Совершенное богатство и процветание (шри)
Это совершенство включает в себя все счастье, удачу, везение, бессмертие, благополучие, безграничное процветание этого и других миров.
В нашем мире оно проявляется как материальное процветание, успех, храбрость, хорошее здоровье, долгая жизнь, свободное время, разнообразное умение, дом, брак, дети, защищенность, счастье, удобство, благополучие.
Даттатрейя обладает совершенным богатством в любых аспектах. Он может проявляться как угодно в любом измерении посредством своих иллюзорных тел. Он может принять форму деваты, человека, статуи, священного текста, храма, садху, домохозяина, сиддха, царя, леса, реки, горы, чистой страны и даже целой Вселенной.
Совершенная мудрость (джняна)
Знание, мудрость Даттатрейи – это, прежде всего, знание Сахаджьи, своей естественной Мудрости, недвойственности, знание своей полноты как Абсолюта (брахма-ахам-бхава), целостности за пределами субъекта и объекта. Это не то знание, которое можно получить, задавая вопросы и размышляя. Это прямое понимание своей природы как Абсолюта за пределами имени, формы, вне ума, вне мыслей и понятий (аманаска).
Все Веды, упанишады, пураны и итихасы, сутры, тантры и упадеши исходят из совершенной мудрости, но сама совершенная мудрость пребывает вне всякой опоры (нираламбха), она опирается только на саму себя, черпая знание в самой себе, не нуждаясь ни в каких внешних источниках знания.
Даттатрейя обладает полнотой и совершенством этого знания. Песня «Авадхута Гита», изложенная им своему ученику, подтверждает это.
Совершенство отречения (вайрагья)
Бхагаван Даттатрейя всегда отрешен от творения материального мира, от этой Вселенной, свободен от желаний, от своего «я», от кармы и ее последствий, от любых действий и их плодов.
Он может играть и проявлять себя как угодно, с чем угодно, не подчиняясь никаким законам кармы, этики, морали, но ничто из материальных объектов не способно принести ему затруднение, потому что в его видении нет никаких материальных объектов.
Все объекты есть он сам как Брахман и его энергии. Все объекты предстают перед ним как единые с его сознанием, как источник блаженства (ананды). Иногда они могут играть роль «вестницы» (дути), иногда «матери», иногда «сестры», но они никогда не способны ввести его в заблуждение, разрушить его самйогу (равновесие), поэтому Даттатрейю называют «полностью отреченный» (пурна-вайрагья).
Даттатрейя является Бхагаваном, поскольку тот, кто обладает этими шестью качествами в полной мере – это Бхагаван.
Пять сил Даттатрейи
Даттатрейя в аспекте Владыки Вселенной (Ишвары) является действенной причиной всего сущего (нимитта-карана).
Будучи великим Умом, вселенским Разумом (Махапурушей), Бхагаваном, Абсолютом, причиной всего, он обладает особыми качествами и чертами – способностью производить пять видов божественных деяний (панча-крийя).
1. Творение (сришти)
Творя вселенную, Даттатрейя проявляется в форме Брахмы – Создателя, Первобога-Творца. Творец порождает Золотой космический зародыш (Хираньягарбху), из которого разворачивается новая Вселенная.
Как Владыка Вселенной (Джагадишвара) он создает, самоорганизует новый мир, силой разума проявляя его из темных вод первозданного мира Пустоты и творческого хаоса (причинного океана).
Затем через божеств пяти элементов, кумаров, риши и праджапати он проявляет многообразные творческие силы, устанавливает цикличный ход времени, структуру миров, геометрию, топос и мерность пространства.
Комментарий:
В нашем мире он также проявляется как причина (карана), порождающая каждое следствие, как божества покровители творческих энергий, духи и люди искусства, создатели, творцы, строители, изобретатели.
2. Поддержание (стхити)
Даттатрейя выступает в роли Вишну – главного Хранителя Вселенной, защитника и хранителя равновесия.
