Исторические типы коммуникационных систем
(по Ю. Буданцеву)
Системы СМК | Наименование ОЭФ | Характерные каналы коммуникации |
ССМК-1 | Первобытное общество | Массовые действия карнавального типа. Народные шествия. Обряды. Народный театр. |
ССМК-2 | Эпоха разложения первобытной общины | Театрализованные представления. Религиозная служба. Различные собрания формальных и неформальных групп. |
ССМК-3 | Эпоха становления классового общества | Библиотеки. Выставки. Музеи. Наглядная агитация. |
ССМК-4 | Эпоха господства современных классовых обществ | Трансформация естественных СМК в технические |
Часто коммуникация отождествляется с информационным процессом, хотя выделяются и ее специфические особенности. Однако характеризовать массовую информационную деятельность без понятия коммуникации нельзя, особенно, если речь идет о публичных сферах.
Итак, коммуникация может быть представлена как процесс, протекающий на разных уровнях – межличностном, групповом, массовом. В основе лежит коммуникационный обмен, который может быть представлен как своеобразный образец мышления человека, как некая многоуровневая характеристика процессов порождения текстовых форм - текстов и процессов восприятия этих текстов. Таким образом, в основе коммуникации лежит информационный процесс порождения и восприятия текстовой формы.
4. Журналистская информация: особенности и специфические характеристики
Журналистская информация рассматривается в системе публичных коммуникаций как тип социальной информации. Социальная информация – это информация, изучающая, описывающая и отражающая социальные процессы и явления с целью осуществления и контроля эффективности социальной политики, оценки состояния и развития общества, измерения основных показателей уровня жизни.
Специфика информации в журналистике обусловлена как процессом ее создания (нацеленность на массовость, злободневность и ценность на уровне общественных интересов), так и процессом ее передачи (посредством системы средств массовой информации).
Социальная информация – содержательный аспект социальной коммуникации. Она вплетена в процесс коммуникации, неразрывно связана со средствами и каналами сбора, обработки, распространения и хранения информации, не существует без них, проявляется в них, оказывает на них постоянное воздействие и находится, в свою очередь, под воздействием с их стороны. А массовая коммуникация – это исторически сложившийся и развивающийся во времени технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения и восприятия информации и обмена ею между социальным субъектом (коммуникатором) и объектом (коммуникантом).
Массовая коммуникация рассматривается как аспект массовости сознания, наряду с массовой культурой. Массовое сознание тесно связано с уровнем производительных сил, который достигнут человечеством, с развитием научно-технической базы информационных процессов в обществе. Оно существует во всех типах современных обществ. Американский социолог Д. Белл в своих работах представил своеобразную классификацию понятий, которые отражают сущность массового сознания, согласно исследованиям известных философов и социологов Запада. Эти понятия помещены в таблицу-матрицу 2.3.
Таблица 2.3
Теории и концепции массового сознания (по данным Д.Белла)
Характе-ристика массового сознания / Авторы концепции | «Недиффе-ренцирован-ное множест-во» | «Сужде-ние некомпе-тентных» | «Механи-зирован-ное общество» | «Бюрокра-тическое общество» | «Толпа» |
Г. Блумер | Гетерогенная аудитория СМК, противостоя-щая классам и другим относительно гомогенным сегментам общества | ||||
Х. Ортега-и-Гассет | Низкое качество современ-ной цивилиза-ции, являюще-еся результа-том ослабле-ния руководя-щих позиций просве-щенной элиты | ||||
Ф.Г. Юнгер | Человек является придатком машины, дегумани-зирован-ным элементом технологии | ||||
Г. Зиммель М. Вебер К. Мангейм | Отличающе-еся широко расчленен-ной органи-зацией, в ко-торой при-нятие реше-ний допу-скается исключи-тельно на высших эта-пах иерархии | ||||
Э. Ледерер Х. Арендт | Общест-во, где отсут-ствуют разли-чия, однооб-разно, бесцель-но, отчуж-дено, недоста-ток интег-рации |
Массовое сознание определяется как особый тип общественного сознания. В.Ж. Келле считал, что общественное сознание отражает общественное бытие не в том смысле, что оно не может отражать ничего другого, а в том, что лишь, исходя из общественного бытия, мы можем правильно и научно понять содержание и форму, структуру и особенности развития общественного сознания. Эта материалистическая концепция дает представление об обществе как целостном образовании – системе, которая не существует вне составляющих ее элементов и в то же время не сводящейся к ним. Эта система наделена характеристиками, свойственными ей именно как целому.
В обществе существуют общественное и индивидуальное сознание, ясно прослеживается их диалектика (Таблица 2.4.).
Таблица 2.4