Пресса Германии в период господства нацизма (1933 – 1945 гг.)
В 1933 году в Германии к власти пришел Гитлер (он стал рейхсканцлером): запрещены все политические партии, кроме гитлеровской Национал-социалистической рабочей партии Германии (НСДАП). Гитлер культивировал социализм для избранной расы (арийской) = тоталитаризм + политический террор + национализм. Ежели кто вдруг забыл , то низшими расами были объявлены негры, евреи и славяне. Евреев уничтожить, а остальных сделать рабами. Теоретически, эти граждане боролись за интересы простого народа, а практически действовали совместно с крупнейшими немецкими банками и корпорациями. Еврейский капитал выделялся отдельно: владельцев уничтожить, а деньги — на благо Рейха. Казалось бы, немецкая модель не должна иметь успеха – ведь люди в Германии достаточно культурны, чтобы понять, чем чреваты подобные призывы. Но не тут-то было, и в этом – загадка нацизма.
Одним словом, в фашистской идеологии насилие было объявлено не как необходимое зло, неизбежное в борьбе с врагами, а как высшая добродетель.
В Германии вся власть была сосредоточена в руках единственной в стране легальной политической Партии. По законам, именно партия, и никто другой, решала все политические, экономические, социальные, наконец, военные вопросы. Характерная черта этой империи – то, что власть в ней пользуется поддержкой подавляющего большинства населения. Очевидно, что такого рода тоталитарное государство не может существовать без мощной системы пропаганды и агитации. Также очевидно, что организация пропаганды в этих государствах должна исходить прежде всего из психологии рядового человека.
Закрепление диктатуры: подчинение радио и кино (!ТВ еще не было), строгий и жесткий контроль прессы. Национал-социалисты утверждали суверенное право государственного руководства контролировать общественное мнение в процессе его формирования. А Гитлер вообще видел в армейских порядках германского милитаризма обоснование и эталон массы, которой просвещение вредно и категорически противопоказано.
Инициатором создания аппарата пропаганды был скорее Геббельс, чем Гитлер. Всем этим занималось Министерство народного просвещения и пропаганды. Главный идеолог нацизма – рейхсминистр пропаганды, гауляйтер Берлина доктор Йозеф Геббельс писал: “У пропаганды нет метода, а есть цель, причем цель эта в политике всегда заключается в завоевании масс”[1], но, несмотря на это, в нацистской Германии была разработана стройная теория пропаганды, причем в ее создании принимали участие многие ведущие ученые, ставшие таковыми задолго до прихода нацистов к власти. Так, профессор Берлинского университета Эрнст Дофифат разделил публицистику на следующие виды:
· Путеводная, или публицистика, отыскивающая идеи. Ее задача – привлечь на свою сторону небольшое число единомышленников, которые затем должны были расширять число сторонников идеи.
· Пропаганда. Она должна быть адресована массе и быть лишенной гуманности. Вот как писал о ней Дофифат:
· Агитация. Это – пропаганда, адресованная врагам. Снова приведем слова Дофифата:
· Просвещение народа. Этот вид должен был сочетать в себе все предыдущие, но обязательно подкрепленные “убедительными фактами”.
На основании этого деления Дофифат вывел основные законы пропаганды: закон умственного упрощения, закон ограничения и фильтрации материала, закон “вдалбливающего повторения” и закон эмоционального нагнетания. При этом Дофифат предлагал “выбросить за борт” понятие общественного мнения, ибо мнение массы должна формировать пропаганда.
Отличие пропаганды от агитации: п. — исключительно эмоциональная форма (сходство с а.), но пропаганда — “одобряющая и позитивная”, а агитация — “негативная” по содержанию. П. обращена к единомышленникам, а А. — к врагам, подлежащим уничтожению.
Геббельс сразу оградил себя от “наездов”, ограничив влияние пропаганды: она может все, но 1) не может излечить от страха перед бомбежкой, 2) не может способствовать повышению производительности труда, 3) не может заменить секс.
Наличие огромного аппарата для подготовки и проведения всевозможных агитационных и дезинформационных акций, начиная от массовых митингов и кончая целенаправленным воздействием на руководящие круги иностранных государств. В пропагандистском инструментарии нацистов решающее значение имели приемы маскировки и внезапности, лжи и обмана. Геббельс: “можно расстреливать противника из пулеметов до тех пор, пока он не признает превосходства того, кто располагает этими пулеметами. Это более простой путь. Но нацию можно преобразовть и посредством революции духа и тем самым не уничтожить противника, а даже перетянуть на свою сторону. Мы, национал-социалисты, шли этим вторым путем и будем идти им и дальше.”
