Этапы шествия греческого алфавита
Этап | Предметная характеристика | Примеры |
Распространение и освоение новых материалов для письма | Камень, бронза, дерево – краткие тексты. Кожа и папирус – обширные тексты. | Афинские таблички с изложением законов Салона. |
Распространение письменности среди граждан Афин и других городов – VI век до н.э. | Участие в демократическом процессе правления предполагало умение каждого среднего гражданина писать и читать | Законы об остракизме, провозглашенные Клисфеном, когда в результате голосования проводилось общее осуждение того или иного горожанина (черепковая демократия – его имя писалось на глиняном черепке). |
Книгопроизводство и книготорговля | Связано с основанием первых крупных библиотек в эпоху эллинизма | Упоминается в произведениях Аристофана, Ксенофонта, Платона. |
Истоком для многих открытий стали демократические достижения Древней Греции, создавшей поистине творческие науки, благодаря распространению знаний. Одной из них была риторика. Это своеобразная концепция коммуникации, включающая в себя правила и нормы взаимодействия, методы влияния на аудиторию, формы воздействия на умы людей. Именно ей посвятил свои исследования великий Аристотель. Ей и поэтике - прекрасному миру слова, владеющему которым, достается истинное богатство.
Концепция философа Аристотеля рассматривала творчество художника в самом широком смысле этого понятия. Его взгляды легли в основу так называемой здравомыслящей эстетики.[5] Философия Аристотеля подразделялась на три основных части: теоретическую – так называемую умозрительную, где вся система познания строилась исходя из цели: получить знание ради знания; практическую, цель которой - деятельностное знание, то есть знание ради практической деятельности и пойетическую – или иначе творческую. Эта третья часть философии как раз и отвечает на вопрос о цели знания в творческом процессе.[6]
Согласно Аристотелю, в творческом процессе главным, безусловно, будет талант, гений, без которого сам характер творчества ставится под сомнение. Однако для свободной творческой личности необходимы и внешние условия, такие как собственно свобода, общественное положение, здоровье, состоятельность и т.д. Свободная и талантливая личность – залог эффективной коммуникации, ее условие и важная составляющая.
Проблема талантливой личности всегда волновала человечество: как становятся талантливым и можно ли им стать? Можно ли воспитать талант и гениальность? Аристотель в своей здравомыслящей эстетике говорил о том, что внутренняя одаренность, талант – это природный дар, естественная потребность и способность человека к успешному выполнению какого-либо дела. Она дает возможность становиться тем самым творцом, на которого направлены все системы вдохновения, присущие миру: и внутренняя система, порожденная одаренностью, талантом, даже некой озаренностью; и внешняя система, оказывающая своеобразное сопутствующее воздействие.
Аристотель в своих трактатах «Поэтика» и «Риторика» создает и развивает основы своей эстетической концепции творчества. В частности, в риторике Аристотеля, представленной как самостоятельный творческий процесс, сочетаются разные по характеру процессы, но все они направлены на передачу всего многообразия жизненной и творческой практики человека.[7] Риторика у Аристотеля – это то же творчество, которое строится по законам логики и опирается на закономерности бытия (в отличие от техники оратора, которая определяется как техника красноречия). «По большей части приятно также учиться и изумляться, потому что в изумлении уже заключается желание … а познавать, значит следовать закону природы».[8]
Впервые Аристотель применил медицинский термин катарсис, который обозначал очищающие выделения организма к психическим процессам человека. Он обозначил им очищение, возникающее посредством идентификации с действующим лицом. Это происходит в момент взаимодействия (коммуникации) между актером и зрителем или героем литературного (публицистического) произведения и читателем. Как зритель, человек переживает страдания такие же по силе, что и герой, но герой погибает, а зритель остается жить.[9] Очень важным в этой концепции Аристотеля является то, что он подчеркивает эффект воздействия театральной коммуникации на зрителя как эффект, возникающий от использования специального средства информирования или коммуникации.
