Кафедра теории и практики электронных средств массовой информации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ И СОЦИОЛОГИИ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

Сетевое учебно-методическое пособие

Для студентов отделений журналистики, обучающихся по направлению 031300.62 - Журналистика

КАЗАНЬ-2011

УДК 070

Рекомендовано учебно-методической комиссией

факультета журналистики и социологии

Казанского (Приволжского) федерального университета

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Докт. филол. наук, проф. Гарифуллин В.З.

Докт. социол. наук, доц. Ясавеев И.Г.

Дорощук Е.С.

Основы теории журналистики:сетевое учебно-методическое пособие для студентов отделений журналистики, обучающихся по направлению 031300.62 – Журналистика / Науч. редактор Е.С. Дорощук. – Казань: Казан. ун-т, 2011. - 152 с.

Сетевое учебно-методическое пособие включает методические указания, программы и планы семинарских и практических занятий, лабораторный практикум, тезисы лекций и диагностический материал по курсу «Основы теории журналистики».

Используя системно–целевую индивидуализацию в изучении теоретических основ журналистики, автор предлагает для самостоятельного изучения ряд тем курса, обозначенных в системе специальных исследовательских заданий, включенных в пособие. Они снабжены сценариями самостоятельной работы студента в ходе знакомства с проблематикой курса, что позволит оптимизировать теоретико-практическую подготовку студентов.

Для студентов, аспирантов и преподавателей отделений и факультетов журналистики.

ВВЕДЕНИЕ

Прогресс, чего бы он ни касался, - это не просто новое,

а наилучшее из того, чего мы достойны

Лопе де Вега

Курс «Основы журналистики» занимает важное место в теоретико-практической подготовке будущих журналистов. Приобретаемые в процессе его изучения знания являются основой для последующего совершенствования студентов как профессионалов в области массовой информации.

Основная цель курса - формирование представления об особенностях и закономерностях журналистской деятельности, которые включают особенности массовой информационной деятельности в журналистике, системный характер ее функционирования в социальной среде, правовые и этические аспекты свободы журналистики, основы творческой деятельности журналиста в современных условиях развивающегося глобального мирового информационного пространства. Журналистика определяется как процесс и как результат профессиональной деятельности по созданию, распространению и хранению массовой информации, воздействию на массовое сознание и формированию общественного мнения.

Данная цель определяет задачи курса:

- сформировать у студентов знания, необходимые будущему журналисту как специалисту в области информационной деятельности;

- дать многоаспектную характеристику журналистики как области массово-информационной деятельности, системы средств массовой информации, социального института;

- рассмотреть закономерности существования журналистики на разных этапах ее развития;

- показать особенности деятельности и личности журналиста в контексте публичных коммуникаций;

- вооружить студентов методами исследования профессиональной деятельности журналиста и в целом журналистики как системы;

- заложить основы информационной культуры будущего журналиста;

- помочь студентам сформировать представление о профессии и стимулировать их саморазвитие.

В структуру курса органично вписывается специальный практикум «Теория и практика массовой информации», цель которого – развить у студентов компетентность в области исследования массово-информационной деятельности на разных этапах профессионального познания. Он разбит на мини-практикумы, содержащие альтернативные формы самостоятельной и лабораторной работы студента. Выполнение практических заданий будет способствовать развитию личности студента как будущего журналиста и активизации его профессионального самоопределения.

В основе изучения журналистики как системы управления информационными процессами в обществе лежит философский, психологический и социологический анализ практической деятельности этой системы, ее современного состояния и исторической теории и практики.

«Основы теории журналистики» – это курс, в котором представлены основные понятия теории журналистики, он включает в себя пять крупных тематических модулей, основанных на специальных подсистемах понятий и категорий, представляющих весь спектр деятельности СМИ на современном этапе.Каждый модуль поделен на подпункты, которые ложатся в основу формулировки темы изучения. Таким образом, в структуре темы могут содержаться от одного до шести подпунктов в зависимости от степени значимости. Это – основа механизма построения теоретического и практического разделов курса. Модули и подпункты представлены в программе курса, а основные темы – в лекционно-практическом комплексе.

