Печать Франции в период якобинской диктатуры, Директории. Печать Франции в период Консульства и Империи Наполеона Бонапарта.

Публицистика представителей английской буржуазной революции ХVII в. Памфлетная война. Пуританизм. Джон Мильтон, Джон Лильберн, Джерард Уинстенли – представители политических направлений в публицистике.

17 век в Англии - век отвоевания буржуазией политической власти у феодалов. Началась так называемая «пафлетная война». Публицистика была широко представлена в периодической печати этого периода. Первое издание на английском языке появилось в Лондоне в 1622 г. - «Еженедельные новости» - газета, выражающая интересы феодалов. Поводом для выступления буржуазии против абсолютизма стала половинчатость английской реформации, во главе Англии встал король. Буржуазная позиция проявилась в пуританизме - религиозное течение завершения реформации церкви. К концу 16 века в пуританстве наметилось 2 партии: 1. умеренная и 2. индепенденты (независимые) выражали взгляды мелких и средних слоев городской буржуазии, стремившейся к решающей борьбе с абсолютизмом и требовавшей политического равноправия. Потом выделились «левеллеры» - представители мелкой буржуазии города и деревни. Интересы неимущих слоев отражались в политической программе «диггеров».

Каждая из партий выдвигала своих публицистов, которые впервые стали испытывать печатное слово в качестве оружия в политической борьбе. На страницы печати была перенесена борьба в стенах парламента между сторонниками и противниками абсолютизма и памфлет становится основным жанром, а из-за их количества - «памфлетная война». Английский издатель Томсон имел в своей коллекции 15 тыс. памфлетов. Но периодическая печать не стала центром английской публицистической мысли, т.к. мешали: 1. жесткое законодательство о печати 2. собственники покупали информацию нерегулярно. 3. Произведения, которые издавались не на страницах прессы, были более жизнеустойчивы.

В 40-50 гг. - публицисты Гаррингстон, Нидхел, Овертон, Уолвин. Демократическое крыло представляли: Мильтон, Лильберн, Уинстенли. Джон Мильтон - самый крупный публицист английской буржуазной революции 17 в. Автор поэтических произведений («Потерянный рай», «Возвращение в рай»), но он также автор большого числа памфлетов. Творчество пронизано борьбой за свободы человека, ему принадлежит серия антиепископиальных памфлетов: «О реформации церкви в Англии и о причинах, помешавших ей», «Смысл церковного устройства» и др. В них он отвергает существующий церковный порядок, обвиняет высшее духовенство в гонениях на пуритан, выдвигает идею свободы человеческой мысли. После смерти короля его задачей стало развенчание образа «короля мученика», последовал ряд антикоролевских памфлетов: «Иконоборец», «Обязанности королей и правительства», «Защита английского народа» и др. Приводит аргументы в защиту свобод каждого человека, обосновывает право решать: подчиняться или нет власти.

Нередко его памфлеты написаны в форме эссе - гневных и обличительных. Самый значительный памфлет «Речь о свободе печати парламенту Англии» («Ареопагетика»). Тема - свобода слова. Повод к написанию - судебный процесс над Мильтоном. Четко сформулировано требование свободы печати. Написан в форме речи к членам парламента. Памфлет построен по четкому плану. Задача - добиться пересмотра закона о предварительной цензуре.

Джон Лильберн- интересы мелкой, средней буржуазии и зажиточного дворянства. Принадлежит к партии лебеллеров и ее лидер. Первые памфлеты написаны во время тюремного заключения: «Зверские деяния в отношении Дж. Лильберна», «Плачь бедных людей», «Обращение к моему народу». На собственном обличает безчеловечность, несправедливость в отношении человека, ставит вопрос о нарушении прав человека. «Невиновность и правда», «Свобода свободному». Говорит от имени тех, кто боролся с королем и церковью за права непривилегированных сословий. Отстаивает равенство всех перед законом. Для его памфлетов характерна полемичность окраски.

Джерард Уинстенли - интересы безземельных слоев крестьянства. Глава движения диггеров. «Новый закон справедливости», «Декларация бедного угнетенного люда Англии». Все декларации были проникнуты миролюбивым духом. Идеи его об отмене частной собственности, о равных правах на владение землей не нашли серьезных сторонников в других слоях английского общества - памфлеты не имели широкой аудитории.

