Перед публикацией и после нее.
Не забудьте о том, что вы обещали своему собеседнику: отвезите готовый материал на визу, или отправьте текст по факсу (и позвоните, чтобы убедиться, что все в порядке), или прочтите текст по телефону.
В случае нужды внесите необходимую правку. Впрочем, пресеките желание героя интервью, если он захочет (такое тоже иной раз случается) переделать все или заявить все наоборот. В конце концов у вас есть магнитная запись...
Накануне выхода газеты с интервью позвоните своему собеседнику и предупредите его об этом. Но только накануне! Обещаний вроде такого: «Материал выйдет в следующий четверг» давать не следует - редакционные планы могут измениться, а вы окажетесь лгунишкой.
Если герой интервью не имеет возможности получить газету по своим каналам, найдите способ доставить ему хотя бы один номер. Потом поинтересуйтесь, доволен ли он.
Еще раз поблагодарите своего собеседника. Если он доволен, если все прошло успешно, если вы не вызвали у него отрицательных эмоций, у вас еще будут интервью с ним.
Пресс-конференция
Я склонен рассматривать пресс-конференцию как специфическую форму интервью. Существенных отличий от обычного интервью – два. Во-первых, это коллективная беседа. Во-вторых, как правило, она происходит не по инициативе журналистов.
Сначала – несколько слов о том, как, собственно говоря, сообщать о пресс-конференции. Не следует писать, например: «На состоявшейся в спорткомитете пресс-конференции»; слово «состоявшейся – лишнее. Напишем просто: «На пресс-конференции в спорткомитете». Словосочетание «Пресс-конференция для российских и иностранных журналистов» (а именно так сплошь и рядом пишут) – сплошная «туфталогия» и благоглупость. Во-первых, раз пресс-конференция, стало быть, понятно, что для журналистов. Во-вторых, никаких иных журналистов, кроме российских и зарубежных, не существует (марсианских, что ли, журналистов не пустили?).
Теперь несколько рекомендаций по существу.
– Старайтесь сесть поближе к столу дающего пресс-конференцию – в первый или второй ряд. При этом предусмотрите, чтобы между вами и дающим пресс-конференцию не оказались телекамеры, иначе вы почти ничего не увидите, не услышите, да и телевизионщикам будете мешать.
– Если вы сидите на таком расстоянии, что запись на диктофон получается тихой и некачественной, поставьте его на стол перед дающим пресс-конференцию. Это нормальная практика. Не беспокойтесь, диктофон не украдут.
– Тщательно подготовьте один вопрос, максимум два – задать больше вопросов вам вряд ли удастся.
– Ни при каких обстоятельствах не соглашайтесь, чтобы вам навязали вопрос. (Нередко случается, что помощник дающего пресс-конференцию перед началом обходит журналистов и просит их задать тот или иной вопрос, разумеется, удобный для своего шефа. Помните: нельзя даже на минуту стать «шестеркой»!)
– Не стремитесь задать вопрос первым. (Любопытно, что, например, в Японии практикуется такая форма подачи вопросов. Перед началом все журналисты отдают свои вопросы в письменном виде старшему и наиболее уважаемому. Он и спрашивает.)
– Вопрос должен быть коротким и ясным. В противном случае вы получите слишком пространный ответ или, что еще хуже, ответ не на свой вопрос.
– Нельзя строить вопрос так, чтобы он начинался с повествования или воспоминаний. (Удручают вопросы, начинающиеся так: «Два года назад...» или «Как вы знаете...»
– Когда настанет ваша очередь задать вопрос, встаньте, отчетливо и громко сообщите свое имя и название редакции, которую вы представляете (или, если вы представляете только себя, скажите: «независимый журналист»). Вопрос (он уже четко сформулирован вами и записан в блокнот) декламируете тоже отчетливо и достаточно громко. Задав вопрос, сразу поблагодарите за ответ, хотя ответа, собственно говоря, еще и не было.
– Если у вас есть два вопроса, не задавайте их сразу – все равно получите ответ только на один, как правило, не главный. Лучше дождаться удобного момента и снова обратиться к ведущему.
– Если ответ вас не устроил (оказался неполон или вообще не на ваш вопрос) внятно сообщите, что вы еще не получили ответ.