Через деват – хранителей пяти элементов, времени и пространства, он поддерживает циклы и ритмы мироздания (рита), чтобы вселенский ход вещей (нияти) мог гармонично осуществляться. Он защищает всех живых существ как защитник (кавача) и хранитель всего.
Комментарий:
Он проявляется как земля – основа всего, и тот, кто находится в земле (урви), как вода и сущность воды, как благоприятные для жизни места, одежда, помощь, защитники, помощники, целители, дороги, жилище.
Даттатрейя в роли поддержателя есть верховный свидетель (антарьямин), тот, кто пребывает во всех существах и побуждает их действовать.
Он так же проявляется как ритмы, циклы, моральные и этические нормы, законы, границы, правила и принципы.
3. Растворение (самхара)
Даттатрейя, проявляясь как Шива, возвращает проявленный мир в Пустоту свое первоначальное состояние.
Комментарий:
Здесь он выступает как разрушитель помех, препятствий и всего неведения, как тот, кто дает результаты неправильных действий, наказывая невежественные души. Он проявляется также как тот, кто дает болезни (рога) и тот, кто их разрушает.
4. Связывание (бандха)
Проявляя иллюзорную энергию (майю), Даттатрейя своей силой сокрытия (тиродхана-шакти) скрывает Истину и божественность. Здесь он играет роль причины кармической связанности чувством делателя (бандха-карта) и подателя кармических результатов (карма-пхала-датта).
Комментарий:
В этом состоянии он поддерживает неведение мира двойственности. Как поддержатель сансары через божеств-владык кармы и подчиненных духов он заботится о том, чтобы души, населяющие Вселенную, получали физические тела в соответствии со своей прарабха-кармой и могли переживать результаты своих действий (карма-пхала).
5. Освобождение (мокша)
Бхагаван Даттатрейя проявляет свою божественную силу благословения и просветляющей милости (Ануграха), освобождая невежественные души от связанности (бандхи) чувством «я есть тело» (деха-бхранти) и ложным представлением «я делатель» (картритва-буддхи). Он здесь является указателем, дарителем свободы, тем, кто освобождает душу от всех ограничений, устраняет связанность кармой и любые страдания.
Комментарий:
Даттатрейя, как даритель и указатель Освобождения, проявляется через священные писания, учителей, храмы, монастыри, скульптуры и изображения богов, священные предметы, бхаджаны, мантры, учения, методы садханы.
Его проявления в аспекте Ануграхи растворяют иллюзии живых существ, зарождают в них чистые качества (саттва), позволяют начать самоисследование (вичара), наблюдение (Драшта-йога) и стать свидетелем (сакши) всех действий.
Он учит распознавать пустую пространственную природу всех явлений (Шунья). Он помогает обнаружить пустотную сущность всех желаний (кама-таттва). В конце концов, благодаря его потоку благословляющей милости эго растворяется, и сознание распахивается, становясь чистым светоносным пространством.
Когда свидетельствующее осознавание набирает силу и становится естественным (Сахаджа) и подобным пространству – полем безопорного Бытия («Я есмь»), оно пробуждает знание своей истинной богоподобной природы (брахма-ахам-бхаву), подобную огню.
Если такое знание удерживается долгое время в равновесии (самйога), в теле йога зарождается божественный огонь святого знания, духовный свет, разбивающий оковы обусловленной души.
Даттатрейя как аватар
Даттатрейя есть одновременно и сиддха-йог, и авадхута, и божество, и сам Абсолют, Брахман, проявленный как Бхагаван.
Его тело и разум это божественная мандала – сложная, сверхсамоорганизованная, святая, сверхразумная, играющая энергия, исходящая из полностью пробужденного осознавания всевышнего Источника.
Однако Бхагаван может проявлять свои бесчисленные манифестации, эманации в виде иллюзорных тел, аватаров – божеств, риши, сиддхов, святых, учителей, текстов, изображений и т.д. Некоторые из них наделены всей полнотой силы и мудрости Бхагавана, некоторые наделены ею частично.