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

· Понимать специфику журналистской деятельности как массово-информационной деятельности и социального института и условия и особенности ее взаимодействия с другими социальными институтами.

· Обладать теоретическими знаниями о законах функционирования журналистики, а также о сущности массово-информационной деятельности, функциях журналистики, социальной позиции и ответственности журналиста, об условиях свободной деятельности журналиста и СМИ, факторах эффективного взаимодействия с аудиторией и особенностях творческой деятельности журналиста, специфике и взаимодействии прессы, радио и телевидения.

· Ориентироваться в широком спектре разноплановых изданий и программ, существующих в современной системе СМИ России и региона.

Содержание каждого раздела – модуля курса включает конспективное изложение основных теоретических положений; описание методики проведения занятий по данному направлению; диагностический материал; методические указания для самостоятельной работы студента; мини-практикум; список литературы для углубленного изучения темы. Методика проведения большинства занятий, представленных в учебно-методическом комплексе апробирована автором в течение 15 лет преподавания курса на отделении журналистики Казанского государственного университета.

По проблемам курса студенты пишут рефераты и курсовые работы, проводят проектные исследования. Курс завершается экзаменом.

РАЗДЕЛ 1.

ФОРМЫ, ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ СТУДЕНТУ

Введение

Предмет и задачи курса, его структура. Современное состояние теории журналистики. Основы журналистики как отрасль теории журналистики. Понятие «журнализма». Место теоретического курса по журналистике в системе общих и специальных курсов, вертикальные и горизонтальные связи, междисциплинарные и межкурсовые взаимодействия.

Литература, методические рекомендации и практико-теоретические основы подготовки к изучению курса.

Возникновение журналистики

Исторические условия возникновения журналистики: социально-политические реформы общества. Предпосылки появления средств массовой информации. Пражурналистские явления. Гуттенберг: история и легенды. Подвижные литеры и типографская краска. Вклад народов мира в развитие и становление системы печати. Основные этапы распространения печати. Развитие массовой прессы.

Общество – система управления – журналистика: проблемы взаимодействия понятий и категорий. Типы обществ: сравнительная характеристика. Гражданское общество и правовое государство. Роль журналистики в правовом государстве и гражданском обществе.

Факторы социального управления: журналистика как один из них.

Функции журналистики

Понятие функции применительно к журналистике, общая характеристика функций журналистики, как самоорганизующейся системы.

Типологические характеристики функций журналистики: идеологические, культурно-образовательные, рекламно-справочные, рекреативные, непосредственно-организаторские и др. функции. Система функций журналистики, точки соприкосновения, антропологические и онтологические характеристики.

БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2008.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Закон «О средствах массовой информации» // Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. М., 1996.

Кодекс профессиональной этики российского журналиста // Профессиональная этика журналистов. – М., 1999. Т.1.

Дорощук Е.С. Журналист и журналистская деятельность в системе публичных коммуникаций. Казань, 2006.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. СПб., 2002.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Афанасьев В.Г. Социальная информация. М., 1994.

Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации. М., 2008.

Брайант Дж., Томпсон С. Основы взаимодействия СМИ. М.; СПб.; Киев, 2004.

Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики // Союз журналистов России. М., 1998. Т.1., 2.

Засурский И. И. Масс-медиа Второй республики. М., 1999.

Маклюэн М. Понимание медиа. М., 2003.

Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего. М., 2005.

Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. М., 2004.

От кремня до кремния: Пер. с итал. / Под ред. Дж. Джованини. М., 1991.

Прохоров Е.П. Журналист и массовое сознание. М., 2007.

Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М., 2000.

Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998.

Система средств массовой информации России. М., 2001.

Соколов А.В. Социальные коммуникации. – М., 2001.

Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004.

Шарков Ф.И. Теория коммуникаций. М.,2006.

Контрольные вопросы по курсу «Основы теории журналистики»

(для подготовки к экзамену)

1.Современное состояние теории журналистики: предмет и задачи курса, его структура. Понятие «журнализма».

2. Предпосылки и исторические условия возникновения журналистики. Пражурналистские явления.

3.Гутенберг: история и легенды.

