Методика проведения информационного обзора СМИ

Обозрение событий, отраженных в средствах массовой информации, требует определенного навыка. Прежде всего, вам необходимо сформировать и совершенствовать навык определения качества фактов и событий. Когда вы читаете, слушаете или смотрите новости по самым различным каналам (а именно их мы называем средствами массовой информации), те первое, на что следует обратить внимание – это соответствие новостей потребностям и интересам аудитории. Конечно, выделить и тем более представить в виде системы эти потребности и интересы на первых порах не очень просто. Однако определяя качество самих новостей, вы сможете определить и то, насколько эти новости интересны и важны для аудитории. Здесь пригодится и ваш опыт зрителя, слушателя, читателя. Для этого он должен быть постоянным, то есть читать газеты и журналы, слушать радиопрограммы и смотреть телевизионные каналы необходимо регулярно. Это должно стать привычкой. Тогда и оценка информационной картины будет более органичной. Есть несколько ориентиров, которые могут помочь вам в этом.

Для начала вам необходимо привыкнуть к тому, что потом будет называться ежедневным знакомством с информацией. Эта информация поступает к вам из газет, радио и телепрограмм, журналов и Интернет-изданий. Вы, по возможности, каждодневно эту информацию ищете (ищете сами), для того, чтобы сформировать представление (сначала свое собственное) о событиях сегодняшнего, а также и завтрашнего дня. Это будет определять для вас первую задачу: чтобы понять, какая информация наиболее важная, необходимо отследить как можно большее число информационных блоков (выпусков новостей, страничек новостей).

Далее. Есть такой принцип – принцип повторяемости сообщений. Это значит, что наиболее важные сообщения (рассказы о событиях, фактах, интересных людях и конфликтах) повторяются в разных средствах массовой информации. Именно поэтому можно судить о том, что представляет по важности для общества та или иная информация. Повторы могут быть одновременными (когда информация об одном и том же событии повторяется в разных СМИ в одно и то же время – за сутки, вечер, за два-три часа и т.д.). Повторы могут быть тематическими (когда информация об одном и том же событии приобретает в разных изданиях разные тематические оттенки – это может быть разность взглядов на одно и то же событие и представленные разные мнения об этом событии). Итак, чем чаще повторяется информация о том или ином событии в разных по направленности СМИ, тем более вероятно, что эта информация наиболее важна и ценность ее высока.

Информация может считаться наиболее ценной и важной, когда отклики на нее встречаются нас самом высоком уровне. Чем разнообразнее уровень участвующих в оценке событий людей, тем более вероятности, что эта информация важна. Есть еще критерий актуальности, который затрагивает наибольшую значимость информации для наибольшего числа представителей населения страны или региона. Этот критерий также поможет вам определить, какая информация на сегодняшний день заслуживает внимания.

Определив важность информации, вы можете двигаться далее по пути исследования журналистской информации, опубликованной в конкретных СМИ. Теперь ваша задача в том, чтобы, опираясь на модель конкретного издания (радио и телепрограммы), определить, что наиболее характерно для этого издания, как оно представляет читателям, слушателям, зрителям то или иное информационное сообщение. Здесь также существует множество критериев оценки информации. Это может быть критерий разнообразия информации, когда издание предоставляет потребителю наибольшую по объему и оценкам информацию. Это может быть критерий объективности информации, когда издание предоставляет разные по направленности картины события и рисует тем самым его объективно. Это может быть критерий оперативности, когда издание предоставляет информацию о событиях, которые произошли или происходят в ближайшее время. В газетах это сопровождается такими временными характеристиками, как слова «вчера», «сегодня», «завтра». Это особенно важно по отношению к позициям «сегодня» и «завтра». Используя эти обозначения времени совершения события, можно управлять вниманием и корректировать его. Знание этих возможностей – необходимое условие деятельности специалиста по связям с общественностью.

Определив новость дня, сопоставив ее с другими новостями, вам можно приступить к оценке подходов, которые используют в подаче этой новости разные журналисты и разные издания. Для того, чтобы оценить качества подачи новости, необходимо проследить за разными подачами одной и той же новости в разных изданиях. Это тоже тесно связано с критериями, о которых мы уже говорили выше: актуальности, оперативности, объективности, своевременности (в случаях событий, несущих конфликтную информацию и оценивающих ущерб от стихийных бедствий и их последствия).

Далее. Вам следует определить тематику выступлений журналистов того или иного издания, радио и телепрограммы, которые вы обозреваете, и попытаться ответить на вопрос: Почему в этой программе (издании) собраны именно такие материалы, а не иные? Определено ли это личными интересами журналистов или это связано с какими-то другими причинами?

Одной из заключительных задач может быть задача по определению наиболее яркого журналиста, как автора наиболее яркого материала данного издания за обозреваемый период. Вы проследите за этим именем и сможете ответить на вопрос: Какие особенности изложения или подачи новости выделяют этого журналиста из его собратьев по перу? А также и на другой вопрос: Какие характеристики присущи его новости? Тогда станет понятен ваш интерес к его персоне и можно будет приоткрыть завесу над его личностью.

Обзор прессы имеет определенный объем – это 2-3 страницы компьютерного текста через один интервал, кегль 12, поля: верхнее и нижнее – 2; левое – 2,5; правое – 1,5. Объем обозреваемой информации не должен быть менее недельного. Требуется точность изложения. Это значит, что необходимо избегать повторов и пересказов газетных и иных публикаций, а анализировать новостные материалы только исходя из тех критериев, которые выделены вами на основании вышеизложенного.

Примерная структура обзора такова:

1.За какой период вы просмотрели (прочитали, прослушали) то или иное СМИ?

2.Какова модель новостей данного СМИ. Что предпочитает СМИ, что можно ожидать от него, а чего в нем не хватает?

3.Сколько новостной информации (и какой) за обозреваемый период было опубликовано?

4.Какие центральные события были вам наиболее интересны? Какие не очень? Какие не заинтересовали совсем? Почему?

5.Как вы определяете главную новость недели? Как вы определяете главные новости дней? С чем связаны эти новости?

6.Какие авторы наиболее отличились в этом издании за обозреваемых период времени? Какие имена стали для вас узнаваемы и интересны?

7.Какой информации больше в данном издании: оценочной, описательной, управляющей или предписывающей? Почему?

8.Каково место данного издания в новостной картине мира (республики, страны, региона)?

Титульный лист информационного обзора СМИ оформляется согласно требованиям, предъявляемым такого рода работам, на нем должны присутствовать данные об авторе – исполнителе обзора, обозреваемом СМИ и временных рамках обозрения (Образец 2.1.).

Надеемся, что первый опыт обзоров средств массовой информации поможет вам ориентироваться в информационном мире страны.

Образец 2.1.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ И СОЦИОЛОГИИ

ОТДЕЛЕНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБЗОР

НАЗВАНИЕ СМИ

ЗА ПЕРИОД С «______» ПО «_______» 20 г.

Выполнил(а) студент(ка) гр. _________

Наши рекомендации