Аватар есть беспричинная, спонтанная, игровая эманация Бхагавана, созданная его намерением для выполнения божественной миссии, проявления игры (лилы) и осуществления духовной работы.
Главные виды аватаров таковы:
Амшаватар
Амшаватар – это частичное воплощение Абсолюта, которое может делиться до бесконечности. Все души, живущие во Вселенной, относятся к этой категории. Все они являются аватарами единого божественного Разума в той или иной степени.
Вибхути-аватар
Вибхути-аватар – это эманация всевышнего Разума в форме особого качества, силы, благословения и т.д. Она может проявляться многообразно – в виде человека, животного, священного места для паломничества (питха), источника, реки, озера, мантры, священного текста и т.д.
Многие святые души, садху, учителя, сиддхи являются аватарами подобного уровня.
Шакти-авеша-аватар
Этот аватар означает личность, наделенную особыми полномочиями и силой для достижения конкретных божественных планов. Шакти-авеша-аватаром может быть даже обычная личность, если она избрана для исполнения какой-либо миссии.
Махатмья-аватар
Махатмья-аватар – это особое воплощение Абсолюта в форме великой души, нисходящей в более низкий мир, оно создается для конкретной особой миссии, например, защиты человечества, спасения Дхармы, выполнения божественной воли и т.д.
Примеры: Нарасимха, Парашурама.
Юга-аватар
Юга-аватар – это воплощение для конкретного отрезка времени, которое предназначено для проведения божественного закона в конкретную историческую эпоху. Юга-аватар обладает духовной силой и божественной властью столько, сколько длится эпоха.
Маха-аватар
Маха-аватар – есть воплощение, которое призвано изменить мир, зародить новое религиозное видение жизни. Обычно маха-аватар обладает божественной мудростью и способностью толковать священные писания в соответствии с новыми обстоятельствами и духом времени.
К таким аватарам можно отнести Будду, Шри Шанкарачарью и др.
Лила-аватар
Лила-аватар нисходит, чтобы разыграть, словно спектакль, божественный план, игру всевышнего Разума и через это дать людям урок и свои благословения.
Примеры лила-аватара: карлик Вамана, Рама.
Пурна-аватар
Пурна-аватар является полным воплощением (шестнадцать кала) всех качеств Абсолюта.
Даже если он принимает облик человека, это всего лишь видимость и игра, его тело не является физическим, а представляет собой магическую волшебную эманацию.
Пример: Кришна, воплотившийся в облике человека, но не являющийся человеком.
Аватары, играя, указывают путь человечеству, воодушевляя его к новой жизни, создают новые религии и науки, низвергают демонов с их пьедесталов, берут на себя грехи человечества, негативные последствия коллективной человеческой кармы (карма-пхала), спасают миры и Вселенные от разрушения, создают новые расы, культуры, нации и цивилизации, учат людей своим примером.
Как аватар Даттатрейя в разное время проявил себя в шестнадцати формах:
1. Вишвамбара-авадхута.
2. Майямукта-авадхута/Майяюкта-авадхута.
3. Датта-авадхута.
4. Адигурунамака.
5. Самскахина-шиварупа.
6. Дэвадэва.
7. Датта-дигамбара.
8. Шьямакамалалочана.
9. Датта-йогираджа.
10. Атриварада.
11. Дигамбара.
12. Йогираджаваллабха.
13. Калагнисамана.
14. Лилавишвамбхара.
15. Сиддхараджанамака.
16. Джнянасагара.
Однако на самом деле его воплощений гораздо больше, многие из них были тайными или невидимыми.
К числу исторических воплощений Даттатрейи относят также святых сиддхов Шрипада Шри Валлабху и Шри Свами Нарасимху Сарасвати.
Согласно известному тексту Шри Гангадхары Сарасвати «Гуру-чаритра», среди бесчисленных воплощений Даттатрейи эти два воплощения, которые были в четырнадцатом веке, особо известны.