Вывод: английская революция 17 века заложила основы демократических традиций английской журналистики и публицистики и подчинила ее своим нуждам. Памфлеты способствовали формированию общественного мнения в революционное время.

5.Становление термина «свобода печати» в истории журналистики. Возникновение оппозиционных газет.

Один из первых общих регламентов, относившихся к цензуре книг, появился в 1486 г. в Майнце (Германия), спустя всего 20 лет после изобретения книгопечатания. Регламент запрещал издание и распространение любых сочинений, «в какой бы науке, художестве или знании ни состояли» на народном, немецком языке без предварительного рассмотрения их цензурор университетских профессоров. В 1515 г., опираясь на решение Латеранского собора, католическая церковь потребовала сделать цензуру книг обязательной везде.

На протяжении XVI-XVII вв. предварительная цензура стала главным правовым методом регулирования печати – как в отношении факта издания, так и по содержанию произведений. В Англии запрещалось распространять или печатать произведение без разрешения Тайного совета или епископа (1559 г.). Во Франции разрешение изданий было отнесено к прерогативе короля (1539 г.). В Германии и северных странах цензура была возложена в основном на университеты. Распространение нецензурованных произведений стало приравниваться к еретичеству.

Второй стороной правового положения печати в XVI – XVII вв. стала строго разрешительная система организации печатного дела. В большинстве стран Европы (кроме Голландии) право на книгоиздание предоставлялось в качестве монополии, и государство следило за тем, чтобы монополии соблюдались, чтобы книгоиздательство не становилось массовым.

Во Франции особым Уставом о книготорговле (1618 г.) было резко ограничено число типографий, запрещалось печатать книги за границей. В 1686 г. число книготорговцев, типографщиков еще раз было строго регламентировано. В Англии уже после Революции и Реставрации была возобновлена практика обязательного лицензирования книжных предприятий, число типографий ограничено двадцатью (1662 г.).

Нарушение правил и законов о печати стало расцениваться как тяжкое преступление. Во Франции осуждение к смертной казни за сочинение или распространение путем печати произведений против религии, короля, общественных нравов, чести частных лиц сохранялось до 1728 г. В Англии за издание политических памфлетов еще в 1667 г. был в ходу особый вид смертной казни (подвешивание за руки, вспарывание живота, изжаривание внутренностей и затем только четвертование).

Отказ от принудительного регламентирования печати стал одним из важных требований в общей политической борьбе против абсолютизма и старого режима. Одним из наиболее известных сочинений в защиту свободы печати и ее общественной пользы стала речь английского поэта и публициста Д. Мильтона «Ареопагитика» (1648 г.). Англия же стала и первой страной, где фактически установилась свобода печатать книги и другие произведения печати без цензуры: в 1695 г. Акт об обязательном лицензировании не был более возобновлен, и практика предварительных разрешений отпала. Однако это не означало полного отсутствия ограничений на печатное слово, и тем более вообще правового регламентирования. Законом 1819 г. специально было введено усиленное преследование бунтовщических пасквилей, которые вели к волнениям. Запрещалось использовать печать для шантажа частных лиц.

В период «просвещенного абсолютизма» политика властей была направлена на смягчение правового режима печати и книгоиздания. Отменялись повсеместно монополии, обязательность лицензирования. Однако требования предварительной цензуры были сохранены. «Опыт показал, – гласил указ прусского короля Фридриха-Вильгельма II в 1788 г., – какие вредные последствия приносит полная свобода печати...»

В XVIII в. появились первые общего значения законы о печати. Прототипом этих законов были полицейские уставы о книгоиздательстве, например французский 1723 г. В нем книгоиздательство регламентировалось по образцу ремесленного цеха, вводился жесткий цензурный порядок и определялись цензурные правила.

Первыми законами нового типа стали шведский закон 1766 г. и датский указ о границах свободы прессы 1799 г. Собственно в них впервые прозвучала и общая идея свободы печати. Однако понималось это только как освобождение от предварительной цензуры и от лицензирования книгоиздательства. Система уголовных наказаний за нарушение установленных границ (призывы к свержению власти, порицание конституции, ложные высказывания о правительственной политике, а также за посягательство на целомудрие и мораль) сохранилась. Вместе с тем этими законами впервые были определены правовые границы существования печати: обязанности авторов и издателей, редакторов, порядок опровержения публикаций в суде частными лицами и т. п.

