Тенденции и особенности развития отечественных СМИ на рубеже XX -XXI веков

Ключевое событие – перестройка, распад СССР. Почему? Потому что появились такие вещи, как свобода слова (в перестроечные времена это называлось «гласность»), институт частной собственности (теперь владельцем СМИ могло быть частное лицо, а не только государство), разнообразие политической системы (до этого у нас была, по сути, одна партия – КПСС, а теперь появились всякие ЛДПР и прочие). Можно еще сказать, что наша экономика переходит от плановой к рыночной и теперь СМИ вынуждены так же жить по законам рынка, то есть теперь СМИ должны зарабатывать деньги сами и всякое такое. Но я хз как на отреагирует Панферова, так что это толко на ваш страх и риск.

В общем, все вышеперечисленное повлияло на развитие отечественных СМИ на рубеже ХХ-ХХI веков.

Теперь подробнее о тенденциях и особенностях

СВОБОДА ПЕЧАТИ:

В постсоветский период выяснилось, что свобода печати, прежде всего свобода от цензуры, еще не означает возможность всегда свободно выражать свои мысли и идеи.

Все более отчетливо выявляется экономическая сторона свободы печати. Для того чтобы газеты, журналы, радио и телевидение свободно функционировали, они должны опираться на здоровый экономический фундамент.

Правительственные СМИ к 1998 г.: «Российская газета», «Российские вести», «Россия», из электронных – телеканалы ОРТ, РТР, «Культура», «Радио 1», «Радио России», радиостанция «Маяк», а также информационные агентства «ИТАР-ТАСС», «РИА-Новости», «Интерфакс».

В этот период СМИ пытаются создать модель журналистики как «четвертой власти», журналистики, которая противостоит давлению властей и выступает в качестве оппозиции по отношению к власти, журналистики, которая представляет собой независимую силу.

В постсоветский период в газетном мире России произошли значительные типологические изменения: выпускаются как издания, отражающие точку зрения правительства и властных структур, так и издания, критикующие существующий режим. Как и в дооктябрьский период, постсоветская журналистика стала многопартийной. Уже в начале 1990-х годов появилось свыше тысячи газет и журналов разных политических направлений.

Наибольшую популярность и наибольший тираж в постсоветский период имеют газеты, не выражающие открыто своей партийной приверженности, стремящиеся к объективности, независимости своих суждений: «Аргументы и факты», «КоммерсантЪ», «Комсомольская правда»

КАЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ ПРЕССЫ:

Как и в советский период значительным количеством изданий представлена аграрная, женская и молодежная пресса. Самые значительные перемены произошли в прессе для детей и подростков. Единственная, издававшаяся в СССР «Пионерская правда» выходит в окружении многих газет, из которых следует выделить «Детскую деловую газету» и «Школьную роман-газету». Все больший размах в отечественной журналистике получают религиозные и философские издания.

ОСОБЕННОСТИ ЖУРНАЛИСТИКИ ЭПОХИ:

Появление газетно-журнальных издательских домов – одна из отличительных особенностей журналистики постсоветского периода, так как в рыночных условиях отдельному изданию не всегда удается выжить. Самыми первыми и наиболее крупными стали издательские дома «КоммерсантЪ»; «Экономика и жизнь». Крупнейшим в мире стал издательский дом газеты «Аргументы и факты». При «АиФ» издается около 30 приложений, в том числе «Здоровье», «Молодой», «Дочки-матери», «На даче», «Разбор», «АиФ. Суббота-Воскресенье» и др.

Кардинальные изменения произошли в региональной журналистике: административные центры всех уровней издают свои деловые, информационно-коммерческие, правозащитные, религиозные, литературно-художественные, спортивные, уфологические и многие другие газеты и журналы. Важное значение для налаживания утерянных связей и экономического возрождения на местах имеют межрегиональные издания: «Центральная Россия», издающаяся одновременно в восьми регионах российского Черноземья, «Приазовский край» и «Кавказский край», способствующие единению проживающих здесь народов.

Новыми радиостанциями пополнилась система радиовещания. Только в Москве в 1993 г. действовало свыше 20 частных радиостанций. В декабре 1993 г. создана радиостанция «Голос России», которая стала вести передачи для миллионов зарубежных слушателей на 38 языках. В 1992 году начался бурный рост вещательных организаций на территории России.

С увеличением числа телеканалов на ТВ все больше проявляют себя специализированные новости, освещающие события под определенным углом зрения: «Хорошие новости» на РТР, «Дорожный патруль» на ТВ-6. Появились «Народные новости» для домохозяек и пенсионеров: «Времечко» (ТВЦ), «Сегоднячко» (НТВ), а также сатирические новости: «Намедни» Л. Парфенова, «Итого» и «Куклы» В. Шендеровича.

ЛИЧНОСТЬ ЖУРНАЛИСТОВ:

Необходимо подчеркнуть, что решающее значение в борьбе за внимание зрителя приобретает такое качество, как профессиональное мастерство создателей, авторов, ведущих телепередач. Появляются новые информационно-аналитические программы. Таким образом, впервые в практике нашего телевидения, прежде отличавшегося лояльностью каналов по отношению друг к другу, соперничество (конкуренция) стало прямым и беспощадным.

Безусловно, самым важным событием в истории отечественной журналистики постсоветского периода стало относительно стремительное развитие в России Интернета. В середине 90-х годов в электронном исполнении появились газеты «Известия», «Аргументы и факты», «Экономика и жизнь», журнал «Огонек», представлявшие точную копию бумажного образца. В 1998 г. в русскоязычном Интернете насчитывалось уже свыше 700 периодических изданий, а к 2000 г. практически все периодические издания, радиостанции и телевизионные каналы заимели в Интернете свои сайты. Незаменимым средством обмена информацией стала электронная почта Интернета, позволяющая свободно общаться с собеседником из любого региона планеты. Открылась возможность мгновенной обратной связи, прямого участия каждого в информационном процессе.

Новый этап в развитии государства и средств массовой информации наступил в 1996 году во время президентской кампании. Теперь СМИ выступали в качестве инструмента борьбы на выборах. Современные информационно-аналитические программы имеют в своем арсенале целый ряд методов, с помощью которых им удается манипулировать массовым сознанием аудитории.

Наши рекомендации