Первое воплощение было в облике Шрипады Шри Валлабхи, родившегося в семье брахмана Аппалараджи и Сумати в 1320 г. в городе Питапура в штате Андхра-Прадеш.
Он покинул дом еще юношей, когда ему было шестнадцать лет, и, живя в Курувапуре, на небольшом острове на реке Кришне, он благословлял преданных в течение какого-то времени и исчез в 1350 г.
Второе воплощение Даттатрейи было в облике Шри Свами Нарасимхи Сарасвати, оно произошло ради исполнения обещания, данного Шрипадой Шри Валлабхой матери.
Ребенок Нарахари, как его звали при рождении, родился в 1380 г. в городке Каранджанагар.
До семи лет мальчик Нарахари оставался немым, но когда над ним была совершена церемония повязывания священной нити и его мать предложила ему пищу трижды в соответствии с ритуалом, Нарахари заговорил и не просто заговорил, а процитировал три Веды, по одной для каждого из блюд!
Затем Нарахари пробудил у своей матери память ее прошлого воплощения.
После того, как у нее родилось еще два сына, он ушел в Варанаси и принял свои священные монашеские обеты у своего Гуру – престарелого санньяси Свами Кришны Сарасвати, который дал ему имя Нарасимха Сарасвати.
После того, как Свами Нарасимха Сарасвати пешком обошел всю Северную Индию, он пришел на юг и прожил двадцать лет в Гангапуре, в месте возле Гулбарги в штате Карнатака, благословляя бесчисленных преданных.
Среди многих чудес, совершенных им, одно известно как мгновенное обучение повторению Вед человека из низкой касты, а другое было исцелением неизлечимого прокаженного.
Свами Нарасимху Сарасвати восхваляли как великого святого и почитали все люди вокруг, включая мусульман. Его современники говорили, что, оставив свои священные сандалии в Гангапуре, он исчез в Шришайламе.
Мистицизм Даттатрейи
«Затем Господь своим духовным разумом изъявил: «Да стану я многими! Да распространюсь я повсюду!
Тогда из этой запредельной личности, которая пребывала в аскезе, имевшем природу знания, и желания которой выполняются всегда, вышли три буквы (А, У, М), три вьяхрити (Бхух, Бхувах и Сваха), трехстрочная Гаятри, три Веды, три бога (Брахма, Вишну и Шива), три варны (брамины, кшатрии и вайшьи) и три огня (гархапатья, ашавания и дакшина).
Этот Всевышний Господь наделен всем в изобилии. Он пронизывает все и пребывает в сердцах всех существ. Он – великий Майяви, играющий с майей.
Он – Брахма; Он – Вишну; Он – Рудра; Он – Индра; Он – все боги и все существа.
Он – восток; Он – запад; Он – север; Он – юг; Он внизу; Он вверху. Он – все».
«Шандилья упанишада»
Даттатрейя есть Брахман, из которого низошел изначальный творящий слог «Ом», из «Ом» произошла Гаятри, три Веды и три бога.
Он есть тот, кто не связан кармой и майей, поэтому его называет Майяви – Владыка майи.
Поскольку он владеет силой творения (сришти-шакти), он есть Брахма, владея силой поддержания (стхити-шакти), он проявляется как Вишну, владея силой разрушения (самхара-шакти) – он есть Шива, устраняющий оковы кармы.
«Будучи Вишахарой, пусть он защитит меня на юго-востоке, поскольку он хранитель йоги.
Будучи воплощением справедливости, пусть он защитит меня на юге!
Будучи победителем врагов, пусть он защитит меня юго-западе.
Принимая форму Варахи, пусть он защитит меня на западе.
В аспекте бога-воздуха, пусть он защитит меня на северо-западе.
В аспекте Куверы пусть он защитит меня на севере.
В аспекте Брихаспати, пусть он защитит меня на северо-востоке».
