Особенности телерадиовещания ФРГ
В Германии функционирует общественно-правовое и частное телерадиовещание.
Общественно-правовое вещание создано на государственной базе, контролируется общественными советами, в которых представлены ведущие политические и общественные организации.
Публично-правовой статус для радио и телевидения был выбран для того, чтобы обеспечить их независимость от государства и дать возможность общественности участвовать в деятельности контрольных органов. Надзор и контроль за работой радио- и телекомпаний осуществляют три органа.
Совет по вопросам радио- и телевещания. Члены совета призваны представлять интересы общественности. Они либо избираются земельными парламентами, либо напрямую назначаются политическими партиями, религиозными общинами, союзами предпринимателей или культурными организациями.
Совет по вопросам управления. Его члены избираются Советом по вопросам радио- и телевещания, Он контролирует соблюдение программных директив, составляет проект бюджета и осуществляет надзор ходом дел. Совет избирает также генерального директора (интенданта), кандидатуру которого должен утвердить Совет по вопросам радио- и телевещания.
Генеральный директор (интендант). Он осуществляет руководство компанией в соответствии с решениями обоих советов и отвечает за содержание программ.
Основной доход у общественных телерадиокомпаний Германии – абонентская плата. И, что немаловажно, компании подобного типа осуществляют более сдержанную, сбалансированную, национально ориентированную политику.
Общественно-правовыми телерадиокомпаниями на национальном уровне в Германии являются АРД («Рундфунканштальтен Дойчланд» – Всеобщее телерадиовещание Германии) и ЦДФ («Цвайтес Дойчес Фернзеен» – Второе германское телевидение). Часть средств, которые получают эти компании путем сбора абонентской платы составляет у АРД – 80 %, у ЦДФ – 60 %. Остальную часть они добирают рекламой. Реклама на общественно-правовом вещании имеет законодательные ограничения. Одно из главных – недопущение ее в эфир после основного блока новостей после 20 часов.
В состав АРД (АРД – первая программа немецкого телевидения) входят земельные телерадиокомпании: Баварская ТРК, Гессенская ТРК, Средне-германская ТРК, Северогерманская ТРК, Восточногерманская ТРК, Радио Бремен, Саарская ТРК, Радио Свободный Берлин, Южно-Германская ТРК, Юго-Западная ТРК, Западно-Германская ТРК. Помимо земельных компаний в структуру АРД включены «Дойчландрадио», «Немецкая волна».
«Немецкая волна» выполняет функцию иновещательной телерадиокомпании. Компании не разрешается вещать на территорию Германии, она полностью финансируется немецким правительством. «Немецкая волна» как радиостанция была создана еще в 1960 г. для выполнения задач, связанных с представлением интересов Федеративной Республики Германии за рубежом. В данном случае центральная власть – в отличие от случая с земельными радио- и телекомпаниями – оказывает более заметное влияние на организацию работы и программную политику станции. Из 11 членов Совета по радио- и телевещанию, существующего на "Немецкой волне"; два избираются Бундестагом, два – Бундесратом, четверо назначаются федеральным правительством.
ЦДФ – самая большая телерадиокомпания в Германии. Ее штаб-квартира находится в Майнце.
Еще в 50-е годы возник замысел создать телекомпанию, альтернативную АРД, которая подвергалась критике за монополизм в области телевидения и за политическую односторонность. Инициатива исходила как от федерального правительства во главе с Конрадом Аденауэром, так и от союзов предпринимателей, которые думали о создании телевизионной станции на частной экономической основе. В 1961 г. Федеральный конституционный суд запретил выход в эфир запланированной телепрограммы, которая должна была находиться в руках правительства, охарактеризовав это как антиконституционный акт. Тогда готовность учредить вторую телепрограмму выразили премьер-министры земель. На базе государственного договора от 6 июня 1961 г. они основали вторую программу германского телевидения (ЦДФ), которая стала субъектом публичного права. В отличие от земельных радио- и телекомпаний, организованных на федералистской основе, для ЦДФ характерна централизованная организация. В ее Совет по телевещанию входят как представители федеральных земель, так и 12 представителей партий, представленных в Германском Бундестаге, а также 3 представителя федерации. Сюда же, как в случае с телерадиостанциями в рамках АРД, входят представители крупных общественных организаций. ЦДФ транслирует программу на всю территорию Германии.