В основе всей фашистской пропаганды лежала “теория большой лжи”: мировоззренческие мифы + конкретно-событийные измышления. Исходный прием — установление контактов с новой аудиторией посредством заверений в искренности и объективности (ложь для узкого круга) в форме доверительных сообщений, причем это использовалось не только для дезинформации инострнных разведок, но и в расчете на обман собственного народа. Техника большой лжи была рассчитана на ежеминутный эффект. Более длительный эффект достигался внепропагандистскими методами. Основной методикой был террор плюс “промывание мозгов”.
Геббельс требовал соблюдения следующих правил:
· никогда не использовать для засылки ложных сообщений официальный аппарат, информационные агентства и т.д.
· источник лжи должен тотчас маскироваться
· радио и пресса в собственной стране вообще не должны компрометировать себя такой ложью
· для лжи подходят только каналы, идущие за границу
“Акция В” — для осведомления о настроениях народа в ходе “тотальной войны” и их улучшения: штатный “беседчик” министерства в сопровождении двух громил заходил в пивную и заводил разговор о “тотальной войне”.
Велось радиовещание на территорию иностранных государств. Существовала сеть так называемых “черных” радиостанций, которые воздействовали на иностранную аудиторию. Они выдавали себя за рупоры оппозиции в различных странах. Одна из таких радиостанций вещала на СССР от имени... “старой ленинской гвардии.” В последние недели войны по идее Геббельса была создана радиостанция “Вервольф”, вещавшая от имени “немецкого движения сопротивления”, информационные тексты писал сам Геббельс. Специально инсценировались всекого рода накладки, чтобы исподволь уверить слушателя, что он имеет дело с совершенно бесхитростными, трогательно неуклюжими людьми (это не я сказала, это Орлов сказал), то есть была цель вызвать у слушателей на независимых территориях любовь к немецким программам и дикторам.
Карл Бемер занимался задачей обработки иностранных журналистов во всевозможных формах. При германских посольствах в иностранных столицах по настоянию Геббельса были прикомандированы “атташе по вопросам пропаганды”. Особое внимание уделялось пресс-конференциям, которые были фактически инструктажами для журналистов (с осени 1939г). Они проводились дважды в день, на них были обязаны являться специально аккредитованные представители всех берлинских, а также крупных провинциальных газет (в общей сложности около 100 человек).
4 октября 1933 года был принят “закон о редакторах”: владельцам буржуазных газет, не входивших в трест Аманна (президента имперской палаты по делам печати), запрещалось вмешиваться в редакционную политику принадлежавших им газет. Ответственность за проведение этой политики целиков возлагалась на редакторов. При этом Аманн располагал неограниченными полномочиями при решении всех организационно-административных вопросов прессы, включая вопросы об учреждении новых или закрытии уже существовавших изданий. К середине 30-х годов гитлеровцы создали всемирную сеть своих изданий, включавшую 307 газет.
Немцы были обязаны прослушивать радиотрансляции крупных нацистских сборищ на оборудованных репродукторами площадях или в больших помещениях.
А еще там был такой товарищ, которого звали Шварц ван Берг (и была у него “Контора Шварц ван Берга”) — “пропагандой шепотом” занимался, то есть слухи распускал среди немецкого населения.
Существовала организация “Винета” для пропаганды среди военнопленных, так как вывезенные на территорию Германии, например, из СССР распространяли антифашистские идеи.
Деятели пропаганды не делали никакой разницы между ее применением внутри Германии и за ее пределами. Это отразилось и в структуре пропагандистских учреждений, рассчитанных на распространение дезинформации как среди иностранцев, так и среди соотечественников, причем предполагалось, что внутренняя дезинформация может иметь и международный резонанс.
Короче, основные методы: радиовещание на волне противника, распространение фальшивых листовок в лагера противника, доверительные устные формы сообщения (распространение легенд и слухов), распространение небылиц и ложных пророчеств в списках, ореол мистической потусторонности, вездесущности, непогрешимости вокруг СМИ (массовой аудитории не положено знать, как делается газета),подстраховка лживых сообщений правдивыми, подсовывание массовой аудитории грубейшие событийные аналогии, облеченные в форму исторических ссылок.