Социальная проблематика в современных СМИ.
В современной практике освещения социальной проблематики сформировалось следующими направлениями:
1. информационное сопровождение действий;
2. трэш ТВ – обращение к телесному, к потребностям;
3. журналистика социального действия или журналистика реальных возможностей
Социальные медиа не просто отображают реальность, различные мнения, существующие в обществе, отношения между людьми и социальными группами, но и стремятся оказать на отображаемую действительность позитивное влияние. Присущие масс-медиа подходы и технологии, ориентированны на активизацию конструктивных сил общества для преодоления социальных проблем.
Специфика социальной проблематики как предмета отражения в масс-медиа привлекает внимание исследователей лишь последние годы. Основой зачастую является освещение наиболее очевидных социальных аномалий (таких как преступность, беспризорность, наркомания). Социальная проблематика изучается как в тематическом, так и в коммуникативном, функциональном аспекте. В действительности предметный потенциал социальной сферы в масс-медиа огромен. Это и отдельные сегменты социальной сферы с их постоянноменяющейся актуальной проблематикой и становлением современных институтов, и общественная экспертиза новых законов, решений, и интересы разных социальных, национальных, возрастных, профессиональных групп, и неисчерпаемая проблематика отдельной человеческой личности; это различные уровни восприятия и обобщения. Факты и ситуации, судьбы и характеры, явления, события, процессы – словом, актуальная, оперативная и конкретная информация о структурном и функциональном состоянии общества и отдельных его групп, поддерживающая баланс интересов, о социальной динамике и характере ее протекания, позволяющая своевременно предотвратить кризисное развитие.
Полноценная социальная сфера в масс-медиа включает в себя:
1. отражение проблем социальной сферы в ее связях с другими сферами
общественной жизни;
2. анализ любой информации с позиций общественного большинства и
в интересах развития всего общества;
3. использование профессиональных ресурсов, формирующих
своеобразие социальной журналистики;
4. вовлечение в информационный обмен самих граждан.
Традиционно общество разделяют на четыре основные сферы: политическую, экономическую, социальную, духовную. Каждая из них специфична. Собственно, социальная сфера определяет предметное своеобразие социальной журналистики, прежде всего ее тематические особенности: проблемы труда, образования, социальной защиты, межнациональных отношений, социальной инфраструктуры и т.д. Социальная направленность в масс-медиа обществу нужна, она будет развиваться и она не только не теряет своих позиций, а напротив, раскрывает свой творческий потенциал. Являясь по определению важнейшим объектом журналистской деятельности, социальная сфера с присущими ей характеристиками:
1. относительной самостоятельностью;
2. целостностью;
3. функциональностью;
4. инерционностью;
5. персонифицированностью
формирует определенные условия и подходы к освещению социальной направленности в масс-медиа.
Социальная сфера предоставляет немало информационных поводов для масс–медиа. В зависимости от того, насколько реализованной оказывается ее функциональная специфика, мы наблюдаем «объектный» и «предметный» принцип освещения.
Объектный – предполагает отстраненное наблюдение за объектом, который остается при этом для публики «вещью в себе». Характерными показателями объектного отражения являются спорадичность, фрагментарность, односторонность сообщений, отсутствие реального адресата и целевой направленности.
Предметный – характеризуется последовательностью, целостностью, всесторонностью, адресностью и целевой направленностью сообщений.
Социальные СМИ отображают действительность, информируя аудиторию о происходящих событиях, дает возможность обменяться мнениями по различным поводам, особым образом участвуют в регулировании отношений между людьми и социальными общностями, стремясь позитивно повлиять как на сами эти отношения, так и на социальные структуры, управляющие различными сферами общественной жизни.
Масс – медиа как сфера социальной деятельности формирует основы цивилизованного общества, способствует решению социальных проблем, помогает людям принимать компетентные решения на основе достоверной оперативной информации. Сегодня социальные СМИ развиваются в двух направлениях:
1. информируя, организовывая отдельные акции и помощь в конкретных ситуациях, будь то участие в судьбе социально беззащитного, обездоленного человека, или «полезная» для общественных организаций информация о проектной деятельности;
2. пытаясь смягчить общественные настроения, установки и нравы посредством привнесения идей милосердия, сострадания.
Социальные медиа обществу нужны, они будут развиваться. В стабильном обществе они не только не теряют своих позиций, а напротив, раскрывают свой потенциал. Масс – медиа как важный ресурс социальной сферы способствует ориентации людей в многофакторной реальности.