В третью программу в рамках АРД объединены региональные программы немецких земель.
На региональном уровне в Германии также существует ряд телерадиокомпании, имеющих общественно-правовой статус. Некоторые из них созданы на базе земельных законов о радио- и телевещании, другие – на основе государственных договоров между землями. Государственные договоры заключены между Нижней Саксонией, Шлезвиг-Гольштейном, Гамбургом и Мекленбургом-Передней Померанией (относительно телерадиокомпании «Норддойчер рундфунк»), между Рейнланд-Пфальцем и Баден-Вюртембергом (относительно «Зюдвеструндфунк») и между Саксонией, Саксонией-Ангальт и Тюрингией (относительно «Миттельдойчер рундфунк»).
Частное телерадиовещание начало функционировать 1 января 1984 г. В 90-е годы оно успешно развевалось, завоевывая рынок аудиовизуальных СМИ.
Особое место в частном телевещании занимает «Премире»; которая является платной. Одной из первых в Германии она начала внедрять новые коммерческие формы обслуживания телезрителей; «pay per view» – ТВ работает на персональных заказах (заказчик не оплачивает в'сю программу, а только то время, которое он фактически использует); «video on demand» -заказчику транслируют фильм по его выбору в то время, которое он укажет; интерактивное телевидение – зритель общается с телекомпанией по телевизору. Помимо названных в Германии функционируют также другие частные телерадиокомпании. Среди них можно выделить три типа – национальные, смешанные и иностранные. К национальным ТРК, созданным в последние годы, относится «VH-1», «Никльоден». Смешанные, или принадлежащие иностранным компаниям, — «Супер РТЛ», «Евроныос», «Евроспорт». На территорию Германии транслируют программы и иностранные телерадиокомпании. Например, телепрограмма TRT-ШТ ведет свое вещание от имени телерадиокомпании Анкары. Она рассчитана на турецкую диаспору в Европе. Другая иностранная компания – ТВ «Полония» – ведет вещание из Варшавы.
Всего в Германии функционирует около двух десятков национальных и более 50 региональных частных телекомпаний2.
В качестве основных источников финансирования частного радио и телевидения используются реклама и абонентная плата за платное вещание (Pay-TV).
Программная политика общественно-правовых и частных компаний имеет существенные различия. Прежде всего, они имеют разное профилирование. Существуют так называемые полные программы (программы общего интереса, «для всех») и однопрофильные (ориентированы на определенный сегмент аудитории). Все общественно-правовые компании являются полными. Из частных к этому типу относятся «Кабельканаль-1», «Н-ТВ», «ВОКС», «РТЛ», «САТ-1». Однопрофильными, или специализированными, являются: «ПРО-7», «РТЛ-2», «Премире» – развлекательные, «ДСФ» – спортивная, «ВИВА» и «ВИВА-2», «VH-1» – музыкальные, «ТМ-3» – женская, «Никельоден» – детская.
22.Таблоидная пресса Британии: от появления "penny press" до формирования среднерыночных и "red-top" таблоидов
В 1890 г. на газетном рынке появилась газета Артура Пирсона (позже — сэра Артура) «Пирсон'з Уикли» («Еженедельник Пирсона») — двадцатистраничный еженедельник, расходившийся тиражом в несколько сотен тысяч экземпляров. Он рассказывал о жизни малоизвестных стран и народов, интересовался военным делом. Как и «Тит-Битс», газета обещала выплату вознаграждения семье человека, погибшего в железнодорожной катастрофе, если у него найдут номер «Пирсон'з Уикли». В ней печаталось множество шарад, за разгадку которых выдавались призы23.
