Лабораторный практикум: Модели деятельности средств массовой информации в системе социальных институтов
Цель занятия – изучить особенности организации деятельности журналистики как социального института и в системе социальных институтов.
Основные теоретические положения
Термин «социальный институт» – устоявшаяся научная категория, которая обладает определенным содержанием. В своей основе она обозначает определенную форму организации жизнедеятельности людей для решения социальных проблем. Институт как социальное явление представляет собой формы и сущности социальных функций, отношений и типов управления. Степень и характер институционализации общества свидетельствует о степени развитости общества. Сам процесс институционализации включает в себя упорядоченное превращение какого-либо социального явления или движения в организованное учреждение с определенной структурой отношений, иерархией власти различных уровней и другими признаками организации: правилами поведения, дисциплиной и т.д. Жизнедеятельность общества протекает как функционирование большого количества разнообразных социальных институтов.
Механизм формирования отношений между и внутри систем социальных институтов таков: первоначально возникают формы взаимоотношений как совокупность общепринятых норм, затем определяются системные требования, трансформирующиеся в законы и законодательства, кодексы, которые обеспечиваются уже системой правотворческих и правоохранительных учреждений, что становится нормой деятельности для всех социальных институтов – экономических, политических и пр.
Журналистика осуществляет свою деятельность как социальный институт в определенных социально-политических условиях, при определенной системе взаимоотношений между различными социальными и политическими силами. Эти условия базируются на демократических началах в соответствии с основными принципами: партиципарности, делиберативности и диалогичности. Партиципарность предполагает широкое участие большинства граждан в общественной жизни. Делиберативность обеспечивает широкую информированность граждан, предопределяющую обоснованность решений. Диалогичность является основой широкой дискуссии, в рамках которой и вырабатываются различные точки зрения, приводящие к согласию.
Рассматривать деятельность журналистики как социального института также необходимо, ориентируясь на предмет социологии как науки. Являясь наукой об обществе как целостной системе, социология предполагает изучение массовой коммуникации и массовой информации как социального института, выделяя при этом изучение объективных, социальных аспектов функционирования журналистики в обществе. При этом исследователи выделяют несколько кардинальных направлений такого изучения:
журналистика и ее место в системе социальных институтов, ее воздействие на становление и развитие социальных общностей;
журналистика и распределение в обществе информационных ресурсов и регулирование социальных отношений, возникающих при этом;
журналистика и социальные субъекты ее использования (в более узком аспекте – социальные субъекты использования СМИ и формы этого использования);
журналистика и закономерности поведения основных субъектов – акторов – в этой сфере – владельцев СМИ, аудитории, рекламодателей, журналистов[19] .
В контексте воздействия журналистики на становление и развитие социальных общностей важным становится понятие «четвертая власть». Это широко распространенный термин, который представляет отношение общества к журналистике и отражает сущностные особенности журналистики как социального института.
Журналистика в этой связи рассматривается как духовно идеологическая сфера влияния, осуществляющая «проникающее давление на все области жизни, притом не менее сильное, чем давление экономической и политической властей»[20]. Механизм этого давления получил название диффузного, так как налицо идеологическое влияние журналистики, которое проявляется в системе воздействия на общественное мнение, распространяясь на все подструктуры и структуры общества. И вольно или невольно к мнению прислушиваются, хотя и нет четкой директивы относительно обязательности реакции на это мнение. Но СМИ выступили, общество получило долю информации, и началась выработка общественного мнения по данному вопросу. При этом выделились четкие линии воздействия – конкретные институты власти или общественные организации, политические структуры или экономические объединения – все они находятся под прицелом СМИ, а значит – под прицелом общественного мнения. И подсознательно любой из представителей этих организаций прислушивается к тому, что говорят и пишут СМИ, демонстрируя это своим поведением.
Рассматривая распределение в обществе информационных ресурсов, необходимо подчеркнуть необходимость формирования информационного порядка, соответствующего принципам демократического, гуманистического общества. Здесь велика роль журналистики как фактора становления демократического государства. Действует закономерность: информационная обеспеченность демократии осуществляется журналистикой через достижение максимальной информированности граждан, в результате которой они обеспечены необходимой и достаточной информацией для принятия верного решения.
Лабораторная работа 3.2