Тема 3. Понятие о массовых информационных потоках в журналистике.
(4 часа)
1. Понятие о массовой информации как средстве создания информационных продуктов.
2. Формы существования массовой информации (пассивная, непроизвольная и произвольная активность).
3. Планирование и выпуск массовых информационных потоков.
4. Журналист в структуре МИП.
5. Современные и традиционные каналы коммуникации и МИП.
6. Публицистическое творчество в структуре современных МИП.
Литература
Основная
1. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001.
2. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вуза. М., 2006.
3. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник. Ред.-сост. С.Г.Корконосенко. СПб.,2000.
4. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М., 2000.
5. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: Очерки теории и практики. Учебное пособие. М., 2007.
Дополнительная
1. Лазутина Г.В. Журналистика и массовые информационные потоки // Журналист. 1997. № 7. С.62-64.
2. Мельник Г.С. Масс-Медиа: психологические процессы и эффекты. СПб., 1996. Гл.1.
3. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. Гл.2. Журналистское произведение: тема, замысел, идея. С. 110-124.
4. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М, 2000. Гл.1 Идейно-тематическое своеобразие журналистских материалов. С. 63-78.
5. Основы творческой деятельности журналиста.
6. Социальная практика и журналистский текст. Под ред. Я.Н.Засурского; Е.П.Пронина. М.,1992. С. 18-22.
7. Черникова Е. В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2005. Раздел 3. Журналистский материал: специфика темы, идеи, идеи. С. 205-219.
Тема 4. Система профессиональных обязанностей современного журналиста.
(4 часа)
1. Общая характеристика профессиональных обязанностей российского журналиста.
2.Деятельность журналиста по планированию массовых информационных потоков.
3.Виды организаторской работы в деятельности современного журналиста.
4. Редакторская работа журналиста в современных условиях цифровых технологий.
5. Участие журналиста в конструирование и выпуске готовых информационных продуктов.
6. Авторская работа журналиста как главная профессиональная обязанность работника СМИ.
7. Выполнение должностных и профессиональных обязанностей региональных журналистов ( на примере самарских СМИ ).
Литература
Основная
1. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. М., 2002.
2. Гуревич С.М. Газета: Вчера, сегодня, завтра. М., 2004.
3. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. СПб., 2004.
4. Лазутина Г.В. Технология и методика журналистского творчества. М., 1988.
5. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2006.
6. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2002.
7. Свитич Л.Г. Профессия: журналист. М., 2000.
8. Свитич Л.Г. Введение специальность. Профессия: журналист.Учебное пособие. М., 2007.
Дополнительная
1. Гуревич С.М. Основы научной организации журналистского труда. М., 1998.
2. Засурский Я.Н. Рабочая книга редактора районной газеты. М., 1991.
3. Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Журналист: социологические и социопсихологические исследования. М., 1994.
Тема 5. Журналистское произведение в структуре МИП. (2 часа)
1. Специфика создания и бытования журналистского произведения. Актуальный текст массовой информации.
2. Журналистское произведение как составной элемент МИП.
3. Функциональная направленность журналистского произведения (на примере текстов современных СМИ).
4. Тексты, составляющие самарские региональные МИП.
Литература:
Основная:
1. Грабельников С. М. Организация и производство журналистских текстов. М., 1987.
2. Лазутина Г. В. Технология и методика журналистского творчества: Методические указания. М., 1988;
3.Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007.
4.Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. Учебное пособие. М., Изд-во МГУ, 2000.
5.Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: Очерки теории и практики: Учебное пособие. М., 2007.
Дополнительная :
1.
Семестр
Тема 1. Журналистское произведение как особый тип современного медиа-текста ( 4 часа)
1. Проблемы изучения текста в гуманитарных науках.
2. Понятие о журналистском тексте как коммуникативной единице.
3. Процесс текстовой деятельности журналиста: от реального события до медиа-текста.
4. Интертекстуальность как способ создания выразительности современного журналистского текста.
5. Приемы интертекстуальности в практике самарских журналистов.
Литература
Основная
1. Валгина Н.С. Теория текста. Учебное пособие. М ., 2003.
2. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. СПб., 2004.
3. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. СПб.,1999.
4. Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры(динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века). СПб., 2002.
Дополнительная
1. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.
2. Гальперин И.Р. О понятии «текст» // Вопросы языкознания. 1974. №6
3. Каменская О.Л. Текст и коммуникация. М., 1990.
4. Мисонжников Б.Я. Феноменология текста. СПб., 2004.
Тема 2. Тема журналистского произведения (4 часа)
- Понятие о теме как категории текстовой деятельности журналиста в научных разработках.
