Красные тридцатые» и развитие публицистики в США (Д.Рид, Э.Колдуэлл, Т.Драйзер и др.).
В 30е годы, в «красное десяти летие», заметно было смещение акцентов в сторону политизации и социологизации литературы. Возрастает общественная активность писа телей. Как определенный этап выделяется начало 40х годов, период вто рой мировой войны, когда в литературе главенствуют военная и антифа шистская темы.
Тридцатые годы стали значительной вехой в идейнохудожественной эволюции Драйзера. В это десятилетие он много работал как публицист. От «Американской трагедии», романа о горестном уделе индивида, гиб нущего в капиталистических джунглях, он пришел к «Трагической Аме рике» (1931), документальному свидетельству о трудовом народе в годы кризиса, оказавшемся под пятой монополий. И здесь Драйзер сыграл «пионерскую» роль, проложив путь серии документальнопублицистиче ских книг (Андерсона, Фрэнка, Колдуэлла и др.), появившихся на заре «красного десятилетия». Обличение международной реакции, призыв к поддержке СССР определили пафос его публицистической книги «Амери ку стоит спасать» (1941).
В годы второй мировой войны Драйзер активно выступает в пользу открытия второго фронта, выражает неизменные симпатии к героической борьбе Советского Союза. В последних, уже посмертно изданных рома нах — «Стоик» (1947, остался незавершенным) и «Оплот» (1946)— Драйзер подводит своеобразные итоги своим художественным и философ ским исканиям. В «Оплоте», давая своеобразную хронику трех поколений квакерской семьи Барнсов, деградацию ее моральнонравственных устоев, писатель показывает, как всепоглощающая жажда денег, господствую щая философия частнособственнического стяжательства становятся источ ником зла. В «Стоике», заключительном томе «Трилогии желания», вы носится окончательный приговор Каупервуду и каупервудовской фило софии. Развитие Драйзера, особенно исторический опыт, обретенный писателем в послеоктябрьский период, привели его в конце жизни к ре шению вступить в Коммунистическую партию, о чем свидетельствует его знаменитое письмо У. 3. Фостеру (июль 1945 г.), названное им «Логика моей жизни».
В период «красных тридцатых» социалистический реализм, у истоков которого стоял Джон Рид, становится направлением в литературе США. Он представлен в творчестве писателей, находившихся на последователь ных марксистских позициях, таких, как М. Голд, Дж. Норт, У. Лоуен фелс, Дж. Г. Лоусон и др. 22 При этом следует учитывать и художест венные явления переходного порядка, тяготение к новому методу ряда крупных художниковреалистов в отдельных произведениях, таких, как «Гроздья гнева» Стейнбека. В 30е годы проходил очень важный процесс развития, обогащения критического реализма под воздействием рабочего движения и социалистических идей.
И действительно, высшие литературные достижения десятилетия связаны с творчеством крупных художников реалистов, которые по разному, но отозвались на общественно политические проблемы, волновавшие 1 миллионы американцев. Джон Говард Лоусон, драматург и критик, став ший в 30е годы коммунистом, писал: «Идеи Ленина оказывают воздей ствие на искусство и жизнь 30х годов сложным, еще не до конца изу ченным образом. Наверно, главная заслуга Ленина состояла в том, что o н вернул нам чувство истории» 23 . Этим чувством, по словам Лоусона, обладали Стейнбек, Дос Пассос, Фицджеральд, Вулф, Фолкнер. В их творчестве социальный роман обрел новые идейнохудожественные черты, большую широту и масштабность. Это было связано с углубившимся историзмом, концепцией человека — носителя нравственного примера, с возросшим сознанием слитности «судьбы человеческой и судьбы народ ной» (Том Джоуд и Ма у Стейнбека, Дэвид Маркенд у Фрэнка, Дормэс Джессэп у Льюиса, Роберт Джордан и Филип Ролингс у Хемингуэя и др.).
Красные тридцатые» остались как уникальная эпоха в истории на циональной литературы, вдохновленной широким общественным движе нием и борьбой масс. Для Драйзера, Хемингуэя, Фолкнера, Льюиса,, Стейнбека, Колдуэлла, Райта эти годы были временем их высших творческих успехов. После 1945 г. литературе США не удалось поднять ся до' тех социальных обобщений, которые отличали ее в межвоенный: период. Однако в лучших произведениях Уоррена, Стайрона, Воннегута, Чивера, Гарднера, Джонса, Мейлера и других в новых исторических ус ловиях были продолжены традиции реализма и социальной критики. Не иссякла и социалистическая традиция, пережившая взлет в пору «крас ного десятилетия
Рид Джон
Рид Дж.
Рид (Reed) Джон (22.10.1887, Портленд, — 17.10.1920, Москва), деятель американского рабочего движения, писатель и публицист. Родился в семье судьи. После окончания Гарвардского университета (1910) занимался журналистикой. В 1914 опубликовал книгу "Восставшая Мексика" (рус. пер. 1959), в которой высказался в поддержку революционной борьбы мексиканского народа и осудил вмешательство США во внутренние дела Мексики. В очерке "Война в Колорадо" (1914) выступил против расправы над бастовавшими горняками. Был корреспондентом на фронтах 1-й мировой войны 1914—18. В 1916 опубликовал книгу "Война в Восточной Европе" (в рус. пер. — "Вдоль фронта", 1928), в которой вскрыл империалистический характер войны. В качестве военного корреспондента в августе 1917 приехал в Россию, где сблизился с большевиками; горячо приветствовал Октябрьскую революцию 1917. Возвратившись в США в 1918, Р. примкнул к левому крылу Социалистической партии и вёл борьбу против правооппортунистических лидеров, поддерживавших империалистическую войну. При его участии на конференции левых организаций Нью-Йорка в феврале 1919 организационно оформилась левая секция Социалистической партии; Р. был избран редактором новой газеты "Нью-Йорк комьюнист"
Колдуэлл (Caldwell) Эрскин (родился 17.12.1903, Уайт-Ок, штат Джорджия), американский писатель. Сын священника. В молодости сменил ряд профессий. Дебютировал в сборнике новелл "Американская земля" (1931). Последующие сборники новелл и романы "Табачная дорога" (1932, рус. пер. 1938), "Акр господа бога" (1933) закрепляют в творчестве К. тему провинциального Юга США, с его расизмом, жестокостью и насилием. В июне—сентябре 1941 К. был корреспондентом в Москве (публицистическая книга "Москва под огнем", 1942, "Всё брошено на Смоленск", 1942; роман "Всю ночь напролёт", 1942, — о партизанском движении в период Великой Отечественной войны 1941—45). Впоследствии посещал СССР в 1959 и 1963. В конце 40-х—начале 50-х гг. творчество К. переживает подъём