– Имейте в виду: если ваш вопрос был хорош, если вы задали его четко и ясно, если вы не сидите в самом конце зала, велика вероятность, что дающий пресс-конференцию вас заметил и запомнил. Это хорошо. Во-первых, после пресс-конференции у вас есть шанс задать эксклюзивный вопрос, подойдя к главному действующему лицу. Во-вторых, есть вероятность, что удастся договориться с ним об интервью. В-третьих, коллеги вас зауважают и тоже запомнят.
– Ведите себя на пресс-конференции скромно и тихо. Не выказывайте возмущения или несогласия. Не переговаривайтесь с коллегами. Сконцентрируйтесь и слушайте. Будьте уверены, что именно в тот момент, когда вы отвлечетесь, и будет сказано нечто важное и главное.
– Не спешите делиться своими впечатлениями и соображениями с коллегами. Помните, что это ваши конкуренты.
* * *
Отчет о пресс-конференции совсем не обязательно должен быть построен по принципу «вопрос – ответ», скорее наоборот. Постарайтесь, используя косвенную речь, точно передать смысл и тональность ответов. Но если вы задали на пресс-конференции свой вопрос, обязательно приведите его полностью и возможно полнее приведите ответ на него. Это – почти эксклюзив.
Хорошо бы, уже идя на пресс-конференцию, иметь более или менее точное представление о размере будущей заметки. В конечном счете это может быть и маленькая, совсем крохотная заметка; что ж, тем тщательнее ее следует составить и отредактировать.
К сожалению, часто приходится сталкиваться с тем, что разные журналисты, побывав на одной и той же пресс-конференции, дают такие разные (по содержанию) отчеты, что кажется, будто они слышали противоположные мнения. Так вот, пусть ваш отчет будет наиболее правдивым и точным!
Не только в этом жанре
Итогом беседы (или пресс-конференции) вовсе не обязательно будет материал, написанный в жанре интервью. Следует иметь в виду, что система «вопрос - ответ» может стать составной частью (причем существенной частью) материала, написанного совсем в ином жанре. Ни репортаж, ни очерк, ни обозрение, ни даже статья не отторгают прямую речь.
Кроме того, повторю: интервью (т.е. разговор с человеком) является основным и самым эффективным способом сбора информации. Поэтому умение правильно вести интервью пригодится вам, какой бы материал вы ни готовили.
Следует иметь в виду и то, что умение вести беседу вообще отличает культурного человека от некультурного.
Не упустим из виду и то, что именно через беседы мы получаем большую часть информации, вполне сопоставимую с теми порциями, которые черпаем из книг, периодики, телевидения.
Наконец, важно понимать, что от того, владеете вы навыками интервью или нет, вообще во многом (хотя и не всегда напрямую) зависит ваша карьера, ваш успех, ваше журналистское имя, ваши отношения с коллегами.
Поэтому - правило одиннадцатое: тренируйтесь, совершенствуйтесь в искусстве беседы. Не бытового разговора, не трепа, не ругани, не спора (это вообще особое, отличное от других искусство) - именно беседы. Появится навык - будут и удачи.
Тут же позволю себе и несколько рекомендаций.
Читайте Эрла Стенли Гарднера - романы об адвокате Перри Мейсоне.
Читайте большие интервью в газетах, а особенно в журналах. Причем в разных, не оставляя в стороне ни спортивные, ни технические, ни развлекательные, хотя бы это и не представляло для вас особого интереса.
Читайте пьесы. Смотреть спектакли - само собой, но еще надобно и читать драматургию. Шекспира, Чехова, Вампилова...
Смотрите фильмы, построенные на беседах или прениях. В первую очередь - лучшие американские фильмы, в основе которых следствие и судебный процесс/p>
Наконец, читайте классиков журналистики, например, Джона Рида, Михаила Кольцова, Анатолия Аграновского. Читая, определяйте для себя, что из написанного ими базируется на интервью, на беседах, на разговорах. Попытайтесь напрячь фантазию и понять, как им это удалось.
* * *
И уже самое последнее. Не бойтесь общения! Как не бояться? Александр Васильевич Суворов дал на этот счет исчерпывающую формулу: кто знает дело, тот не знает страха.