- Источники зарождения тем в современной практике журналиста.
- Выбор темы и вопросы профессиональной культуры журналиста.
- Проблема соотношения темы и замысла в творческой деятельности журналиста.
- Проявление творческой индивидуальности при выборе темы.
- Соотношение «факта», «ситуации» и «проблемы» в журналистском произведении.
- Своеобразие раскрытия одной и той же темы в печати, на радио и телевидении.
- Зависимость типа издания от тематической направленности СМИ ( на примеры городских газет Самары).
Литература
Основная
- Аграновский В.А. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. М., 2000. Гл. Замысел, факт, тема. С. 61-108. М., 1999.
- Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. СПб., 2004. Гл.2. Журналистское произведение: тема, замысел, идея. С. 110-124.
- Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000. Гл.1 Идейно-тематическое своеобразие журналистских материалов. С. 63-78.
- Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: Очерки теории и практики. Учебное пособие. М., 2007.
- Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста. М.. 2005. Раздел 3. Журналистский материал: специфика темы, идеи, идеи. С. 205-219.
Дополнительная
1. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник. СПб., 2000.
2. Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М., 2003.
Тема 3. Понятие идеи журналистского произведения.(4 часа)
- Общие признаки идеи в журналистском тексте.
- Структурные элементы идеи как логической конструкции журналистского текста.
- Соотношение «опорной» и «рабочей» идеи в журналистском произведении.
- Особенность выражение идеи в современной российской журналистике, зависимость от жанров и типов издания.
- Различие между «рабочей идеей» и средствами манипулятивного воздействия на аудиторию.
Литература
Основная
1. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. СПб., 2004. Гл.2. Журналистское произведение: тема, замысел, идея. С. 110-124.
2. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000. Гл.1 Идейно-тематическое своеобразие журналистских материалов. С. 63-78.
3. Основы творческой деятельности журналиста.
4. Социальная практика и журналистский текст. Под ред. Я.Н.Засурского; Е.П.Пронина. М.,1992. С. 18-22.
5. Черникова Е. В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2005. Раздел 3. Журналистский материал: специфика темы, идеи, идеи. С. 205-219.
Дополнительная
1. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник. СПб., 2000.
2. Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М., 2003.
Тема 4. Прагматические свойства журналистского текста (4 часа)
- Три аспекта текстовой деятельности журналиста (семантика, прагматика, синтактика).
- Понятие о прагматическом виде текста в современной журналистике.
- Специфика элементов «рабочей идеи» в прагматическом виде тексте.
- Особенность проявления авторской позиции в прагматическом тексте.
- Отличие прагматического типа текста в качественной прессе и массовой.
- Прагматические виды текста в самарских газетах и журналах.
ЛИТЕРАТУРА
- Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. СПб., 2004. Гл.6. Журналистское произведение в системе прагматических отношений. С. 390.
- Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. Позитивистское мышление и прагматический текст. М., 2003. С. 112-141.
- Мисонжников Б.Я. Отражение действительности в тексте // Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000.С.95-114.
Семестр
Тема 1. Структурно-композиционные особенности журналистского текста ( 4 часа)
1. Понятие структуры текста как научной категории в гуманитарных науках (М.М.Бахтин, Л.Г.Кайда Ю.М.Лотман, В.В.Виноградов.
2. Определение композиции в теории журналистики (классификации Т.А.Беневоленской, Л.Г.Майдановой, Е.П.Прохорова. Е.И.Пронина)
3. Соотношение и взаимосвязь монтажа, композиции и архитектоники в любом типе текста.
4. Зависимость структуры и композиции публицистического текста от жанра журналистики.
Основная
1. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001.
2. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. Учебник. М, 2004.
3. Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста. Красноярск, 1973.
4. Основы творческой деятельности журналиста. Учебник. Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000.
5. Самарцев Творческая деятельность журналиста: Очерки теории и практики. Учебное пособие. М., 2007.
6. Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста. Учебное пособие. М., 2005.
Дополнительная
1. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
2. Беневоленская Т.А. Композиция газетного очерка. Пособие по спецкурсу. М., 1975.
3. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1981.
4. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. М., 1980.
5. Кайда Л.Г. Композиционный анализ художественного текста. М., 2000.
6. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.
7. Красноярова О.В. Структура журналистского текста. Учебное пособие. Иркутск, 2002.
8. Лотман Ю.М Структура художественного текста. М., 1970.
9. Лотман Ю.М. Текст как семиотическая проблема // Избранные статьи. Т. 1.
10. Майданова Л. М. Структура и композиция газетного текста. Красноярск, 1987.
11. Мисонжников Б.Я. Отражение действительности в тексте // Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000.
