Крупнейшие собственники СМИ за рубежом

Первый в истории газетный трест Скриписа возник в США. Вслед за ним там же появились газеты треста Херста, Мак-Кормика, Паттерсона и другие. В Соеди­ненных штатах Америкисегодня — 1700 ежедневных газет. Их общий разовый тираж составляет свыше 60 млн экземпляров, 70 % которых приходится на долю 149 газетных трестов, синдикатов и компаний. Ведущее место среди них занимают «Ганнет компани, инкорпорейтед», «Найт-Риддер ньюспейперз, инкорпорейтед», «Херст корпорейшн», «Трибюн компани», «Нью-Йорк тайме компани», «Нъю Аме­рика паблишинг», группа Руперта Мэрдока, «Тайме миррор компани», газетный трест Ньюхауза.

Процесс концентрации и монополизации в издательском деле превратил прессу в одну из важных отраслей американской экономики. Десять газетных компаний вхо­дят в число 500 наиболее крупных американских корпораций. «Ганнет компани» в июле 1995 г. приобрела за 1,7 млрд долларов компанию «Малитмедиа», выпускающую 11 ежедневных и 49 других изданий, а также владеющую системами кабельного теле­видения и вещательными станциями. Таким образом, «Ганнет компани» стала еще более мощной: 93 газеты с общим тиражом 6,4 млн экземпляров, 15 телестанций, 13 ра­диостанций и 450 тысяч подписчиков кабельного телевидения [44]. А «Пулитцер паб­лишинг компани», владеющая только тремя газетами в Тусоне (Аризона) и Сент-Луи­се, купила в 1996 г. за 214 млн долларов целую компанию провинциальной прессы «Скриппс лиг ньюспейперс» с 16 ежедневными и 30 еженедельными газетами — тира­жом от несколько от нескольких тысяч до 32 тыс. экз. на Среднем Западе и Западе [45].

В 1990-х годах несколько изменилась стратегия купли-продажи газет. Если раньше газетную собственность приобретали хаотично, то с 1995 г. перешли на гео­графический принцип — «пачками» в одном месте, там, где уже у компании имеют­ся свои газеты, чтобы легче было ими управлять. Так сделала корпорация «Найт-Риддер» в 1995 г., купив компанию «Лешер коммьюникейшнз» с пятью газетами в Калифорнии, где у нее уже есть газета «Сан Хосе меркюри ньюс». Так же поступи­ли компании «Холлингер» и Дина Синглтона в 1996 г. [46].

В Великобритании,как и в других странах, последние десятилетия идет про­цесс концентрации прессы в руках немногочисленной групп газетных концернов,

Социально-политические реформы общества и возникновение журналистики41

а также транснациональных объединений. Газетный рынок с Мэрдоком делят круп­нейшие газетно-издательские монополии.

Так, группе лорда Ротермира — «Ассошиэйтед ньюспейперз», совмещаюшей га­зетное дело с ресторанным и нефтяным бизнесом, принадлежат газеты «Дейли мейл» и «Мейл он санди», акции четырех коммерческих радиостанций. В концерн входят несколько провинциальных газетно-издательских компаний, а также газет­ные компании «Нортклиф ньюспейперз груп» и «Ивнинг стандарт», издающие лондонскую вечернюю газету «Стандард» (The Standard — «Знамя»). Группа по­лучает большие доходы от добычи нефти в Северном море, имеет вклады в ресто­ранный бизнес, является крупным земельным собственником.

«Миррор груп консорциум» — газетный концерн, один из крупнейших в Европе. Принадлежит издательскому объединению «Бритиш принтингэнд комьюникейшн корпорейшнл», издательской компании «Пергамон пресс». Ее президент Роберт Максвелл погиб в 1991 г. при невыясненных обстоятельствах: его тело обнаружили в океанских волнах недалеко от собственной яхты. Дело продолжили его сыновья. Концерн издает две ежедневные общенациональные газеты «Миррор» и «Спортинг лайф» («Спортивная жизнь»), воскресные «Санди пипл» и «Санди миррор».

