Особенности информационной инфраструктуры в национальных границах различных стран
Инфраструктура (лат. infra — под, structural — строение) — неотъемлемая часть материально-технической базы общества, при помощи которой создаются условия для эффективного развития и функционирования общественного производства. Инфраструктура включает дороги, различные виды связи, коммуникации, материально-технического снабжения и т. д., представляя собой систему органического взаимодействия всех сфер общественного производства. Термин «инфраструктура» появился в конце 40-х гг. XX в. и был заимствован из военного лексикона, где им обозначался комплекс вспомогательных сооружений, обеспечивающих действия вооруженных сил. В настоящее время он широко используется в экономической географии (при анализе проблем размещения производительных сил), в социологии, что является отражением возросшего значения инфраструктуры для эффективного функционирования социального организма.
С точки зрения теории и практики массовой информации можно рассматривать четыре виды инфраструктуры: компьютерную, информационную, интернетовскую, социальную.
Компьютерная инфраструктура: количество персональных компьютеров на душу населения; количество домашних компьютеров в расчете на семью; соотношение числа ПК, установленных в государственном секторе и числе ПК, установленных в коммерческих структурах; количество ПК для обучения студентов и для учебных заведений; процент персональных компьютеров, объединенных в сети; расходы на компьютерное оборудование и программное обеспечение.
Информационная инфраструктура: количество телефонных линий на семью; количество сбоев на линию; стоимость переговоров на местных телефонных лини-
Социально-политические реформы общества и возникновение журналистики45
ях; количество телевизоров на душу населения; количество факсов на душу населения; количество сотовых телефонов на душу населения; число абонентов кабельного телевидения.
Интернетовская инфраструктура: объем электронной торговли; количество домашних пользователей Интернета; количество пользователей Интернет в бизнес-целях; количество пользователей Интернета для обучения.
Социальная инфраструктура: число учащихся средних школ; число учащихся школ третьей ступени; число читателей прессы; свобода печати, гражданские свободы.
С учетом этих показателей в каждой конкретной стране разработан индекс информационного общества ИИО в баллах. По этому индексу 55 основных стран мира подразделяются на четыре группы: «лидеры» (skaters), «догоняющие лидеров» (striders), «движущиеся рывками» (sprinters), «бредущие» (strollers).
Лидеры (Skaters)
Место | Страна | Балл 2000г. | Балл 1999 г. |
1. | Швеция | ||
2. | США | ||
3. | Финляндия | ||
4. | Норвегия | ||
5. | Дания | ||
6. | Канада | ||
7. | Голландия | ||
8. | Швейцария | ||
9. | Австралия | ||
10. | Япония | ||
11. | Сингапур | ||
12. | Великобритания | ||
13. | Германия |
Догоняющие лидеров (Striders)
Место | Страна | Балл 2000г. | Балл 1999 г. |
14. | Гонконг | ||
15. | Бельгия | ||
16. | Австрия | ||
17. | Новая Зеландия | ||
18. | Тайвань | ||
19. | Ирландия | ||
20. | Израиль | ||
21. | Франция | ||
22. | Корея | ||
23. | Италия | ||
24. | Испания | ||
25. | ОАЭ | ||
26. | Португалия | ||
26. | Чехия | ||
28. | Венгрия | ||
29. | Греция |
Глава 1
Движущиеся рывками (Sprinters)
Место | Страна | Балл 2000 г. | Балл 1999г. |
30. | Польша | ||
31. | Румыния | ||
32. | Чили | ||
33. | Аргентина | ||
34. | Коста-Рика | ||
35. | Малайзия | ||
36. | Болгария | ||
37. | Панама | ||
38. | Южная Африка | ||
39. | Венесуэла | ||
40. | Россия | ||
41. | Саудовская Аравия | ||
42. | Бразилия | ||
43. | Эквадор | ||
44. | Мексика | ||
45. | Турция | ||
46. | Колумбия | ||
47. | Филиппины | ||
48. | Таиланд |
Бредущие» (Strollers)
Место Страна Балл 2000 г. Балл 1999г.
Ж Иордания 942 916
50. Египет 931 853
51. Китай 915 776
52. Индонезия 888 776
53. Перу 877 983
54. Индия 871 793
55. Пакистан 719 657
Источник: Уэлч У. Цифровая эра. Приливная волна прогресса // Новое время. 2000. № 13.
Одним из показателей социальной инфраструктуры является число читателей прессы, а следовательно, и объем газетных изданий. В 1986 г. вышел краткий справочник «Зарубежная печать», в котором были представлены 3840 газет и журналов из 204 государств. Из справочника можно было легко вычислить и список газет-ветеранов, продолжающих выходить триста и более лет — с XVII в. Их оставалось мало — всего 23 издания, что свидетельствует о сложном и тернистом пути мировой журналистики. В то же время отмечалось, что в таких странах, как Вануату, Тонга, Папуа-Новая Гвинея и некоторых других, нет ежедневных газет. С той поры прошло 15 лет, конечно, многое изменилось в мире, но информационное воздействие прессы в разных странах по-прежнему неодинаково. По данным газеты «Монд», в 1996 г. на 1000 жителей Швеции приходилось 600 экземпляров газет, Японии — 567, Швеции и Финляндии - по 464, Швейцарии - 365, Сингапура - 345, Люксембур-
Социально-политические реформы общества и возникновение журналистики 47
га — 338, Австрии и Великобритании — по 317, Германии — 314, США — 225 (15 место), Франции — 156 экземпляров (22 место), а по продаже ежедневных газет первое место занимала Япония — 72 млн экземпляров, далее шли Россия — 30 млн, Германия — 25,4, Индия — 23,8, Великобритания — 18,3, Франция — 8,9, Бразилия — 6,5, Италия — 6,2 млн экземпляров [52].