В 1900 г. Пирсон приступил к изданию дешевой газеты «Дейли Экспресс» («Ежедневный экспресс»). Она поместила новости на первую полосу, как это принято в американской прессе. Ряд лондонских утренних газет решился последовать этому примеру только в XX в. «Американизация» «Дейли Экспресс» во многом объяснилась тем, что сам Пирсон, побывав в Америке, был знаком с журналистикой этой страны, а редактировавший газету с 1902 до 1932 г. Р. Д. Блюменфельд до этого работал в «Нью-Йорк Ивнинг Телеграм» («Вечерняя телеграмма Нью-Йорка») и «Нью-Йорк Геральд» («Вестник Нью-Йорка»)24.
В 1906 г. была сделана попытка основать дешевую газету либералов — утреннюю «Трибюн» («Трибуна»), но издание быстро заглохло. Ряды популярных изданий пополнили новые воскресные газеты, включая «Санди Пикториэл» («Воскресная иллюстрированная газета»); «Иллюстрейтед Санди Геральд» («Воскресный иллюстрированный вестник», затем «Санди График»). Стали появляться провинциальные выпуски столичных газет, например манчестерское издание «Дейли Мейл»25.
Таким образом, английская «новая» журналистика была связана с появлением массовой прессы со всеми ее достоинствами и недостатками. Несомненно, она сыграла существенную роль в вовлечении широких слоев в орбиту воздействия средств информации, которые приобретали массовый характер. Она оживила газетно-журнальный рынок Англии, внесла новые характеристики в журналистский профессионализм. Если раньше круг вопросов, о которых писали журналисты, ограничивался, как правило, спортом и сферой финансов, то теперь понадобились люди, разбирающиеся в вопросах международной политики, военного дела, авиации, автомобилизма, фермерства, садоводства, домоводства, театра, музыки, кинематографа — этот перечень можно было бы продолжить26.
Но массовая пресса «пробудила» в журналистике и ее негативные черты. На страницы газет хлынул поток сообщений о теневых сторонах человеческой натуры, происходило вторжение в личную жизнь, нарушились нормы морали (в Англии еще в 1857 г. аресту подлежали порнографические книги и картины). Увеличились возможности манипулирования общественным сознанием.
В условиях «новой» журналистики газетные и журнальные издания стремились определить свое место в усложняющейся системе прессы. Вести активный поиск своей ниши на рынке информации вынуждала и конкуренция между «старыми» и «новыми» изданиями.До появления «Дейли Мейл» наибольший тираж среди ежедневных газет отмечался у «Дейли Телеграф». Успех этой газете в значительной степени принесли ее корреспонденты, среди которых особое место занимал «загадочный» доктор Эмиль Джозеф Диллон (1854 — 1933), обладавший даром филолога, учившийся в ряде крупнейших университетов, знавший европейские и восточные языки и писавший статьи на пяти языках. Являясь другом многих политиков, Диллон мог добывать не только оперативную, но и достоверную информацию. Его называли «журналистом по призванию, ученым и философом по выбору, государственным деятелем по честолюбию»27.О смелости Диллона ходили легенды. Так, в 1894 — 1895 гг. он сумел пробраться в Армению, миновав все военные заставы. Несмотря на угрозы турецких властей, он собирал необходимые сведения. Диллон посетил Испанию накануне испано-американской войны, был на Крите во время восстания; побывал в Китае, когда туда вступили союзные войска; присылал из Парижа отчеты о деле Дрейфуса. Публикация материалов Диллона способствовала повышению престижа газеты28.
В процессе конкурентной борьбы сформировался облик «Дейли Телеграф» как качественной газеты, одновременно состязающейся с «Таймс» и ориентирующейся на нее. В Англии были признаны и заслуги ее владельца — Лоусона, ставшего баронетом в 1892 г. и первым лордом Барнхемом. В 1914 г. его провозгласили отцом прессы, а лорд Нортклиф преподнес ему адрес, подписанный 250 представителями английской и зарубежной прессы.