«Томсонридженл ньюспейперз», входит в группу Томсона, канадского газетно­го магната. Контролирует 14 ежедневных, в основном провинциальных газет, вклю­чая шотландские издания «Дейли рекорд» (Daily Record — «Ежедневные события»), «Санди мейл» и «Скотсмен» (The Scotsman — «Шотландец»), одну воскресную и 40 еженедельных.

Газетный трест «Нъюс интпернэшнл» принадлежит австралийскому магнату Ру­перту Мэрдоку, принявшему в 1985 г. гражданство США. Объединяет компании: «Тайме ньюспейперз» (издает общенациональные газеты «Тайме» и «Санди тайме») и «Ньюс груп ньюспейперз (издает газеты — общенациональную «Сан» и воскрес­ную «Ньюс оф уорлд», имеющие самые высокие, свыше 4 млн каждая, тиражи).

«Юнайтед ньюспейперз» — газетно-издательский концерн принадлежит фи­нансисту Дэвиду Стивенсу. Издает общенациональные газеты «Дейли стар», «Дей­ли экспресс», «Санди экспресс»; выпускает сотни провинциальных газет, из кото­рых крупнейшей являются «Йоркшир пост», журналы «Панч», «Кантримен» и ряд других.

Германия.В 1947 г. в Гамбурге Аксель Цезарь Шпрингер основал газетно-изда­тельский концерн, который в 1970 г. был преобразован в акционерное общество «Ак-сель-Шпрингер-ферлаг». Контрольный пакет акций (51 %) принадлежит издатель­ствам Шпрингера (26,1 %) и братьям Фридеру и Хуберту Бурда (24,9 %), которые определяют политику концерна. Интересы других акционеров (49 %) представляют «Немецкий банк», химический концерн «Шеринг», торговая фирма «Отто-ферзанд» и концерн «Мерседес-аутомобиль-холдинг». После смерти Шпрингера в 1985 г. боль­шая часть его акций перешла к его вдове Фриде Шпрингер.

Концерн Шпрингера выпускает свыше 80 % тиражей всех ежедневных и вос­кресных газет, издаваемых в Германии, ему принадлежит пять крупнейших еже­дневных газет — «Вельт» (Die Welt — «Мир»), «Бильд» (Bild — «Иллюстрирован­ная газета»), «Гамбургер абенблат» (Hamburger Abendblatt — «Гамбургский вечер­ний листок»), «Бильд Берлин», две воскресные газеты «Бильд ам зоннтаг» (Bild



Глава 1

am Sonntag — «Воскресная иллюстрированная газета») и «Вельт ам зонтаг» (Welt am Sonntag — «Мир в воскресенье»), еженедельные иллюстрированные журналы радио и телевидения «Херцу» и «Функ ур».

Активную роль в печатном мире страны играет концерн «Бертелъсман», имею­щий финансовые интересы во всех средствах массовой информации, книгоизда­тельстве, кинематографии. «Бертельсман» является владельцем второго по вели­чине, после шпригеровского, газетно-журнального издательства «Грунер унд Яр» (Gruner und Jahr AG), которому принадлежит такое влиятельное издание, как жур­нал «Штерн» (тираж свыше 2 млн) и еженедельная газета «Цайт», журналы «Ка­питаль» и «Гео», иллюстрированные издания для молодежи и женщин. Полити­ческим весом обладает выпускаемый в Гамбурге объединением Аугштейна ежене­дельник «Шпигель» (Der Spiegel — «Зеркало», тираж свыше млн экз.).

Газетно-издательское объединение в Мюнхене «Зюддойчер-ферлаг» (Suddeut-scher-Verlag) издает ежедневную проправительственную газету «Зюдддойче цайтунг» («Южногерманская газета») и вечернюю «Абендцайтунг».