На протяжении конца XVIII – первой половины XIX в. в связи с общим поворотом к политическому конституционализму почти повсеместно в Европе, Америке в качестве одного из важнейших политических прав граждан законодательство закрепило свободу печати от цензуры: США – 1791, 1801 гг.; Швеция – 1877 г., Норвегия – 1814 г., Германия в целом – 1874 г., Австрия – 1867 г., Италия – 1848 г., Испания – 1887 г., Голландия – 1848 г. и др. Однако даже в ходе борьбы со «старым режимом» взаимоотношения свободы печати и нового закона складывались неоднозначно. Так французское послереволюционное законодательство жестко регламентировало свободу печати, запретив под страхом казни публиковать сочинения в пользу монархии (1793 г.) или критикующие конституционное устройство (1796 г.).

К концу XIX в. свобода печати от цензуры стала общепризнанным конституционным правилом, закрепленным специальными законами. Вместе с тем сложилась особая область преступлений, совершенных посредством печати, которые рассматривали обнародование какого-либо мнения, призыва, оскорбления, сочтенного по своему содержанию преступным, в качестве безусловно отягчающего обстоятельства.

6.Теофраст Ренодо и его «La Gazette». Развитие памфлетной литературы во Франции XVII-XVIII вв.

Во Франции первым издателем периодической газеты был Теофраст Ренодо (1586—1653). До него в стране существовали торговцы новостями, которые встречались в определенном месте и обменивались сведениями, а затем продавали их заинтересованным лицам. Предприимчивый Ренодо решил выпускать еженедельную газету, Она называлась «Газетт де Франс». Ренодо издавал и приложения к газете. Это были родоначальники будущих журналов.

Издание газет было делом рискованным. Газеты и газетчики во всех странах подвергались преследованиям со стороны властей. В 1653 г. Карл IX, король Франции, отдал приказ ничего не печатать без его разрешения. А Людовик XIIдополнил этот приказ: наказанию подвергались типограф, издатель, сотрудники и те купцы, в чьих окнах выставляли газеты. При Людовике XIV было запрещено печатать что бы то ни было, касающееся государственных дел, и критиковать деятельность отдельных лиц.

С таким трудом пробивали себе дорогу печатные газеты, которые стали впоследствии самым распространенным в мире видом печати.

Первый номер официальной французской газеты увидел свет 30 мая 1631 года. Ее название – «La Gazette» – возводится исследователями к названию мелкой серебряной монеты (gazetta), которой платили венецианцы в XVI веке за рукописные «avvisi». С легкой руки Теофраста Ренодо слово «газета» вошло во многие европейские языки.

Сам Ренодо вряд ли смог организовать свое издание без поддержки всемогущего кардинала Ришелье. Медику Ренодо было сложно войти в замкнутый мир парижских типографов. Во времена Ренодо печатники и книгоиздатели согласно статуту, утвержденному их корпорацией, должны были иметь хорошее образование – знать латынь, уметь читать по гречески – и обладать сертификатом Парижского университета на право заниматься этим делом. Чтобы открыть книжную лавку в Париже, необходимо было прожить в Париже от 4 до 6 лет.

В 1630 году при поддержке Ришелье Теофраст Ренодо получил официальное разрешение на владение Адресным бюро и смог действовать и собирать информацию на всей территории Франции. Имея в руках монополию на сбор информации, Ренодо уже мог сделать шаг к изданию собственной газеты. Следует обратить особое внимание на личность кардинала Ришелье.

«La Gazette» выходила раз в неделю на 4 страницах. Первый номер содержал новости (в основном двухнедельной давности) из Рима, Праги, Константинополя. Тематика – торговля, война, придворная хроника, дипломатические известия. Тираж «La Gazette» первых лет издания не превышал 1200 экземпляров, сохранялась единая нумерация выпусков, а по истечении года издавался «Recueil des Gazettes» («Годовой сборник «La Gazette»).

Публикации Ренодо отличались почти литературным стилем, сам король читал «La Gazette» и даже назначил редактору денежное вознаграждение за его журналистский труд. «La Gazette» воспринималась как печатный орган правительства, и с 1762 года стала выходить в качестве официального издания под названием «La Gazette de France», просуществовав в общей сложности до 1944 года.

