Священные тексты о Даттатрейе
В «Даттатрейя-упанишаде» Даттатрейя описывается как тот, на кого медитируют Брахма и сам Вишну, который есть Парабрахман:
«Однажды Творец Брахма, пребывая в Сатья Локе – своем собственном вселенском небесном царстве – спросил Господа Нараяну о действенности тарака-мантры, и тот промолвил следующее:
«Всегда памятуй обо мне и моей славе и пребывай в единении со мной, полагая: «Я – Датта, всевышний Господь». Те, кто медитируют таким образом, не оказываются захваченными сансарой».
После соответствующей медитации на Господа Вишну как на Нараяну и Даттатрейю Брахма сказал: «Да, один только Брахман, который бесконечен и бесподобен, остается в конце после отрицания всего остального».
«Даттатрейя-упанишада»
Несколько историй о Даттатрейе упоминаются в «Махабхарате», «Бхагавата Пуране» и «Вишну Пуране», а также в «Маркандея Пуране», в которой содержится его краткое биографическое описание.
Подробное описание сущности Даттатрейи есть в «Шандилья-упанишаде»:
«Затем Шандилья задал Атхарвану следующий вопрос: «Каким образом эта Вселенная возникает из Брахмана, который есть «Ом», извечное, бездеятельное, благотворное, чистое Бытие и Всевышнее? Как она существует в нем? Как она растворяется в нем? Пожалуйста, разреши это мое сомнение».
Атхарван ответил: «Запредельный Брахман, Истина, является извечным и бездеятельным. Затем из бесформенного Брахмана возникают три формы (аспекты) – нишкала (лишенная частей), сакала (с частями) и сакала-нишкала (с частями и без частей).
То, которое является сатьей (истиной), виджняной (божественным знанием) и анандой (блаженством), то, которое является бездеятельным, лишенным какой-либо загрязненности, вездесущим, чрезвычайно утонченным, направленным во всех направлениях одновременно, неопределимым и бессмертным – это является его нишкала-аспектом.
Махешвара (всевышний Господь), который черный и желтый, правит авидьей, мула-пракрити или майей, которая красная, белая и черная, и она сосуществует с Ним. Это – его сакала-нишкала-аспект.
Затем Господь своим духовным разумом изъявил: «Да стану я многими! Да распространюсь я повсюду!
Тогда из этой запредельной личности, которая пребывала в аскезе, имевшей природу знания, и желания которой выполняются всегда, вышли три буквы (А, У, М), три вьяхрити (Бхух, Бхувах и Сваха), трехстрочная Гаятри, три Веды, три бога (Брахма, Вишну и Шива), три варны (брамины, кшатрии и вайшьи) и три огня (гархапатья, ашавания и дакшина).
Этот всевышний Господь наделен всем в изобилии. Он пронизывает все и пребывает в сердцах всех существ. Он – великий Майяви, играющий с майей.
Он – Брахма, Он – Вишну, Он – Рудра, Он – Индра, Он – все боги и все существа.
Он – восток, Он – запад, Он – север, Он – юг, Он внизу, Он вверху. Он – все.
Эта его форма как Даттатрейи, которая играет со своей Шакти, милостива к его преданным, сияющая как огонь, похожая на лепестки красного лотоса и имеющая четыре руки, снисходительная и сияющая безгрешно – это его сакала-форма».
Тогда Шандилья задал Атхарвану следующий вопрос: «Бхагаван! То, которое есть только Бытие и сущность блаженства Сознания – почему он называется Парабрахманом?»
Атхарван ответил: «Потому что он увеличивает величайшее и заставляет увеличиваться все, поэтому он называется Парабрахманом.
Почему он называется Атманом?
Так как он достигает всего, так как он забирает все и так как он – все, поэтому он называется Атманом.
Кто есть тот, кого называют Махешварой (всевышним Господом)?
Благодаря звучанию слов Махат-Иша (всевышний Господь) и его собственному могуществу всевышний Господь правит всем.
Почему его называют Даттатрейей?
Потому что Господь, будучи чрезвычайно доволен риши Атри, который выполнял наиболее трудную аскезу и выразил свое желание получить его, являющегося самим Светом, как своего сына, решил дать себя мудрецу Атри и его жене Анасуе, которые стали отцом и матерью Даттатрейи.
Поэтому тот, кому ведом этот тайный смысл, тот знает все. Тот, кто всегда медитирует на запредельное, которое есть То, тот становится познавшим Брахмана. Здесь такие шлоки всплывают в памяти:
1. Тот, кто всегда медитирует на Бога богов и Извечного как на Даттатрейю – благостно-безмятежного, умиротворенного, сияющего темно-синим цветом сапфира, великого Владыку, наслаждающегося блаженством в его собственном творении (майе), божественного, философа-авадхуту, с четырьмя сторонами света в качестве его одеяния,
2. С покрытым священным пеплом телом, со спутанными волосами, всевышнего Господа, четырехрукого, обладающего замечательными конечностями, с глазами, похожими на лепестки полностью раскрывшегося лотоса,
3. Обладающего богатством духовного знания и йоги, всемирного учителя, дорогого йогам, сострадательного к преданным, свидетеля всего, того, для кого выполняют служение святые мудрецы,
4. Тот, кто всегда медитирует так на Бога богов и Извечного, – тот освобождается от всех грехов и достигает Освобождения».
«Шандилья упанишада», глава III
Даттатрейя как Бхагаван
«Я преклоняюсь перед Господом Даттатрейей, воплощением Сат-Чит-Ананды, величайшим из йогов, высшей Душой».
«Даттатрейя-кавача»
Даттатрейя есть сам Абсолют, есть непостижимый Парабрахман без атрибутов и качеств, тот, кто за пределами времени, гун, имени, формы. Он есть всевышний Разум, Источник Бытия, альфа и омега всего сущего, поэтому его называют Бхагаван.
Это означает, что его энергия, ум, имя, речь, тело, форма неотделимы от Парабрахмана, являясь его мандалой, чистейшей игровой творческой манифестацией.
Когда он собирается проявить свою игру, манифестацию, мощь и силу, он описывается как Бхагаван.
Бхагаван всегда только один, это сам Парабрахман, описываемый как Бытие-Сознание-Блаженство (Сат-Чит-Ананда).
В нем нет другого, поскольку кроме него ничего не существует. Если о каком-либо существе говорят как о Бхагаване, то подразумевают, что он есть сам Парабрахман во всей своей играющей полноте, великолепии, силе и славе.
Бхагаван есть тот, кто наделен «бхагой». Что такое бхага? Слово «бхага» включает шесть абсолютных достоинств, совершенств.