4.Основные этапы распространения масс-медиа.

5.Понятие информации. Виды и свойства, формы существования информации.

6.Журналистская информация как один из видов информации: специфика и закономерности существования.

7. Массовая информация. Общая характеристика. Формы существования и принципы подачи массовой информации.

8.Условия информативности журналистского произведения.

9.Журналистика как институт гражданского общества.

10. Тенденции развития современных медиасистем.

11.Прагматическая адекватность в журналистском произведении.

12.Семиотическая адекватность в журналистской деятельности.

13.Виды и типы информации в журналистском тексте.

14.Информационный процесс в журналистике: общая характеристика.

15. Журналистика в системе социальных институтов.

16.Журналистика как фактор социального управления.

17.Функции журналистики: общая характеристика.

18.Идеологические функции журналистики.

19.Культурно-образовательные функции журналистики.

20.Рекламно-справочные функции журналистики.

21.Рекреативные функции журналистики.

22.Экономические условия и факторы свободы СМИ.

23. Свобода и ответственность в журналистской деятельности.

24. Обеспечение свободы журналистской деятельности: правовой и политико-социальный аспекты.

25. Понятие «четвертая власть».

26. Политическая культура журналиста.

27. Политический анализ в журналистике.

28. Исторические типы журналистики: общая характеристика.

29. Социальная позиция журналиста.

30. Система принципов журналистики.

31. Журналист как субъект творческой деятельности

32. Структура системы СМИ: общая характеристика.

33. Инфраструктура системы СМИ.

34. Печать, как составляющая системы СМИ.

35. Радиовещание, как составляющая системы СМИ.

36. Телевидение, как составляющая системы СМИ.

37. Электронные средства МИ: общая характеристика.

38. Новые компьютерные технологии в системе СМИ.

39. Мобильная журналистика в современной медиасистеме.

40. Виды журналистской деятельности.

41. Информационная политика издания и особенности ее формирования.

42. Закон о СМИ РФ: правовое положение журналиста.

43. Формы реализации информационной политики.

44. Результативность журналистики: виды и формы.

45. Эффективность и действенность журналистики. Общая характеристика.

46. Творческие факторы эффективности.

47. Гражданская ответственность журналиста.

48. Информационное общество и правовое государство.

49. Массовое сознание, его структура и особенности воздействия на него СМИ.

50. Типологический и функциональный анализ журналистской деятельности.

51. Свойства журналистских произведений, влияющие на их эффективность.

52. Особенности восприятия журналистских текстов аудиторией. Установка восприятия.

53. Формы и виды взаимодействия средств массовой информации.

54. Информационное агентство как структурная единица современной медиасистемы.

55. Процессы монополизации, концентрации, глобализации, глокализации и их влияние на развитие современных медиасистем.

56. Профессиональные качества журналиста.

57. Мировые организации и международные объединения журналистов в борьбе за свободу творчества в журналистике.

58. Мировой информационный порядок и закономерности его развития.

59. Стороны реализации информационной политики средства массовой информации.

60. Эффекты журналистики.