Издательский концерн «Генрих Бауэр-ферлаг» (Heinrich Bauer-Verlag) принадле­жит Генриху Бауэру. Наряду с «Грунер унд Яр» играет ведущую роль в выпуске иллюст­рированных журналов. Издает иллюстрированные журналы «Квик» (Quick — «Быст­рый»), «Нойе ревю» (Neue Revue — «Новое обозрение»), «Пралине», еженедельную га­зету «Нойе блат» (Das Neue Blatt — «Новый листок»), еженедельный журнал «Браво».

Франция.Группа «Ашетт» (Le groupe Hachette) была основана еще в 1826 г. Она контролирует работу издательств «Грассе-Фаскель», «Файяр», «Сток», «Ле Шен», «Мазорин» и др., производит почти треть общего количества учебников по различным дисциплинам, обладает монополией на продажу книг, в значительной степени контролирует продажу газет и журналов через фирму «Нувель мессажри де ла пресс паризьен», где владеет 49 % акций. Выпускает серии изданий: «Великие художники», «Популярная медицина», «Музеи» и т.п. Ежегодно издает 70 млн экз. книг, два десятка газет и журналов, в том числе «Журналь дю диманш» (Le Journal du Dimanche — «Воскресная газета»), «Эль» (Elle — Она»), «Теле-сет жур» (Tele 7 jours — «Теленеделя») и др., что составляет 15 % журнальной продукции Франции. Общая численность персонала «Ашетт» 20 тыс. человек.

Группа 9pcana_(Le groupe de presse Hersant) основана в 1950 г. Робером Эрса-ном (умер в 1996 г.). Первым его изданием был журнал для автолюбителей «Ото-журналь» В настоящее время группа Эрсана контролирует 20 % всей печатной га-зетно-журнальной продукции Франции, финансирует ряд изданий Бельгии. На­следники Р. Эрсана являются владельцами шести издательских компаний (самая крупная из них — концерн «Сокпресс»), выпускающих в столице и в провинции 18 ежедневных газет, 9 общеполитических еженедельников, 10 специализирован­ных журналов. Среди них влиятельные ежедневные газеты «Фигаро», «Франс-суар» (France-Soir — Франция вечером»), «Паризьен либере» (Le Parisien Libere — «Освобожденный парижанин») — в Париже, «Дофине либере (Le Dauphine Libere — «Освобожденная Дофине») — в Гренобле, «Пари-Норманди» — в Руане, «Сюд-Уэст» (Sud-Ouest — «Юго-Запад» — в Бордо и др. На предприятиях Эрсана рабо­тает свыше 10 тыс. человек. Однако группа с начала 90-х гг. переживает экономи­ческие трудности. Уже в 1994 г. ее долги составляли 4 млрд франков, а доходы от

Социально-политические реформы общества и возникновение журналистики43

рекламы в 1990-1993 гг. снизились с 4 млрд до 2,6 млрд франков [47]. Эрсан был вынужден поэтому продать большинство изданий, принадлежащих ему в Восточ­ной Европе, закрыть некоторые газеты в Центральной Европе, объединить три газеты в одну во Франции. Впрочем трудности переживали не только издания, при­надлежащие Эрсану. В течение последних лет борется за сокращение дефици­та газета «Либерасьон». В 1994 г. были истрачены огромные деньги на преобразо­вание издания (третье по счету!), но они не оправдались, и жестокий кризис при­вел к передаче контрольного пакета акций промышленной группе «Шаржер».

