Основные формы новостей, принцип «алмаза» в построении сюжета, построение выпуска новостей. Возможные ошибки.
Основные формы новостей
- Прямое новостное сообщение (диктор в кадре, ведущий в кадре)
- Сюжеты с закадровым текстом (картинка и просто закадровый текст; никаких документальных шумов ,звуков или интервью)
- Сюжеты с закадровым текстом и звуковым интервью (нет стенд-апа, не совсем репортерский сюжет)
- Репортерские программы (стенд-ап, репортеры со своими мыслями вслух)
- Сюжеты с включением записанного репортёром синхрона
Оптимальное звучание синхрона: до 15 секунд
Тэг – заключительная фраза в сюжетах, произносимая уже в студии, чтобы перейти от сюжета к сюжету.
Принцип «алмаза»
Алмаз – ромб. Начало: вводим проблему через конкретный пример, То есть в начале ромба лежит факт. Середина и главная часть сюжета: комментарии экспертов и сопутствующая информация, которые расширяют наши представления об этом факте. . Финал: завершаем возвращением к человеку, людям или явлению, чей пример использовали в иллюстрации и завершаем сюжет.
Активно используем прием персонализации проблемы. Когда мы начинаем показывать актуальность проблемы через человека (Практики BBC считают, что новость лучше давать через деталь, через конкретного человека)– это всегда вызывает сочувствие или по крайней мере интерес, и привлекает зрителя в большей степени, чем отстраненное начало.
При построении новостей нам важны три фактора: актуальность, плавность перехода темп. Самое актуальное в сюжете – лид, по нему народ решает смотреть ли сюжет дальше.
Сюжеты лучше группировать в блоки, группировать по темам в логическом порядке, учитывая их актуальность.
Шпигели – анонс сюжета. Это в какой-то степени реклама
Ошибки:
иногда можно выдать все самое интересное в анонсе и потом уже будет незачем смотреть сюжеты. Поэтому нужно достичь такого баланса между интригой, так разрекламировать сюжет. Его нужно делать мудро. Рекламировать, но не продавать весь сюжет.
49.Язык экрана и его элементы: кадр, план, ракурс, монтаж.
Телевидение – не только средство массовой коммуникации, но и вид творчества. Каждый вид творчества имеет свой специфический художественный язык – совокупность технических приемов и изобразительно-выразительных средств, с помощью которых творец воплощает свой замысел. Было бы ошибкой сводить мастерство к технической стороне творчества, и все же от степени овладения средствами выражения во многом зависят выразительность, точность и глубина передачи авторской мысли.
Телевидение и кино, будучи экранными средствами выражения, обладают общим – в основе своей – языком. Необходимо определить, хотя бы в общих чертах, содержание этого понятия – «язык экрана».
Известно, что язык экрана создан кинематографом: телевидение возникло, когда язык этот был уже развит мастерами кино и освоен зрителями, научившимися его понимать.
Известно, что на экране можно видеть часть пространства, как бы вырезанную рамой экрана. «Поле зрения» кинокамеры (как и телекамеры) ограничено рамкой с соотношением сторон примерно 3:4.
Изображение части пространства, заключенное в рамку экрана, видимое в каждый данный момент, называют кадром.Экранные средства выражения – кино и телевидение – обладают не только пространственными, но и временными качествами. Поэтому понятие «кадр» охватывает и еще один признак – протяженность во времени, т. е. длительность пребывания изображения на экране.Кадром называют также часть фильма (или телепередачи), снятую «одним взглядом» камеры, т. е. во время непрерывной работы камеры, иными словами – в отрезок времени от начала до конца движения пленки в кинокамере (или в отрезок времени от момента включения телекамеры в эфир и до момента ее отключения от эфира).
Планом называют масштаб изображения, содержащегося в кадре. Понятие «план» выражает степень крупности изображаемой фигуры или предмета, зависит от дистанции между камерой и снимаемой фигурой и от фокусного расстояния объектива. Наиболее употребительное деление планов – на три вида: общий, средний и крупный. Наиболее точное – на шесть видов:1) дальний план (человек и окружающая его обстановка),2) общий план (человек во весь рост),3) средний план (человек до колен),4) поясной план (человек до пояса),5) крупный план (голова человека),6) макроплан (деталь, например глаз).
Здесь необходимо заметить, что на некоторых телестудиях слово «план» употребляется как понятие, выражающее протяженность во времени, которое следовало бы выражать словом «кадр» в его втором значении (т. е. часть фильма или передачи, снятая «одним взглядом» камеры). Так, говорят о «длинном (или коротком) плане», тогда как следует говорить о длинном (или коротком) кадре. План же может быть более или менее крупным, но не может быть более или менее длинным.