При помощи «La Gazette» кардинал Ришелье постарался установить государственную монополию на информацию. Он был убежден, что стране нужна только та информация и только в том освещении, которые выгодны правительству и отвечают интересам его политики. Как внутренняя хроника, так и сообщения из других стран подвергались самой тщательной обработке. Кардинал не только сам писал в газете (анонимно), но и приобщил к «журналистике» самого короля Людовика XIII. Любопытен и такой факт – кардинал Ришелье обожал кошек, и одну из своих любимиц он назвал «La Gazette».

Вначале главным оружием политической борьбы были издании брошюрного типа – памфлеты. Именно памфлеты стали главным идеологическим оружием во время Английской буржуазной революции. А накануне Великой Французской революции возникла буржуазно-политическая пресса газетного типа. Во время революции выходили знаменитые газеты: «Друг народа» Марата, «Пер Дюшен» Эбера, «Защитник конституции» Робеспьера.

Так как на смену феодальной замкнутости пришли все более дробное разделение труда между производителями и рыночный обмен товарами, причем в кооперацию между собой вступали жители разных городов, стран и континентов. Как следствие – оживились связи между населенными пунктами и государствами. Без источников информации наладить такое общение было бы невозможно. Человек вырывался из узкого круга представлений о жизни его интересы, и любопытство простирались все дальше за пределы непосредственного опыта, и именно пресса открывала ему окно в мир.

Новый вид памфлетов (П.). создается в политической литературе французской революции XVIII в. и занимает в ней большое место. Он получил богатое развитие еще в предшествующую эпоху (напр. П., направленные против Мазарини и получившие название «мазаринад»). Они вызывали появление специальных ордонансов,

направленных против памфлетной публицистики. Запреты не задержали этой лит-ры. Она стала острым оружием «просветителей» XVIII в. Вольтер и Дидро писали под разными именами П. против церкви, дворянства и монархии. Памфлет Сийеса «Что такое третье сословие»?...» (Qu’est-ce que le tiers état?.., 1789) — с историческими словами «что такое третье сословие? Ничто. Чем оно должно стать? Всем» — обессмертил автора больше, чем вся его политическая деятельность.

Собранием П. по существу были первые политические газеты, рожденные Великой французской революцией. Газета «Революции Франции и Брабанта» (Les Révolutions de France et de Brabant, 1791) Камилла Дюмулена была лишь продолжением его П. «Письма фонаря парижанам» (Discours de la lanterne aux Parisiens, 1789). Периодическим памфлетом был и «Друг народа» (L’ami du peuple, 1789—1792) Марата.

Политическая газета родилась из П., но она же во многом и заменила его как основной господствующий вид публицистики. П. как самостоятельная брошюра, листовка и т. п., эпизодически и неожиданно выходящая, заменился периодической газетой со статьями, сохранявшими в ряде случаев памфлетный характер, статьями в журналах и т. п., представляющими новый, модифицированный вид П. Овладев газетой и сделав ее орудием своей политической борьбы против прежнего противника, остатков феодализма, и против своего нового врага, рабочего класса, буржуазия превращает П. в подсобное оружие публицистики. В самой газете памфлет диференцируется. Программно-политическая аргументация принимает форму «передовых», полемика и сатира рождают форму публицистического фельетона.

Современем П. делается в большей мере оружием леворадикальной мелкой буржуазии и растущего пролетариата. Революции первой половины XIX в. создают во Франции таких памфлетистов, как Поль Луи Курье [1772—1825], де Корменен [1788—1868], Рошфор [1830—1913], в Германии — Бёрне («Менцель-французоед» — «Menzel der Franzosenfresser», 1836), Гейне [ 1797—1856]. В Англии П. получает распространение в различных политических кампаниях. Множество брошюр выходит в связи с «законом о бедных» [1828—1834], «хлебными законами» [1841—1848], Крымской войной, восстаниями в Индии и Ирландии и пр. В России П. не получил широкого развития. Его придушила царская цензура, освобождавшая от предварительного просмотра и разрешения лишь книги свыше 20 печатных листов. Памфлетистом был Радищев, выпустивший свое «Путешествие из Петербурга в Москву». Боевая публицистика должна была маскироваться в царской России литературно-критическими статьями. «Письмом к Гоголю» — ярким политическим П. — Белинский прорвал цензурно-критическую преграду. П. по сути своей было «философское письмо» Чаадаева.

