Славянофильская журналистика 40-70-хх гг. XIX века: журналистская деятельность С.В. Киреевского, А.И.Кошелева, И.С.Аксакова
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО — общественное течение 1840-1860-х гг. 19 в., отстаивавшее идею национальной самобытности России.
Основатели: А.С. Хомяков и И.В. Киреевский.
В славянофильский кружок также входили П.В. Киреевский, К.С. Аксаков, И.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев, Д.А. Валуев, В.А. Панов, Ф.В. Чижов, А.Н. Попов и др.
Возникновение: славянофильский кружок возник после обсуждения рукописной статьи А.С. Хомяковым "О старом и новом". Она стала своего рода манифестом славянофилов. И.В. Киреевский отозвался на это выступление своей статьей "В ответ А.С. Хомякову".
Положения: славянофилы считали, что развитие России возможно лишь по пути, отличному от европейского. Самобытность России они видели в общинном устройстве деревни и в православии, которое, по их мнению, было истинным христианством. Русский человек в отличие от западного не заражен индивидуализмом и стяжательством. В будущем России предстояло воплотить в жизнь идеал общества, основанного на солидарности и христианском братстве. Для достижения этого идеала необходимо было восстановить на основе православия социальное и культурное единство русского народа, нарушенное реформами Петра I, и вернуть Россию на путь ее самобытного развития. Славянофилы призывали интеллигенцию к сближению с народом, изучению его языка и культуры. Славянофилы идеализировали допетровскую Русь, говорили о ее патриархальности, единении царя и народа. Но в то же время они считали необходимым развивать торговлю и промышленность, строить железные дороги, применять машины, открывать банки.
Славянофильские статьи начали появляться в журнале "Москвитянин", который редактировал М.П. Погодин, профессор истории Московского университета. Кроме того, кружок попытался ежегодно издавать "Московские сборники" со статьями, написанными в славянофильском духе. Но после выхода первого номера "Московский сборник" был запрещен, так как цензура усмотрела в его статьях опасные антиправительственные идеи. В 1856 г. начал выходить славянофильский журнал "Русская беседа" под редакцией A.И. Кошелева, который также пропагандировал идеи славянофилов.
Самарин, Кошелев, Черкасский были среди деятелей, которые готовили крестьянскую реформу. Они предлагали предоставить землю крестьянским общинам за выкуп.
КИРЕЕВСКИЙ
В 1832 г. Киреевский начинает выпускать журнал «Европеец». В первых двух номерах этого «журнала наук и словесности» публиковались произведения Жуковского и Баратынского, Н.М. Языкова и А.С. Хомякова. Основанием для запрета явилось мнение Николая I относительно статьи Киреевского, узревшего в слове «просвещение» свободу, в «деятельности разума» - революцию, а в «искусно отысканной середине» - конституцию.
Запрещение «Европейца» вызвало протест передовой общественности. В защиту И. Киреевского выступили Пушкин, П.А. Вяземский, П.Я. Чаадаев, В.А. Жуковский, бывший тогда воспитателем наследника царского престола. Но ничто не помогло.
Киреевский участвовал в тайном обществе, где читал не только немецких философов, но и французских либералов, а в декабре 1825 г. вместе с другими членами этого кружка учился верховой езде и фехтованию, чтобы революционные события не застали их врасплох.
Главная заслуга И.В. Киреевского в формировании славянофильского течения русской общественной мысли, состоит в нахождении исходного метода всей философской публицистики славянофилов. Им стал метод сравнительно-историческойтипологизации.
КОШЕЛЕВ
Кошелев Александр Иванович - мыслитель, публицист и общественный деятель. Родился в Москве. Происходил из старинного дворянского рода. С 40-х вошел в кружок славянофилов, куда его влекли давняя близость к Хомякову и братьям Киреевским, настойчивое стремление славянофилов к освобождению крестьян, верность православной традиции, тяга к философии и патристике.
В 1851—1852 выступил издателем славянофильского «Московского сборника». 1-й выпукс имел «успех громадный. Все поражены его честной физиономией и считают его дерзостью» (И. Аксаков).
Кошелев поместил в нем статью «Поездка русского земледельца в Англию на Всемирную выставку» (в ней экономически обосновывалась идея Хомякова о близости исконно русского и английского национального бытия). Продолжая деятельность журналиста, Кошелев издавал и редактировал журнал «Русская беседа» (ставший преемником «Московского сборника»), а в качестве прибавления к нему — журнал «Сельское благоустройство», составляемый из исторических, сельскохозяйственных и статических статей по вопросу об улучшении быта крестьян в России.
В предреформенную эпоху Кошелев стал видным общественным деятелем по крестьянскому вопросу. Участвовал в периодических изданиях, выпускавшихся на его средства, — «Беседе» и «Земстве», где поместил ряд публицистических статей, в которых критиковалась финансово-экономическая и внутриполитическая деятельность правительства.
Общественная позиция Кошелева, при сохранении верности славянофильским основам, отличалась непредвзятостью: радикально выступал по крестьянскому вопросу, защищал монархию «не иначе как при создании Земской думы» и в «резких выражениях» порицал «нынешний порядок правления в России» и «ее предержащие власти».
АКСАКОВ
Иван Сергеевич - русский публицист, поэт и общественный деятель. Вместе с братом К. С. Аксаковым и Ю. Ф. Самариным представлял т. н. “младших” славянофилов. В 1858 — 78 играл руководящую роль в Московском славянском комитете. В годы Русско-турецкой войны 1877 — 78 организовал кампанию в поддержку южных славян и получил огромную популярность. За речь Аксакова в славянском комитете во время Берлинского конгресса 1878, содержавшую резкую критику царской дипломатии, был выслан из Москвы, а славянский комитет закрыт. В 1870-80-е Аксаков связан с банками, был председателем совета Московского общества взаимного кредита. Редактировал славянофильские издания: “Московский сборник” (1840 -50-е), журнал “Русская беседа”, газеты “Парус”, “День” (1861-65), “Москва” (1867-68), “Русь” (1880-86).
И. С. Аксаков стоял на твердых православно-монархических позициях, отстаивая нерушимость русских национальных основ, традиций и идеалов. Выступал за общинно-артельное “народное производство” против насаждения западных экономических форм. Считал, что основой духовного возрождения человечества может стать союз славянских народов под руководством русского народа.