Ж-ка, реклама, связи с общественностью (PR): общее и различное
Журналистика | Пиар | Реклама | |
Цель | Отражение событийной картины мира, объективный анализ общественных проблем с целью их разрешения | Создание положительного имиджа и управление им, разрешение кризисных ситуаций | Создание коммерческих брендов и управление ими, стимулирование сбыта товаров и услуг |
Объект | Общественно важная информация, разнообразные факты текущей действительности | Репутация (негативная информация отсутствует) | Товар, услуга, бренд (недостатки не указываются) |
функция | Коммуникативная, информирования, ценностно-ориентирующая, социально-организаторская, психологического регулирования | Коммуникативная, информационная, консультационная, прогнозирующая | Коммуникативная, ориентирующая, стимулирующая, культурно-образовательная, рекреативная |
Основные методы | Убеждение | Убеждение, внушение | Внушение, убеждение, формирование в сознании аудитории позитивных образов брендов |
Типовые каналы | Газеты, журналы, радио, ТВ, интернет | СМИ, акции (конференции, брифинги, фестивали...), интернет | СМИ, наружная, сувенирная, почтовая и проч. реклама, интернет, BTL-акции |
Заказчик | Общество, общественность, издатель, учредитель. Оплата через налоги, подписку, розницу | Руководство предприятий, регионов, лидеры организаций. Бесплатное распространение информации (оплачивается работа пиармена) | Подразделения предприятий, отвечающие за реализацию товара. Оплачивают предприятия и организации-рекламодатели. Аудитория получает рекламу бесплатно |
Ключевые профессии | Корреспондент, редактор, фотограф, оператор, дизайнер, верстальщик | Специалист по связям с СМИ, специалист по разрешению конфликтов, имиджмейкер | Копирайтер, арт-директор, креатор, дизайнер, фотограф, режиссёр, оператор, специалист по стратегическому планированию, эккаунт-менеджер |
Характер труда | Индивидуально-коллективный, производственно-творческий | ||
Произведения, жанры | Информационные, аналитические, художественно-публицистические | Пресс-релиз, информационное письмо, доклад, сценарий, пресс-конференция, пиар-кампания | Модульная реклама в прессе, телеролик, радиоролик, баннер наружной и indoor-рекламы, плакат, баннер в интернете, рекламная статья, рекламная кампания |
аудитория | Систематическое информирование массовой аудитории с ориентацией на читательское ядро | Систематическое информирование целевой группы через посредников в виде СМИ или в ходе специальных пиар-акций | Доставка коммерческой информации массовой аудитории через посредников (СМИ) и по специальным рекламным каналам с ориентацией на целевую аудиторию. |
Журналистика как сфера деятельности стремится к выполнению своих задач и функций. Хотя она имеет большой вес при решении информационных задач и при формировании общественного мнения, ее специфика не позволяет в полном объеме выполнять информационные и аналитические функции, которые берут на себя PR-специалисты. Главным отличием PR-деятельности от журналистики является полная независимость последней.
Журналисты в отличие от PR-специалистов обладают большей свободой при выборе как самой информации, так и элементов коммуникационной сети. PR-специалисты не могут так же свободно обращаться с информацией, стремясь к ее оптимистическому влиянию. Журналисты приоритетным считают источник информации (кто говорит), PR-специалисты – аудиторию, которой доносится информация (кому говорят), сообщение должно нравиться не отправителю, а целевой группе воздействия. Очень важным элементом в цепи коммуникаций, по мнению PR-специалистов, являются и сроки подачи информации. Журналисты также считают этот этап немаловажным, но для них нужна не только своевременность, но и опережение других, а иногда и преждевременность, что считается показателем их профессионализма. PR-специалист не может рисковать, для него важно выбрать наиболее подходящий момент для подачи информации, для получения социально позитивного эффекта.
PR-специалисты не могут в своей работе применять такие приемы, как прослушивание телефонных разговоров, перлюстрация корреспонденции, анонимное фотографирование, использование сомнительных источников, которые зачастую используют для приобретения сенсации журналисты. Для них хорошая репутация стоит на первом месте. PR очень часто отождествляют с рекламой, но стоит отметить, что PR и реклама – это далеко не одно и то же, хотя и PR, и реклама являются технологиями маркетинговых коммуникаций. Для достижения цели PR и реклама часто выступают вместе, так как у них нередко совпадают цели. Но способ достижения результата у PR и рекламы разный.
Основной задачей рекламы является продвижение товара на рынке, спектр решаемых PR задач гораздо шире. На стадии планирования PR организации и рекламные агентства проводят аналогичные процессы, связанные с установлением основополагающей информации для клиентов. Дальнейшая их работа ведется по совершенно разным направлениям. Реклама напрямую использует оплачиваемое рекламное место, а специалисты по связям с общественностью доводят до журналистов информацию о том, что их информация интересна.
28. Журналистские и нежурналистские периодические издания (PR и рекламные).
29. Специфика корпоративного периодического издания.