Несколько иная концепция коммуникации и творчества представлена в сочинениях учителя Аристотеля - Платона. Особый акцент Платон делает на проблему вдохновения, что в принципе у Аристотеля практически не изучено. Платона же интересуют трудные вопросы творчества, в отличие от Аристотеля, который почти не касается вопросов «странностей», сложностей таланта и творчества в целом. Вдохновение, его сущностная характеристика рассматривается Платоном с позиций субъективизма, что позволяет отнести философа к представителям субъективистской концепции творчества. Отмечается необычность акта вдохновения с точки зрения нормального человеческого рассудка. Платон ставит проблему интуиции в художественном творческом процессе, рассуждая о роли интуиции, делает попытку объяснить ее генезис в духе мистического идеализма. По Платону интуиция, вдохновение, талант – дар божественного Эроса.
В IV веке н.э. пергамент полностью вытеснил папирус. Это стало одной из предпосылок появления в Европе производства книг (рим. «либер»- libber и греч. «библос» - bibles) в широком масштабе. Римляне преуспели в этом. Первые книги представляли собой рукописные варианты скрепленных между собой дощечек, позднее получивших название диптихов - две дощечки и полиптихов – более двух. В Риме же широкое распространение получила цензура книг – попытка воспрепятствовать распространению этого средства коммуникации среди широких масс. При публичных библиотеках открылись должности префектов, которые были уполномочены изымать подозрительные и опасные книги и поощрять чтение полезных книг, поддерживающих политику официальных властей, пропагандирующих ценности существующего строя.
Из новых форм коммуникации необходимо назвать «аудиториумы» - залы для чтения, в которых проводились и публичные читки документов, публицистических и литературных произведений, в распространении которых, чаще всего, власти были заинтересованы. Это позволяло управлять вниманием и потребностями аудитории в интересах государства. К этому же периоду относят и изменение формы книги. Свитки, неудобные для чтения – «волумены» были заменены «кодексами» - сложенными пополам и сшитыми в виде тетрадей листами. Это и была окончательная форма книги, так хорошо знакомая современному читателю. По мнению многих ученых, данное новшество было также важно, как и изобретение книгопечатания, несколькими веками позже.
Как считает Д. Джованини, на рубеже между поздней античностью и зрелым средневековьем происходит трансформация книги, а с ней и письма, из орудия распространения знания, каким она была в период классики, в сакральный символ, который не предназначен для понимания[10]. Чтение становится своего рода ритуалом, перешедшим из светской культуры в монастырскую, которая определялась как культура массового отчуждения. Замкнутость этой культуры привела к тому, что повсеместно наблюдался рост неграмотности, уничтожение библиотек, недостаток книг, отсутствие связей между главными культурными центрами. Книготорговля как профессиональная деятельность и книгопроизводство находилось в руках христианской части населения, что вносило свои коррективы в развитие системы коммуникации.
В Средние века существенные достижения в области понимания коммуникативных актов и принципов взаимодействия были сделаны итальянскими гуманистами. Они формировали классический канон, на основе которого должно было развиваться образование. Образовательный порыв, пришедший в Европу вместе с книгопечатанием, был доступен более всего обеспеченным слоям горожан, которые и становились носителями, как духовной, так и письменной культуры. Культура, и в частности, письменность в свете гуманизма была предметом самоформирования. Понятие классического текста включало в себя понятие искусственной фигуры, объединяющей содержание и форму.
Особо важным открытием для развития коммуникаций стало изобретение и распространение бумаги как основного носителя информации в условиях Европы того времени. Открытие бумаги связано с именем китайца Цай Луня (II в н.э.). После битвы при реке Талес (751 год) технология изготовления бумаги перешла к арабам вместе с пленными китайцами – бумагоделателями, которые были вынуждены в плену заниматься своим ремеслом. Таким образом, в Самарканде появились первые бумагоделательные артели. Затем бумага распространилась по Европе.
3. И. Гуттенберг и его открытие: значение для развития журналистики как профессиональной деятельности
В Европу к XV веку пришла городская культура, что привело к повышенному интересу к книге, как одному из важнейших средств коммуникации. Уже тогда стал проявляться ее массовый характер воздействия, послуживший основой коммерциализации книжного дела. Вот пример одного из рекламных объявлений, которое приводит в своей книге Д. Джованини:
Книги в любом роде,