Титульный лист информационного проекта
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Казанский (Приволжский) федеральный университет»
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ И СОЦИОЛОГИИ
ОТДЕЛЕНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ ПРОЕКТА
Автор проекта:
Иванов Иван Иванович, студент …. группы (подпись)
Научный руководитель проекта:
ученая степень, ученое звание Иванов Иван Иванович (подпись)
КАЗАНЬ
ГОД ИСПОЛНЕНИЯ
ГЛОССАРИЙ[44]
Авторитарный– основанный на беспрекословном подчинении власти, диктаторский.
Агитация – распространение оперативной информации по поводу текущих событий, активно формирующей позиции аудитории по конкретным ситуациям современной жизни.
Актуальность– критерий соответствия опыта современным тенденциям общественного развития и уровню развития науки; обращение к действительно значимым, злободневным вопросам и явлениям текущей истории, важным для ориентации в жизни, к острым теоретическим проблемам, историческим событиям прошлого и прогнозам на будущее.
Вектор трансмиссии – термин, употребляющийся при определении направлений информационно-коммуникативных процессов, происходящих в обществе. Он используется для определения социальной специфики типов современной коммуникации. Личное сообщение в письмах определяется как тип частной связи, а общение посредством СМИ – как тип общественной связи. Развитие информационных супермагистралей вносит коррективы в эту классификацию, создавая службы связи, в которых различия между частными и общественными статусами пользователей информации теряют свою определенность, приобретая черты мультимедийности.
Взаимодействие социальное – объединение усилий, обмен действиями, специально организованные для изменений в физическом или социальном окружении.
Газета влияния – печатное периодическое издание, основная функция которого состоит в том, чтобы формировать информационную среду, поставляя всю необходимую аргументационную базу по ключевым вопросам дня. Это крупные финансово независимые или выражающие чью-либо точку зрения газеты, из которых информационные службы других СМИ черпают информацию для распространения в массовых аудиториях («КоммерсантЪ», «Российская газета», «Известия» и пр.).
Газета мнений – газета, в которой одним из фундаментальных положений информационной политики является представление аудитории мнений разного толка.
Газета фактов – газета, в которой одним из фундаментальных положений является представление аудитории фактов, концентрация внимания на сообщения фактов относительно сведения о событиях.
Глобализация –распространение информационных материалов, связей, средств и систем в транснациональных масштабах по всему миру.
Глобализированная медиакультура – результат процессов глобализации информационных связей и их влияния на культурные модели в различных странах мира, охваченных медиатизацией пространства.
Глокальный - соединяющий глобальное с локальным, всемирные центры с периферией; то, что имеет отношение и к глобальному, и к локальному; то, что служит связи, опосредованию, соотнесению, сближению всемирного и местного.
Гражданский журнализм –в основе лежит идея служения интересам общества для решения актуальных социально-политических и культурных проблем с позиций партисипационной демократии, с учетом меняющейся обстановки.
Гражданское общество –особое устройство социальной жизни, когда признаются суверенные права личности граждан, которые создают и контролируют государственные органы демократическим правовым путем.
Двойственная идентичность СМИ – целесообразность сочетания двух функций прессы – рыночной и общественной.
Демократизация – реорганизация чего-либо на демократических началах, внедрение демократических принципов.
Демократичный– чуждый высокомерия, сознания превосходства по отношению к людям.
Догматизм – способ мышления, характеризующийся безусловным, некритическим принятием некоторых положений, мнений, учений или норм в качестве догм – постулатов или практических принципов.
Журнализм на службе общественности – бескорыстное удовлетворение интересов граждан демократического общества на получение из СМИ правдивой информации о событиях в соответствии с принципами обязательности, сострадания и совести.
Закрытые и открытые тексты – отражают многозначность текстов СМИ. Закрытые – не имеющие интерпретаций (твердые новости), открытые – подверженные множеству различных интерпретаций (мягкие новости, сериалы, развлекательные программы и т.д.).
Институт социальный – устойчивая социокультурная форма, с помощью которой люди включаются в социальную жизнь, приспосабливаются к ней и поддерживают ее. Каждая такая форма – институт – связывается с решением определенной социальной значимой задачи, удовлетворением конкретной базовой потребности, с осуществлением групповых интересов. Институт имеет структуру, т.е. упорядоченность функционирования, зафиксированную в нормах.
