Типы и виды информации в журналистском тексте
Задание:определить типы и виды информации в журналистском тексте, обеспечивающие его информативность с точки зрения семиотического подхода.
Цель работы:сформировать навыки и умения оценки журналистской информации на основе анализа информативности материалов СМИ.
Задачи:
а) освоить слагаемые информативности журналистского материала;
б) рассмотреть типы и виды журналистской информации, обеспечивающие информативность материала;
в) провести типовой и видовой анализ информации в журналистском тексте;
г) составить информативную модель журналистского текста.
Алгоритм работы
1. Выберите два журналистских материала, объемом не менее 300 строк, опубликованных в общественно-политической газете или журнале. Прочитайте их внимательно и оцените типы информации по различным аспектам (прагматическому, синтаксическому и семантическому).
2. Составьте карточку анализа по образцу. Вверху карточки пишется название материала, автор, место и время выхода. Характеристики информации обозначаются соответствующими индексами.
3.Прочитав текст, оцените прагматические его показатели по пятибалльной системе. Заполните первую колонку карточки
4.Оцените текст по абзацам: в каждом на полях проставьте обозначение вида информации, который содержится в данном абзаце. Это анализ семантического аспекта и выделение элементов сообщения. Виды и типы информации, и их обозначения даны в таблице 2.5. Заполните вторую колонку карточки.
5.Исходя из выделенных элементов в п.2 составьте формулу текста, которая отражает порядок расположения элементов в материале. Это синтаксическая характеристика текста. Заполните третью колонку.
6. Сделайте выводы, в которых отразите основные характеристики текстов, в соответствии с наличием тех или иных выделенных вами элементов информации:
Карточка анализа
Автор | Название материала | Наименование СМИ, в котором опубликован материал и дата выхода |
Прагматический аспект | Семантический аспект | Синтаксический аспект |
Д-декодируемость - 4 Н-небанальность - 3 Р-релевантность - 4 | n описание + n оценка + n предписание+ n норма - | S= dddvdpn (Формула текста) |
Таблица 2.5
Характеристики информации в журналистском тексте
Характеристики | Содержательные компоненты |
С Е М И О Т И Ч Е С К И Й | П О Д Х О Д |
Прагматический аспект (греч. Pragma - дело, действие). | Эффективность информации, восприятие, важность и полезность для аудитории - прагматическая адекватность. Условия информативности: декодируемость - понятность, доступность; небанальность - новизна, оригинальность; релевантность - общезначимость, важность для аудитории, степень соответствия ее потребностям и интересам. |
Семантический аспект (греч. Semantikos - обозначаемое значение.) | Связан со значением, содержанием, смыслом информации - семантическая адекватность. Структурные элементы информации: · дескриптивная-описательная - D; · прескриптивная-предписывающая - P; · валюативная-оценочная - V; · нормативная-указывающая на способ действия – N. |
Синтаксический аспект ( греч. Sintaktikos - cтоящий по порядку, приводящий в порядок.) | Связанный с соотношением элементов внутренней структуры информации, в частности, элементов семантического аспекта. |
Контрольные вопросы для самопроверки
1.Что такое информация?
2. В чем особенности информации, и ее свойства?
3. Что такое сообщение и в чем его отличие от информации?
4. Какова специфика журналистской информации?
5. Особенности определения «массовая информация».
6. Почему журналистскую информацию называют социальной?
7. Каковы признаки массовости в журналистской информации?
8. Что такое условия информативности в журналистском тексте?
9. Каковы аспекты семиотики?
10. Каковы тенденции развития массовой информации?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2002.
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2008.
Тема 4. Информационный процесс в журналистике