12. Пронин Е.П. Текстовые факторы эффективности журналистского воздействия. М., 1981.
13. Пронин Е.И. Разомкнутый текст // Социальная практика и журналистский текст/ Под ред. Я.Н. Засурского, Е. Пронина. М., 1992.
14. Феллер М.Д. Структура произведения. М., 1981.
15. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999
Тема 2. ЭВС в журналистском произведении (4 часа)
1.Понятие о выразительных средствах журналистского произведения.
2.Способы работы журналиста с фактами в журналистском тексте.
3.Фактологический ряд ЭВС, механизм превращения фактов действительности в факты текста.
4.Констатация как основной метод подачи факта в информационных жанрах.
5.Репортажное и реконструктивное описание факта в журналистском произведении.
6.Повествование как способ работы с фактами в журналистском тексте.
7.Характеристика, объяснение и рассуждение как способ подачи факта в журналистском тексте.
8.Типизация как метод подачи фактов в публицистическом тексте.
Литература:
1.Горохов В. М. Методы журналистского творчества. М., МГУ, 1982.
2. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста.
3. Ким.М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2004.
4. Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. Корконосенко С. Г. СПб, 2000.
5. Пронин Е.И. Выразительные средства журналистики. М., 1980.
Тема 3. Структурно-композиционные особенности построения информационных газетных жанров (2 часа)
- Реализация принципа «перевернутой пирамиды» в жанре заметки.
- Какие структурные элементы можно выделить в заметке, как они между собой соотносятся?
- Какие виды ЛИДА встречаются в жанре заметки (по классификации Шостак и Воскобойникова), от чего зависит выбор характера ЛИДА?
- Как происходит отбор и компоновка фактов при создании жанра репортажа?
Тема 4. Образный ряд в журналистском тексте. (4 часа).
1. Какие элементы включает в себя образный ряд ЭВС?
2. Образ как выражение основной мысли произведения.
3. Нормативы: их цели и возможности использования в журналистском тексте (приведите примеры).
4. Образ как прием полемического заострения фактов.
5. Проявление творческой индивидуальности журналиста при использовании выразительных средств и нормативов (на конкретных примерах).
6. Особенности использования образов и нормативов различных жанрах.
7. Образный ряд ЭВС в различных типах СМИ (на конкретных примерах),
Литература
Основная:
1. Дзялошинский И. M. Творческая индивидуальность в журналистике, М., 1984
2. Лазутина Г. В. Технология и методика журналистского творчества: Методические указания. М., 1988
3. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007.
4. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: Очерки теории и практики: Учебное пособие. М., 2007.
Дополнительная:
1. Красноярова О.В. Структура журналистского текста: Учебное пособие. Иркутск, 2002.
Тема 5. Профессиональная оценка журналистского текста. (4 часа).
1. Основные критерии профессиональной оценки журналистского текста.
2. Образность как один их критериев оценки мастерства журналиста.
3. Методика анализа текстов различных жанров (на конкретных примерах).
4. Способы выявления основных характеристик текста.
5. Проанализируйте тексты, предложенные преподавателем.
Литература
Основная:
Не знаю, какую лучше литературу сюда вставить. И не очень уверена в заданиях. Может быть предложите формулировки получше или придумаете ещё вопрос.
Тема: Анализ и обсуждение книги Д.Рэнделла «Универсальный журналист». Коллоквиум (2 часа)
Вопросы:
1. В чем автор книги Д.Рэнделл видит сложность композиционного построения журналистского произведения?
2. Есть ли, по мнению автора, зависимость между композицией и жанром журналистского текста и как решается эта проблема?
3. Какие рекомендации по композиции текста предлагает автор книги «Универсальный журналист»?
Литература
Рэндалл Д. Универсальный журналист. М.-В. Новгород, 1996; СПб., 1999.
Семестр 16 часов
Тема 1. Методология журналистского творчества ( 2 часа)
- Общенаучная и культурологическая интерпретация понятий «способ деятельности» и «метод деятельности».
- Взаимодействие методов творческий деятельности как важнейший принцип творчества.
Литература
Основная
Горохов В. М. Методы журналистского творчества. М., МГУ, 1982.
Тема 2. Познавательная деятельность современного журналиста (2 часа)
1. Характер, цели и задачи познавательной деятельности современного журналиста (методы получения сведений и методы постижения сути).
2. Сбор фактов как важнейший этап познавательной деятельности журналиста.
3. Журналистское исследование и журналистское расследование: целевые познавательные задачи журналиста.
Составьте и представьте аудитории собственную схему познавательной деятельности журналиста при написании материалов различной тематики. Научно обоснуйте.
4.