Интеллектуальная журналистика – серьезная передача или статья для серьезной публики, высокообразованных людей.
Информационная политика – идейно-творческая концепция постоянно ведущихся проблемно-тематических линий, характер разработки которых определяется направленностью и социальной позицией данного СМИ и воплощается в совокупности принятых форм реализации программы.
Инфотейнмент – англ. infotainment. Термин возник в результате аббревиатурного объединения двух слов: информация - information и развлечение - entertainment. Выражает стремление продюсеров подавать новости в форме развлекательных передач или с оттенком развлекательности. Противники этой тенденции называют такие передачи иронически – «счастливые новости» (happy news) или «макулатура» (trash TV). Аналитики связывают распространение инфотейнмента с процессами усиления тенденций к приватизации и монополизации информационно-развлекательной индустрии, вытесняющей публичную сферу информационного пространства.
Колонка мнений –полоса для редакционных статей, заметок комментаторов и обозревателей или писем читателей.
Коммуникация – обмен информацией, значимой для контроля над изменениями социального взаимодействия или обсуждения на символическом уровне возможных направлений активности, связанных с изменением, сохранением или компенсацией действия значимых ситуативных факторов.
Комплексность публикаций – совокупность материалов, способствующая созданию целостной картины действительности.
Конвергенция – схождение, сближение явлений и тенденций в различных сферах жизни (в мире биологии, социальных систем или культуры). Взаимодействие и объединение различных каналов и средств связи в условиях развития мультимедийных процессов и информационных супермагистралей, совершающихся благодаря широкому внедрению новых технологий, обеспечивающих применение цифровой трансмиссии информации и различных линиях связи. Конвергенция увеличивает пропускную способность канала и существенно меняет медиаландшафты, стимулируя процессы дальнейшей супермонополизации капитала и рост олигополий.
Контрпропаганда – такая сторона информационной политики СМИ, которая является как бы ответной реакцией на деятельность других СМИ.
Критерий– обобщенный показатель развития системы, успешности деятельности, основа для классификации. Предполагает выделение ряда признаков, по которым можно определять показатели.
Методология журналистской деятельности – проявляется в методологической культуре СМИ, органично включающей методологические культуры журналистов, что находит отражение в семантической (отображении действительности), синтактической (как строится произведение) и прагматической (как строятся отношения с аудиторией) сторонах.
Модель– специальное представление какого-либо объекта, реконструирующееего существенные черты (образ или имитация образа объекта).
Общественные функции новостей – пресса стоит на страже общественных интересов, что выражается в понятии четвертой власти (или четвертого сословия).
Оперативность – умение своевременно получать и передавать информацию, с минимальной отсрочкой.
Папараццо –назойливый фоторепортер, специализирующийся в основном на съемках сцен из жизни популярных знаменитостей и сотрудничающий с бульварной прессой.
Партисипационная демократия –совместное участие в различных формах гражданских действий в защиту демократических прав и свобод.
Патерналистская модель СМИ – разновидность авторитарной модели, в которой у правящей группы сохраняется ответственность перед обществом (ценности и цели, выходящие за рамки удержания власти).
Повседневная политика -линия поведения в областях, не касающихся принципиальных вопросов власти.
Политика –сфера общественных отношений внутри стран и между странами по поводу получения, удержания, организации и использования власти для реализации своих нужд, интересов, идеалов.
Политическая культура журналиста –система представлений о сущности общества и действующих в нем закономерностей.
Принцип журналистской деятельности –теоретико-методологические основы деятельности,область правил и норм деятельности, определяющая ее общий характер; единство знания и метода.
Пропаганда – деятельность по распространению фундаментальных идей, составляющих основу массового сознания – мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания.
Роль социальная – совокупность функций, которые предписано выполнять индивиду (или социальному институту), занимающему определенное место в социальной группе или организации.
Рыночные функции новостей – новость как товар, который следует выгодно продавать и распространять по каналам СМИ.
Социальный институт –совокупность функционально-нормативных основ жизнедеятельности людей в той или иной сфере, которые обретают законодательные рамки и организационные формы.
Социальная ответственность – целесообразность действий с позиций их приемлемости для человека.
Стороны реализации информационной политики СМИ – агитация, пропаганда, организация.
