Становление телепублицистики. «Эстафета новостей» как главная информационная программа страны.

Становление телепублицистики. Первые попытки веления публицистического телерепортажа были предприняты в 1952-1953 гг. Передачи из Центрального Дома работников искусств и с промышленных выставок, развернутых тогда в Центральном парке культуры и отдыха г. Москвы, можно считать началом освоения телевидением достижений репортажного радиовещания и кинематографа. Исходя из этого, литературные работники телевидения стали готовить текст комментария, который во время передачи читал за кадром диктор. Конечно, тот факт, что читался текст, написанный заранее, не мог не отразиться на телерепортаже. Если для киноэкрана с его тщательно отобранным отмонтированным изображением отход от разговорности, «устности» в комментарии - вовсе не порок то для телеэкрана показывающего событие в момент его совершения, необходима живая речь, необходимо слово, творимое импровизационно».

22 марта 1951 г. Постановлением Совета Министров СССР была создана Центральная студия телевидения, впоследствии превратившаяся в Центральное телевидение СССР.

В 1954 г. на Центральном телевидении были образованы редакция литературно- драматического вещания, редакция музыкального вещания, редакция детского вещания и общественно-политическая редакция.

В новые редакции пришли работать впервые в практике телевидения- журналисты. Они принесли в телевидение опыт прессы и радиовешания. Решить задачу превращения телевидения в средство массовой информации можно было, только опираясь на принципы и традиции журналистики.

До 1954 г. не существовало продуманного плана публицистических передач, они включались в программы от случая к случаю. Не предпринималось даже попыток разделить публицистические программы по жанровым признакам, любая из них неопределенно называлась “тематическая передача”. \Общие с радиовещанием организационные рамки позволили распространить на телевидении, хотя по началу и ограниченно, информационные задачи, уже давно решаемые радиожурналистикой.

«В ноябре 1954 г. по столичному телевидению был передан очерк известного журналиста Е. Рябчикова. Он рассказывал о только что начавшемся строительстве каскада электростанций на Ангаре. Передача представляла собой монтаж кинокадров, макетов, схем, показ которых был объединен выступлением ведущего перед камерой и его же закадровым комментарием». Так впервые в телевизионный кадр вошел автор – журналист.

В начале 1957 г. накануне VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов были созданы новые редакции: Главная редакция программ для молодежи ЦТ и редакция “Последних известий” (ныне – Информационное телевизионное агентство – ИТА); а также кинопроизводство.

В 60-е годы дальнейшее совершенствование получила материально-техническая база телеинформации: редакции были оборудованы телетайпами, выросла сеть собственных корреспондентов, кинопроизводство получило новую технику. Телевизионная служба новостей стала успешно конкурировать с кинохроникой. Стала использоваться словесная форма сообщений, когда событие не удавалось зафиксировать на пленке. Телевизионной информации не доставало качества ансамбля, который создается отчетливой целенаправленностью содержания и гармоничностью сочетания жанров и стилей, какой свойствен хорошо поставленной газете или журналу»

Особый характер аудитории телевидения (ее массовость и рассредоточенность), особые условия восприятия (в миллионах домов одновременно) – важнейшие, решающие факторы, от которых зависят и функции, и формы, и методы вещания. Применение рубрик, циклов, серий, постоянных телепрограмм помогает, с одной стороны, дифференцировать аудиторию, с другой – стабилизировать интерес определенной ее части, как нельзя лучше отвечая специфике телевизионного вещания.

Наиболее удачные программы существовали на телеэкране более 40 лет. Это – «Кинопанорама», «Клуб путешественников», «Здоровье», «Музыкальный киоск» и некоторые другие.

В качестве характерного примера информационной публицистики 60-х годов рассмотрим еженедельное обозрение текущих событий «Эстафета новостей», впервые появившееся в эфире в декабре 1961 г.

В 1961-м году в эфир вышла программа «Эстафета новостей», еженедельная передача, и она была характерна тем, что в ней, в отличие от киношной информации, т. е. перечисления фактов, уже начиналась аналитическая, оценочная журналистика, рассказ не только о том, что случилось, но и почему случилось и какое это имеет значение. То был следующий, очень серьезный шаг в развитии экранной журналистики. И второе, а по своей новизне, может быть, и более важное обстоятельство, состояло в том, что появился первый постоянный ведущий – так сказать, первый телевизионный «колумнист» и фактически хозяин программы. А именно человек, который напрямую разговаривает с аудиторией. Зритель понимает, что мысли, которые озвучивает этот человек на экране, рождаются в тот самый момент, когда он их произносит. Таким первым постоянным ведущим стал Юрий Валерианович Фокин».

Прежде всего эта передача была рассчитана на самый тесный контакт с телезрителями. Она должна была использовать все преимущества прямого эфира. Одна из ее рубрик, включавшая репортажи с места события, так и называлась — «В эти минуты». Но репортажем дело не ограничивалось. «Эстафета» вбирала в себя разные жанры и формы телевизионной журналистики. Для нас имелся только один категорический запрет: избегать инсценировок и ложного пафоса. Этим руководствовались и сотрудники редакции и члены общественной редколлегии, которые вели отдельные страницы тележурнала. В гостиной «Эстафеты», как и в других рубриках передачи, происходили встречи с людьми, знакомство с которыми могло быть интересным и поучительным для широкого круга зрителей. И, конечно, «Эстафета» должна была чутко реагировать на веяния времени.

Родившись в рамках приложения к «Телевизионным новостям», новый журнал получил с 15 декабря постоянное место в вещательной сетке и стал регулярно, в течение почти десяти лет, выходить в эфир — сначала по четвергам, а затем по пятницам.

С первых же номеров тележурнала нас интересовали взгляды самых разных людей, как наших соотечественников, так и зарубежных гостей, на актуальные общественные события. Нас интересовала психология этих людей, их образ мысли.

Наши рекомендации