Полемическая и сатирическая публицистика ушла полностью в периодическую печать — в журналы революционной буржуазной демократии.

7. Предпосылки и возникновение политической журналистики периода Великой французской революции. Издания Национального собрания, клубов, кружков. Революционные и роялистские издания. Жан-Поль Марат и его журналистская деятельность.

В период, предшествовавший буржуазной революции 1789 года, во Франции, где с таким блеском и так плодотворно работала политическая мысль, существовали лишь 2 газеты и 3—4 журнала, в которых читатель к тому же не находил анализа и оценки фактов политической жизни страны, никакого отклика на злобу дня.

Политическую газету заменяла “Переписка” Вольтера. Когда Вольтер начал свою блестящую кампанию в защиту памяти Каласа и де ля Барра, двух жертв религиозного фанатизма, он прибегнул не к газете, а к письмам и памфлету.

Эти письма перечитывались и обсуждались за приятельскими обедами “философов” и в литературных салонах; они не доходили до широких масс.

Радикальная перемена произошла с наступлением революции. За один только 1789 год появилось 150 газет и листков. Следующий, 1790 год принес еще 140 новых периодических изданий; все они были органами политической мысли.

Чтобы понять закономерность этого явления, надо хотя бы в общих чертах вспомнить ход великой социальной борьбы, завязавшейся в 1789 году.

***

5 мая 1789 года открыли свои заседания Генеральные штаты — старое сословно-представительное учреждение Франции, которого королевская власть не собирала уже 175 лет. К созыву Штатов побудила короля надвигавшаяся финансовая катастрофа. Государственный бюджет уже давно сводился с значительным дефицитом, и все источники государственных доходов были исчерпаны. Король Людовик XVI надеялся, что собравшиеся представителя трех сословий: духовенства, дворянства и третьего сословия — помогут ему разрешить финансовый кризис, и рассчитывал ограничить их работу этой задачей.

“Газета,— писал в 1789 году один из видных публицистов, — это единственный способ просвещения многочисленной, стесненной в развитии своем, не привыкшей к чтению нации, стремящейся выйти из состояния невежества и рабства...”

Журналист Бриссо, в дореволюционный период стеснявшийся своего ремесла, начал теперь выпускать газету “Французский патриот” с эпиграфом “Свободная газета — это часовой на аванпосте, на страже интересов народа”.

2 мая 1789 года, за 3 дня до открытия Генеральных штатов, вышла газета графа Мирабо, либерального дворянина, депутата (третьего сословия) одной из южных областей Франции — Прованса. Эта газета, называвшаяся “Генеральные штаты”, была немедленно запрещена, но тотчас же возродилась под названием “Письма графа Мирабо к его избирателям” (затем газета была переименована им в “Курьера Прованса”). Мирабо был тогда в зените своей славы. В 1789 году он смело выступал против королевского деспотизма. Из разных провинций Франции в Париж направлялись просьбы высылать “Письма”. Впрочем, очень скоро единый фронт третьего сословия против сил старого порядка дал трещину, и орган Мирабо предстал публике в своем настоящем виде — защитника интересов аристократической верхушки буржуазии, враждебной не только двору и привилегированным сословиям, но в еще большей мере — народным массам.

Для депутатов было настоятельно необходимым постоянное общение с избирателями, и в ряде случаев именно из регулярно посылаемых депутатских письменных информаций и рождалась газета,