5. Проанализируйте заранее подготовленные журналистские тексты с точки зрения познавательной деятельности автора.
Литература
Основная
Журналист в поисках информации: Сборник материалов для работников СМИ и будущих журналистов / Под ред. А.К.Симонова. М., 2004.
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. Учебник для вузов. М., 2006.
Тертычный А.А. Расследовательская журналистика. Учебное пособие для вузов. М.. 2002.
Дополнительная
Тема 3 Профессиональная культура журналиста и работа с источниками информации (2 часа)
1. Типы источников информации и методы работы с ними.
2. Проблема доступа к информации. Социальные институты как источники информации.
3. Документ как один из основных источников информации для журналиста. Типы документов.
4. Морально-этические проблемы, возникающие при получении и дальнейшем использовании информации.
Литература
Основная :
- Воскобойников В.С., Юрьев В.К. Журналист и информация. М., 1993
- Грабельников С. М. Организация и производство журналистских текстов. М., 1987.
- Ким М.Н. От замысла к воплощению: Технология подготовки журналистского произведения. СПб., 1999;
- Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. 2001.
5. Колосов Г. В., Худякова Э.А. Журналистский творческий процесс (предварительное накопление материала). Воронеж, 1984;
6. Колосов Г. В., Худякова Э.А. Журналистский творческий процесс: общая модель создания публицистического выступления. Воронеж, 1984;
7. Колосов Г. В., Худякова Э.А. Технология журналистского творчества. М., 1991.
8. Лазутина Г. В. Технология и методика журналистского творчества: Методические указания. М., 1988;
9. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007.
10. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2006.
11. Свитич Л.Г. Введение в специальность: Профессия: журналист.Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. М., 2007.
Дополнительная:
- Аграновский В.А. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. М., 1999.
2. Дмитриев Л.А. Искусство информации Ч. 1 и 2. М., 1996.
3. Журналист в поисках информации: Сборник материалов для работников СМИ и будущих журналистов. / Под ред. А.К. Симонова. – 5-е изд., испр. и доп. М., 2004.
4. Солнцева Т.В. Вторая древнейшая, или Как стать акулой пера. М., 2006.
5. Теплюк В. М. Социальная ответственность журналиста. М., 1984.
6. Теплюк В.М. Журналист меняет профессию. Владивосток, 1990.
Тема 4. Беседа и интервью – важнейшие методы познавательной деятельности журналиста. (2 часа)
1. Роль диалоговых форм общения в журналистике как способе получения информации.
2. Своеобразие интервью как метода и жанра в практике современного журналиста.
3.Типология вопросов интервью как метода сбора информации.
4.Различные типы интервью ( по М.Н. Ким, Лукина)
Тема 5. Виды наблюдения в практической деятельности журналиста. (4 часа)
1.Характеристика наблюдения как традиционного эмпирического метода познавательной деятельности корреспондента.
2.Связь конкретных социологических исследований (КСИ) с эмпирическими методами получения сведений.
3.Разновидности наблюдения в работе современного журналиста.
4.Метод включенного наблюдения и эксперимент: общее и различное в методах работы журналиста.
5.«Метод перемены профессии», «журналистская маска» - варианты познавательной деятельности журналиста, этические и правовые проблемы.
6. Целесообразность использования метода эксперимента в практике современных российских журналистов ( общенациональные и региональные издания).
Тема 6. Особенность работы журналиста с документальными источниками информации. ( 4 часа)
1. Важность документа как источника информации в работе журналиста.
2. Современные классификации документов как видов источников информации.
3. Методы работы журналиста с документальными источниками информации.
4. Профессиональные навыки, необходимые журналисту для работы с документами.
5. Проблема доступа к документу как источнику необходимой информации в практике зарубежных и российских журналистов.
Литература
Основная
1. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. СПб., 2004.
2. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. Учебник для вузов. М., 2004.
3. Основы творческой деятельности журналиста. Учебник / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000.
4. Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста. Учебное пособие М., 2005.
Тема 7.Современный газетно-журнальный заголовочный комплекс (2 часа)
1. Понятие о заголовке как структурном элементе публицистического текста.
2. Современные классификации заголовков в газетах и журналах.
3. Структурные элементы и функции заголовочного комплекса.
4. Зависимость выбора заголовка от типа издания ( концепция издания, характер аудитории и т.д.)
Литература
Основная
1. Блисковский Э. Д. Муки заголовка. М., 1981.
2. Лазарева Э.А. Заголовок в газете. Свердловск. 1989.
3. Шостак М.И. Журналист и его произведение. М., 1998.
Дополнительная
Толкачев Е. В. Заголовок в газете. М., 1959.