РАБОЧИЙ ПЛАН КУРСА

Модуль / тема занятия Форма занятий Часы ауд/сам
Аудиторные Самостоятельные
МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ
Тема 1. Введение: Основы журналистики как отрасль теории журналистики Лекция; Семинар   2/1 2/1
Тема 2. Возникновение журналистики: Пражурналистские явления Лекция; деловая игра   Виртуальный семинар (реферативное исследование) 2/2
МОДУЛЬ 2. МАССОВО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЖУРНАЛИСТИКЕ
Тема 3. Информация и журналистика: Массово-информационная природа журналистской деятельности Лекция; Лабораторный практикум:     2/1 2/1
Тема 4. Информационный процесс в журналистике   Лабораторный практикум: 0/2
МОДУЛЬ 3. ЖУРНАЛИСТИКА И ПОЛИТИКА
Тема 5. Функции журналистики   Лекция; Лабораторный практикум   2/1 2/1
Тема 6. Журналистика как социальный институт Лабораторный практикум   2/2
Тема 7. Политическая культура журналиста Лекция;   Виртуальное практическое занятие 2/4
Тема 8. Социальная позиция журналиста   Лекция; Лабораторный практикум:   2/2 2/2
Тема 9. Свобода слова и журналистской деятельности: Факторы свободы СМИ Лекция; Семинар   2/2 2/2
МОДУЛЬ 4. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТИКИ
Тема 10. Факторы и тенденции развития современной журналистики России Лекция; Семинар:   2/1 2/1
Тема 11. Системный характер журналистики: средства массовой информации как система Лекция;     Лабораторный практикум: 2/2
Тема 12: Типологическая единица системы средств массовой информации России   Лабораторный практикум   0/2
МОДУЛЬ 5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖУРНАЛИСТА И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ
Тема13:Особенности журналистской деятельности и ее виды в контексте информационной политики средства массовой информации Лабораторный практикум   Виртуальный семинар (реферативное исследование) 2/2
Тема 14. Результативность журналистской практики   Лабораторный практикум 0/2
Тема 15. Журналист как субъект журналистской деятельности Лекция;   Лабораторный практикум   2/2
ИТОГО:     36/36

РАЗДЕЛ 3.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

МОДУЛЬ 1.

Лекция; Семинар

Цель занятий – определить проблемное поле и ключевые понятия курса «Основы журналистики: Введение в теорию журналистики» как науки и как учебной дисциплины.

Общие теоретические положения

В современной журналистской науке основы теории журналистики представлены как одно из основных направлений исследования и изучения практической и теоретико-методологической основ профессиональной деятельности будущих журналистов.

Условия информационного общества, изменяющие социально-экономическое и политическое поле профессиональной деятельности журналиста, влияют и на процессы определения роли и места журналистики в социальной системе, интеграции различных форм и методов оценки журналистской практики в контексте глобальных проблем и явлений глокализации.

Правомерность выделения введения в теорию журналистики как основной теоретико-методологической и практической основы изучения будущей профессии предполагает определение ее места в классификации отраслей журналистской науки.

В 80-ые гг. ХХ столетия Е.П. Прохоров предложил и исследовал структуру теории журналистики, обосновав классификацию ее отраслей историческими и социально-политическими аспектами развития журналистики в современном мире. Он выделил несколько групп отраслей теории журналистики:

- изучение журналистики как сферы массовой информационной деятельности: пражурналистские явления; журналистика в контексте теории информации; массовость информационной природы журналистики; журналистика как фактор социального управления;

- изучение журналистики как социального института: функциональные особенности деятельности журналистики; социальная позиция и принципы деятельности журналиста; политическая культура журналиста; журналистика и свобода прессы, факторный анализ свободы средств массовой информации (СМИ); журналистика как «четвертая власть»; информационный порядок и журналистика; информационная безопасность в сфере журналистики;

- изучение журналистики как системы средств массовой информации; массовая коммуникация и массовая информация, и ее средства; структура и инфраструктура системы средств массовой информации; взаимодействие средств массовой информации;

- изучение журналистики как области творческой деятельности: виды и формы журналистской деятельности; информационная политика и формы ее реализации; типы и методология творчества в журналистике; журналист как субъект деятельности в СМИ;

- изучение действенности и эффективности журналистики: результативность журналистики и ее формы; проблема эффективности как результативность контактов с аудиторией, факторы эффективности.

К основным понятиям теории журналистики следует отнести: массовая информация; массовая аудитория; журналистика как социальный институт; журналисты; функции и принципы журналистики; система средств массовой информации; свобода журналистики; журналистская деонтология; профессиональные качества журналиста; информационная политика; типы творчества; методологическая культура журналиста.

Приведенные понятия определяют проблемное пространство изучаемого курса и служат предпосылками выделения основ теории журналистики как важной отрасли журналистского знания.

Проблемы теории журналистики в начале нового тысячелетия волнуют и теоретиков, и практиков. Осознание достигнутого в прошлом и настоящем, прогнозирование будущего – эти процессы протекают в период рождения новых парадигм и концепций, обосновывающих, но не объясняющих развитие журналистики как науки и практики. Объяснение и выявление новых контекстов научных знаний, великий синтез теории и практики, планетаризм и ноосферизм, проникновение которых в сферу научных интересов журналистики объективно и бесспорно, - вот те вехи, которые выделяются в перспективе развития журналистской науки.