Еще один важный элемент языка экрана – ракурс. Термин этот заимствован из изобразительного искусства: первоначально он обозначал всякое сокращение, укорочение фигур, изображаемых в перспективе. Возник он в те времена, когда живопись переходила от плоскостного изображения к перспективному. Со временем ракурсом стали называть только особенно сильные сокращения, возникающие при изображении фигур и предметов с необычных точек зрения (сверху, снизу и т. п.). В первые годы кино ракурсом называли только такое положение оптической оси объектива, когда угол между ней и плоскостью предмета больше или меньше прямого. При этом часть объекта съемки сокращается, укорачивается, так как видна в перспективе. Совершенно очевидно, что ракурс находится в прямой зависимости от точки съемки, от положения камеры относительно объекта съемки.Сегодня термин «ракурс» обозначает любой угол, образуемый оптической осью объектива и плоскостью предмета, в том числе и прямой. Теперь говорят уже об обычном и необычном ракурсе, тогда как на заре кино и телевидения ракурс предполагал только необычную точку зрения, при которой обнаруживалось перспективное искажение фигуры или предмета. Переосмысление понятия «ракурс» объясняется тем, что современная оптика передает объем фигуры или предмета, перспективно искажая линии даже при фронтальной съемке.
Расстановка кадров в определенном порядке и называется монтажом. Основы монтажа были заложены в работах первых кинематографистов в самом начале XX в.Однако кадры могут быть соединены между собой и таким образом, что связь между ними будет образная. Она выражается в художественном монтаже. Параллельный монтаж. Показывая как бы врезанные один в другой кадры, снятые в разных местах и в разное время, можно добиться отчетливого ощущения одновременности двух различных действий и тем самым выявить их взаимозависимость, взаимосвязь. Параллельный монтаж, используемый для выявления внутренних субъективных связей, называют ассоциативным монтажом. Такой монтаж в руках советских режиссеров стал средством раскрытия идеологической концепции.
50. Инфотейнмент: возникновение, функции, специфика, приемы. Проявления инфотейнмента в текущей телевизионной практике. (в том числе красноярских телеканалов)
Инфотеймент - информационные программы, в которых новости представлены зрителям в максимально развлекательной форме. Информирование аудитории и анализ событий максимально облегчены, а новостные программы представляют политику как сферу массовой культуры. В печатной индустрии этому термину соответствует термин «таблоидизация».
инфотейнмент (infotainment). Этот термин «возник в результате аббревиатурного объединения двух слов: информация (information) и развлечение (entertainment)
в россии появляется в конце 90-х, 2008г появляется на региональном ТВ.
Причины явления: Переход России к рыночной экономике, коммерциализация СМИ
Инфотейнмент зародился в 80-е годы в США, т.к. падение рейтингов информационных программ, вынудило журналистов изменять формат теле новостей.
Изменения: во-первых, принципа отбора информации – снизилась доля «официоза», возросло число сообщений на социальные и культурные темы. Во-вторых, изменились способы подачи информации: в репортажах на первый план стали «вытаскиваться» детали, интересные всем зрителям.
Среди новостей выделилась отдельная группа – информационно-развлекательные программы. Первые: еженедельная программа «60 минут» (CBS), где ведущие стали активно включать в репортажи свое отношение к событиям, более того, журналисты начали появляться в кадре наравне с героями репортажей.
методы предъявления информации: сокращение времени сюжета, метафорически-образная трактовка событий, «овеществление» новости, повышенный интерес к деталям, нетипичным героям и нетипическим обстоятельствам.
Инфотейнмент базируется на традициях интеллектуальной «игры». Например, намеренное дробление новости на отдельные факты, образы, мнения, заставляет аудиторию самостоятельно выстраивать полную картину события на основе предоставленного журналистом набора отдельных деталей. Поэтому инфотейнмент представляет собой нечто большее, чем просто подача развлекательной информации. При этом игра, хоть и не осознается играющими как серьезное действие, способствует развитию человека.инфотейнмент, опираясь на игру, обращается к глубинным свойствам человеческой психики.
некоторые каналы, стараясь обойти конкурентов и собрать большую аудиторию, переводят свои информационные выпуски в весьма привлекательный для публики формат – инфотейнмент
особенности «Недели».
на рен-тв: Легкость, развлекательность репортажей «Недели» достигается за счет неявных аллюзий, ссылок на продукцию массовой культуры, широко известную массовому сознанию. Это могут быть парафразы названий кинофильмов: «кремлевский гамбит» обыгрывает название популярного фильма «Турецкий гамбит», а словосочетание «страна бухих» отсылает зрителя к кинокартине Валерия Тодоровского «Страна глухих». Подобные аллюзии, с одной стороны, привлекают внимание зрителя, с другой, реализуют гедонистическую функцию журналистского продукта – зритель, узнавший первоисточник, чувствует себя «посвященным», он отгадал предложенную журналистом шараду. Максимовская(ведущая) отнюдь не стремится всячески подчеркивать свою объективность и беспристрастность, в отличие от большинства ведущих информационных передач на российском телевидении. Поэтому в сюжетах программы активно используются разговорный стиль и вводные конструкции. Важную роль в «Неделе» играет деталь.
«Времена» («Первый канал») «Временам» свойственна интрига: в начале программы ставятся очень острые вопросы, привлекающие внимание зрителя. Познер старается по возможности разнообразить беседу различными афоризмами, пословицами, поговорками.. Важную роль в программе играет юмор, шутки ведущего. Для достижения комического эффекта Познер пользуется игрой слов.обращение к стереотипам массового сознания.