Появление на французском рынке в конце 70-х гг. XX в. немецкой группы Бер-тельсмана, а в начале 90-х гг. английской ЕМАП резко изменило журнальный ры­нок Франции, где доминировала группа «Ашетт». К тому же в 1995 г. одна из круп­нейших в мире групп в области телекоммуникаций «Алъкателъ-Алъстом» приоб­рела 21 % акций французской группы «Гавас». Взамен «Гавас» получила филиал «Алькатель Женераль оксиданталь», который объединяет журнальную периодику («Экспресс», «Пуэн» и др.), издание книг, вклады в радиостанции (в частности, в «Ностальжи») и телестанции («Евроньюс»). Таким образом, «Гавас» становится мощной группой журнальной периодики. А группа «Ашетт» вынуждена укреплять свои позиции за пределами Франции. В 1995 г. ее деятельность в США принесла ей 3 млрд франков, в Испании — 630 млн, в Азии и Океании — 200 млн [48]. В том же году «Ашетт» приобрела у Мэрдока журнал «Мирабелла» и заключила согла­шение с «Комсомольской правдой» об издании в Москве и Санкт-Петербурге рус­ского варианта женского журнала «Эль» (это его 27-е издание за рубежом) [49].

Канада.Группа Томсона (The Thomson Group) — крупнейший транснациональ­ный газетно-журнальный концерн. Штаб-квартира в г. Торонто, основан в конце 20-х гг. канадским магнатом-миллионером лордом Роем Томсоном (умер в 1976 г.). Дело Томсона продолжил его сын — лорд Кеннет Рой Томсон. Объединяет изда­тельские и радиотелевизионные компании, действующие в Канаде, США, Великоб­ритании, ряде стран Азии и Африки. Группе Томсона принадлежат также нефтяные и газовые предприятия, транспортные, торговые, страховые, финансовые, туристские компании, предприятия сферы обслуживания. Но самые большие прибыли концерн получает от средств массовой информации. Издательства Томсона выпускают около 200 газет и более 100 журналов, в том числе в США и Великобритании.

В Торонто находится газетно-издательский трест «Саутэм инкорпорейтед» (Southam Incorporated), созданный в 1927 г. и объединяющий существующие с XIX в. издательские компании семейства Саутэм. Издает 11 ежедневных газет, в том чис­ле «Газетт», «Калгари геральд» («Вестник Калгари»), «Провинс» («Провинция»), «Ситизен» («Гражданин»), еженедельник «Файнэншл тайме оф Канада» («Финан­совое время Канады»), 39 коммерческих изданий, 24 справочника, контролирует 27,6 % тиража ежедневных канадских газет. Владеет 10 типографиями, 53 выстав­ками, имеет значительные вклады в предприятиях связи, располагающих большим количеством радиотелевизионных станций и систем кабельного телевидения в Канаде и за границей. Имеет ряд филиалов и дочерних компаний, в частности «Па-сифик пресс», а также свою пресс-службу Саутэм ньюс.

А канадская компания «Холлитер инкорпорейтед», которой принадлежат та­кие крупные газеты, как «Чикаго сан тайме» в США, а в Лондоне — «Дейли теле-



Глава 1

граф», путем закупки газет у одних, продаже своих другим в 1996 г., вышла в лиде­ры мировой прессы — 137 ежедневных газет и 397 неежедневных в разных странах мира, Это больше, чем у Р. Мэрдока [50].

В процессе монополизации прессы можно выделить четыре группы предприя­тий СМИ: 1) индивидуально-капиталистические («фамильные), выпускающие одно издание или один вид прессы, в которых собственность на контрольный пакет акций переходит из поколения в поколение представителям одной и той же семьи или одного и того же круга владельцев; 2) многоотраслевые концерны или так на­зываемые цепные монополии, т.е. цепочки компаний и предприятий прессы, радио и телевидения, связанных между собой общим контролирующим финансовым ин­тересом; 3) конгломераты, т.е. предприятия, являющиеся компонентами смешан­ных монополий — «конгломератов», охватывающих различные виды коммерчес­кой деятельности; 4) государственно-монополистические корпорации. Особняком стоят кооперативно-паевые объединения, создаваемые пропагандистскими моно­полиями для обслуживания общих нужд (в первую очередь телеграфные агент­ства), а так же частные газетные предприятия, допускающие участие сотрудников газет во владении акциями (пример — газета «Монд») [51].

Наши рекомендации