Историческая ретроспектива позволяет провести сопоставление проблем журналистики века двадцатого и начала двадцать первого, обозначив их специфику, наметить пути преодоления противоречий, несоответствий, конфликтов, бытовавших и бытующих в науке и практике журналистской отрасли. Разрешение этих проблем целесообразно начинать с поиска источников, понимания ситуаций.

Вот уже на протяжении более чем двадцати лет российская журналистика как профессиональная деятельность подвергается реформированию. Это и понятно – ситуация со средствами массовой информации не удовлетворяет общество – ни процесс, ни результат. Подвергаются критике со стороны общественных институтов как личностные, так и системные слагаемые журналистской деятельности. Журналистская наука откликается на такое положение вещей комплексным и системным подходами к исследованию и применением специфических, синтезированных методов, что демонстрирует необходимость междисциплинарного подхода как обеспечивающего расширение границ науки и профессии.

Именно журналистика, наряду с информационными, выполняет функции расширения границ знаний, воспитания нового потребителя этих знаний, развития способностей цивилизованных отношений с природой. В сознание аудитории закладываются идеи об экологической целесообразности поведения человека, особенности духа жителя Земли, уровне разумности в отношениях с природой. Но это только с одной стороны. С другой – уже сложившаяся атмосфера общественного сознания, специфическое информационное поле, рождаемое непрерывно средствами массовой информации, деформирует сложившиеся идеальные модели мира, усвоенные в результате образования, самообразования.

Особо важной становится проблема отчуждения информации и формирования виртуального пространства, в котором информация сама определяет законы создания и передачи.

Категории журналистики будущего, обеспечивающей процессы ускоряющегося развития общественных систем, связаны с понятиями общественного интеллекта, определяющегося как механизм социальной эволюции. Структура общественного интеллекта включает в себя триединство культуры, науки и образования. Образование, как механизм воспроизводства знаний, нуждается в системе, обеспечивающей социальный кругооборот знаний, что и является пространством общественного интеллекта. Этой системой может быть определена и журналистика в ее триединстве - как отрасль науки, знаний и практической деятельности.

В грамотно организованной системе реализуется взаимосвязанная структурная цепь элементов: цели, содержания и методов. Для журналистской системы обеспечения общественного интеллекта цель является регулятором потребностей, формирует устойчивый интерес к информации, упражняет в самоопределении, принятии решений и ответственности на себя. Содержание для журналистики – результат преобразования внешнего во внутреннее, не является только лишь набором сведений, фактов, перечнем событий, оно является строго выстроенной системой знаний – журналистских знаний, позволяющей добыть новые, поддерживать компетентность потребителя. В этом – суть процесса журналистского воздействия с точки зрения общественного интеллекта. Основной тезис здесь – мир, окружающий нас, не тоннель, он пространство вокруг, и поэтому структура журналистских знаний, информационных систем должна быть планетарной – подобной миру. Для реализации таких моделей журналистики разрабатывается технология модульного структурирования информации.

Методы журналистики представлены как способы действия и усваиваются в процессе научного исследования как технологическая организация взаимодействия участников процесса формирования и обеспечения общественного интеллекта. Уважение к технологиям, привычка действовать технологично, в соответствии с освоенными культурными профессиональными правилами, складывается в журналистике путем овладения технологией решения проблем.

Вхождение России в демократическое европейское пространство означает для журналистики решение глобальной задачи формирования нового мышления, способного к бесконфликтному взаимодействию, пониманию, осознанию своих действий. Гуманизм как очеловечивание информации предполагает изменение профессиональной позиции по отношению ко всем слагаемым процесса обеспечения общественного интеллекта.

Задачи для самостоятельного решения

После знакомства с научными и практическими особенностями журналистики студенты самостоятельно заполняют таблицы 1.1. – 1.3. Результаты этой самостоятельной работы обсуждаются на семинаре.