«Даттатрейя-кавача»
Комментарий:
Даттатрейя проявляется и защищает на:
~ севере – как Кувера
~ юге – как Дхармараджа (олицетворение справедливости)
~ западе – как Вараха (воплощение Вишну в форме кабана)
~ востоке – как Индра
~ северо-востоке – как Брихаспати (наставник небожителей)
~ северо-западе – как Вайю (бог воздуха)
~ юго-востоке – как Вишахара (Шива-устранитель яда)
~ юго-западе – как Победитель врагов
~ снизу – как Шива, носящий длинные косы
~ сверху – как мастер, владыка духовных сил, Сиддхешвара.
«Шри Даттатрейя является как человек самопожертвования, или как наслаждающийся удовольствиями, или как великий йог.
Он превосходит пары противоположностей, такие как горе-радость и т.д.
Его намерения непременно реализуются. Он освобожден. Он вездесущ».
«Даттатрейя-кавача»
Вся Вселенная есть чистая божественная реальность – мандала Бхагавана Даттатрейи, неотделимая от его ума.
В аспекте Брахмы он является ее Творцом.
В аспекте Вишну он поддерживает ее, заботясь о ее ритмах и циклах.
Как Шива, он является тем, кто дарует Освобождение, уничтожает оковы кармы и растворяет Вселенную до Пустоты. Все живые существа являются его спутниками, божествами его свиты как Бхагавана, Парабрахмана. Даттатрейя, будучи Бхагаваном, самим Брахманом может иметь различные имена, формы и аспекты.
Будучи совершенным, Даттатрейя не действует, он играет, все его действия спонтанны, совершенны и чисты, являясь божественной игрой (лилой).
Его действия есть сама играющая крийя-шакти Абсолюта. Каждое его действие – благословение.
Тело Даттатрейи пустотно, иллюзорно, оно состоит из света и подобно радуге, хотя и проявляется со всеми видимыми аспектами.
Речь Даттатрейи полностью чиста и проявляется в виде мантр, семенных слогов, гимнов, тантр, упадеш, благословляя живых существ.
Ум Даттатрейи неразделен с Парабрахманом, являясь бесконечным световым пространством самадхи вне двойственности, к которому стремятся все йоги и сиддхи.
Чистота, величие, святость Даттатрейи настолько велика, что выходит за пределы любых двойственных представлений. Это святость, подобная вспышке яркого света, одновременно она может принимать любые облики, видимые человеческими глазами.
Даттатрейя в форме различных божеств.
Как Бхагаван Даттатрейя может свободно проявляться, принимая облики божеств. В форме Брахмы, Вишну и Шивы он пребывает одновременно в трех обителях этих божеств в Брахма Локе, Вишну Локе и на Кайласе.
В форме четырехликого Брахмы он восседает во дворце на божественном троне в обители бога Брахмы – Мановати.
В форме Вишну он пребывает в окружении тысяч богинь процветания в своей божественной обители на Вайкунтхе.
В форме Шивы он пребывает на вершине небесной Кайласы вместе со своей супругой Парвати.
В форме Индры он восседает на троне в своей небесной обители, именуемой Амаравати, в Индра Локе, в своем дворце Пушкара-малини.
В форме Нараяны он является владыкой сияющей обители Шветадвипы, состоящей из света, и Гуру и божеством риши, святых и сиддхов, живущих в этой области.
В форме Агни он восседает в своем дворце в области Теджовати.
В форме Сурьи он пребывает в Солнце и восседает на колеснице, путешествуя по всей Вселенной.
В форме Ямы (Дхармараджи) он пребывает на троне в своем дворце в обители Саньявати.
В форме Варуны он как Владыка вод пребывает в божественной обители Шраддхавати.
В форме Владыки воздушного пространства бога Вайю он восседает на троне в своем небесном дворце в обители, называемой Гандхавати.
Как Кувера он является Владыкой всех богатств и повелителем якшей, восседая в своем дворце в обители, называемой Махадайя.
Как Иша (Верховный Владыка Вселенной) он пребывает в своей обители – Ишавати.
Воплощения и игры,