Даттатрейя как олицетворение самоотдачи и отречения
Даттатрейя пришел в наш мир как авадхута, чтобы дать ему урок самоотдачи и непривязанности, основанной на воззрении недвойственности.
Сам Даттатрейя есть дар, самопожертвование Бога риши Атри и Анасуе.
Его отец, риши Атри, есть олицетворение тапаса, божественной епитимьи и аскезы, а его мать Анасуя олицетворяет смирение и свободу от зависти. Даттатрейя есть божественный плод самоотдачи Всевышнему, дарованный Атри и Анасуе, поскольку Датта означает одновременно то, что даровано, и принцип самоотдачи и самоотречения, которые состоят не в простом оставлении своих обязанностей или мира, а в отбрасывании иллюзорных понятий, таких как «я» и «мое».
Даттатрейя как авадхута
«И вот мудрец Санкрити пришел к почтенному Владыке Авадхуте Даттатрейе и спросил его:
«Почтенный Владыка, кто такой авадхута? Каковы его состояние и образ жизни? Каковы его свойства? Каково его мирское существование?»
Ему ответил почтенный Владыка Даттатрейя, чрезвычайно сострадательный:
«Авадхуту называют авадхутой, поскольку он бессмертный, наиболее желанный и превосходный;
он отверг мирские узы и привязанности к сансаре,
он – То, Запредельное, что указывается в начале великого высказывания «То ты еси» (Тат твам аси).
Тот, кто непрестанно пребывает в своем высшем божественном «Я», после превосхождения ограничений, таких как каста и ашрам, и таким образом поднимаясь над ними, пребывает в единении с Богом, тот считается авадхутой».
«Авадхута упанишада», 1-3
Комментарий:
Даттатрейя как авадхута есть божественный принцип игры и игрока, который находится вне всяких рамок и предписаний, полностью контролируя свое игровое поле. Поскольку Даттатрейя есть Бхагаван, он свободен от кармы, любых ограничений и представлений материального мира.
Его свобода есть сватантрия-шакти, бесконечная энергия Освобождения, присущая Бхагавану.
Она возникает не сама по себе, а появляется благодаря божественной мудрости Даттатрейи (джняна-шакти).
Мудрость Даттатрейи есть сахаджа-самадхи, тотальная поглощенность и самоотдача исконному пространству осознавания, изначальной Пустоте, саморожденной Мудрости, сущности всевышнего Разума.
Даттатрейя живет в сахаджа-самадхи, играет в нем, проявляет свои божественные силы, игры на благо других живых существ, которые неотделимы от него самого. Делая так, он действует спонтанно, не следуя ничему и никому, кроме своей собственной божественной воли (свеччха).
Даттатрейя есть сам Бхагаван, поэтому его воля и воля Абсолюта есть одно, и ему нет нужды следовать какой-либо другой воле.
Поэтому он, как авадхута, спонтанно следует только божественной воле, которая является его собственной, и путь Даттатрейи есть сахаджа-свеччхачара (естественное следование своей собственной божественной воле).
Значение слова «авадхута» разъясняется самим Даттатрейей в тексте «Авадхута Гита» таким образом:
«Слог «а» в имени авадхуты указывает, что он свободен от западни надежд и ожиданий. Его жизнь чиста с самого ее начала, на всем ее протяжении и до самого ее конца; он всегда пребывает в блаженстве.
Слог «ва» в имени авадхуты указывает, что он искоренил все желания. Его благотворная речь очищает, и он всегда пребывает в вездесущем Брахмане.
Слог «дху» в имени авадхуты указывает, что, хотя его тело и покрыто серой пылью из-за отсутствия внимания к телу, все же его ум чист, будучи свободным от всех болезней. Для него больше нет нужды заниматься концентрацией и медитацией.
Слог «та» в имени авадхуты указывает, что он тот, кто утвердился в осознании Истины, и что он не подвержен беспокойству, лишенный каких бы то ни было мыслей и стремления проявить себя. Он полностью свободен как от эгоизма, так и от невежества».
«Авадхута Гита»
Следуя естественному и спонтанному пути сахаджа-свеччхачары, Даттатрейя как авадхута не следует за миром двойственности и его ограничениями и правилами, а побуждает мир следовать за собой, своим примером и духовным сиянием освобождая его от собственных ограничений.
Путь Даттатрейи
Даттатрейя есть вечный наставник всего человечества, который направляет его, начиная с древнейших времен – сатья-юги, трета-юги и двапара-юги.
Его путь есть путь авадхуты, Сахаджа, Самарасья-йога, путь естественной осознанности в состоянии тотального единства со Всевышним. Также это путь божественной игры (лилы), спонтанного отклика явлениям во Вселенной, основанной на собственной воле, неотделимой от божественной воли. Этот путь именуется свеччхачарой.
Путь Даттатрейи включает в себя все духовные пути, существующие как в нашей материальной Вселенной, так и в других Вселенных. Он включает в себя все религиозные традиции прошлого, которые уже исчезли, все духовные пути, религиозные традиции, школы и философии настоящего и все духовные пути будущего, которые еще не появились.
Каждый, кто ищет истину, идет по пути эволюции к самопознанию и познанию Абсолюта, является духовным искателем, идет путем Даттатрейи независимо от своего статуса, культуры, традиции или религии, которой он принадлежит.