Таблица 1.1

Проблемное поле теории журналистики на основе взаимосвязанных закономерностей массово-информационной деятельности

Цепочка категорий как взаимосвязанных закономерностей массово-информационной деятельности Понятия, составляющие цепочку Социально обусловленные массово-информационные проблемы
Категории, раскрывающие социальную роль журналистики    
Категории, дающие представление о социальной направленности и методологических основах деятельности в журналистике    
Категории, описывающие субъективную сторону функционирования журналистики    
Категории, характеризующие средства доставки информации    
Категории, дающие характеристику творческих форм массово-информационной деятельности    

Таблица 1.2

Основные понятия теории журналистики

Основное понятие теории журналистики Содержание понятия
Массовая информация  
Массовая аудитория  
Журналистика как социальный институт  
Журналисты  
Функции и принципы журналистики  
Система средств массовой информации  
Свобода журналистики  
Журналистская деонтология  
Профессиональные качества журналиста  
Информационная политика  
Типы творчества в журналистике  
Методологическая культура журналиста  

Таблица 1.3

Особенности введения в теорию журналистики

Системообразующие факторы Введение в теорию журналистики как наука Введение в теорию журналистики как учебная дисциплина
Цель    
Объект    
Предмет    
Методы    
Задачи    

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации. М., 2008.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2004.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2008.

Шарков Ф.И. Теория коммуникаций. – М., 2006.

Тема 2. Возникновение журналистики. Пражурналистские явления

Лекция;

Виртуальный семинар

Цель занятий – определить особенности процессов возникновения журналистики, выделив предпосылки и обозначив формы пражурналистских явлений.

Общие теоретические положения

Основные понятия и категории: праписьмо; носитель информации; папирус и пергамент; алфавит; печатный станок; информационные потребности; массовая журналистика; устная и письменная культуры; печатная культура; бумага как носитель информации; пространство публичных коммуникаций.

Вопросы:

1. Этапы развития публичных коммуникаций. Журналистика как результат исторической необходимости.

2. Роль древних культур и цивилизаций в историческом процессе развития журналистики.

3. И. Гуттенберг и его открытие: значение для развития журналистики как профессиональной деятельности.

1. Этапы развития публичных коммуникаций. Журналистика как результат исторической необходимости

Для человечества всегда было важно понять, как открытия в области коммуникаций влияют на жизнь каждого члена общества. Это можно проследить на примере развития коммуникационных систем человека и человеческого общества. Мы остановимся только на наиболее ярких открытиях в области коммуникаций, которые человечество сделало под влиянием обстоятельств и отчасти борьбы за существование.

Начало системной коммуникации положило открытие шумерами примерно 5300 лет назад знаменитой шумерской клинописи – праписьма, которое перевернуло представления человека о возможностях знаков и знаковых систем в выражении и передаче мыслей. По историческим документам видно, что привело к изобретению письма развитие религиозно-политических отношений, требующих регулирования и учета. Тогда же и была использована в качестве носителя информации глина, на первый взгляд, совершенно немыслимый для коммуникации материал, но, однако, очень быстро распространившийся по междуречью и удовлетворявший первые информационные потребности общества.

А началось все в период Верхнего Палеолита (от 30 до 10 тыс. лет назад), когда и возник человек разумный – Нomo sapiens. Вот цепь событий, послуживших ускорению развития человека и его мозга. Отход ледников – вымирание крупных млекопитающих (мамонтов) – перемена в характере хозяйственной деятельности человека (возникновение земледелия и скотоводства) – появление необходимости совместной трудовой деятельности, что требовало продолжительного пребывания на одном и том же месте – первые оседлые поселения. К таким оседлым поселениям, ставшим основой для оседлых культур, относят и шумер – народ, поселившийся примерно 5-4 тысячи лет до н.э., в районе современного Ирана, в двуречье (или междуречье) – долине рек Тигр и Евфрат. Шумерам приписывают изобретение письма, или, точнее, того, что мы назвали праписьмом.

