри здания, была слышна на улице. В середине 1922 г. в Москву из Нижнего Новгорода была привезена в то время самая мощная в мире 12-киловаттная станция, которая 12 сен­тября того же года передача в эфир первый большой радиоконцерт. В 1924 г. ра­диовещательные станции были построены в Ленинграде, Киеве, Нижнем Новго­роде. В 1929 г. в СССР было уже 23 станции, в 1937 г. — 90.

Российское телевидение прошло несколько этапов развития.

Первый этап (1900-1930 гг.) впечатляет динамикой — от научных опытов, изоб­ретений и открытий русских ученых в области передачи изображения и звука на расстояние до появления регулярного телевизионного вещания; так, первую в мире электронно-лучевую трубку — основу для передачи и приема изображений — со­здал в 1910 г. профессор Петербургского университета Б. Л. Розинг.

Второй этап начался с первой опытной телепередачи, которую провел в 1931 г. Все­союзный электромеханических институт совместно с Московским радиоузлом. Аппара­тура тогда была несовершенна, но ученые продолжали исследования и через три года прошла новая серия передач, которые проводились из студии после окончания програм­мы радиовещания и длились всего по 30 минут. А в 1938 г. были построены первые теле­визионные центры в Москве и Ленинграде. Развитие телевидения задержала война.

Первые массовые телепередачи начались в Москве в 1946 г., в Ленинграде — в 1948 г., в Киеве — в 1951 г., затем разворачивается строительство телецентров и в дру­гих городах. Период закончился в шестидесятые годы созданием системы центрально­го, республиканского и местного телевидения и возникновением массового вещания.

Третий этап (конец 1960-х — 1990-е гг.) массовое вещание стало многопро­граммным. Появилось кабельное телевидение, которое увеличивает возможности локального вещания, уподобляясь специализированным газетам и журналам. Син­тез телевидения и печати привел к возникновению телетекста, а объединение теле­видения с компьютером — к невиданной области коммуникации — телематике, да­ющей возможность получать на экране любую информацию системы массового или группового вещания, индивидуальной трансляции.



Глава 2

Появление в эфире коммерческих телекомпаний, а также зарубежных теле­программ определило начало четвертого периода в истории отечественного теле­видения в 1990-х гг., когда вместе с распадом СССР начала разрушаться система прежнего централизованного государственного управления телевидением, возни­кает конкурентная борьба за телезрителя между различными телеканалами, меж­ду государственным, общественным и коммерческим вешанием.

Ни одно из средств массовой информации не имеет столь короткой и в то же время насыщенной истории. В основе этого лежат достижения в науке, технике, тех­нологии и развитие новых форм товарно-денежных отношений.

Бросим взгляд на десятилетия истории российской-советской-российской журналистики XX века.

• 1901-1910 гг.В стране в 1901 г. выходит 1002 издания (70 ежедневных газет, 226 коммерческих), в 1908 — 2028, в 1909 г. — 2543 издания. Первые журналы для женщин — «Женский вестник» (1904, М. И. Покровская); «Дамский мир» (1906-1917, графиня А. 3. Муравьева), «Женщина» (1908, С. 3. Богельман).

• 1911 — 1920 гг.В 1913 г. в Петербурге выходит 628 изданий. В 1917 г. систе­ма российской прессы насчитывала 4700 названий. Выход в 1914 г. журнала «Работница».

• 1921 - 1930 гг.В 1922 г. первый радиоконцерт. В 1929 г. в СССР выходит 955 газет.

• 1931-1940 гг.Социально-классовый принцип печати меняется на террито­риально-отраслевой. Развитие сети многотиражек.

• 1941-1950 гг.Преобладание военной тематики, фронтовыми журналистами становятся писатели. Начало работы телевидения в Москве (1946 г.) и Ле­нинграде (1948 г.).

• 1951-1960гг. Начало работы телевидения в Киеве (1951 г.).

• 1961-1970 гг.Политическая оттепель, но журналистов называют «подруч­ными партии».

• 1971-1981 гг.Выход еженедельных газет производственных объединений.

• 1981-1990 гг.Появились первые частные издания. Выход из подполья самиз-датовских изданий. Гласность.

• 1991-2000 гг.Отмена цензуры. Свобода слова. С января 1991 г. по сентябрь 1992 г. число газет и журналов, выходящих в Петербурге и Ленинградской области, возросло с 240 до 805. Появление частных и акционерных телера­диокомпаний, возникновение издательских домов и холдингов.

Наши рекомендации