Право выбора «качественной» ориентации оставила за собой и «Таймс», которая постоянно состязалась с «Дейли Телеграф» и «Стандард», превратившейся из вечерней в дешевую утреннюю газету. После окончательной отмены «налогов на знание» Джон Вальтер III (1818 — 1834) снизил цену на газету, и в 1861 г. тираж «Таймс» стал постоянно увеличиваться. Если в 1858 г. он составлял 50 тыс. экземпляров, то в 1861 г. — 61 000 экземпляров. Обладая огромным чувством ответственности и будучи человеком деспотичным, Вальтер III относился к «Таймс», как великому национальному учреждению, старался руководить ею в духе времени; при нем «Таймс» издавала утреннюю газету «Саммери» («Резюме»). Первый ее номер, составлявший половину объема «Таймс», вышел в 1883 г. и содержал обзор основных публикаций «Таймс». Тираж «Саммери» не превышал 2500 экземпляров29.
В начале XX в. «Таймс» представляла собой мощное газетное предприятие. Собственно, «Таймс» издавалась на 20 — 28 страницах объемом приблизительно в 113 000 слов, не считая объявлений. Газетными «продолжателями» «Таймс» служили выходившая три раза в неделю «МеЙл» («Почта» — обзор публикаций основного издания); «Таймс Уикли Эдишн» («Еженедельное издание Таймс» — в ней перепечатывались наиболее интересные выступления «Таймс»); «Литрэча» («Литература» — еженедельник с обзором мировой литературы); «Иссьюз» («Итоги» — два полугодовых сборника финансового характера). «Таймс» выпускала также энциклопедическую и справочную литературу30.
Так и другие качественные английские газеты, «Таймс» гордилась своими корреспондентами. Так, считается, что среди военных корреспондентов не было равных Генри де Бловицу (1825 — 1903). Вопросы внешней политики были, несомненно, приоритетным направлением в газете, важнейшей частью ее содержательной модели. Но именно в подаче информации о внешней политике проявилась идеологическая «ангажированность» газеты. Несмотря на то, что Наполеон III был союзником Англии, «Таймс» отзывалась о нем сдержанно. Газета заняла проправительственную позицию при освещении ирландского вопроса, событий на Балканах; она была активнейшим участником «газетной войны», развернувшейся в связи с конфликтом Англии и Германии в Восточной Африке. Не лучшей страницей истории «Таймс» явилась ее позиция в англобурской войне: она замалчивает факт наличия концлагерей в Южной Африке, а для прикрытия вторжения англичан в Трансвааль публикует фальшивку, разоблачение которой вызвало широкий общественный резонанс31.
В 1908 г. «Таймс» переходит в руки лорда Нортклифа, который оставался владельцем газеты вплоть до своей смерти. Таким образом в одних руках оказалась и качественная, и массовая печать, несмотря на их отчетливо выразившееся расхождение. Процесс монополизации прессы в Англии набирал силу.
На газетном рынке появляются люди, которые будут задавать тон в английской журналистике на протяжении первой половины XIX в. Это Макс Эйткен (потом лорд Бивербрук), купивший в 1913 г. «Дейли Экспресс», а также братья Берри, дебютировавшие в 1901 и 1915 гг. и ставшие владельцами «Санди Таймс». В 1914 г. разделилась империя Хармсвортов: Ротермир становится владельцем «Дейли Миррор», Нортклиф — «Таймс» и «Дейли Мейл». В 1922 г. умирает Нортклиф, и «Таймс» покупает лорд Астор. В 1921 г. заявляет о себе газетная монополия лорда Каудрея. В целом газетно-журнальный рынок был поделен, но борьба между магнатами прессы еще не завершилась.
Дифференциация прессы Англии была связана не только с ее делением на качественную и массовую. Конец XIX — начало XX в. были связаны и с социальной дифференциацией изданий. в 1970-е.