III. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (27.12.1991)
История: 1862г. – временное положение о печати (цензура, газеты не имеют право обсуждать политическую жизнь в стране); 1917 г. – Декрет о печати (закрытие оппозиционных изданий);
1990 – закон «О печати и других СМИ», 1991 - «Закон о СМИ РФ» - 7 глав, 62 статьи:
Глава 1 – общие положения, глава 2 – организация деятельности СМИ, глава 3 – распространение массовой информации, глава 4 – отношения СМИ с гражданами и организациями, глава 5 – права и обязанности журналистов, глава 6- международный обмен информацией, глава 7 – ответственность за нарушение норм настоящего закона.
Достоинства закона: провозглашение свободы слова, запрет на цензуру, запрет на злоупотребление свободой слова; детально прописан мех-м запроса инф-ции в гос. структурах, мех-мы ответа и опровержения. Недостатки закона:противоречие другим законодат-ным нормам РФ, недостаточное внимание к электронным СМИ, отсутствие мех-мов защиты от местных и региональных властей, от учредителей.
11. Продукт журналистской деятельности.
Продуктом ж.деятельности является ж.текст. Журналистский текст – публицистическое произведение различного жанра, предназначенное для социально-нравственной ориентации читателя, слушателя, зрителя в реальной действительности.
Под журналистским текстом следует понимать сложное и разнохарактерное системное знаковое образование. Журналистский текст – это понятие родовое, предполагающее внутреннее деление, классификацию, основанную на изменении видового признака. В ходе классификации устанавливаются видовые категории, и прежде всего те, в образовании которых участвуют основные «языки» СМИ – шрифтовой текст (письменные знаки, или символы) и иконический (иконические знаки). Разумеется, в процессе создания текста участвуют и другие, менее значительные в семантическом плане элементы. Такая большая амплитуда возможных вариантов текстового материала в печатном издании позволяет добиться особенно высокого уровня отражения всех сторон жизни. В этом и заключается уникальность журналистского текста как универсального и максимально эффективного средства коммуникации.
Журналистский текст выполняет сразу несколько функций: эвристическую; познавательную; аксиологическую; онтологическую; коммуникативную; семантическую; развлекательную.
В процессе создания произведения журналист осмысливает действительность, конструирует или воссоздает ее фрагмент, в котором отражается реальный мир.
Журналист прибегает к различным способам толкования увиденных явлений и ситуаций, объясняет или комментирует факты, с которыми сталкивается. Осваивая реальность и познавая мир, он имеет дело с различными формами знания – научным, ненаучным, преднаучным (эмпирическим), поэтому возникает вопрос об их достоверности. Во многом объективность и истинность написанного журналистом зависит от степени его подготовки. В идеале целью познания журналиста служит получение истины и ее точная передача читателю.
Текст, подготовленный журналистом, несет новое знание, так как он строится на «добытых» фактах действительности, следовательно, выполняет эвристическую (познавательную) функцию.
Работая над текстом, журналист реализует свои целевые установки, соотносит увиденное или услышанное с собственными идеалами и ценностными ориентациями. Специфика профессии – в поиске истины и воплощении общечеловеческих ценностей. Однако в любом тексте представлена мировоззренческая позиция автора. Многое зависит от мотивов обращения к теме. Мотивом может служить и «заказ», который не всегда совпадает с авторскими установками. Тогда не исключены искажения действительности в тексте.
В различных текстах представлено все многообразие социокультурных оценок. Разумеется, многое определяется мотивами журналистского творчества, личностным характером представлений о целях, задачах и продуктах профессионального творчества. Культура журналиста отражается на культуре текста.
В журналистских произведениях, больших по объему, представлено единство мира и его многообразие. Структурно в них присутствуют главные онтологические категории – типичное, единичное и уникальное. Оценена возможность действовать. В большинстве таких текстов представлен мир вещей и мир идей, они показаны во времени и пространстве.
В журналистом тексте отражены самодвижение мира и различные социальные сдвиги. В нем выражено отношение к миру, к другому, к самому себе. Это дает основание говорить, что текст выполняет онтологическую функцию, поскольку затрагивает наше бытие.
Текст включен и в прагматические отношения. Это простое и удобное средство общения. Он способен передать многообразие нюансов эмоционального, психического, эстетического свойства. Журналистский текст удобен для восприятия, конкретен.
Работая над ним, журналист думает о его смысловой структуре, выстраивает логические схемы описательного, обобщающего и событийного типов, идейно-эстетической направленности. Возможности текста расширяются, если в нем присутствует смысловой подтекст или контекст. Журналистский текст в этом случае выполняет семантическую функцию.
Развлекательная функция создает возможности для отдыха, снятия напряженности, получения эстетического удовольствия.
Дисфункциональность журналистских текстов может проявляться, например, в том, что функция развлечения может перерождаться в функцию контроля сознания и т. д.
Следует различать факторы, способствующие функционированию текстов массовой коммуникации. Условно эти факторы можно определить как социопсихологические, информационные и коммуникативные.
Социопсихологические факторы имеют отношение к таким компонентам массовой коммуникации, как коммуникатор и аудитория.
Информационные факторы связаны прежде всего с содержательным аспектом газетных материалов, радио- и телепередач. Решающим звеном является отбор информации, ее структурирование и способы выражения с учетом специфики каналов. Структурирование информации зависит от ее тематики и объема, от специфики канала коммуникации и используемого жанра.
Коммуникативные факторы рассматриваются как возможность не только получать информацию, но и участвовать в ее передаче. Однако в России из-за финансовых трудностей большинство изданий не имеют развитой сети собственных корреспондентов. К тому же разрушена культура работы с письмами. В итоге жизнь целого ряда регионов, как показывает контент-анализ общероссийских газет, месяцами не находит отражение в прессе.
Многие издания имеют определенную возрастную, сословную, тематическую или политическую ориентацию, а значит, выбор издания, в котором печатается публикация, является важным источником имплицитной информации и позволяет делать предварительные выводы о социальном статусе, культурном уровне, политических взглядах и предпочтениях читающей его публики. Следует также учитывать, что отдельный текст – это часть глобального текста газеты или журнала и этот глобальный текст имеет свой стиль, свою идеологию, свою тематическую направленность и выступает в качестве своеобразного сверхтекста. [9, с.69]
12. Журналист и источник информации.
13. Журналист и информационные институты