ФИО (в Именительном падеже).
Дата _________________ Подпись _______________
КАЗАНЬ
ГОД ИСПОЛНЕНИЯ
Приложение № 3
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СМИ
МЕТОДОМ ФОКУС-ГРУПП
Фокус-группа – это социологический метод качественного анализа, в результате которого проводится групповое полустандартизированное интервью. Основная форма – групповая дискуссия. Оно проводится для того, чтобы получить субъективную информацию о восприятии участниками дискуссии различных предметов и явлений действительности. Чаще всего – это продукты деятельности человека и сама деятельность.
В контексте теории журналистики метод фокус-групп используется для изучения деятельности средств массовой информации и их продукции, к которой относятся печатные, теле и радиоматериалы, Интернет-тексты и иная публикаторская продукция.
Существует общепринятая процедура фокус –группы. Она включает в себя восемь основных этапов, придерживаясь которых, вы наиболее полно используете потенциальные возможности данного метода.
Первый этап: целепостановочный, на котором проводится постановка цели исследования. Здесь уместно ответить на три главных вопроса: зачем проводится данное исследование; какая информация необходима для получения и для кого предназначена данная информация.
Второй этап: организационный, в результате которого осуществляется подбор участников групп. Число участников колеблется от 6 до 12 человек и предпочтительно, чтобы это были не знакомые друг с другом люди. Здесь действует правило – чем больше выборка, тем более достоверными и надежными могут быть результаты дискуссии. Чтобы пригласить человека для участия в фокус-группе можно использовать различные способы. К ним относятся методы экспресс-интервью, позволяющие выявить степень годности кандидатуры для участия в дискуссии; методы телефонного опроса, а также метод «снежного кома», когда поиск кандидатов осуществляется через знакомых своих знакомых.
Третий этап – сценарно-плановый, включает в себя составление сценария работы и списка вопросов, которые будут обсуждаться. Оптимальное количество вопросов – не более 10. Это разные по форме вопросы - открытые и закрытые. Начинать целесообразно с открытых вопросов, а затем в конце дискуссии переходить к закрытым вопросам.
Четвертый этап – методический, включающий работу с дополнительными методиками, которые предполагается использовать в данном интервью. Чаще всего в фокус-группе используются проективные методики, которые позволяют стимулировать участников дискуссии, путем ряда ассоциаций, рисунков, психологических тестовых изображений.
Пятый этап – модерирующий, связанный с работой руководителя фокус-группы. Руководитель должен быть активным и грамотным менеджером процесса дискуссии, позволять высказываться и уметь слушать, а главное – создавать доброжелательную психологическую обстановку, что способствует активности участников процесса.
Шестой этап – организационно-процессуальный, в рамках которого определяются место и время проведения данного исследования.
Седьмой этап связан с анализом и обработкой полученных результатов.
Восьмой этап – результативный, способствующий выбору формы представления результатов и окончательному их оформлению. В основном, результаты фокус-группы представляются в виде качественных оценок с примерами высказываний, так как это позволяет достаточно наглядно представить разброс высказываний и выявить особенности отношения к предмету дискуссии.
Работа в форме дискуссии продолжительна. В среднем, она может протекать в течение 2-3 часов. Но ее продолжительность зависит от целей, стоящих перед организаторами данного вида исследования.
Приложение № 4
Информационное проектирование в системе массовой коммуникации
Методическое руководство по организации и проведению индивидуальной (самостоятельной) работы в рамках спецпрактикума «Актуальные проблемы теории и практики массовой коммуникации»
Резюме
Информационное проектирование представляет собой форму индивидуальной работы студента, целью которой является создание и презентация информационной программы кампании по проектированию информационных поводов и их распространению в соответствующей аудитории.
В основе информационного проекта лежит процесс реализации идеи, содержащий программу осведомления об идее соответствующей аудитории, стимулирование интереса к этой идее на информационном уровне и с использованием информационных методов и средств, поддержание интереса к этой идее, путем создания системы информационных приоритетов и их превалирования на протяжении заданного времени.
Базис информационного проекта
Информационный проект – это особый жанр самостоятельной практико-исследовательской работы студента, осуществляемый в рамках спецпрактикума «Актуальные проблемы теории и практики массовой информации». Эта работа предполагает вариативность тем, свободный выбор и формулирование темы проекта, а также свободную форму изложения материала в проекте. Данная индивидуальная работа отличается от всех других работ, выполняемых студентами, спецификой, которая отражает ее практико-исследовательский характер.
Информационный проект – это форма индивидуального программного проектирования, которое предполагает самостоятельную разработку студентом программы информационной поддержки события или кампании, четкое ее изложение, включение основной идеи, выбор адекватных средств ее осуществления, а также планы или этапы ее реализации.
Информационный проект представляет из себя документ, содержащий основные представления об информационной структуре той или иной кампании: либо общее ее состояние (обобщенный проект), либо более конкретный план (тематический или конкретизированный проект); характеристику политических направлений, которым необходимо следовать, перечень ценностей, на которые опирается информационная кампания; планирование кампании на основе маркетинговых операций.