В разгар июльских событий 1789 года, когда королевский двор подготовлял разгон Национального собрания и к Парижу стягивались наемные швейцарские и немецкие полки, поя велась серьезная левая газета “Парижские революции”, вскоре же ставшая очень влиятельной. Издатель “Парижских революций” типографщик Прюдом, “единственный владелец” газеты, как горделиво гласил штамп на первой странице каждого ее номера, привлек к сотрудничеству в газете даровитых журналистов. Первым редактором газеты был Лустало. Уже осенью 1789 года он энергично и страстно выступил против стремления Национального собрания организовать буржуазию в политически привилегированный класс, “создать новую аристократию богачей”, лишить неимущие слои населения избирательных прав. В самом начале 1790 года Лустало поставил вопрос о необходимости проведения “аграрного закона”. Он добивался “раздела между беднотой необрабатываемых земель, составлявших одну треть территории Франции”. “Каждый бедняк имеет право потребовать для себя клочка земли и хижины”. Уже тут мы встречаем план расширения социальной базы буржуазной революции, который был развит позднее, зимой 1793 года, в выступлениях левого якобинца Шометта. Все боевые стать по социальным и политическим вопросам, помещенные в “Парижских революциях” в 1789—1790 годах, традиция приписывает Лустало. Когда Лустало, надорвавший свои силы чрезмерной работой, умер (в 1790 году), Прюдом пригласил в свою газету Шометта. После падения монархии (10 августа 1792 года) “Парижские резолюции” стали органом, близким к революционной Коммуне Парижа, прокурором которой был Шометт. В это время в газете сотрудничал и поэт-атеист Сильвен Марешаль, пришедший сюда после того, как его собственный листок “Бочка Диогена” был закрыт за проповедь атеизма и равенства и за попытку напечатать коммунистическое по своим воззрениям “Завещание” священника Жана Меллье.

Возвращаясь к первому году революции, надо отметить еще появление таких газет, как “Журналь де деба” и “Монитер”. Издатель “Монитора”, умелый делец Панкук, бывший в дореволюционное время издателем “Французского Меркурия”, сумел получить для своих сотрудников особую ложу в зале заседаний Собрания, и его газета, начавшая выходить 24 ноября 1789 года, вскоре стала официальным органом Собрания.

12 сентября 1789 года Марат начал выпускать “Парижского публициста”, продолжением которого явился “Друг народа” — одна из самых знаменитых газет Великой буржуазной революции. Марат с большой остротой и смелостью ставил в ней политические и социальные проблемы. В разрешении тех и других политика буржуазного Национального собрания была враждебна широким массам. Провозгласив отмену феодальных прав, Собрание на деле уничтожило только барщину и сохранило оброки впредь до их выкупа земледельцами. Приняв “Декларацию прав”, объявлявшую всех людей свободными и равными в своих правах, оно лишило избирательных прав подавляющее большинство населения и приняло закон, сурово каравший рабочих за стачки и профессиональные объединения. “Друг народа” вел беспощадную борьбу с этой политикой буржуазии. Против него несколько раз возбуждалось судебное преследование. Марат, не имевший сотрудников и один заполнявший страницы своей газеты, принужден был уходить в подполье, даже эмигрировать, но при первой возможности возобновлял издание газеты. Влияние “Друга народа” было так велико, что его заглавие заимствовалось издателями из другого политического лагеря. Целью таких фальсификаций было либо дискредитировать Марата, утрируя его взгляды до абсурда, на что он не раз жаловался на страницах подлинного “Друга народа”, либо, используя доверие массы к его газете, протаскивать в этих подделках воззрения и оценки иного порядка.

И, наконец, тогда же осенью 1789 года, Камилл Демулен, уже составивший себе известность пылкой агитацией в июльские дни и памфлетом “Речь с фонаря к парижанам”, стал выпускать газету под претенциозным и громоздким заглавием: “Революции Франции и Брабанта и тех королевств, которые, потребовав от Национального собрания и приняв кокарду1, заслужат место в летописях свободы”.

Страницы этого издания были заполнены преимущественно задорными, язвительными нападками на двор и правых членов Национального собрания. Ядовитый, а подчас и грубый в своих насмешках, Демулен растрачивал свой пыл полемиста в язвительных выходках против отдельных лиц, Марат бранил его за легкомыслие, за нежелание или неуменье ставить принципиальные вопросы.

В мае 1792 года Робеспьер основал газету “Защитник конституции”. В первом же номере он писал, что будет защищать “принципы равенства и священные права, предоставленные народу конституцией”. Робеспьер подчеркивал, что на данном этапе социальной борьбы важен прежде всего вопрос о том, чьи интересы представляет власть.

Робеспьер, уже пользовавшийся в этот период огромным влиянием на Якобинский клуб, где собирались представители наиболее революционного крыла буржуазии, вел на страницах своей газеты агитацию за всеобщее избирательное право, за приобщение народных масс к власти. “Я верю только в народ”, — писал он.

Публицистика представителей английской буржуазной революции ХVII в. Памфлетная война. Пуританизм. Джон Мильтон, Джон Лильберн, Джерард Уинстенли – представители политических направлений в публицистике.