Формы реализации информационной политики СМИ – типологические характеристики, проблемно-тематические линии, рубрики и их комплексы, организация кампаний, выступление колумнистов и пр.
Функция – назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей. Для журналистики – совокупность обязанностей и задач журналистики, выполняемых ею в обществе.
Функциональный анализ - нацелен на определение атрибутики СМИ в современном мире, отличающихся от прежних. Включает в себя три ступени: I. определение основных повторяющихся особенностей СМИ как системы; II. определяются функциональные проявления СМИ в зависимости от типологических характеристик общественных условий; III. определяются результаты использования тех или иных форм, структур и звеньев информационных процессов, в которые включены СМИ.
Функция программирования – роль СМИ в запланированном внедрении в общество тех или иных культов, ритуалов, мифов, вкусов, стилей поведения и одежды и т.д.
Функция социализации – роль СМИ в формировании тех или иных взглядов на общественную жизнь, на отношение к общественной морали и ценностям.
Функция эскейпизма (эскапизма) - создание средствами массовой информации в представлении людей жизнеподобных образов, с помощью которых решаются трудности и проблемы или отвлекаются от них и облегчают груз забот (разрядка).
[1] Визуальные тезисы представляют собой комплекс вопросов, изложенных в письменном виде, предназначенных для знакомства слушателей. Они распространяются в режиме виртуального времени при наличии специального оборудования. Знакомство осуществляется по специально разработанной программе и предполагает обсуждение тезисов или проведение специальных самостоятельных исследований для закрепления темы и осознания ее проблемных характеристик.
[2] Джованини Дж. От кремня до кремния. М., 1991.
[3] Керам К. Боги, гробницы, ученые. СПб., Нижний Новгород, 1994. С.209-210.
[4] Керам К. С.207.
[5] Аристотель. Поэтика. М.,1957.
[6] Лебедев А.В. Аристотель.// Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. М., 1993. Т.1. С.47-48.
[7] Аристотель. Риторика. / Античные риторики. М.,1978.
[8] Там же.
[9] Аристотель. Поэтика. М., 1957.
[10] Джованини Дж. От кремня до кремния. М., 1991.
[11] Джованини Дж. От кремня до кремния. М., 1999.
[12] Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего. М., 2005. С. 20.
[13] Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1998.
[14] Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч. М., 1991. Т.1. С.385.
[15] Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации. М., 2008. С.19.
[16] Дюркгейм Э. Метод социологии. Киев-Харьков, 1899. С.91.
[17] Менегетти А. Система и личность. М., 1996. С.29.
[18] Там же.
[19] Фомичева И.Д. Социология СМИ. М., 2007.
[20] Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2002. С.163.
[21] Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1995. С.239.
[22] Цит по: Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 76.
[23] Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2002. С.131.
[24] Там же. С.134.
[25] Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2002. С.144.
[26] Ohmae, Kenichi. The End of the Nation-State. The Rise of Regional Economies. - London, Harper Collins Publishers, 1995.
[27] Большой энциклопедический словарь. М., 1997. С.1203.
[28] Свитич Л.Г. Феномен журнализма. – М., 2000. С.215-216.
[29] Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М., 2003. С.60.
[30] Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М.,1986. С.6.
[31] Там же.
[32] Там же. С.7.
[33] Там же. С.8.
[34] Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2002. С. 245.
[35] Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2002. С. 269..
[36] Эту классификацию основных компонентов деятельности предложил Каган, говоря о том, что субъект, объект и процесс активности как раз и составляют компоненты деятельности. При этом процесс активности выражается в разных способах овладения объекта субъектом или своеобразных методиках установления коммуникативного взаимодействия с другими субъектами.
[37] Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2000. С.115.
[38] Мельник Г.С.Mass Media: Психологические процессы и эффекты. СПб., 1996. С.142.
[39] См. об этом: Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб., 1996. С.73.
[40] Там же.
[41] Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. – М., 2001. С.65
[42] Дорощук Е.С. Курсовая работа: процесс подготовки, оформление, защита. Учебно-методическое пособие. – Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 2004; Методические указания по выполнению курсовых работ. – Казань: Изд-во Казанского ун.та, 2009.
[43] Буари Филипп. Паблик рилейшнз или стратегия доверия. – М., 2001. – С. 100.
[44] Для формулировок понятий глоссария здесь и далее были использованы монографии, словари и учебные пособия: Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций. – М., 1999; Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2004.