Если до появления шумерской клинописи культура коммуникации была преимущественно устной, то с возможностью фиксации сообщений в письменном виде появилась и возможность передавать послания на разные расстояния, в том числе и временные. Из личного дела «отправителя» и «получателя» послание становится достоянием любого, кто желает познакомиться с его содержанием. И в таком письменном послании информация проявляет свои универсальные свойства: возможность быть сохраненной (послание можно сохранить и перечитать в любой момент); интерпретация (послание можно проанализировать и дополнить смыслами); возможность изменяться и вносить коррективы в поведение людей (послание можно обдумать и принять по нему иное решение). Написанный текст отличался от устного своей долговечностью, глубиной и ясностью.

Исследователи подчеркивают, что письменность не возникла сама собой. Она является прямым следствием развития человечества. Это продукт существовавшей тогда цивилизации городского типа. Свидетельством тому является наличие письменности у городов-цивилизаций Двуречья, Египта, долин Инда и Хуанхэ, легендарного и далекого народа майя. Великие майя тоже были горожанами: их необычные города являлись средоточием власти - здесь жили знатные граждане и жрецы - центрами культуры, этических отношений и духовной жизни.

Таким образом, коммуникация в то время развивалась в условиях городской цивилизации, использовавшей для передачи и фиксации информации письмо, в отличие от деревенской, не имевшей письменности.[2] Это относительное определение городской цивилизации, не претендующее на теоретическую точность, необходимо для того, чтобы определить значение письменности в прогрессивном развитии человечества и его коммуникационных систем.

Шумеры были городской цивилизацией, организованной по принципу малых городов-государств. Такие города имели строго централизованную власть, и население в них занималось земледелием и скотоводством – это была основа экономики государств. В этих городах существовала в качестве идеологической основы управления религия, формировавшая и мировоззрение населения, служившая объединению и воспитанию членов городского общества.

К первым образцам письма относят знаменитые таблички из города Урук (примерно 3000 г до н.э.), представлявшие собой прямоугольные глиняные бруски, на выпуклой поверхности которых нацарапаны изображения животных, растений, орудий труда. Но больше всего здесь изображений знаков абстрактной формы, которые как раз и были главным открытием их авторов – это обозначения, содержащие информацию о количественном и качественном составе изображений.

Клинопись вошла в историю развития коммуникаций человечества как одна из наиболее ранних форм взаимодействия на разных уровнях. Это цивилизованная форма, которую использовали жители сирийского города Эбла, распространившего свое владычество на всю Северную Сирию вплоть до реки Тигр. Сохранились свидетельства того, что жители Эблы говорили на собственном языке, переводили с шумерского, имели первые попытки составления прасловарей, помогавших в использовании разных языков в государственной жизни общества.

При раскопках ассирийской столицы Ниневии были найдены таблички из царского хранилища, которые содержали словари и грамматики шумерского, вавилонского и ассирийского языков. На них была размещена расшифровка значений клинописных знаков в их отношении к буквенному письму. «Значение этой находки трудно было переоценить. Ведь это были настоящие словари! Они были необходимы школьникам, изучавшим основы клинописи в те времена, когда старая силлабическая письменность и письмо-рисунок начали постепенно заменяться более простым алфавитным письмом».[3] На барельефах знаменитых ниневийских дворцов рядом с изображением помещался текст – словесный комментарий. Вот, например, как описывает одну из таких находок известный журналист К. Керам: «На каменном парапете стоят фигуры; они не прикасаются к скале. В знойном мареве высоко над дорогой возвышается недостижимая ни для чьей дерзновенной руки фигура великого правителя. Он опирается на свой лук; его правая нога покоится на поверженном Гаумате, волшебнике и маге, восставшем против Дария и оспаривавшем у него царство. Позади царя – два знатных перса, они вооружены луками и копьями, за плечами у них колчаны. Перед ним со связанными руками и веревкой вокруг шеи стоят девять покоренных и наказанных «царей-самозванцев». По сторонам этого памятника и под ним – четырнадцать колонок текста: сообщения о царе и его деяниях, составленные на трех разных языках».[4] Этот текст можно считать попыткой объединения в одной форме слова и изображения.

Еще одним шагом к современным системам коммуникации стало распространение папируса как более совершенного н<

Наши рекомендации