17 век в Англии - век отвоевания буржуазией политической власти у феодалов. Началась так называемая «пафлетная война». Публицистика была широко представлена в периодической печати этого периода. Первое издание на английском языке появилось в Лондоне в 1622 г. - «Еженедельные новости» - газета, выражающая интересы феодалов. Поводом для выступления буржуазии против абсолютизма стала половинчатость английской реформации, во главе Англии встал король. Буржуазная позиция проявилась в пуританизме - религиозное течение завершения реформации церкви. К концу 16 века в пуританстве наметилось 2 партии: 1. умеренная и 2. индепенденты (независимые) выражали взгляды мелких и средних слоев городской буржуазии, стремившейся к решающей борьбе с абсолютизмом и требовавшей политического равноправия. Потом выделились «левеллеры» - представители мелкой буржуазии города и деревни. Интересы неимущих слоев отражались в политической программе «диггеров».

Каждая из партий выдвигала своих публицистов, которые впервые стали испытывать печатное слово в качестве оружия в политической борьбе. На страницы печати была перенесена борьба в стенах парламента между сторонниками и противниками абсолютизма и памфлет становится основным жанром, а из-за их количества - «памфлетная война». Английский издатель Томсон имел в своей коллекции 15 тыс. памфлетов. Но периодическая печать не стала центром английской публицистической мысли, т.к. мешали: 1. жесткое законодательство о печати 2. собственники покупали информацию нерегулярно. 3. Произведения, которые издавались не на страницах прессы, были более жизнеустойчивы.

В 40-50 гг. - публицисты Гаррингстон, Нидхел, Овертон, Уолвин. Демократическое крыло представляли: Мильтон, Лильберн, Уинстенли. Джон Мильтон - самый крупный публицист английской буржуазной революции 17 в. Автор поэтических произведений («Потерянный рай», «Возвращение в рай»), но он также автор большого числа памфлетов. Творчество пронизано борьбой за свободы человека, ему принадлежит серия антиепископиальных памфлетов: «О реформации церкви в Англии и о причинах, помешавших ей», «Смысл церковного устройства» и др. В них он отвергает существующий церковный порядок, обвиняет высшее духовенство в гонениях на пуритан, выдвигает идею свободы человеческой мысли. После смерти короля его задачей стало развенчание образа «короля мученика», последовал ряд антикоролевских памфлетов: «Иконоборец», «Обязанности королей и правительства», «Защита английского народа» и др. Приводит аргументы в защиту свобод каждого человека, обосновывает право решать: подчиняться или нет власти.

Нередко его памфлеты написаны в форме эссе - гневных и обличительных. Самый значительный памфлет «Речь о свободе печати парламенту Англии» («Ареопагетика»). Тема - свобода слова. Повод к написанию - судебный процесс над Мильтоном. Четко сформулировано требование свободы печати. Написан в форме речи к членам парламента. Памфлет построен по четкому плану. Задача - добиться пересмотра закона о предварительной цензуре.

Джон Лильберн- интересы мелкой, средней буржуазии и зажиточного дворянства. Принадлежит к партии лебеллеров и ее лидер. Первые памфлеты написаны во время тюремного заключения: «Зверские деяния в отношении Дж. Лильберна», «Плачь бедных людей», «Обращение к моему народу». На собственном обличает безчеловечность, несправедливость в отношении человека, ставит вопрос о нарушении прав человека. «Невиновность и правда», «Свобода свободному». Говорит от имени тех, кто боролся с королем и церковью за права непривилегированных сословий. Отстаивает равенство всех перед законом. Для его памфлетов характерна полемичность окраски.

Джерард Уинстенли - интересы безземельных слоев крестьянства. Глава движения диггеров. «Новый закон справедливости», «Декларация бедного угнетенного люда Англии». Все декларации были проникнуты миролюбивым духом. Идеи его об отмене частной собственности, о равных правах на владение землей не нашли серьезных сторонников в других слоях английского общества - памфлеты не имели широкой аудитории.

Вывод: английская революция 17 века заложила основы демократических традиций английской журналистики и публицистики и подчинила ее своим нуждам. Памфлеты способствовали формированию общественного мнения в революционное время.

5.Становление термина «свобода печати» в истории журналистики. Возникновение оппозиционных газет.

