Тема 10. Законодательное обеспечение свободы слова и информации в постсоветский период
Общероссийское законодательство, регламентирующее деятельность в сфере журналистики (Конституция РФ, закон «О средствах массовой информации», закон «Об информации, информатизации и защите информации», закон «О государственной тайне» и др.). Международное законодательство, регламентирующее деятельность в сфере журналистики (Всеобщая декларация прав человека, Европейская конвенция о защите прав человека). Подзаконные акты органов исполнительной власти (на региональном уровне).
Тема 11. Массовая информация и ее роль в современном мире
Содержание и структура массовой информации. Признаки массовой информации. Влияние массовой информации на формирование массового сознания. Массовые информационные потоки. Форма существования массовой информации. Потребности, которые удовлетворяются с помощью массовых информационных потоков.
Тема 18. Агентства в сфере общественных коммуникаций
История создания российских PR-агентств. Характеристика моделей PR-агентств. Основные требования к PR-специалисту в PR-агентстве. Основные тенденции развития PR-рынка в России. Ассоциации компаний - консультантов в сфере общественных связей (АККОС). Влияние финансового кризиса на доходы PR-агентств. Современное состояние рынка PR в России.
Тема 19. Теория и методика журналистского творчества
Понятие творчества. Творчество в журналистской деятельности. Репродуктивная деятельность журналиста. Творчество и репродуктивная деятельность в журналистской работе. Формы существования творческой деятельности. Творчество любительское. Творчество профессиональное. Критерии готовности к успешной деятельности. Ступени профессионализма.
Тема 20. Интернет и его использование журналистом
Сущность и содержание Интернета. Функции Интернета. Сетевые службы. Перспективы развития Интернета в России. Использование Интернета журналистом.
Тема 21. Журналистское произведение как текст-жанровые разновидности
Культура устной речи. Функциональные стили языка и их характеристика. Использование художественных средств языка журналистом. Виды журналистской деятельности. Методологическая культура журналиста. Виды журналистских жанров. Специфика новости, интервью, комментария, репортажа, отчета как информационных жанров. Особенности корреспонденции, отчета, интервью, опроса, беседы, комментария, резюме, рейтинга, мониторинга, рецензии, статьи, обозрения как аналитических жанров. Специфика очерка, зарисовки, эссе, фельетона, памфлета, пародии, эпиграммы, анекдота как художественно-публицистических жанров. Журналистское расследование и специфика его проведения. Журналистика как фактор общественного сознания.
Тема 22. СМИ как предприятие: рынок современной прессы
Рынок как экономическая категория. Природа журналисткой информации в условиях рынка. Средства массовой информации как предприятие. Государственные меры, способствующие облегчению деятельности СМИ в экономических условиях. Модели функционирования СМИ с финансовой точки зрения в современной российской практике. Рынок современной прессы.
Тема 23. Позиционирование издания, ценообразование, себестоимость издания
Маркетинг СМИ. Принципы маркетинга СМИ. Расчетная аудитория и ее расчет. Реальная аудитория и ее расчет. Потенциальная аудитория и ее расчет. Расчет максимально возможной прибыли от издания СМИ. Доходы государственных СМИ. Доходы негосударственных СМИ. Бизнес-план и его составление.
Тема 24. Рынок типографских услуг
Состав типографских услуг. Спектр услуг по подготовке издания к печати: верстка, дизайн, цветопроба и вывод фотоформ. Услуги типографской печати: цифровая печать, офсетная печать, печать с применением технологии «гексахром». Бизнес-процесс. Анализ ситуации на рынке. Производственные показатели. Экономические показатели.
Тема 25. Стандарты качества информации
Информационные и коммуникационные технологии как первооснова построения информационного общества. Электронного распространения информации. Стандартизация в мире ИТ. ИСО (Международную организацию по стандартизации), МЭК (Международную электротехническую комиссию) и МСЭ (Международный союз электросвязи).