Один из первых общих регламентов, относившихся к цензуре книг, появился в 1486 г. в Майнце (Германия), спустя всего 20 лет после изобретения книгопечатания. Регламент запрещал издание и распространение любых сочинений, «в какой бы науке, художестве или знании ни состояли» на народном, немецком языке без предварительного рассмотрения их цензурор университетских профессоров. В 1515 г., опираясь на решение Латеранского собора, католическая церковь потребовала сделать цензуру книг обязательной везде.

На протяжении XVI-XVII вв. предварительная цензура стала главным правовым методом регулирования печати – как в отношении факта издания, так и по содержанию произведений. В Англии запрещалось распространять или печатать произведение без разрешения Тайного совета или епископа (1559 г.). Во Франции разрешение изданий было отнесено к прерогативе короля (1539 г.). В Германии и северных странах цензура была возложена в основном на университеты. Распространение нецензурованных произведений стало приравниваться к еретичеству.

Второй стороной правового положения печати в XVI – XVII вв. стала строго разрешительная система организации печатного дела. В большинстве стран Европы (кроме Голландии) право на книгоиздание предоставлялось в качестве монополии, и государство следило за тем, чтобы монополии соблюдались, чтобы книгоиздательство не становилось массовым.

Во Франции особым Уставом о книготорговле (1618 г.) было резко ограничено число типографий, запрещалось печатать книги за границей. В 1686 г. число книготорговцев, типографщиков еще раз было строго регламентировано. В Англии уже после Революции и Реставрации была возобновлена практика обязательного лицензирования книжных предприятий, число типографий ограничено двадцатью (1662 г.).

Нарушение правил и законов о печати стало расцениваться как тяжкое преступление. Во Франции осуждение к смертной казни за сочинение или распространение путем печати произведений против религии, короля, общественных нравов, чести частных лиц сохранялось до 1728 г. В Англии за издание политических памфлетов еще в 1667 г. был в ходу особый вид смертной казни (подвешивание за руки, вспарывание живота, изжаривание внутренностей и затем только четвертование).

Отказ от принудительного регламентирования печати стал одним из важных требований в общей политической борьбе против абсолютизма и старого режима. Одним из наиболее известных сочинений в защиту свободы печати и ее общественной пользы стала речь английского поэта и публициста Д. Мильтона «Ареопагитика» (1648 г.). Англия же стала и первой страной, где фактически установилась свобода печатать книги и другие произведения печати без цензуры: в 1695 г. Акт об обязательном лицензировании не был более возобновлен, и практика предварительных разрешений отпала. Однако это не означало полного отсутствия ограничений на печатное слово, и тем более вообще правового регламентирования. Законом 1819 г. специально было введено усиленное преследование бунтовщических пасквилей, которые вели к волнениям. Запрещалось использовать печать для шантажа частных лиц.

В период «просвещенного абсолютизма» политика властей была направлена на смягчение правового режима печати и книгоиздания. Отменялись повсеместно монополии, обязательность лицензирования. Однако требования предварительной цензуры были сохранены. «Опыт показал, – гласил указ прусского короля Фридриха-Вильгельма II в 1788 г., – какие вредные последствия приносит полная свобода печати...»

В XVIII в. появились первые общего значения законы о печати. Прототипом этих законов были полицейские уставы о книгоиздательстве, например французский 1723 г. В нем книгоиздательство регламентировалось по образцу ремесленного цеха, вводился жесткий цензурный порядок и определялись цензурные правила.

Первыми законами нового типа стали шведский закон 1766 г. и датский указ о границах свободы прессы 1799 г. Собственно в них впервые прозвучала и общая идея свободы печати. Однако понималось это только как освобождение от предварительной цензуры и от лицензирования книгоиздательства. Система уголовных наказаний за нарушение установленных границ (призывы к свержению власти, порицание конституции, ложные высказывания о правительственной политике, а также за посягательство на целомудрие и мораль) сохранилась. Вместе с тем этими законами впервые были определены правовые границы существования печати: обязанности авторов и издателей, редакторов, порядок опровержения публикаций в суде частными лицами и т. п.

На протяжении конца XVIII – первой половины XIX в. в связи с общим поворотом к политическому конституционализму почти повсеместно в Европе, Америке в качестве одного из важнейших политических прав граждан законодательство закрепило

Наши рекомендации